Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропологический материализм Л.Фейербаха




Представителем материализма в немецкой классической философии является Людвиг Фейербах (1804-1872). Он родился в семье юриста. Хотел стать богословом. В Берлине слушал лекции Гегеля. Преподавал, но был уволен. С 1830 г. вел уединенную жизнь. В революции участия не принимал. В 1870 г. стал социал-демократом. Его главный труд — «Сущность христианства» (1841).

Фейербах подверг критике Гегеля за идеализм. По Фейербаху, не может быть объективного мышления, абсолютной идеи, не зависимой от человека. Реальный субъект разума — человек. Мыслит лишь человек. Он продукт природы. Науки, особенно физиология, вскрывают неразрывную связь мышления с материальными процессами в организме человека. Отсюда, человек и природа — единственный, универсальный, высший предмет философии. У Фейербаха философия превращается в антропологию.

Но почему же тогда существуют различные философские представления, религии, откуда они берутся? В общественном сознании Фейербах видит отражение сущности человека. Например, в религии он видит не страх и фантазии людей, а естественные стремления, надежды, идеалы человека. Религия обладает реальным содержанием, а не является просто иллюзией, бессмыслицей. Но религия не прирожденное свойство человека, иначе должен быть орган суеверия. Существование религии предполагает способность к абстрактному мышлению, к воображению, чего нет у животных. Религия — это вера в объективное существование сфантазированных свойств, связей в обществе. В образе Бога гипостазированы (гипостазировать — придать существование) разум, могущество, благо. Сущность религии — человеческое сердце. Человек верит, потому что хочет быть счастливым. Истинной сущностью религии Фейербах объявляет любовь. То есть любовь — религиозное чувство. Она же и сущность жизни, решающая сила общественного и нравственного прогресса.

Антропологически он объясняет и религиозные догматы. Земная жизнь не устраивает человека, поэтому он создает себе другой мир. Например, тайна Троицы — это тайна семейной жизни людей, божественный промысел — это мистифицированное сознание человека в своем отличии от животных.

Понятия «бытие», «природа», «материя», «действительность» у Фейербаха обозначают одно и то же. Природа вечна и бесконечна в пространстве. Пространство и время неотделимы от природы. Нет ничего потустороннего, природа не имеет двойного существования. У природы нет ни начала, ни конца, все во взаимодействии, все относительно, все есть и действие, и причина.

Диалектику Гегеля Фейербах не принял. В познании он сенсуалист. Он считает, что чувства не обманывают, благодаря им и возможно познание. Истинность проверяется чувственными данными, чувственное созерцание — критерий мышления. Он отрицает существование принципиально не воспринимаемых объектов.

Вопросы для повторения:

  1. Почему второй период развития философии Иммануила Канта (с 70-х гг.) называют критическим?
  2. По Канту принципиальная непознаваемость вещей самих по себе не запрещает существования достоверного знания. О чем это знание?
  3. Со времени Ф. Бэкона и Р. Декарта все были убеждены, что существует два достоверных способа пополнения знаний — индукция и дедукция. За что их критикует Кант?
  4. Если апостериорные синтетические суждения не дают достоверного знания, то все естествознание недостоверно? Разве не на опыте оно построено? Как отвечает на этот вопрос Кант?
  5. Если не индукция и не дедукция, то что же может быть в основании достоверного знания? Какими суждениями оно может быть выражено?
  6. Возможны ли априорные синтетические суждения, о которых говорит Кант?
  7. Дает ли, по Канту, приращение нового знания математика, которая вся, по нашему мнению, основана на дедукции?
  8. Как же может быть достоверным естествознание, если все выводы, в чем мы все уверены, делаются на основе опыта?
  9. Дает ли, по Канту, разум достоверное знание?
  10. Чем отличаются, по Канту, рассудок и разум?
  11. По Канту, есть вещи сами по себе и сеть явлениято чем нам они являются. А что представляет собой человек?
  12. Как же должен поступать человек, если разум ему дает противоречивые ответы?
  13. У категорического императива существует вторая формулировка. Какая?
  14. По Канту, нравственность существует, потому что люди не могут ни доказать, ни опровергнуть существование Бога. Почему не было бы нравственности, если бы люди могли доказать или опровергнуть существование Бога?
  15. Что больше всего удивляет и восхищает Канта?
  16. Объясните на примере радуги, где Я, где не-Я, где Я (тождественное самосознанию).
  17. Какую проблему, поставленную Кантом, решает Шеллинг, провозгласив тождество духа и природы?
  18. Шеллинг показывает стадии развития противоположностей в природе. На первой ступени (например, магнетизм) противоположности внутри одного тела. Что это за противоположности?
  19. На второй ступени развития противоположностей в природе, по Шеллингу, противоположности разделяются и находятся на различных телах, например электричество. Что это за противоположности?
  20. На третьей ступени развития противоположностей в природе, по Шеллингу, сами тела абсолютно противоположны, а их взаимодействие ведет к неразличимости тел, например химизм. Что он имеет в виду?
  21. Какую проблему решал Шеллинг в своем учении о развитии противоположностей?
  22. Какаю проблему решает Шеллинг, развивая учение об интеллектуальной интуиции?
  23. Деятельность Я, по Шеллингу, распадается на теоретическую и практическую сферы. Как он их понимает?
  24. Почему Шеллинг так превозносит художественную деятельность?
  25. Каким назвал свой метод Гегель?
  26. За что Гегель критиковал Канта?
  27. За что Гегель критиковал Фихте?
  28. За что Гегель критиковал Шеллинга?
  29. На какие положения Канта опирался Гегель?
  30. На какие положения Фихте опирался Гегель?
  31. На какие положения Шеллинга опирался Гегель?
  32. О каком древнегреческом философе говорил Гегель, утверждая, что в свою философию он взял бы у него все положения без исключения?
  33. Почему у Гегеля мир разумен («Все действительное разумно»)?
  34. Почему у Гегеля все разумное должно стать действительностью («Все разумное действительно»)?
  35. По Гегелю, мышление человека и абсолютная идея развиваются диалектически. Как это происходит?
  36. Что означает у Гегеля понятие «объективный дух»?
  37. Что понимает Гегель под «хитростью мирового разума»?
  38. За что Фейербах критиковал Гегеля?
  39. Почему философию Фейербаха называют антропологическим материализмом?

 

Глава 6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.