КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Судьба русской философии в XX веке
Расцвет русской религиозно-философской мысли совпал с тем рубежом социального развития, когда рухнула монархия, а революционная идеология стремилась стать новой религией, отвергая тысячелетнюю традицию православия. Религиозные философы преследовались, многих арестовывали и осенью 1922 были высланы из страны выдающиеся мыслители: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, И.А. Ильин, Ф.А. Степун, И.И. Лапшин, П.А. Сорокин. Не случайно пароход, на котором плыли изгнанные, назвали «философским пароходом», хотя на нем были и экономисты, и писатели, и историки, и даже медики. Каждый высылаемый дал подписку о том, что самовольное возвращение на родину карается расстрелом. Высылка осуществлялась по постановлению коллегии ГПУ, основанием высылки стал не уголовный кодекс, а декрет ВЦИК. Это изгнание хотя и было трагедией пожизненной разлуки с Отчизной, но сохранило творчество русских философов. Оставшихся в России философов и богословов либо ожидала гибель в лагерях, как это случилось с П.А. Флоренским, либо господство одной идеологии вынуждало резко изменить характер публикаций (А.Ф. Лосев, например, чудом освободившись в 30-е годы из лагеря, написал немало книг по истории эстетики, но был лишен возможности высказываться по религиозно-философским вопросам). Философские исследования не были уничтожены, но оказывались стесненными. Ограничения сказались даже на философах, развивающих марксистскую логику и методологию (так испытал идеологические преследования Э.В. Ильенков — автор замечательных книг о диалектической логике). В советское время развивались историко-философские исследования (А.Ф. Лосев, В.Ф. Асмус и др.), диалектика и методология науки (Э.В. Ильенков, Г.С. Батищев, П.В. Копнин). В 60 — 70-е годы стали доступны труды Михаила Михайловича Бахтина, который возвратился из лагерей и развил идею диалогизма, творчества, эстетики, создав тем самым школу в философии и науке (выпускаются сборники «Бахтинология»). В академических и учебных аудиториях читал свои лекции философ сократовского типа Мераб Мамардашвили, эти лекции ныне издаются. Не угасали в нашей стране философско-психологические поиски, напомним о научных школах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова. Оживленно обсуждались, начиная с 60-х годов, философские проблемы естественных и гуманитарных наук. Русское зарубежье позволило осмыслить уроки революции, роль интеллигенции в ней. При встрече с реальным Западом русские философы стали яснее понимать значение русской духовности для спасения мировой культуры. Появилось немало книг о русских философах и писателях, опередивших европейскую мысль. Особенно глубоко исследовали творчество Достоевского, Пушкина, Гоголя, открывая через них противоречия и гармонию русской души. Крушение идеалов интеллигенции, уроки революции, выраженные еще в сборниках «Вехи» (1909) и «Из глубины» (написан в 1918 г., вышел в свет в 1921 г.), осмысливались в философско-религиозном журнале «Путь», который издавался в Париже с 1925 по 1940 годы под редакцией Н.А. Бердяева. В изгнании возникло несколько центров русской культуры, где существовали русские учебные заведения, академические организации, юридические институты, издательства: в Праге, Берлине, Белграде, Софии, Харбине. Особую роль в сохранении и развитии русского православия и русской религиозно-философской мысли сыграл Русский Богословский институт в Париже, открытый в 1925 году. Институт расположился в Сергиевском Подворье, названном в честь великого подвижника Преподобного Сергия Радонежского, благословившего в XIV веке Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. В Русском Богословском институте Парижа преподавали и печатали свои труды замечательные философы и богословы: Сергей Николаевич Булгаков, Василий Васильевич Зеньковский, Георгий Васильевич Флоровский, Антон Владимирович Карташев, Борис Петрович Вышеславцев, Георгий Петрович Федотов, Владимир Николаевич Ильин, архимандрит Киприан (Керн), эпизодические курсы читали Семен Людвигович Франк, Николай Онуфриевич Лосский, сотрудничал с институтом и Николай Александрович Бердяев. За каждым из названных и неназванных имен стоят фундаментальные исследования, оригинальные идеи. Этот пласт философской культуры стал в последние годы доступен отечественным читателям, изданы их избранные сочинения, начаты публикации собраний сочинений. Значительное внимание уделяли философы русского зарубежья философско-правовым вопросам, о которых скажем подробнее.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |