Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взгляды на потребностив Средние века и в эпоху Возрождения УСАТОВА




В период Средневековья (V-XIV вв.) в Европе господствовало глу­боко религиозное мировоззрение. Уже с IV в. (в России — с X в.) христианство превращается в официальную государственную идео­логию, и христианская церковь внедряет в сознание европейцев свою концепцию человека и его потребностей.

С точки зрения христианства, природа человека двойственна: в нем есть низменное земное (грешное, «тварное») и возвышенное, праведное небесное начало. Человек должен любить и бояться Бога, стремиться к спасению своей души и к совершенству, развивая в себе небесное, божественное начало. Влияние божественного начала на личность внешне выражается в ряде потребностей, которые возника­ют у праведника: строгое соблюдение церковных норм поведения, отказ от обогащения, совершение добрых дел и т. п. Земное, грешное начало исходит от дьявола и побуждает грешника к неповиновению церкви, к несправедливости, распутству и всем «смертным грехам» (см. § 3). Соответственно, разумными признаются потребности — прежде всего духовные и религиозные — которые ведут к праведной жизни, а неразумными, греховными — те, которые осуждаются цер­ковью и губят душу, превращая человека в грешника.

Крупнейший представитель патристики1, Августин Блаженный (354-430 гг.), обнаружил противоположные начала не только в чело­веческой личности, но и в обществе в целом. В знаменитой работе «О Граде Божьем» он трактует всю историю цивилизации чисто ре­лигиозно. Это история борьбы «града божьего» — христианской церк­ви—и «града земного» — противостоящей ей силе дьявола. Доброе божественное и злое дьявольское начата мобилизуют в человеке хо­рошие или злые черты, обращаясь к разным сторонам его личности.

1 Патристика - учение «отцов церкви», ранняя средневековая философия.

Как отмечалось в § 3, христианство стремилось воспитать в лю­дях умение анализировать, оценивать свои поступки (исповедь). Ре­зультатом такого анализа должна была стать способность избегать мыслей, влечений и тем более поступков, которые осуждались цер­ковным мировоззрением. Люди, подавившие в себе греховные влече­ния и потребности, объявлялись примером для подражания как пра­ведники и святые. Созданный христианством стандарт поведения людей и человеческих сообществ в целом требовал жесткого контроля над потребностями и управления ими. Подчиненность личности социальной общности с ее непримиримой религиозной идеологией могла сохраняться только при условии этого жесткого контроля над потребностями и путями их удовлетворения.

Однако даже в Средние века церковь была не в состоянии пол­ностью подчинить себе всю культуру, весь образ мыслей людей. По­этому в обществе возникали разные, даже противоположные пред­ставления о человеке, его поведении и потребностях. Рассмотрим эти противоположные подходы на примере средневековой России.

Как отмечает А. Ф. Замалеев1, русская православно-церковная концепция человека основывалась на трех главных постулатах:

1. Отрицание земного человека и пренебрежение его чувственно-плотским, «тварным» (т. е. сотворенным, материальным) бытием, осуждение любви к реальному миру. Согласно Феодосию Печерскому (1036-1074) и Нилу Сорскому (1433-1508), воспитание православного христианина должно основываться только на «бо­жественной истине», а земные, светские науки заслуживают стро­гого осуждения.

2. Одобрение таких черт характера, как «тихость» и «коснение» (медлительность, нерешительность, неисполнение). Любое дело должно делаться не торопясь, медленно, неспешно.

3. Своеобразное средневековое отношение к труду, «делам». Вера в Христа требовала, конечно, совершения добрых дел, но под «де­лами» понималась при этом не творческая преобразовательная деятельность человека (общественная активность, техническое творчество), а «малые дела» — посты, молитва и раздача мило­стыни. «Относительно же мирских дел (хозяйственных, торго­вых, ремесленных) церковь внушала убеждение, что человек не должен стремиться делать их быстро, прилагать какие бы то ни было дополнительные усилия. Если человек поступал иначе, ему приписывалось "тяжкое и звероподобное рвение", признаваемое не только греховным, но и губительным.

1 См.: Замалеев А. Ф. Человек в мировоззрении русского средневековья // Человек в зеркале наук. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. С. 96-106.

С чем связан такой подход к быстрой и умелой работе? Прежде всего, считалось, что таким образом нарушается богоустановленный этикет. Умелость, быстрота — свойства свободного, независимого че­ловека. Благодаря им он как бы выпадает из сферы провиденциаль­ного давления, утрачивает богопочтение. Поэтому православно-церковная антропология1 требовала от всякого человека "недоумения", веры в то, что без божественной помощи невозможно совершить ни­какое дело»2.

1 Антропология — учение о человеке.

2 ЗамалеевА. Ф. Человек в мировоззрении русского средневековья. Указ. изд. С. 99.

Как видим, средневековая идеология стремилась превратить веру и исполнение религиозных предписаний в первую жизненную потреб­ность человека. Все другие материальные и духовные нужды (труд, развитие личности, удовлетворение базовых потребностей) православ­ная церковь пыталась подчинить этому главному стремлению к пра­ведной богоугодной жизни.

Такой религиозной антропологии противостояла другая тенден­ция, подчеркивавшая ценность труда, человеческого разума, самостоя­тельности личности. Эта идея ярко выражена, например, в «Поуче­нии» великого князя Владимира Мономаха (1053-1125). В нем под­черкивается ценность, уникальность и неповторимость каждого от­дельного человека. В то же время всех людей объединяет, сплачивает природа и активное, деятельное отношение к миру. «Владимир Мо­номах отбрасывает христианский индивидуализм, ограниченный ве­рой в личное спасение, и заменяет его идеей общеполезного дела, служения земным интересам. Труд для него — высшее проявление богоугодности в человеке»3. Только труд и знание, а не вера и «ти­хость», возвышают личность, делают ее справедливой и сильной. Ана­логичные мысли о важности труда, знаний, земного назначения че­ловека позже развиваются в сборнике изречений и афоризмов «Пче­ла», в «Молении» Даниила Заточника и других популярных на Руси текстах.

3 Там же. С. 100.

Таким образом, утверждения о поголовной религиозности и бого­боязненности русского народа искажают историческую правду. На­ряду с официальной религиозной идеологией выдающиеся российские мыслители почти тысячу лет назад начали создавать по существу ан­тицерковную, еретическую концепцию человека, в чем-то созвучную с идеологией гуманизма и с представлениями современной науки. В этой концепции религиозные потребности и ценности не отрица­лись, но все же оттеснялись на второй план. Наиболее важными и требующими первоочередного удовлетворения признавались даже не простые базовые потребности, а потребности в познании, в труде, развитии личности и благе социальной общности (хотя их реализа­цию и считали угодной Богу). Признание потребности в активной деятельности предвосхищало мировоззрение эпохи капитализма и поз­же было широко использовано в протестантских религиях.

В Западной Европе коренной переворот во взглядах на человека и человеческие потребности происходит в эпоху Возрождения ( XIV - XVI вв.). Начиная с XIV в. в Италии формируется новое мировоз­зрение — гуманизм.

В наше время гуманизмом обычно называют хорошие, справедли­вые, «гуманные» отношения между людьми. Первоначальное значе­ние этого понятия было немного другое. В эпоху Возрождения под гуманизмом понимали интерес к человеку, изучение человека и его земных проблем, рассмотрение человека как центра мироздания. Гу­манизм (от слова homo — человек) противостоял старой средневеко­вой мировоззренческой традиции — теоцентризму (от teos — бог). С точки зрения теоцентризма, Бог — создатель и властитель мира, высшая ценность для людей. Все помыслы и силы человека должны направляться на служение Богу, спасение души, образцовое выпол­нение предписаний церкви. Земные, светские потребности и интере­сы греховны и вредны. С ними надо бороться, так как они отвлекают от ведения праведной, религиозной жизни. Феодальное общество создало и поддерживало специфическую систему ценностей, направ­ленную на сохранение неизменного состояния социального целого. Эта система требовала «заглушения», подавления многих человече­ских способностей и потребностей, которые пытались заместить дру­гими.

Капиталистические преобразования, начавшиеся в Европе в XIV в., заставили коренным образом переосмыслить представления о чело­веке. Гуманизм возникает потому, что буржуазное общество предъ­являет новые требования к личности. При капитализме добивается успеха не смиренный и «тихий», а активный и энергичный. Появля­ется спрос на образованную, активную личность, стремящуюся к про­явлению своих способностей и полному удовлетворению потребно­стей. Поэтому первые гуманисты создают новый идеал человека — это всесторонне развитая личность. Наиболее выдающиеся деятели этой эпохи — например Леонардо да Винчи (1452-1519) — сами бы­ли близки к этому идеалу.

В формировании гуманистического мировоззрения заметную роль сыграло изменение представлений о потребностях. Одними из пер­вых идеи гуманизма формулируют великие флорентийские поэты и писатели Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Боккаччо (1313-1375). В произведении Данте «Новая жизнь» и циклах сонетов Петрарки «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры» впервые дается глубочайший психологический анализ человеческих эмоций и чувств. Конечно, оба автора не были атеистами (Петрарка даже был католическим мо­нахом), а только стремились к гармонии земного и небесного начал. Тем не менее для традиционного религиозного мировоззрения лю­бовь Данте к Беатриче и Петрарки к Лауре — греховное чувство, от­влекающее от любви к Богу. Но с точки зрения двух великих поэтов неисчерпаемый мир земных чувств, переживаний и страстей — это и есть самое важное, самое ценное в человеческой жизни. Именно в этом посюстороннем мире человек должен жить, этот мир он должен чувствовать и понимать. Идея значимости земных чувств, потребно­стей и интересов подробно разрабатывается во всем искусстве Воз­рождения. В «Декамероне» Боккаччо проводится мысль о ценности всех земных человеческих потребностей и праве человека на их сво­бодное удовлетворение. «Декамерон» часто воспринимают как соб­рание пикантных историй о любовных похождениях и сексуальных отношениях, выходящих далеко за рамки дозволенного традицион­ной церковной моралью. Но за остроумными историями у Боккаччо скрывается более глубокое содержание — целая концепция человека. Рассказчики «Декамерона» симпатизируют активным и решитель­ным героям, не ждущим помощи от Бога и способным самостоятель­но выходить из самых сложных положений, в которые их ставит жизнь. Здесь уже в XIV в. предвосхищен идеал нового человека ка­питалистической эпохи. Он был воплощен писателями следующих столетий в образах таких сильных и энергичных оптимистов, как Лемуэль Гулливер у Джонатана Свифта и Робинзон Крузо у Даниеля Дефо, путешественники из «Таинственного острова» Жюля Верна. Перед освободившимся от средневековых традиций и предрассудков человеком открывается огромный мир новых потребностей, который он хочет строить сам по своему усмотрению.

В эпоху Раннего Возрождения итальянские гуманисты делали ак­цент на эгоцентризме, на свободе и ценности отдельной личности, хотя и понимали, что все члены общества связаны друг с другом. «Ведь даже если ты имеешь рядом с собой других сотоварищей, од­нако все создано ради каждого в отдельности, — излагал такой взгляд на мир Лоренцо Балла (1407-1457). — В чем ты сомневаешься? Не только небо, земля, море, но даже все люди и те, которых я назвал со­товарищами, созданы ради тебя, ради каждого в отдельности»1.

1 Балла Лоренцо. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М.: Наука, 1989. С. 236.

Поздние гуманисты столкнулись с необходимостью объяснить взаи­модействия людей в обществе, что неизбежно усложнило проблему потребностей. Так, создатель утопического социализма Томас Мор (1478-1535) в знаменитой «Утопии» рисует подробную картину гу­манного и справедливого общества, существующего на вымышленном острове. При этом английскому мыслителю пришлось разработать свою концепцию потребностей. Государство утопийцев заботится о каждом гражданине. Всем обеспечено полное удовлетворение на­сущных потребностей. Б Утопии нет частной собственности, поэто­му невозможно имущественное расслоение, и все люди имеют рав­ные (хотя и ограниченные) возможности для реализации вторичных, более сложных потребностей. Однако поддержание равновесия меж­ду личными и общественными интересами требует от граждан стро­гой дисциплины. За преступления утопийцы могут быть обращены в рабство, а некоторые проступки караются смертной казнью.

Другой крупный мыслитель эпохи Возрождения — флорентий­ский дипломат и ученый Николо Макиавелли (1469-1527) — счита­ется идеологом тоталитарных диктаторских режимов. Высшей цен­ностью в обществе он считал государство. Поэтому ради укрепления государства правитель может идти на любые преступления — все они имеют моральное оправдание. Концепция Макиавелли предпо­лагает абсолютный приоритет общественных потребностей над лич­ными. В последующие столетия такой подход — игнорирование по­требностей граждан под предлогом заботы о государстве в целом — часто использовался репрессивными политическими режимами.

В конце эпохи Возрождения формируется современный тип на­учного знания — экспериментальная наука. Проводятся медицинские и биологические исследования человеческого организма, позволив­шие глубже понять объективные потребности, зависящие от физиче­ской организации людей. Религиозно-мифологическое и художест­венное осмысление человеческих потребностей начинает постепенно дополняться научным.

В целом эпоха Возрождения действительно вернула интерес к ес­тественным, обусловленным природой и обществом потребностям человека. В этом она возрождает традицию античности. Начало капи­талистического преобразования европейской цивилизации раскрепо­стило человеческие потребности. Новый взгляд на них был закреплен в идеологии гуманизма. Быстрое развитие капитализма стимулиро­валось освобожденными старыми потребностями и многочисленны­ми новыми путями их удовлетворения, которые предлагало капита­листическое производство.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.