Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рутинные и творческие потребности




Помимо деления на биологические и социальные, материальные и духовные, индивидуальные и общественные, человеческие потреб­ности могут быть разделены на рутинные и творческие. Рутинные потребности состоят в потреблении, использовании уже произведен­ных предметов и услуг, причем давно устоявшимися методами, а твор­ческие — это потребности в создании новых материальных и духов­ных ценностей или в самостоятельном осмыслении и переработке уже познанного или созданного.

Эта группа потребностей не имеет общепризнанного названия. Так, с точки зрения философии их можно назвать потребностями в функционировании и в развитии, или потребительскими и креатив­ными. А. Маслоу делит потребности на дефицитарные (к ним отно­сятся простейшие, насущные) и бытийные (потребности в творческом развитии личности). Выделенные Э. Фроммом два модуса бытия — «иметь» и «быть» (см.: гл. 3, § 1) тоже выражают аналогичное разли­чие в системе потребностей. Модус обладания ориентирует на потре­бительство и удовлетворение только рутинных потребностей, модус бытия — на удовлетворение сложных творческих потребностей, свя­занных не с простым поддержанием физического существования и развлечениями, а с совершенствованием личности и общества в це­лом, с раскрытием творческих способностей людей.

В любом обществе существуют и удовлетворяются как рутинные, так и творческие потребности. Между ними устанавливается некий баланс. Если необходимость удовлетворения рутинных потребностей очевидна для всех (многие из них — насущные), то удовлетворение творческих потребностей до сих пор не стало общественной нормой и наталкивается на всевозможные трудности и специально установ­ленные барьеры. Описание фрустрации творческих потребностей можно найти в произведениях почти всех крупных писателей — например, когда их герои занимаются неинтересной, скучной работой, живут в окружении людей, которые их не понимают и не ценят и т. п. Широко распространено мнение, что существуют пределы разви­тия и удовлетворения материальных потребностей, так как все они якобы являются рутинными. Духовные потребности рассматривают­ся как творческие и поэтому не имеющие пределов. В самом деле, еще К. Маркс отмечал: «Определенные предметы могут быть потреб­лены и являются предметом потребности лишь до известной степе­ни; например, потребляется лишь определенное количество хлеба и т. д. Поэтому продукт в качестве потребительной стоимости имеет в себе самом некий предел, — а именно, предел существующей потреб­ности в нем...»1. Однако здесь идет речь только о сфере потребления и о базовых, рутинных потребностях. Человек же обладает потребно­стью в материальной творческой деятельности по преобразованию природы и общества. Вопреки мнению Гегеля, творчество не являет­ся прерогативой духа, сферой чисто духовной деятельности. Как уже отмечалось, вся ноосфера, или вторая природа, преобразуется не ду­ховной, а материальной деятельностью человека. Его потребности в материальной, созидательной, творческой деятельности не имеют границ. Неограниченные в своем развитии духовные потребности могут существовать именно на основе неограниченных материаль­ных потребностей общества в преобразовании мира. Поэтому зада­чей сервисной деятельности оказывается обслуживание не только рутинных потребностей в использовании уже существующих мате­риальных благ, но и творческих потребностей в их создании. Этим занимается, например, научный, образовательный, туристический и информационный сервис, а также некоторые виды сервиса, связан­ные с обслуживанием машин и оборудования.

1 Маркс К. Экономические рукописи 1857-1861 гг. (Первоначальный вариант «Капи­тала»). В 2-х ч. Ч. 1. М: Политиздат,1980. С. 385.

Взаимодействие рутинных и творческих потребностей имеет свои закономерности. Так, удовлетворение рутинных потребностей созда­ет необходимые, хотя и недостаточные условия для развития творче­ских. В истории цивилизации, по-видимому, происходит медленное повышение роли творческих потребностей. Так, классик теории ме­неджмента Питер Друкер обращает внимание на то, что в условиях современной экономики повышение производительности работни­ков умственного труда требует максимально творческого подхода к их деятельности. «Ответственность за производительность целиком возлагается на самого работника. Работники умственного труда должны сами собой управлять (они, так сказать, сами себе менеджеры). Им необходима независимость... Непрерывная инновационная дея­тельность должна стать неотъемлемой частью умственной работы и включаться в производственное задание работника умственного тру­да; он должен отвечать за внедрение нововведений... Работнику ум­ственного труда надо, с одной стороны, постоянно учиться, а с дру­гой — постоянно учить... Надо, чтобы работники умственного труда хотели работать на данную организацию и предпочитали этот вари­ант всем прочим возможностям»'.

1 Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Издательский дом «Вильямс», 2001, С. 190-191

Практика современного менеджмента, обобщенная в этих реко­мендациях, убедительно показывает: сама экономическая реальность постиндустриального общества делает востребованными творческие способности человека. Предпринимателю выгодно привлекать ра­ботников умственного труда с ярко выраженным творческим подхо­дом к работе. Все сформулированные П. Друкером рекомендации в полной мере относятся и к предприятиям службы сервиса. Она, как известно, входит в постиндустриальный сектор экономики. Однако повышение творческой составляющей в деятельности людей имеет и другие, более глубокие последствия для сервисной деятельности. Творческие работники предъявляют специфические требования к сфере услуг, связанные, например, с повышенной потребностью в знаниях и информации, со стремлением освободиться от рутинной работы в сфере быта, интереснее и содержательнее организовывать свой отдых и досуг. Изменения характера труда настолько глубоко изменяют личность, что за ними неизбежно следуют изменения по­требностей в сфере быта и услуг.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.