Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Элементы рыночной экономики




Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов составляющих рыночную систему.

Наиболее важными элементами выступаютпроизводители и потребители.Одни производят товары, другие просто его потребляют. Существует три основных субъекта рынка: домохозяйства, фирмы и правительство.

Домохозяйства (или потребители) - это самостоятельно хозяйствующая единица, состоящая из одного и более лиц, являющаяся собственником и поставщиком факторов производства, главной целью, которой является удовлетворение потребностей.

Фирма (предприятие) - это самостоятельно хозяйствующая единица, функционирующая с целью получения прибыли. Она является поставщиком товаров и услуг.

Домохозяйства и фирмы взаимодействуют на двух основных рынках - рынке ресурсов и рынке товаров и услуг. Домохозяйство предъявляет спрос на потребительские товары и услуги, являясь одновременно и поставщиком экономических ресурсов, а фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая в свою очередь потребительские товары и услуги.

Из схемы видно (рис. 2.1), что на рынке факторов производства домохозяйства выступают в роли продавцов, а фирмы в роли покупателей. Домохозяйства предлагают фирмам экономические ресурсы (1). Фирмы выплачивают домохозяйствам соответствующие доходы (2). На рынке товаров и услуг фирмы становятся продавцами, а домохозяйства покупателями. Фирмы предоставляют домохозяйствам произведенные ими товары (3), а домохозяйства приобретают у фирм товары (4). Таким образом, реальный поток товаров (по часовой стрелке) дополняется встречным денежным потоком доходов и расходов (против часовой стрелки).

Правительство представлено бюджетными организациями, целью которых является не получение прибыли, а государственное регулирование экономики.

Объектами рыночных отношений являются товар и деньги.Товар - это экономическое благо, произведенное для обмена. Товар должен быть не только изготовлен для других, но и продан другим людям, т.е. передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения.

Товар обладает двумя основными свойствами: потребительной стоимостью(полезностью), т.е. способностью товара удовлетворять ту или иную потребность человека; меновой стоимостью (ценностью), т.е. способностью обмениваться в определенных количественных соотношениях на другой товар.

Деньги - это особый товар, являющийся единым всеобщим эквивалентом и обладает абсолютной ликвидностью. Они помогаю сокращать трансакционные издержки, облегчая и ускоряя обмен.

Деньги выполняют пять функций: мера стоимости, средство обмена, средство накопления, средство платежа, мировые деньги.

Современное рыночное хозяйство использует три вида основных денег: товарные, символические, кредитные.

Важнейшим элементом рыночных отношений являютсяцены. Цены складываются в результате колебания спроса и предложения. Цена - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена (из определения видно, что цена связана с ценностью товара и проявляется как экономическая сущность только в условиях обмена товара на деньги или другой товар, т.е. вне рынка о цене говорить не приходится, цены устанавливает рынок).

Цены выполняют рядфункций: 1) измерительная; 2) информационная; 3) учетная,; 4) стимулирующая; 5) распределительная; 6) социальная.

Кроме перечисленных выше внутренних функций, реализуемых в пределах хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

Не менее важными составляющими рыночной экономики являются спрос и предложение.При всей условности схемы кругооборота она отражает главное - в рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос.

«Душой» рынка является конкуренция. Конкуренция - это сложный механизм соперничества между участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли, продажи. А. Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.