Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство и проблема монополий




Ценовая дискриминация

Модель простой монополии построена исходя из допущения, что все единицы продукции продаваемые на протяжении определенного периода времени, реализуются по одной и той же цене. Такая ценовая политика является абсолютно неизбежной в любой ситуации, когда возможна перепродажа продукции. Однако не все фирмы вынуждены продавать все единицы продукции по одной цене. Есть фирмы, которые устанавливают разные цены для разных покупателей на один и тот же продукт. Если эта разница в ценах не связана с различиями в издержках фирмы, то можно говорить, что фирма осуществляет ценовую дискриминацию. Например, театр устанавливает разные цены для взрослых и детей. Это и есть ценовая дискриминация.

Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать все возможности для назна­чения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации мо­жет подвергаться как один и тот же покупатель, на­пример, в зависимости от закупаемого количества то­вара, так и разные покупатели.

 

Антимонопольная политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монополий.

Монополия сопряжена с целым букетом резко отрицательных последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы - монополиста мириться с высокими ценами, заставляют его соглашаться и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя.

Если запретить монополию, то мы получим продукцию, выпускаемую конкурентными фирмами с высоким уровнем издержек, а значит и цены. Монополия же установит очень высокие цены. Выход заключается во вмешательстве государства, которое может осуществляться двояко:

- заставить монопольного производителя производить в нужном объеме и не допустить монопольного повышения цен;

- либо ввести государственную собственность.

А каковы издержки, которые несет общество от монопольной власти?

Во-первых, монополия может не стремиться минимизировать свои издержки. Все излишние расходы записываются в издержки, хотя надо отнести за счет прибыли.

Во-вторых, прибыль, полученная за счет монопольной цены, может быть направлена на защиту уже достигнутого положения. Например, фирма – монополист может расходовать достаточное количество денег на ведение судебных дел в целях охраны своих патентов. Также они могут содержать избыточные мощности, давая тем самым понять любому конкуренту, что действующая фирма способна начать войну цен в случае его проникновения в отрасль.

В-третьих, монополия создает избыточную концентрацию политической власти. В начальный период введения в действие антитрестовских законов президент Теодор Рузвельт вел судебное дело против гигантской компании «Нотерн Секьюритиз», принадлежавшей Дж.П.Моргану. Во время этой компании Морган обратился к президенту Соединенный Штатов со словами: «Если мы сделали что-то не так, то пошлите своего человека к моему человеку, и они смогут это уладить». В данном случае Морган ощущал себя равным президенту.

В-четвертых, использование монопольной власти может приводить к несправедливому перераспределению национального дохода.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.