Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 21. Основы теории налогообложения




 

Налоги в реальном налоговом механизме - безвозвратная, безэквивалентная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков в соответствии с Налоговым кодексом части их дохода с целью удовлетворения общественно необходимых потребностей. Наряду с налогами в структуре налоговой системы в конкретном пространстве и во времени определенное место занимают пошлины и сборы.

Пошлина - соответствующая обязательная плата за совершение государственными и иными органами юрисдикции действий в интересах заявителя.

Сбор - это платеж, устанавливаемый в рамках налогового законодательства органами местного самоуправления и зачисляемый в местный бюджет для финансирования муниципальных программ развития соответствующей территории.

Налогообложение формируется под давлением и комплексным воздействием экономики и политики и в реальной экономической жизни отражает уровень экономической и политической зрелости общества.

Устанавливая налоги, правительство пытается решить, каким образом собрать все необходимые ресурсы из домашних хозяйств и предприятий, которые вливаются в коллективное потребление и инвестиции. А средства, полученные от налогообложения, будут являться механизмом, с помощью которого реальные ресурсы трансформируются из частных благ в общественные.

Налоги взимаются не только с целью поступления денежных средств в государственную казну. Вводя налоги, увеличивая или уменьшая их, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать определенным видам и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров.

Налоги помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, регулировать количество денег в обращении.

Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и государственных ресурсов. Такое перераспределение средств осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, которые испытывают потребность в ресурсах, но ни в состоянии обеспечить ее из собственных источников.

Первоначально роль налогов сводилась только к реализации фискальных полномочий. Но в дальнейшем, с усложнением экономической деятельности и возникновением необходимости государственного регулирования, у государства появляются специфические экономические функции. Поэтому способы воздействия налогов на экономическую жизнь постепенно становились более разносторонними.

Налоги преимущественно взимаются в денежной форме, хотя в отдельных случаях существуют и натуральные налоги, уплачиваемые в виде продукта, товара. Налоги поступают частично в общегосударственный (федеральный), а частично в республиканские, областные, городские, местные бюджеты.

Налогами облагаются, с одной стороны, физические лица, граждане, получающие определенного вида доходы и имеющие подлежащие налогообложению имущественные ценности.

С другой стороны, налогами облагаются юридические лица, т.е. частные, акционерные, государственные предприятия и организации, фирмы, компании, словом, все, кто официально зарегистрирован как участник экономической, хозяйственной деятельности. А все, кто уплачивает налоги, называются налогоплательщиками.

Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции - фискальную, стимулирующую и регулирующую.

Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного централизованного взимания налогов, превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

Эта функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.

Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции налогов. В то же время достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста дохода производства позволяет государству получить больше средств.

Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее, а эффективное выполнение распределительной функции создает благоприятную социально-экономическую атмосферу для выполнения других функций налогов.

Все налоги содержат следующие элементы:

объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;

субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;

ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;

налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота – в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это – косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговом кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Формируя налоговую систему нужно исходить из ряда принципов. В законодательном порядке утверждаются все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов. Это позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента политики государства, имеющий силу закона, с одной стороны. А с другой стороны, защитить права налогоплательщика.

Можно выделить следующий принцип - множественность объектов налогообложения. Использование этого принципа при создании налоговых систем в большинстве стран объясняется тем, что таким образом удается расширить налогооблагаемое поле и, тем, что много «мелких» налогов психологически выдержать легче, чем один, но высокий.

Одним же из важных принципов налоговых систем является стабильность правил применения налогов. Это касается как порядка расчета и изъятия налогов, так и налоговых ставок. Правила и виды налогов могут и должны меняться с изменением экономических условий, но эти изменения должны быть по возможности крайне редким. Указанный принцип обеспечивает стабильность условий хозяйствования, дает возможность фирмам планировать свою деятельность, быть уверенными в своем экономическом и финансовом развитии. Делает привлекательными инвестиционные вложения, а также способствует экономическому росту как на уровне фирмы, так и всей экономики страны - стабильная система налогообложения.

Еще одним важным принципом формирования налоговой системы является ориентирование налоговой системы, а в ней - каждого налога на «свой» объект, что позволяет устранить двойное налогообложение.

В налоговой системе должна быть определена ответственность за уклонение от уплаты налогов.

И наконец, налоги должны быть разделены по уровням изъятия: федеральный, муниципальный (местный) и т.п.

В рационально построенной системе налогообложения соблюдение этих принципов становится очевидным. В настоящее время налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенной экономической ситуации.

Взаимосвязь между ставкой налогообложения и поступлениями в бюджет отражена в модели Лаффера.


ставка

налога

 

100%

 

 
 

 


Поступления в бюджет

 

Рис. 21.1 Модель Лаффера.

 

 

Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом в форме четырех положений, ставшими классическими принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали «аксиомами» налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени.

Современные принципы налогообложения таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Существует два основных вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.

В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.

Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоги являются обязательными платежами (взносами) в пользу государственной или муниципальной казны. Обязательный их характер определяется тем, что взносы осуществляются независимо от желания субъекта платежа (налогоплательщика). Однако это вовсе не означает, что каждый плательщик уплачивает все установленные государственные и местные налоги, ибо последние взимаются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Основным условием, порождающим для конкретного лица обязанность платить тот или иной предусмотренный законом налог, является наличие объекта налогообложения. Это – главный юридический факт, порождающий налоговую обязанность. И хотя такие обстоятельства связаны с волеизъявлением плательщика (получением дохода, реализацией товаров, владением имуществом и т.д.), в то же время физические лица и организации не создают их специально, для возникновения налогового правоотношения[5], напротив, как известно, у носителей налоговой обязанности имеется стремление, если не к уклонению от нее, то к максимально возможному снижению объема налогового платежа. Это настоятельно требует четкого и полного изложения в налоговом законодательстве тех самых условий и порядка, в соответствии с которыми взимаются налоги. И так, основное правовое значение объекта налогообложения заключается в том, что он порождает налоговые правоотношения и налоговую обязанность, является фактическим основанием для взимания налога. Именно поэтому налоги чаще всего получают свое наименование от объекта налогообложения (подоходный, на имущество, земельный и т.д.), что, впрочем, может быть нехарактерным для целевых налогов, наименование которых ничего не скажет об объекте (налог на пользователей автодорог). Законодательство в рамках налогового производства устанавливает необходимость учета объектов налогообложения, отражения их в соответствующих документах самим налогоплательщиком, налоговым агентом, либо налоговым органом.

Но объект налогообложения, кроме того, наряду с другим элементом налогового состава – ставкой налога, определяет также и объем налоговой обязанности (размер налогового платежа). Чем больше количественные характеристики (проявления) объекта налога, тем значительнее объем налоговой обязанности. В этом проявляется учет возможностей налогоплательщика, что в свою очередь выражает один из существенных признаков налогов (или принципов налогообложения).

Для целей налогообложения объект подлежит измерению. Единицей измерения могут избираться разные, например: доход – рубли или минимальный размер оплаты труда, транспортные средства – рубли (когда учитывается стоимость) или лошадиные силы (при учете мощности двигателя) и т.д. В результате формируется налогооблагаемая база, которая наряду со ставкой определяет размер налогового платежа.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и др. платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

В настоящее время налоговая система России уже содержит ряд методов и средств, являющихся приемлемой формой перераспределения средств в условиях рыночных отношений.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.

 

Вопросы для повторения.

1. Какие функции в современном мире выполняют налоги.

2. Какие виды налогов существуют в современной рыночной экономике.

3. Сформулируйте принципы налогообложения и охарактеризуйте основные элементы налоговой системы.


ТЕМА 22. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

 

Денежно-кредитная политика наряду с бюджетно-финансовой политикой является способом макроэкономического воздействия государства на экономику. Для понимания механизма денежно-кредитной политики необходим анализ теории денег и банковской системы.

Деньги - это совокупность активов, используемых при совершении сделок. Они служат мерой стоимости, средством обращения и средством сбережения. Важное значение для понимания сущности денег является понятие ликвидности. Последняя означает способность актива легко обмениваться на товары и услуги, поэтому наличные деньги обладают абсолютной ликвидностью. Другие активы, например, акций, облигаций, обладают меньшей ликвидностью. В зависимости от степени ликвидности в современной экономике развитых стран применяется целый набор показателей денежной массы, сгруппированных в так называемые денежные агрегаты (М0, Ml, M2,M3 и L). М1‑деньги в узком смысле, обслуживающие текущий оборот в наличной и безналичной форме.

Они состоят из: а) наличности: бумажные деньги и монеты; б) текущих (чековых) вкладов; в) NOW и ATS счетов. Деньги М1—это деньги, используемые в качестве средства платежа.

Концепция денег в расширенном смысле М2 отражает не только функцию денег как средства платежа, но и как средства накопления —в основном краткосрочного.

Деньги М2 включают: а) деньги М1; б) сберегательные счета и краткосрочные вклады. Деньги М2 —это текущие и оборотные деньги. Денежный агрегат М3 включает: а) деньги М2 и долгосрочные вклады. Концепция денег М3 отражает все функции денег —текущего обращения, краткосрочного оборотного обслуживания и долгосрочного инвестирования.

Если из денежного агрегата М3 вычесть М1 —мы получим так называемые «квазиденьги» (почти деньги). П.Самуэльсон их называет ликвидными активами.

Под ликвидностью понимается свойство, способность финансового средства превращаться в деньги М1. При определении ликвидности обычно учитывают, во-первых, время, за которое можно превратить данное финансовое средство в деньги, а во-вторых, затраты, связанные с таким превращением. Деньги М1 имеют 100% ликвидность.

Наличие всех денег в экономике называется предложением денег. Предложение денег контролирует государство. Спрос на деньги формируется во всех секторах экономики. Поэтому, чтобы определить, как достигается равновесие денежного рынка, необходимо понять, что определяет совокупный спрос на деньги.

Спрос на деньги вытекает из двух функций денег —быть средством обращения и средством сохранения богатства.

В первом случае деньги нужны для совершения сделок. В этом случае возникает так называемый трансакционный спрос. Любые сделки на рынке могут быть совершены с помощью денег. Покупки могут быть запланированными и незапланированными. Осознавая это, люди хранят у себя определенные суммы денег.

Во втором случае деньги нужны как средство для приобретения иных финансовых средств. Это спекулятивный спрос. Деньги сами по себе имеют крайне ограниченную возможность приносить доход. Стремление людей получить доход подталкивает их иметь облигации и акции. Деньги для этого нужны исключительно в спекулятивных целях —приобрести иные финансовые средства, когда цена на них упадет, и продать, когда цена на них поднимется.

Трансакционный спрос зависит от суммы цен товаров и от скорости оборота денег. Спекулятивный спрос, или спрос на ценные бумаги определяется их курсом. Курс зависит от ставки процента. Курс и ставка процента находятся в обратной зависимости. Чем выше ставка процента, тем ниже курс ценных бумаг и нужно меньше денег для их покупок. При уменьшении процента цена акции и облигаций начинает расти и это увеличивает потребность в деньгах.

Данная формула показывает, что если на рынке ценных бумаг их курс меняется в зависимости от конъюнктуры, это сказывается и на ставке банковского процента. Зависимость обратно пропорциональная: чем выше курс, тем ниже процент, при уменьшении курса ставка увеличивается.

Кредит представляет собой движение ссудного капитала, осуществляемое на принципах срочности, платности и возвратности. Срочность означает, что ссуда выдается на определенный, заранее оговоренный срок. Платность—что за нее надо платить. Возвратность означает, что собственником денег является и остается кредитор, заемщик получает лишь право пользования деньгами и после определенного срока должен их вернуть.

Функции кредита:

1. Кредит выполняет перераспределительную функцию. Благодаря ему, частные сбережения, прибыли предприятий, доходы государства и другие временно свободные денежные средства превращаются в ссудный капитал и направляются в прибыльные отрасли производства.

2. Кредит содействует экономии издержек обращения за счет роста безналичного оборота и ускорения оборота денежных потоков.

3. Кредит способствует концентрации и централизации капитала. При строительстве крупных предприятий недостающие финансовые средства можно получить у ссудных капиталистов.

Основные формы кредита:

Коммерческий кредит —это кредит, предоставляемый фирмами друг другу. Он предоставляется в товарной форме путем отсрочки платежа. Как правило, коммерческий кредит оформляется векселем. Вексель —это ценная бумага, представляющая собой обязательство векселедателя уплатить по наступлению срока определенную сумму денег владельцу векселя.

Ограниченность коммерческого кредита:

1. Предоставляется в товарной форме.

2.Предоставляется предприятиями, производящими средства производства их потребителям.

Банковский кредит —это кредит, предоставляемый банками в виде денежных ссуд. Они делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (более 5 лет). Эти кредиты могут обслуживать не только обращение товаров, но и накопление капитала.

Потребительский кредит—предоставляется частным лицам на срок до 3 лет при покупке, прежде всего, потребительских товаров длительного пользования. Например, продажа товаров с отсрочкой платежа или предоставление ссуды на потребительские нужды.

Другие формы кредита — ипотечный, государственный, международный. Кредитная система представляет собой разветвленную сеть валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики.

Главенствующее положение в кредитной системе занимает Центральный банк. Он несет ответственность за состояние денежного обращения в стране.

Центральный банк выполняет ряд важных функций, среди которых можно выделить:

— эмиссию банкнот;

— хранение государственных золото-валютных резервов;

— хранение резервного фонда других кредитных учреждений;

— денежно-кредитное регулирование экономики;

— кредитование коммерческих банков и осуществление кассового обслуживания государственных учреждений;

— проведение расчетов и переводных операций;

— контроль за деятельностью кредитных учреждений.

Помимо Центрального банка в кредитную систему входят коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые институты (пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные банки и т.д.).

Операции банка подразделяются на пассивные (привлечение временно свободных денежных средств) и активные (выгодное размещение привлеченных и собственных средств).

Основным источником банковских средств, которые могут предоставляться в виде ссуды, являются чековые и сберегательные депозиты (вклады). Вкладчиками могут выступать —физические и юридические лица. Они остаются собственниками этих средств и предоставляют их банкам в пользование под определенный процент.

Банки к полученным средствам добавляют свой собственный капитал и размещают его под проценты между различными активами. Это могут быть займы бизнесу и населению, приобретение ценных бумаг, приносящих проценты и т.д., и т.п. Выручка, полученная от предоставления займов, то есть процент, идет, прежде всего, на оплату издержек, связанных с превращением депозитов в ссуду (зарплата, приобретение компьютеров и т.д.), и на оплату процента вкладчикам. Оставшаяся после этих изъятий сумма является прибылью банка. С нее начисляются дивиденды держателям акций банка. Какая-то часть прибыли может идти на расширение деятельности банка.

Прибыль банка используется для выплаты дивидендов и для расширения банковской деятельности в пропорции, которая зависит от совета директоров банка. Платежеспособность банка —способность выполнять свои обязательства. Чтобы иметь возможность быть платежеспособным, величина активов банка должна, по меньшей мере, равняться его задолженности (пассивам).

Если банк желает иметь 100‑процентную платежеспособность, он не должен давать в ссуду ничего из размещенных в нем средств. Таким образом устраняется всякий риск, но в этом случае банк не получит никакой прибыли и не сможет оплатить свои издержки. Чтобы существовать, банк должен рисковать и давать денежные ссуды. Чем больше величина выданных ссуд, тем выше и прибыль и риск. Поэтому у банков есть определенный интерес в увеличении предоставляемой в ссуду суммы денег.

Вместе с тем любой банк должен всегда быть готовым оплатить подписанный его клиентом чек или вернуть весь его вклад. Иными словами, банк должен быть ликвидным. В противном случае банк потеряет доверие и вклады своих клиентов.

Банкиры во всем мире уже давно поняли, что, несмотря на необходимость ликвидности, ежедневные ликвидные фонды банка должны быть порядка 10% от общей суммы размещенных в нем средств (по теории вероятности, число клиентов, желающих снять деньги со счета, равно количеству клиентов, вкладывающих деньги).

В этой связи определенная часть любого депозита хранится в виде резерва. Остальная сумма может быть использована для предоставления кредитов. В настоящее время величина банковского резерва является объектом государственного регулирования.

Иная ситуация складывается, когда банк предоставляет деньги в заем. Каждый раз, предоставляя ссуду, банк увеличивает предложение денег.

 

Мs = 1/rr * D, где

Мs – предложение денег;

1/rr – банковский мультипликатор, где rr – норма банковских резервов;

D – первоначальный вклад.

В реальной действительности величина банковского мультипликатора ниже теоретической. Объясняется это тем, что потребители обычно вкладывают не все имеющиеся у них деньги в банк, а оставляют часть денег (по оценкам до 30%) на совершение текущих или незапланированных покупок.

Кредитная система призвана аккумулировать временно свободные денежные средства и предоставлять их тем, кому эти средства необходимы, например, инвесторам. В этой взаимосвязи соответствующие институты выступают в форме финансовых посредников. Их обычно подразделяют на три обширные группы:

1) депозитные,

2) контрольно-сберегательные,

3) инвестиционные.

1. Как пример финансового института депозитного типа можно взять коммерческие банки. Пассивы коммерческих банков, как правило, образуются из текущих вкладов (чековых) и сберегательных счетов. Активы могут быть распределены самым разнообразным образом: займы бизнесу, покупка облигаций, кредиты потребителям и т.д.

2. Финансовые институты контрактно-сберегательного типа привлекают средства на основе различных взносов в соответствии с долговременными контрактами, заключенными между клиентами и финансовой организацией. К ним относятся компании страхования жизни, имущества и различные пенсионные фонды.

3. Финансовые институты инвестиционного типа. К ним относятся, например, инвестиционные компании закрытого типа и трастфонды.

Первые привлекают денежные средства путем выпуска собственных акций и облигаций. Полученные деньги вкладывают в акции корпорации.

Вторые создаются с целью управления по доверенности имуществом и ценными бумагами отдельных лиц или организации.

Для того, чтобы провести анализ влияния колебании денежной массы на экономическое развитие, необходимо установить связь между показателями количества денег и другими ключевыми экономическими переменными. Эта связь может быть представлена в виде следующего уравнения, получившим название уравнения количественной теории денег:

MxV = Р х Т

где, М-количество денег, V-скорость обращения денег, Р - цена по которой совершается сделка, Т - общее число сделок.

Однако, экономисты пользуются несколько модифицированной формулой и вместо количества совершенных сделок применяют величину совокупного объема производства Y. Тогда уравнение количественной теории денег может быть записано в следующем виде:

М х V = Р х Y

В данной формуле Р - дефлятор ВНП, Y - реальный ВНП, а PxY-номинальный ВНП.

Из данного уравнения видно, что любое изменение количества денег должно приводить к соответствующим изменениям уровня цен, объема производства и скорости обращения. Возможность влияния количества денег на основные макроэкономические переменные используется как один из инструментов государственного регулирования экономики.

Модель предложения денег при частичном банковском резервировании. включает следующие переменные.

Денежная база (MB)., которая включает сумму наличных денег в руках у населения (С) и в резервах банков (R). Иначе говоря

MB=R+C.

Норма резервов (rr) - доля банковских вкладов, помещенных в резервы, т.е. rr = R/D, где D - средства на текущих счетах.

Коэффициент депонирования (сr).- отношение наличности С к средствам на текущих счетах, т.е.

сг= С/D.

Данный коэффициент характеризует предпочтение населения в распределении денежных средств между наличными деньгами и средствами на текущих счетах. Он зависит от традиций, привычек, степени доверия кредитным учреждениям, экономического и политического положения в стране и других факторов.

Выше мы отметили, что банковская система, предоставляя ссуды, способна значительно увеличить предложение денежной массы в экономике. Данное явление рассматривается через денежный мультипликатор (m).

m=сr+1 / сr + rr.

Окончательно модель предложения денег выглядит следующим образом:

М =m x MB.

Из данной формулы видно, что на каждый рубль прироста предложения денег приходится m рублей прироста предложения денег. Денежную базу, которая обладает свойством мультипликативного воздействия на предложение денег, в макроэкономике называют деньгами повышенной мощности.

Существует три инструмента денежной политики: операция на открытом рынке, установление нормы обязательных резервов и учетная ставка процента. К операциям на открытом рынке относится покупка или продажа центральным банком государственных облигаций. Когда центральный банк продает облигации населению, денежная масса уменьшается, так как домашние хозяйства платят наличными. Если центральный банк выкупает облигации у населения, то денежная масса увеличивается.

При увеличении нормы обязательных резервов уменьшается значение денежного мультипликатора и сокращается предложение денег.

Учетная ставка процента - это ставка процента, под которую центральный банк предоставляет коммерческим банкам кредиты. Если центральный банк считает необходимым создать благоприятные условия для увеличения объема займов через т.н. дисконтное окно, то он понижает уровень банковской учетной ставки.

Все эти инструменты кредитно-денежной политики направлены на изменение денежного предложения с целью стабилизации производства, занятости и уровня цен. Во время спада кредитно-денежная политика направлена на увеличение денежного предложения для стимулирования совокупного спроса, а при обострении инфляции - на ограничение предложения денег.

Анализ мирового опыта свидетельствует о том, что эффективность любых экономических преобразований в значительной мере зависит от надежности и стабильности денежно-кредитной системы.

 

Вопросы для повторения.

1. Каковы признаки современных денег. Какие денежные агрегаты выделяются в рамках современной денежной массы.

2. Объясните содержание кейнсиансой и монетаристской трактовок спроса на деньги.

3. Каковы методы денежно-кредитного регулирования экономики. Покажите достоинства и недостатки денежно-кредитного регулирования на примере российской экономики.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.