Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пересмотр постановлений по делам об административном правонарушении




Одним из важнейших средств обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел как субъектов административной юрисдикции является обжалование или опротестование прокурором постановления по делу об административном правонарушении. Это право гарантируется и обеспечивается конституционным законодательством, в соответствии с которым гражданин РФ имеет возможность обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов в установленном законом порядке (ст.46 Конституции РФ). Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении является факультативной стадией производства по делам об административных проступках, поскольку лишь определенное, незначительное количество рассмотренных дел об административных правонарушениях проходит эту стадию административного производства. Существо ее состоит в том, что орган административной юрисдикции (должностное лицо) проверяет законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении и принимает меры, установленные законом, по устранению нарушений законности.

Исходя из конституционного законодательства и закона 1995г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", гражданин наделен правом обращения с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, непосредственно в суд либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию, общественному объединению или должностному лицу, которые обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок и принять по ней компетентное решение. Право обжалования постановления по делу об административном правонарушении закреплено в ст.30.1 КоАП. Оно представляет собой одну из форм участия граждан РФ в государственном управлении и служит для восстановления нарушенных прав граждан, является важным средством выявления и устранения недостатков в деятельности органов административной юрисдикции.

В соответствии с законодательством, обжалованию подлежит постановление любого органа административной юрисдикции, кроме районного (городского) народного суда (народного судьи), решение которого по делу об административном правонарушении является окончательным. Жалоба на постановление об административном правонарушении подается гражданином лишь в письменной форме и может затрагивать любые вопросы, связанные с производством по административному правонарушению. Правом подачи жалобы преимущественно пользуется лицо, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания, и потерпевший. В то же время данное право может быть реализовано и другими участниками производства, а именно: законными представителями (родители, усыновители, опекуны, попечители и т.п.), адвокатом.

Ответ3 (начало). Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении установлен ст.30.2 КоАП. В соответствии с ней данное постановление обжалуется следующим образом:

- постановление административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних - в местную администрацию или районный (городской) народный суд;

- местной администрации - в вышестоящую;

- компетентных органов или должностных лиц о наложении административного взыскания в виде штрафа - в вышестоящий орган (должностному лицу) или в районный (городской) народный суд;

- компетентных органов или должностных лиц о наложении иных предусмотренных законодательством мер административного взыскания - в вышестоящий орган (должностному лицу). В последнем случае жалоба может быть подана в районный (городской) народный суд для окончательного решения.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает несколько способов обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Первый - альтернативный, когда постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган (должностному лицу) или в районный (городской) народный суд. Таков порядок подачи жалобы на постановление о наложении штрафа.

Сочетание административного (ведомственного) и судебного порядка обжалования гарантирует квалифицированное рассмотрение жалобы и обеспечивает соблюдение законности в производстве по делу. При этом следует отметить, что выбор одной из инстанций для обжалования имеет определенные юридические последствия. Так, например, в соответствии с законодательством решение народного суда по жалобе является окончательным и обжалованию не подлежит. Подача же жалобы в вышестоящий орган (должностному лицу) внутренних дел оставляет возможность повторной ее подачи в судебные инстанции. Способ обжалования выбирает сам гражданин. Он может использовать оба способа обжалования одновременно либо каждый по очереди.

Второй способ - составляет двухстепенный порядок обжалования постановления по делу об административном нарушении, проявляющийся в тех случаях, когда орган внутренних дел (должностное лицо) выносит иное, кроме штрафа, административное взыскание. При этом жалоба первоначально направляется в вышестоящий орган внутренних дел (должностному лицу), а после этого может быть подана в народный суд для окончательного решения. Например, жалоба на постановление начальника территориального подразделения ДПС о лишении права управления транспортным средством вначале подается в вышестоящий орган ДПС, а в случае отказа в ее удовлетворении - в народный суд.

Третий способ обжалования постановления по делу об административном правонарушении называется исключительным. Суть его заключается в том, что постановление по делу об административном проступке может быть обжаловано только в вышестоящий орган (должностному лицу). Он применяется при обжаловании постановления о вынесении предупреждения на месте правонарушения без составления протокола.

В соответствии с законодательством жалоба подается в орган, вынесший постановление. В течение трех суток она должна быть направлена вместе с делом об административном правонарушении в орган (должностному лицу), которому адресована и который правомочен разрешить ее по существу. Для обеспечения оперативного рассмотрения дел об административном правонарушении законодательством установлен 10-дневный срок разрешения жалобы. Исчисление 10-дневного срока начинается со дня регистрации жалобы в органе, правомочном её рассматривать. Окончанием срока рассмотрения жалобы считается момент принятия по ней соответствующего решения. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается в течение 10 дней со дня вынесения постановления. При этом подача жалобы в установленный срок приостанавливает исполнение постановления до ее рассмотрения компетентным органом (должностным лицом). Исключение составляют постановления о наложении таких видов административного взыскания, как штраф на месте совершения административного проступка, предупреждение и административный арест.

Несвоевременная подача жалобы гражданином не влечет приостановления исполнения постановления по делу, а сама жалоба не рассматривается до выяснения причин пропуска срока. Если орган, правомочный рассматривать жалобу, придет к выводу, что срок пропущен по уважительной причине (болезни заявителя и др.), то пропущенный срок восстанавливается, а жалоба подлежит разрешению по существу. При исчислении сроков обжалования не принимается в расчет день, когда было вынесено постановление по делу о правонарушении. Соблюдение заявителем установленного срока подачи жалобы может быть подтверждено почтовой квитанцией или почтовым конвертом со штемпелем, данными регистрационного журнала, расписками лиц, принявших жалобу, и другими способами. Срок подачи жалобы заканчивается по истечении рабочего времени десятого дня из предоставленных для обжалования постановлений. Если окончание срока обжалования приходится на выходной (праздничный) день, то жалоба может быть принята к рассмотрению в первый следующий за ним рабочий день. Помимо жалобы основанием для пересмотра дела об административном правонарушении является протест прокурора в порядке общего надзора. Основанием для принесения протеста является вынесение органами (должностными лицами) противоречащих законодательству постановлений по делам об административных правонарушениях.

Протест на постановление приносится как по собственной инициативе прокурора при выявлении им нарушений законности, так и по жалобе гражданина и адресуется в орган (должностному лицу), вынесший постановление, или в вышестоящий орган. Протест прокурора приостанавливает исполнение постановления по делу, но не отменяет его. Протест подлежит обязательному рассмотрению в срок не позднее 10 дней с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору. При рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении орган (должностное лицо), разрешающий дело второй инстанции, обязан осуществить проверку следующих обстоятельств:

- имел ли место факт административного проступка;

- виновно ли лицо, совершившее правонарушение;

- подлежит ли оно административной ответственности;

- противоправно ли совершенное лицом деяние;

- был ли нанесен имущественный ущерб, его размер и другие факты.

После рассмотрения жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении орган (должностное лицо), в соответствии со ст.30.7 КоАП, принимает одно из следующих решений:

- оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;

- отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение;

- отменяет постановление и прекращает дело.

Дело направляется на новое рассмотрение в том случае, если постановление вынесено без достаточных оснований и без учета всех обстоятельств. Основаниями для отмены постановления могут служить различные факты:

- привлечение к административной ответственности ненадлежащего лица,

- несоответствие выводов постановления фактическим обстоятельствам дела и др.

Отмена постановления и прекращение дела осуществляется органом (должностным лицом) при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст.24.5 КоАП); изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение. При этом, как правило, решается вопрос об изменении суммы налагаемого на правонарушителя штрафа или сокращении срока лишения специального права. При наличии альтернативных санкций за то или иное правонарушение может быть решен вопрос о замене административного взыскания (наложение предупреждения вместо штрафа).

Орган, рассматривающий жалобу, не вправе при пересмотре дела усиливать административное взыскание. Если постановление по делу об административном проступке вынесено органом (должностным лицом), не правомочным решать данное дело, то постановление отменяется, а дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица). Орган (должностное лицо), рассмотревший дело по жалобе гражданина или по протесту прокурора, обязан сообщить заинтересованным лицам о принятом им решении. В этих целях копия решения по жалобе или протесту в течение трех дней высылается заявителю.

Особый порядок отмены или изменения постановления установлен действующим законодательством по делам о мелком хищении государственного или общественного имущества (ст.7.27 КоАП); изготовлении и использовании без соответствующего разрешения радиопередающих устройств (ст.13.4 КоАП); незаконной продаже товаров или иных предметов (ст.14.2 КоАП); мелком хулиганстве (ст.20.1 КоАП); злостном неповиновении (ст.19.3 КоАП); нарушении порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций (ст.20.2 КоАП).

Решения по указанным делам выносятся народным судом (народным судьей) и начальником органа внутренних дел (ст.ст.23.1; 23.3 КоАП). Решение народного судьи по этой категории дел об административных правонарушениях может быть отменено вне зависимости от наличия протеста прокурора председателем вышестоящего народного суда в порядке общего надзора, а постановление начальника органа внутренних дел - начальником вышестоящего органа внутренних дел. На основании протеста прокурора указанные категории дел могут быть пересмотрены народным судьей или начальником органа внутренних дел, вынесшим по ним первое постановление. Решение по жалобе может быть опротестовано прокурором. Протест на решение по жалобе вносится в вышестоящий орган (должностному лицу).

В случае если жалоба признана обоснованной, а постановление об административном взыскании уже исполнено, гражданину возмещается ущерб, причиненный незаконным наложением взыскания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.