Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Если срок возникновения сомнительной задолженности составляет от 45 до 90 дней, в сумму резерва включаются 50% суммы выявленной задолженности

VI класс

V класс

Отличительные особенности внеклассной работы в средних и старших классах

Отличие внеклассной работы по литературе от классно-урочной формы организации учебно-воспитательной работы по предмету

3. Принципы организации внеклассной работы по предмету.

4.Основные направления (литературное краеведение, литературное творчество, художественно-исполнительская деятельность)

5. Виды и формы внеклассной работы по литературе (интерпретационные, познавательные)

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ //Методики преподавания литературы для педвузов. Под ред. О.Ю Богдановой., В.Г Маранцмана. – В 2-х т. – М.:ВЛАДОС, 1995. – Т.2. -Глава ХIII.

На протяжении вот уже более чем двух столетий программно­му изучению литературы в школе сопутствует внеклассная рабо­та, значительно расширяя возможности общения школьников с миром искусства. Ее истоки восходят к литературным собраниям (XVIII век) в дворянских пансионах и учебных заведениях все­сословного типа, где звучали произведения Ломоносова, Сумаро­кова, читались собственные сочинения и переводы воспитанни­ков, ставились пьесы. В рукописных журналах «пробовали свои перья» воспитанники Царскосельского лицея, а в «Лицейской антологии» были представлены лучшие произведения литератур­ного творчества лицеистов.

Если периоды политической реакции в общественной жиз­ни России сопровождались усилением строжайшей регламен­тации учебного процесса, запрещением какой бы то ни было внеурочной деятельности, то в эпохи либерализации, напро­тив, внеклассная работа становилась лабораторией активного поиска новых форм изучения литературы, творческой само­деятельности учащихся. Так, появившиеся в середине XIX ве­ка литературные беседы, форма организации самостоятельно­го внеклассного чтения, чрезвычайная важность которых для школы отмечалась Н.И.Пироговым, Н.Г.Чернышевским; К.Д.Ушинским, в 1866 г. были официально запрещены. Тем не менее опыт литературных бесед дополняется в 80-е гг., на рубеже столетий, литературными праздниками, вечерами, конкурсами чтецов, инсценировками, проведением экскурсий в художественные музеи, посещением театра. Кружки, лите­ратурные выставки, организованные М.А.Рыбниковой, были направлены на углубленное изучение автора и обнаруживали принципиальную значимость системности для внеклассной ра­боты. В 20 - 30-е гг. нашего столетия палитра форм внеуроч­ного освоения литературы обогащается разноплановыми экс­курсиями, циклами вечеров, конференциями, диспутами, ли­тературными судами, играми. В последующие десятилетия за­метно усиливается тенденция комплексного использования многообразных форм внеклассной работы, проявившаяся, в частности, в организации постоянно действующих коллекти­вов - литературных кружков, клубов, музеев. Всероссийские литературные праздники, проводимые с 1974 г., — примета масштабности современной внеурочной работы по литературе.

Почему же, несмотря на совершенствование программ и само­го процесса изучения литературы в школе, внеклассная работа неизменно остается важным каналом освоения литературы школьниками? Чем она особенно притягательна для ребят? Внеклассная работа позволяет юным читателям общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художествен­ных впечатлений - читательских, музейных, театральных, му­зыкальных, от встреч с интересными собеседниками. Движу­щей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора литературного материала, форм общения с искусст­вом, способов творческого самовыражения - возможностью делать то, что хочешь и можешь: попробовать себя в роли ак­тера, художника, экскурсовода и т.п. Это, по словам Б.М.Неменского, «зона свободного поиска». Здесь не послед­нюю роль играет установка на скорую реализацию личностно значимого замысла, на «конечный результат» - будь то спек­такль, литературный турнир, краеведческая экспедиция. На­конец, во внеклассной работе более откровенно само общение, разноплановое, полифункциональное (межличностное, позна­вательное, художественное, творческое), взаимоотношенияжеучителя и учащихсяотличает открытость и неформальность,атмосфера подлинного сотворчества.

Особый интерес к внеклассной работе в современной школе объясняется еще и тем, что, будучи менее инерционной, нежели программное, урочное преподавание, она задает тон ломке мето­дических стереотипов, рождению новых подходов к преподава­нию литературы, привносит дух живого диалога, откровения, раскрепощенности в поиск истины томимым духовной жаждой поколением. Внеклассная работа становится своеобразной лабо­раторией творчества словесника, в которой моделируются нетра­диционные для учебного процесса формы общения с искусством, адекватные нынешней социокультурной ситуации. Сегодня нас не удивляет, что «святая святых» - выпускной экзамен - может проходить в форме защиты реферата по самостоятельно избран­ной учеником теме и даже в форме коллективной игры. Прообразом многих форм урока, признанных инновационными, является внеклассная работа.Внеклассная работа по литературе изначально — в силу природы искусства - явление многовариантное, и ее строгая классификация вряд ли возможна. Взаимодействие разных видов искусства (литература и театр, музыка, живопись и др.), разных видов деятельности школьников, освоение кон­кретной литературной темы, проблемы может определять про­филь внеклассной работы. Выделим в ней относительно само­стоятельные направления.

Занятия литературным краеведением обращены к изуче­нию литературной жизни родного края, знакомству ребят с образом своей «малой родины» в произведениях художников слова. Это экскурсии, походы, экспедиции, создание школь­ных музеев. Познавательная, поисковая, популяризаторская краеведческая деятельность естественным образом смыкается в наши дни с культурно-охранной: просто восхищаться про­шлым. недостаточно, надо помогать его беречь. «Литературное краеведение помогает в привычном, обыденном окружении об­наружить высокую культурную тенденцию... Культура начи­нается с памяти. Человек, чувствующий слои прошлых вре­мен, которые его окружают повседневно, не может вести себя как дикарь. Литературное краеведение оживляет опыт прошлых поколений в непосредственной, конкретной, наглядной форме». Краеведение в широком плане -это и знакомство с памятными местами, отмеченными пребыванием в них писателя, судьбами его героев.

Общение с литературой неизбежно сопряжено с литератур­ным творчеством юных читателей, попыткой выразить себя в слове, образе. Чуткость к слову, владение литературными жан­рами делают по-настоящему творческим процесс чтения. «От ма­ленького писателя — к большому читателю» — в этом видела цель детского литературного творчества М.А.Рыбникова. Кружки, студии становятся школой освоения литературных жанров, овла­дения журналистикой, искусством перевода, а рукописные жур­налы, альманахи, стенгазеты - собранием первых авторских публикаций».

Потенциал художественно-исполнительской деятельности школьников реализуется в кружках выразительного чтения, школьных театрах, создающих условия для самовыражения че­рез звучащее слово, драматическую интерпретацию.

Как правило, названные направления во внеурочной рабо­те связаны, с одной стороны, с региональной спецификой ли­тературно-краеведческого материала, традициями школы, неутомимым поиском поколений учителей и учащихся; с другой стороны, источником внеурочной работы литературно-творче­ского, художественно-исполнительского характера становятся ярко выраженная одаренность или творческие пристрастия пе­дагога - поэта, заядлого театрала, мастера художественного слова.

В массовой практике школ наиболее представлена вне­классная работа по освоению жизни и творчества того или иного писателя.Она чаще всего ведется параллельно про­граммному изучению автора, заметно активизируясь в годы писательских юбилеев. Остановимся подробнее на этом типе внеурочной работы, синтетичной по своему характеру, вклю­чающей, в частности, элементы как краеведения, так и разно­образной творческой деятельности.

Свобода, импровизационность, живой отклик на интересы и потребности ребят, присущие внеурочной деятельности, отнюдь не означают, что внеклассная работа - явление чисто стихийное. Еще в 1920-е гг. М.А.Рыбникова, блестяще реализовав системный подход во внеклассной работе, писала о том, что именно «систе­ма медленного чтения и длительной остановки на одной творче­ской индивидуальности» создает условия для живого, непосредственного контакта учащихся с писателем. И в наши дни словесник Н.В.Мирецкая убеждает: «Можно сухо пе­речислить всем известные формы работы: факультатив, кружок, экскурсии, поход, конкурс, школьный вечер, театр, тематическая экскурсия... Форм и методов придумано уж очень много, важно, как мы свяжем их воедино, каким содержанием наполним и ка­ким образом приведем в действие». Фактором развития могут быть лишь системные воздействия.

Как же в многообразии видов и форм внеклассной работы об­наружить внутреннее единство? Как выстроить систему, которая стимулировала бы интерес учащихся к литературе, делая его не­угасающим, чтобы каждая новая встреча с автором становилась личностным открытием его неповторимого мира, а соответствую­щие формы деятельности определяли бы способ вхождения в этот мир?

Сложившееся в социологии искусства и педагогике положе­ние о том, что художественные интересы личности реализуют­ся в трех видах деятельности (знакомство с художественными произведениями или «потребление искусства»; приобретение знаний о нем; собственное художественное творчество), помо­гает упорядочить представление о структуре внеклассной ра­боты при освоении мира писателя. Причем оптимальным признается «комплекс трех ориентации». Меж­ду тем в реальной школьной практике внеклассная работа не­редко сводится к эпизодическим массовым «мероприятиям» юбилейного характера, к просмотру экранизации либо зна­комству с музейной экспозицией, т.е. наблюдается разнонаправленность элементов эстетической активности, неоправдан­ная диспропорциональность отдельных видов и форм вне­классной работы, понятие же «система» употребляется в его обыденном смысле - для обозначения периодичности в работе.

Заботясь о том, чтобы в художественном опыте детей гар­монически были представлены и впечатления от непосредст­венных встреч с произведениями искусства, и обогащение за­паса искусствоведческих знаний, и их собственное творчество, важно помнить о возрастной динамике в проявлении отноше­ния школьников к различным видам художественной деятель­ности. В 30-е гг. Л.С.Выготским была высказана гипотеза:«Каждому периоду детства свойственна своя форма творчест­ва» (Выготский Л.С.). Определенный вид художественной деятельности на данном возрастном этапе оказывается ведущим, наиболее пол­но выражающим тенденцию возраста, но сосуществующим с другими видами деятельности и предполагающим их иерар­хию. «Процесс этот объективен. Тот вид художественной дея­тельности, который наиболее близок ребенку данного возрас­та, можно назвать актуальным. Про другие виды художест­венной деятельности можно сказать, что они не достигли вре­мени возрастной актуальности или, наоборот, уже перешагну­ли его черту», - резюмирует Б.П.Юсов.

В условиях педагогически организованной внеучебной дея­тельности различные виды внеклассной работы реализуются в определенных формах. Младших подростков особенно привлекает игра. Пяти­классники отдают предпочтение сюжетно-ролевым играм (драматизациям, инсценировкам литературных произведений), иг­рам-фантазиям. Постепенно усиливающаяся познавательная активность подростков проявляется в том, что в VI классе становится очевидным особый интерес ребят к разнообразным познавательным играм, включающим ролевое начало (напри­мер, воображаемые путешествия, предполагающие «роль» экс­курсовода). К VII классу спектр форм художественно-позна­вательной деятельности значительно расширяется (обсужде­ние книг, кинофильмов, выставок, реферирование, экскурсии, конференции, альманахи, турниры знатоков и т.д.). Интерес старших подростков постепенно переключается в русло вос­приятия произведений искусства с дальнейшей их интерпрета­цией (читательской, зрительской и т.д.).Динамика постепенно усложняющихся — сучетом преемст­венности и перспективности - форм внеклассной деятельности подростков, ориентированная на «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский), отражена в таблицах 1 и 2. В соответствующий определенному классу раздел таблицы внесены новые для данного возрастного этапа формы, учитываю­щие перспективу развития учащихся. Например, в VII классе ис­пользованные ранее дискуссионно-аналитические формы допол­няются реферированием, конференцией. Каждый этап включает и ранее освоенные формы (в данном случае — беседу, аннотиро­вание, обсуждение книг). Таким образом, за счет новых обога­щается арсенал форм организации внеклассной работы, выбора учителем более целесообразных из них.


Таблица 1 Формы художественно-познавательной ориентации

Класс   Дискуссионно-аналитические формы   Наглядно-практические   И г р о вые
состязательные с ролевым компонентом
  Беседа   Выставки в классе (книг, репродукций). Экскурсии (на собы­тийно-сюжетной осно­ве), в том числе в теле- видео вариантах.   Викторина. Турнир типа литературного КВН. Народ­ные игры (игры литератур­ных героев)­ Конкурсы проектов. Иг­ры-фантазии  
  Составление аннотаций, картотеки книг. Обсуждение книг, кинофильмов, выставок Встречи с интересными людьми.   Игра типа «Что? Где? Когда?»     Воображаемые путешествия.    
  Реферирова­ние. Читатель­ская конферен­ция Альманах (устный жур­нал). Самостоятельная подготовка фрагментов экскурсий. Турнир знатоков.      
  Вечер вопро­сов и ответов. Семинар. Лек­ция. Диспут.   Туристско-трудовые экспедиции (культурно-охранная деятель­ность). Экскурсии «По следам литературных героев». Приобщение к опыту восприятия ис­кусства людьми разных поколений. Создание школьных музеев, оформление кабинетов. Олимпиада.      

 

Рассмотрим возможности системы внеклассного освоения жизни и творчества писателя подростками на примере пуш­кинской темы. Творчество Пушкина, всеобъемлюще-многомерное, обращенное к чита­телям всех возрастов и поколений, позволяет с достаточной пол­нотой и цельностью представить процесс внеклассной работы как систему и отдельные звенья ее. Эта система предполагает взаимодействие следующих видов художественной деятельности учащихся:

1. Восприятие художественных произведений: внепрограммное (внеклассное) чтение сочинений писателя; знакомство с интерпретациями произведений А.С.Пуш­кина другими видами искусства.

2. Приобретение знаний об искусстве: обогащение представлений о судьбе, личности писателя, его эпохе (чтение художественной, научно-популярной, мемуар­ной литературы, знакомство с иконографией и т.п.); освоение пушкинского краеведения— «страны поэта».

3. Исполнительская и творческая деятельность учащихсяпо пушкинской теме.

Пушкинская вселенная безгранична, поэтому будет целесооб­разным выбрать для каждого из классов тематические лейтмоти­вы, которые, отражая последовательность освоения отдельных сторон мира Пушкина и соответствуя возрастным интересам ре­бят, придают содержательное единство внеурочной работе на ка­ждом этапе. При этом важно создать условия для свободного личностного выбора учениками как пушкинского материала, так и форм его освоения, предполагающих поиск индивидуально-неповторимого решения.

 

Таблица 2. Формы художественно-творческой ориентации (интерпретационные)

Класс   Словесные   Изобрази­тельные   Драма­тические   Комп­лексные  
устные   письменные  
  Конкурс чтецов   Сочинение сказок, рас­сказов, ки­но-, мульт- сценариев Конкурс ри­сунков, иллюстраций. Выставка рисунков. Инсцени­ровки        
    Литератур­но-музы­кальные композиции (монтажи) по готовому сценарию Сочинение стихов, эс­се. Газеты. Рукописные альбомы Конкурс костюмеров, декораторов. Литератур­но-драмати­ческие ком­позиции.  
    Репортажи.     Литератур­ные кружки.
  Вечер поэ­зии. Лите­ратурная гостиная   Написание рецензий, сценариев, литератур­ных вечеров Оформле­ние литера­турных журналов.       Неделя ли­тературы (в школе). Го­родские, республи­канские ли­тературные праздники, олимпиады.

 

Тематический лейтмотив «Пушкинское лукоморье» создает ус­тановку на перечитывание сказок Пушкина, постижение их ори­гинальности, высокого нравственного и философского смысла через переживание учениками сказочной реальности и разнооб­разной интерпретационной деятельности. Сказки открываются пятиклассникам как единый мир. Названный лейтмотив сопря­жен с биографическим - «детство поэта». Внеклассное чтение: сказки, «Руслан и Людмила» Пушкина, «Детство» А.Слонимского.Иконография: памятники А.С.Пушкину работы А.М.Опеку­шина, М.К.Аникушина, К. де Местр(?) - «Пушкин-ребенок», Е.И.Гейтман - «Пушкин», В.В.Фаворская - серия «Детство Пушкина».Урок «Но детских лет люблю воспоминанья...» по повести А.Слонимского «Детство», знакомящий ребят с детством по­эта, когда сказка вошла в его жизнь, может стать вводным к теме «Пушкинское лукоморье». Его дополнит краеведческий материал — заочная экскурсия в Захарове, которая сделает более близким пятиклассникам мир Пушкина-ребенка: «тече­нье сельского досуга», «преданья старины глубокой», таинст­во народных поверий, радость праздников, игр. Необычным для подростков занятием могут стать народные игры, в кото­рые мог играть с детства поэт и которые упомянуты в его произведениях: горелки, кубари, бабки, свайка.

Спектр игры, актуальной в младшем подростковом возрасте формы внеклассной деятельности, чрезвычайно многоцветен. Это и домашняя викторина, признанная направить самостоятельное знакомство пятиклассников с миром писателя. Возможные во­просы:Какие памятники А.С.Пушкину вам известны? Кто их ав­торы? Чем интересны родовые гербы Пушкиных и Ганнибалов?Как связано имя Пушкина с нашим городом (краем)?Перечислите все элементы волшебной сказки в поэме «Рус­лан и Людмила».

Познавательная игра с элементами исследования «Секреты пушкинской сказки» (она может быть формой проведения урока внеклассного чтения, например по «Сказке о царе Салтане»). Ученики работают в группах над решением одного из выбран­ных ими вопросов:В сказке описано четыре посещения Салтана корабельщи­ками. Нарушен ли писателем фольклорный закон троекратного повторения? В народной сказке нет признаков присутствияавтора. Слы­шен ли в сказке голос Пушкина?Сравните, как изображен характер царя в народной сказке и в пушкинской. Кто наказан в сказке? Кто погибает?Частные на первый взгляд наблюдения помогут ребятам ос­мыслить сущностные отличия пушкинской сказки от фольклор­ного канона, ощутив ее гармоническую стихию.

Обращение к интерпретациям сказок Пушкина другими ви­дами искусства (живопись, кино, мультипликация) привнесет новые краски в представление ребят о пушкинской сказочной стране; с другой стороны, поможет формировать у учеников внутреннюю установку на создание собственных интерпрета­ций, выражение личностного понимания сказки. Иллюстриро­ванию сказок, конкурсу на лучший рисунок, выставке учени­ческих иллюстраций могут сопутствовать беседа об иллюстра торах сказок Пушкина (И.Билибин, В.Конашевич, Т.Маврина и др.), выставка иллюстрированных изданий сказок.Зрительский опыт позволит активизировать через ролевую иг­ру-драматизацию, фантазийные игры творчество самих детей. Опираясь на богатый киноопыт подростков, можно провести конкурс «Пушкинская мультипанорама». Творческие группы, в которые входят сценаристы, художники-мультипликаторы, акте­ры, озвучивающие роли, представляют свою версию одного эпи­зода сказки; «худсовет» дает право на съемку победителям кон­курса. Вариант этого конкурса - игра «Киношанс»: творческие бригады представляют сценарий эпизода, эскизы костюмов, му­зыкальный ряд экранизации сказки, организуется «кинопроба» для претендентов на исполнение ролей. Подобные конкурсы да­ют широкие возможности «пробы себя» каждому участнику: и тому, кто рисует, и тому, кто владеет пером, и актерам, и даже тем, кто неравнодушен к нарядам.

Более же всего пятиклассников увлекает зрелищность на­стоящего театрального действа. Инсценировка сказки либо фрагментов разных сказок более уместна на завершающем этапе изучения сказки, когда ребята, обогащенные опытом «пребывания» в сказочном мире, найдут «неслучайные» крас­ки, интонации, исполняя свои роли. Вариантом финала, вен­чающего встречу с Пушкиным в V классе, может стать кон­курс проектов сказочного городка Пушкинское лукоморье, подобного Диснейленду, но являющего национальную непо­вторимость пушкинского сказочного мира, что найдет свое во­площение и в месте расположения городка,на маршруте, ко­торым следуют посетители, и в тех чудесах, испытаниях, ко­торые ожидают их на сказочной тропе.

На итоговом этапе эффективной представляется и игра-состя­зание «Турнир знатоков сказок Пушкина» с присущей ей разно­плановостью игровых заданий типа:«Разминка команд» (ответына вопросы познавательного характера);«Домашнее задание» (команды представляют друг другу в форме пантомимы фрагмент одной из сказок. Команда-со­перница называет сказку, подтверждая правильность ответа ее текстом); «Конкурс театральных костюмов»: необходимо продемонст­рировать костюмы героев спектакля «Сказка о рыбаке и рыбке»;«У лукоморья»: предлагается нарисовать «невиданных зверей», оставивших следы на «неведомых дорожках»; «Из суфлерской будки»: нужно помочь актерам вспомнить слова роли, которые вдруг забылись, например: «А Балда зайца гладит, приговаривая...» и др. «Бюро находок»: надо вернуть героям утерянные ими вещи (спица, зеркало, яблоко, веревка, клика, веретено, шелковый шнурок, мешок), доказав текстом правильность ответа.Создание игровой среды делает радостным общение пяти­классников с миром пушкинской сказки.

Чуткость подростков к красоте поэтического слова, интерес к тайне рождения поэта убеждают в целесообразности - через лейтмотив «Дар поэта» — переключения учеников из гармониче­ской стихии пушкинской сказки в гармоническую стихию лири­ки, что позволит, преодолевая сложившуюся с детства локаль­ность восприятия Пушкина как автора сказок, расширить пред­ставление школьников о необъятности «пушкинских горизон­тов», уникальности поэтического гения.Внеклассное чтение: «Муза», фрагменты «Все волновало нежный ум...» («Разговор книгопродавца с поэтом»), «Зачем Крутится ветер в овраге...» («Езерский» или «Египетские но­чи»), «Осень», «Роза», «Цветок», «Няне», «Зимний вечер», «И.И.Пущину», «Мадонна».Иконография: О.Кипренский. «Пушкин», В.Серов. «Пушкин в парке», Б.Щербаков. «Пушкин в Михайловском», М.Ге. «Пушкин и Пущин в селе Михайловском», А.Брюллов. «Ната­лья Николаевна Пушкина», Н.Ульянов. «Пушкин и Арина Ро­дионовна в Михайловском».

Цикл уроков внеклассного чтения обращает шестиклассников к размышлениям о тайне рождения поэта, уникальной неповторимо­сти поэтического дара, взгляда поэта на мир, могуществе поэтиче­ского слова, о творчестве как созидающей, спасительной силе, о ценностях мира Пушкина. Сравнение интерпретаций стихотворений Пушкина чтецами, музыкантами откроет читателям неисчерпаемость лирики, настроит на ее личностное прочтение, поиск «своих» стра­ниц в томике лирики Пушкина. Свое открытие Пушкина шести­классники могут обнаружить в творческой деятельности:выступая составителями и оформителями сборника своих любимых стихотворений Пушкина, сопровождаемого вводной статьей или послесловием, комментариями;участвуя в конкурсе чтецов лирики Пушкина; исполняя литературно-музыкальные композиции («Времена года», «Люблю тебя, Петра творенье...» и др.); оформляя рукописный журнал или стенгазету: откликом на встречу с Пушкиным-лириком могут быть эссе, размышления по прочтении произведений о поэте (например, стихотворения А.Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям...», финала но­веллы Ю.Нагибина «Царскосельское утро»), при знакомстве с образом Пушкина-лицеиста в живописи (Н.Кузьмин. «В Царско­сельском парке», В.Фаворский. «Пушкин-лицеист», Н.Ульянов. «Пушкин в садах лицея»); в собственных поэтических опытах.

Пропедевтическое знакомство с Лицеем, поэтической колыбе­лью Пушкина, начинается внеклассным чтением книг А.Слоним­ского «Юность», Л.Рубинштейна «В садах Лицея». Предложим ребятам выразить свое впечатление от полюбившихся эпизодов книг в свободно выбранной ими форме: инсценировании, панто­миме, живописной или музыкальной иллюстрации, художествен­ном пересказе и т.д. Удачные интерпретации могут быть пред­ставлены на литературном празднике.Познавательные игры, особенно притягательные для шести­классников, позволяют активно обогащать контекст художествен­ной информации, делающей конкретным и вместе с тем объем­ным представление ребят о мире писателя. На этот раз вопросы викторины, активизирующей самостоятельное освоение биогра­фии писателя, возникают на уроках как бы исподволь, в потоке размышлений о даре поэта. Например: Когда и при каких об­стоятельствах появилось в печати первое стихотворение Пушки­на? Докажите, что поэт был прав, говоря: «И с каждой осе­нью я расцветаю вновь...»- Кто из друзей поэта причастен к созданию О.Кипренским портрета А.С.Пушкина?

Шестиклассни­ки обращаются к документальной повести М. Васиной «В садах Лицея», к другим популярным изданиям.

Изучение Петербурга пушкинской поры, города, воспетого поэтом и ставшего частью его самого, проводится в форме по­знавательной игры с ролевым началом. Это «Прогулки по пушкинскому Петербургу» (разновидность заочной экскурсии) с выбором участниками одного из маршрутов: с Пушки­ным по Невскому (Фонтанке, Мойке). На этапе начального накопления знаний ребята знакомятся с архитектурным обли­ком города, его бытом, пушкинскими адресами, выстраивают сюжет, форму будущей экскурсии. Затем в классе группы представляют свои маршруты, сопровождая рассказ показом видов Петербурга пушкинской поры, портретов современни­ков писателя.

В качестве итога работы по пушкинской теме в VI классе мо­жет быть проведена игра-состязание «Пушкин. Что? Где? Ко­гда?», установка на которую дается в начале рассматриваемого внеклассного цикла, поэтому работа учащихся по теме сопровож­дается составлением ими вопросов для игры. Калейдоскопичность вопросов и заданий позволяет свободно обращаться к раз­нообразным сферам, активизируя освоенный круг лирики, замет­но обогатившийся пласт художественно-познавательной инфор­мации (биографической, краеведческой). Это вопросы — на ху­дожественную эрудицию: на выявление круга чтения участниками произведений Пушкина; обнаруживающие поэтическое чутье, чувство слова (стили­стический эксперимент: восстановление в тексте пушкинского эпитета, рифмы, текста из фрагментов) и др.

VII класс

Ведущий лейтмотив - «Пушкинский Лицей». Пушкин и его лицейские друзья особенно близки подросткам жаждой независи­мости, самоутверждения, верностью «святому братству», понима­нием Лицея как дома, школы жизни.В круг внеклассного чтения вводятся мемуары И.Пущина, ис­торические романы Ю.Тынянова «Кюхля» и Н.Эйдельмана «Большой Жанно», научно-популярная литература (Ю.Лотман, А.Гессен, М.Васина, Г.Волков и др.), мемуарно-эпистолярное наследие («Друзья Пушкина», «Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками» - сост. В.Кунин).

В VII классе расширяется спектр форм художественно-позна­вательной деятельности с ориентацией на индивидуальную, груп­повую работу, самообразование. Система внеклассного освоения лицейской темы призвана помочь каждому ученику «присвоить» мир Лицея: войдя-в материал, открыть«свои» страницы в его истории, а также выразить это открытие.

Чем более разноплановыми, многовариантными будут типы рефератов, тем большей будет возможность индивидуального вы­бора семиклассниками интересующей их проблематики. Возмож­ные темы: «Пушкин и Пущин» (Дельвиг, Кюхельбекер, Горча­ков и др.), «Система обучения в Лицее», «Будни Лицея», «Ли­цейские наставники», «Традиции Лицея», «История лицейских годовщин», «Творчество лицеистов», «Благословение поэта (Пушкин-лицеист и поэты-наставники)», «Пушкин-лицеист как читатель», «Царскосельские встречи Пушкина», «Пушкин-лице­ист в поэтическом автопортрете (1814 г.) и восприятия наставни­ков и однокашников», «В садах Лицея», «Гроза двенадцатого го­да» и «Лицей», «Образ Пушкина-лицеиста в изобразительном искусстве». Учитель рекомендует литературу, разнообразную как в жанровом отношении, так и по степени сложности - для учащихся с разным уровнем литературного развития. Сообщения авторов лучших рефератов выносятся на конференцию. Возмо­жен и проблемный семинар с обсуждением вопросов типа: Какое содержание вы вкладываете в понятие «дух Лицея»? «Он «не как все» и в то же время «как все» - и в этом главная особенность Пушкина, в этом главная особенность нор­мально-гениального пушкинского детства». Согласны ли вы с мнением литературоведа Н.Н.Скатова?Кто из художников особенно близок вам в своем видении Пушкина-лицеиста (Р.Бах, И.Репин, Н.Кузьмин, В.Фаворский, Н.Ульянов, Н.Рушева)?

Викторина озарит радостным отсветом игры серьезную позна­вательную работу. Вопросы лицейской викторины, учитывая жи­вое присутствие ребят в материале, должны давать возможность еще одной встречи со ставшими близкими лицами, событиями. Они могут строиться, например, на эффекте узнавания лицеис­тов по характеристикам, составленным наставниками, по отзы­вам лицеистов друг о друге, шуточным именинным стихам и пр. А заочная экскурсия в Лицей, царскосельский парк помо­жет семиклассникам «на время улететь в лицейский уголок все­сильной, сладостной мечтою».Познавательная деятельность подготавливает подростков к собственному художественному творчеству. Плодотворное использование опыта литературного творчества лицеистов, знаком­ство с лицейскими рукописными журналами («Неопытное перо», «Юные пловцы», «Лицейский мудрец», «Для удовольствия и пользы»), где «явно доминирует стихия литературной игры», дает установку для «пробы пера» семикласс­никами. Темы подскажет лицейская журналистика: рассказ о ссорах лицеистов в стиле поэтического обозрения; сообщение о необыкновенном феномене или необычной находке; репортаж о достопримечательностях лицейских; хроника внутренней жизни лицея; история города Малого Лицея и стран, ему принадлежа­щих, и др.

Праздничный финал внеклассной работы по лицейской теме — литературный вечер, пронизанный «лирическим эмоциональным сюжетом», включаю­щий в себя и поэзию, и музыку, и инсценировку эпизодов лицей­ской жизни. Духовной традицией школы может стать проведение Дня Лицея.

VIII класс

Лейтмотив «Человек и время» созвучен, с одной стороны, формированию самосознания подростка, все большей его вклю­ченности в окружающую его действительность; с другой сторо­ны, сопряжен с драматическими коллизиями современности, пе­реосмыслением «судьбы человеческой, судьбы народной», раз­мышлениями о взаимоотношениях личности и «жестокого века». Темы «Моя родословная», «Образ Петра I в произведениях Пушкина» позволят рассмотреть взаимоотношения со временем и великой исторической личности, и самого поэта, и «обыкновен­ного» человека.Внеклассное чтение: «Начало автобиографии», «Моя родословная», фрагмент «Два чувства дивно близки нам...», «Арап Петра Великого», «Стансы», «Полтава», «Медный всадник».

Интерес ребят к ярким судьбам предков А.С.Пушкина, лако­нично охарактеризованным в прочитанных произведениях, до­полняется интересом к потомкам писателя. Этой теме может быть посвящен семинар или конференция «Предки и потомки Пушкина». Интересные страницы пушкинской родословной, от­крытые ребятами в самостоятельной познавательной деятельно­сти, можно включить и в устный журнал (альманах). Формой же первоначального ознакомления восьмиклассников с поэмой «Медный всадник», предполагающего постановку вопросов, от­веты на которые читатель обретет при дальнейшем изучении по­эмы, может стать новый тип экскурсии - «По следам литератур­ных героев» петербургской повести, «основанной на истине». Эта заочная экскурсия направлена на освоение художественного пространства поэмы. При этом используется живопись пушкин­ской эпохи и иллюстрации А.Бенуа.

Ознакомление с пушкинской родословной делает органичным путешествие в особенно дорогой сердцу поэта уголок его «стра­ны» — Михайловское, «родное пепелище». Проведение туристско-краеведческой экспедиции, включающей культурно-охран­ную деятельность в пушкинских местах, придаст идеальную цельность и законченность путешествиям в «страну поэта».Вариация лейтмотива «Человек и время» — «Пушкин в па­мяти поколений». Часто повторяемые слова о бессмертии пушкинского гения могут наполниться для восьмиклассников особым, живым смыслом, если мы предложим ребятам рас­спросить об отношении к поэту интересных им собеседников -родных, знакомых — и записать услышанное. Примерные во­просы собеседнику: Ваши детские впечатления о Пушкине. Как изучали Пуш­кина в школе? Самые сильные впечатления от встреч с Пушкиным.Менялось ли с годами Ваше отношение к поэту? Чем инте­ресен Вам Пушкин сейчас?В любом городе, крае можно найти людей, увлеченных Пуш­киным. Ребята воочию убедятся, что он - звено, связующее от­цов и детей, «наш вечный спутник». Материалы, собранные уча­щимися, оформляются в альбомах.К этим открыткам прибавится знакомство с прочтением Пуш­кина художниками разных поколений - Мариной Цветаевой, Надей Рушевой, Михаилом Аникушиным, Сергеем Юрским и др. Страницы устного журнала, литературно-музыкальная ком­позиция, вечер сделают эти встречи праздником. Чем больше разнообразных мнений, трактовок, интерпретаций предстанет пе­ред подростками накануне новой, «большой» встречи с Пушки­ным в IX классе, тем сильнее будет внутреннее неприятие ими шаблона, стереотипа, тем настойчивее^будет желание ребят найти у Пушкина свои страницы, прочитать его по-своему.

Как отмечалось выше, в VIII классе очевидно постепенное «выдвижение» восприятия как актуального вида деятельности, усиление роли созерцания и анализа. На активизацию художест­венного восприятия ориентированы и уроки внеклассного чте­ния, и экскурсии, и встречи с интересными читателями Пушки­на, и отзывы о книгах, выставках, телепередачах, рецензии вось­миклассников на спектакли, кинофильмы. Эта же возрастная тенденция определяет особенности заданий литературной олим­пиады, игр, форму вечеров.

Олимпиадные задания по литературе должны быть творчески-интерпретационными, отнюдь не сводиться к проверке памяти. Возможные типы олимпиадных заданий: Анализ стихотворения (например, «Туча», «Телега жизни» и др.).Эссе «Мое любимое стихотворение Пушкина».Выбор пушкинского стихотворения из нескольких стихов разных поэтов с обоснованием выбора. Представьте себе, что вы экскурсовод. Вы готовите экскур­сию по... (укажите сами). Вам очень хочется заинтересовать слушателей рассказом о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Ка­ким будет начало вашей экскурсии? Произведения искусства обладают удивительной способно­стью вступать в диалог с последующими эпохами. Докажитеэто на примере одного из произведений А.С.Пушкина.Публицист Ольга Чайковская, назвав свою статью о рома­не Пушкина именем главного героя «Гринев», утверждает: «Ка­питанская дочка» недаром включена в школьную программу для тринадцатилетних: им нужен Гринев». Согласны ли вы с этим мнением?

Вместе с тем олимпиада может пройти в форме диспута, кон­курса чтецов, защиты своего ответа, игры. Приведем варианты игровых конкурсов олимпиадного турнира знатоков Пушкина:• Представление команд (в пушкинском духе). Домашнее задание: а) снимите для «немого кино» фраг­мент одной из сказок Пушкина (инсценировка с музыкальным сопровождением); б) вы готовите телепередачу «Пушкинские места России»; представьте ее фрагмент об одном из адресов (сценарий, режиссура, исполнение). Разминка команд «Экзамен по Пушкину»." «Я к вам пишу...»: ребята читают команде-сопернице по­очередно фрагменты писем пушкинских героев. Нужно назвать произведение, автора письма, адресата. Пушкинский кроссворд (разновидность викторины). «Памятник Пушкину»: команды защищают свой проект па­мятника.

Варианты форм и тематика литературных вечеров в связи с лейтмотивом «Пушкин в памяти поколений» многообразны:«Мой Пушкин» (литературно-музыкальная композиция по стихам о поэте), «Тропа к Пушкину» (диалог поколений чи­тателей Пушкина). Восьмиклассников привлекает камерность, интимность поэтических вечеров, где каждый может прочи­тать полюбившиеся строки. Праздником для ребят может стать новогодний бал пушкинских героев: каждый участник представляет одного из пушкинских героев через костюм (или его детали), а также охарактеризовав его строками авторского текста, не называя имени. Желание остаться неузнанными (условие одного из конкурсов) побуждает обратиться не к са­мым известным массовому читателю произведениям, напри­мер: «Анджело», «Русалка» и др. Ребята сами готовят сцена­рий вечера, вписывая в него инсценировки, стихи, романсы, танцы, которые переносят участников вечера в далекую эпо­ху, воскрешая атмосферу бала.

Итак, система внеклассного освоения пушкинской темы под­ростками обширна. Большая часть ее реализуется параллельно программному изучению темы, создавая условия для «погруже­ния» учащихся в мир Пушкина. Некоторые формы, например утренники, вечера, встречи, могут быть предпосланы пушкин­ским датам (19 октября, 10 февраля, 6 июня), формируя пуш­кинские традиции школы, «календарь памяти». С VII класса (по мнению психологов, это пора кружковой активности) можно осу­ществлять программу на занятиях литературного кружка. В VIII классе, возможно проведение Пушкинской недели.

Рассмотренная нами система внеурочной работы потенциаль­но вариативна. Знание закономерностей смены видов деятельно­сти, подсказанной возрастной эволюцией школьников, отнюдь не сковывает инициативу учителя, напротив, побуждает его искать вариации конкретных методических решений с учетом особенно­стей литературного развития класса, своеобразия творческой ин­дивидуальности писателя.

Внеклассную работу в старших классах необходимо ориен­тировать на восприятие произведений искусства как актуаль­ный в этом возрасте вид деятельности, создавая условия для разнообразных ученических интерпретаций. Вместе с тем с возрастом - по мере самоопределения личности, выявления способностей, пристрастий ученика в искусстве - будет углуб­ляться процесс специализации, дифференциации в выборе школьниками сфер внеурочной работы. По справедливому за­мечанию Б.М. Неменского, «формы волно-поисковые в апогее должны проявиться именно в средних классах, чтобы в стар­ших классах передать главенство более серьезным, ответст­венным формам профессиональных знаний — факультативам, спецклассам, спецшколам» Во вне­классной работе по литературе незаменимыми на этом этапе будут клубы с разнообразными секциями, научные общества учащихся.

Своеобразие внеклассной работы в старших классах опреде­ляется не только откликом ее содержания и форм на возрастные возможности и потребности школьников. Вкусы, литературные пристрастия самого учителя, его творческая индивидуальность не менее важный фактор выбора путей внеурочного освоения лите­ратуры старшеклассниками. Внеклассная работа - в этом убеж­дает экскурс в ее историю- чутко реагирует на общественные перемены, и новые тенденции внеурочного общения школьников с миром искусства, обусловленные изменением социокультурной ситуации,со всей очевидностью проявляются именно в старших классах.

Обратимся к опыту внеклассной работы школы № 90 Санкт-Петербурга и школы им. А.С.Пушкина Гурзуфа.Литературный клуб «Дым отечества», появившийся в шко­ле-новостройке петербургского района Шувалово-Озерки, обязан своим рождением увлеченности словесника Аллы Ива­новны Корнеевой поэзией «серебряного века». В рекреации школы воспроизведен отдельными деталями кусочек старин­ной улицы Петербурга, помогая ощутить причастность к ми­нувшему. Литературные салоны Петербурга, литературный Крым, творчество Н.Гумилева, А.Ахматовой, М.Волошина, В.Хлебникова, М.Лозинского стали предметом серьезного изучения членов клуба. В увлечение поэзией было привнесено исследовательское начало, дух филологического поиска. Ребя­та представляли результаты своих изысканий на конференции научных обществ учащихся (НОУ) в Челябинске, на тради­ционных в Петербурге городских олимпиадах.

Но члены клуба поняли, что лишь изучения литературы не­достаточно, только наслаждения, восхищения прошлым мало — надо помогать его беречь. «Чем мы можем вам помочь?» - этот вопрос неизменно звучал в письмах, посланных в музеи. В Выре, в музее станционного смотрителя, заготовили на зиму дров; были приглашены переночевать в домике смотрителя, как в пуш­кинские времена обретали здесь ночлег путешественники. Стихи Пушкина читали при свечах, на печи сказки сказывали. А в сун­дучке Дуни, дочери смотрителя, появились привезенные ребята­ми подарки. Поездки в Выру стали традиционными, как и на Елагин остров, в Приютино, где благоустраивали старинную усадьбу Олениных, - здесь бывали Пушкин, Батюшков, декаб­ристы Муравьевы. Ребята не безразличны к боли и тревоге родного города. Клуб стал коллективным членом группы «Спасение»: помогали реставраторам восстанавливать музей А.С.Пушкина на набережно! Мойки, участвовали в спасении домика художника М.В.Матюшкина. Д.С.Лихачев, обращаясь к членам клуба «Дым Отечества», написал: «Вы заняты очень важным делом — не просто охраной памятников, а охраной культуры».Активное восприятие историко-культурного материала, человечески живой, действенный интерес к прошлому, когда сам ученики становятся субъектами культуры, - примета внеклассной работы по литературе в наши дни. Внеклассная работа по литературе включается в широкий общекультурный контекст. Создавая в Гурзуфе школу Диало­га культур, ее директор Анатолий Федорович Пазухин унас­ледовал идею М.М.Бахтина о том, что культурное самопозна­ние возможно только при учете других культур.Сад Диалога культур, где встретится дух Пушкина и Чехова, Вернадского и Рериха, Чижевского и Ганди, - отнюдь не утопи­ческая мечта. Школа установила связь с обществами Байрона в Англии, Гете - в Германии. В ней есть музей редкой книги и Пушкинская гостиная, где можно услышать ученические перево­ды Рериха с английского, чтение стихов Пушкина-лицеиста на языке оригинала - по-французски. Здесь выступали директор Пушкинского Дома Н.Н. Скатов, литературоведы В.Кожинов и В.Лакшин, поэт Белла Ахмадулина, историки, философы, ху­дожники, священники. В дерзких планах А.Ф.Пазухина - от­крытие школьного Малого Пушкинского Дома. Создание культурной среды в школе - условие приобщения к высотам художественной мысли и уровню своего времени.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Из истории вопроса | Функции одного угла. 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.