КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Если срок возникновения сомнительной задолженности составляет от 45 до 90 дней, в сумму резерва включаются 50% суммы выявленной задолженности
VI класс V класс Отличительные особенности внеклассной работы в средних и старших классах Отличие внеклассной работы по литературе от классно-урочной формы организации учебно-воспитательной работы по предмету 3. Принципы организации внеклассной работы по предмету. 4.Основные направления (литературное краеведение, литературное творчество, художественно-исполнительская деятельность) 5. Виды и формы внеклассной работы по литературе (интерпретационные, познавательные) ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ //Методики преподавания литературы для педвузов. Под ред. О.Ю Богдановой., В.Г Маранцмана. – В 2-х т. – М.:ВЛАДОС, 1995. – Т.2. -Глава ХIII. На протяжении вот уже более чем двух столетий программному изучению литературы в школе сопутствует внеклассная работа, значительно расширяя возможности общения школьников с миром искусства. Ее истоки восходят к литературным собраниям (XVIII век) в дворянских пансионах и учебных заведениях всесословного типа, где звучали произведения Ломоносова, Сумарокова, читались собственные сочинения и переводы воспитанников, ставились пьесы. В рукописных журналах «пробовали свои перья» воспитанники Царскосельского лицея, а в «Лицейской антологии» были представлены лучшие произведения литературного творчества лицеистов. Если периоды политической реакции в общественной жизни России сопровождались усилением строжайшей регламентации учебного процесса, запрещением какой бы то ни было внеурочной деятельности, то в эпохи либерализации, напротив, внеклассная работа становилась лабораторией активного поиска новых форм изучения литературы, творческой самодеятельности учащихся. Так, появившиеся в середине XIX века литературные беседы, форма организации самостоятельного внеклассного чтения, чрезвычайная важность которых для школы отмечалась Н.И.Пироговым, Н.Г.Чернышевским; К.Д.Ушинским, в 1866 г. были официально запрещены. Тем не менее опыт литературных бесед дополняется в 80-е гг., на рубеже столетий, литературными праздниками, вечерами, конкурсами чтецов, инсценировками, проведением экскурсий в художественные музеи, посещением театра. Кружки, литературные выставки, организованные М.А.Рыбниковой, были направлены на углубленное изучение автора и обнаруживали принципиальную значимость системности для внеклассной работы. В 20 - 30-е гг. нашего столетия палитра форм внеурочного освоения литературы обогащается разноплановыми экскурсиями, циклами вечеров, конференциями, диспутами, литературными судами, играми. В последующие десятилетия заметно усиливается тенденция комплексного использования многообразных форм внеклассной работы, проявившаяся, в частности, в организации постоянно действующих коллективов - литературных кружков, клубов, музеев. Всероссийские литературные праздники, проводимые с 1974 г., — примета масштабности современной внеурочной работы по литературе. Почему же, несмотря на совершенствование программ и самого процесса изучения литературы в школе, внеклассная работа неизменно остается важным каналом освоения литературы школьниками? Чем она особенно притягательна для ребят? Внеклассная работа позволяет юным читателям общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений - читательских, музейных, театральных, музыкальных, от встреч с интересными собеседниками. Движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора литературного материала, форм общения с искусством, способов творческого самовыражения - возможностью делать то, что хочешь и можешь: попробовать себя в роли актера, художника, экскурсовода и т.п. Это, по словам Б.М.Неменского, «зона свободного поиска». Здесь не последнюю роль играет установка на скорую реализацию личностно значимого замысла, на «конечный результат» - будь то спектакль, литературный турнир, краеведческая экспедиция. Наконец, во внеклассной работе более откровенно само общение, разноплановое, полифункциональное (межличностное, познавательное, художественное, творческое), взаимоотношенияжеучителя и учащихсяотличает открытость и неформальность,атмосфера подлинного сотворчества. Особый интерес к внеклассной работе в современной школе объясняется еще и тем, что, будучи менее инерционной, нежели программное, урочное преподавание, она задает тон ломке методических стереотипов, рождению новых подходов к преподаванию литературы, привносит дух живого диалога, откровения, раскрепощенности в поиск истины томимым духовной жаждой поколением. Внеклассная работа становится своеобразной лабораторией творчества словесника, в которой моделируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с искусством, адекватные нынешней социокультурной ситуации. Сегодня нас не удивляет, что «святая святых» - выпускной экзамен - может проходить в форме защиты реферата по самостоятельно избранной учеником теме и даже в форме коллективной игры. Прообразом многих форм урока, признанных инновационными, является внеклассная работа.Внеклассная работа по литературе изначально — в силу природы искусства - явление многовариантное, и ее строгая классификация вряд ли возможна. Взаимодействие разных видов искусства (литература и театр, музыка, живопись и др.), разных видов деятельности школьников, освоение конкретной литературной темы, проблемы может определять профиль внеклассной работы. Выделим в ней относительно самостоятельные направления. Занятия литературным краеведением обращены к изучению литературной жизни родного края, знакомству ребят с образом своей «малой родины» в произведениях художников слова. Это экскурсии, походы, экспедиции, создание школьных музеев. Познавательная, поисковая, популяризаторская краеведческая деятельность естественным образом смыкается в наши дни с культурно-охранной: просто восхищаться прошлым. недостаточно, надо помогать его беречь. «Литературное краеведение помогает в привычном, обыденном окружении обнаружить высокую культурную тенденцию... Культура начинается с памяти. Человек, чувствующий слои прошлых времен, которые его окружают повседневно, не может вести себя как дикарь. Литературное краеведение оживляет опыт прошлых поколений в непосредственной, конкретной, наглядной форме». Краеведение в широком плане -это и знакомство с памятными местами, отмеченными пребыванием в них писателя, судьбами его героев. Общение с литературой неизбежно сопряжено с литературным творчеством юных читателей, попыткой выразить себя в слове, образе. Чуткость к слову, владение литературными жанрами делают по-настоящему творческим процесс чтения. «От маленького писателя — к большому читателю» — в этом видела цель детского литературного творчества М.А.Рыбникова. Кружки, студии становятся школой освоения литературных жанров, овладения журналистикой, искусством перевода, а рукописные журналы, альманахи, стенгазеты - собранием первых авторских публикаций». Потенциал художественно-исполнительской деятельности школьников реализуется в кружках выразительного чтения, школьных театрах, создающих условия для самовыражения через звучащее слово, драматическую интерпретацию. Как правило, названные направления во внеурочной работе связаны, с одной стороны, с региональной спецификой литературно-краеведческого материала, традициями школы, неутомимым поиском поколений учителей и учащихся; с другой стороны, источником внеурочной работы литературно-творческого, художественно-исполнительского характера становятся ярко выраженная одаренность или творческие пристрастия педагога - поэта, заядлого театрала, мастера художественного слова. В массовой практике школ наиболее представлена внеклассная работа по освоению жизни и творчества того или иного писателя.Она чаще всего ведется параллельно программному изучению автора, заметно активизируясь в годы писательских юбилеев. Остановимся подробнее на этом типе внеурочной работы, синтетичной по своему характеру, включающей, в частности, элементы как краеведения, так и разнообразной творческой деятельности. Свобода, импровизационность, живой отклик на интересы и потребности ребят, присущие внеурочной деятельности, отнюдь не означают, что внеклассная работа - явление чисто стихийное. Еще в 1920-е гг. М.А.Рыбникова, блестяще реализовав системный подход во внеклассной работе, писала о том, что именно «система медленного чтения и длительной остановки на одной творческой индивидуальности» создает условия для живого, непосредственного контакта учащихся с писателем. И в наши дни словесник Н.В.Мирецкая убеждает: «Можно сухо перечислить всем известные формы работы: факультатив, кружок, экскурсии, поход, конкурс, школьный вечер, театр, тематическая экскурсия... Форм и методов придумано уж очень много, важно, как мы свяжем их воедино, каким содержанием наполним и каким образом приведем в действие». Фактором развития могут быть лишь системные воздействия. Как же в многообразии видов и форм внеклассной работы обнаружить внутреннее единство? Как выстроить систему, которая стимулировала бы интерес учащихся к литературе, делая его неугасающим, чтобы каждая новая встреча с автором становилась личностным открытием его неповторимого мира, а соответствующие формы деятельности определяли бы способ вхождения в этот мир? Сложившееся в социологии искусства и педагогике положение о том, что художественные интересы личности реализуются в трех видах деятельности (знакомство с художественными произведениями или «потребление искусства»; приобретение знаний о нем; собственное художественное творчество), помогает упорядочить представление о структуре внеклассной работы при освоении мира писателя. Причем оптимальным признается «комплекс трех ориентации». Между тем в реальной школьной практике внеклассная работа нередко сводится к эпизодическим массовым «мероприятиям» юбилейного характера, к просмотру экранизации либо знакомству с музейной экспозицией, т.е. наблюдается разнонаправленность элементов эстетической активности, неоправданная диспропорциональность отдельных видов и форм внеклассной работы, понятие же «система» употребляется в его обыденном смысле - для обозначения периодичности в работе. Заботясь о том, чтобы в художественном опыте детей гармонически были представлены и впечатления от непосредственных встреч с произведениями искусства, и обогащение запаса искусствоведческих знаний, и их собственное творчество, важно помнить о возрастной динамике в проявлении отношения школьников к различным видам художественной деятельности. В 30-е гг. Л.С.Выготским была высказана гипотеза:«Каждому периоду детства свойственна своя форма творчества» (Выготский Л.С.). Определенный вид художественной деятельности на данном возрастном этапе оказывается ведущим, наиболее полно выражающим тенденцию возраста, но сосуществующим с другими видами деятельности и предполагающим их иерархию. «Процесс этот объективен. Тот вид художественной деятельности, который наиболее близок ребенку данного возраста, можно назвать актуальным. Про другие виды художественной деятельности можно сказать, что они не достигли времени возрастной актуальности или, наоборот, уже перешагнули его черту», - резюмирует Б.П.Юсов. В условиях педагогически организованной внеучебной деятельности различные виды внеклассной работы реализуются в определенных формах. Младших подростков особенно привлекает игра. Пятиклассники отдают предпочтение сюжетно-ролевым играм (драматизациям, инсценировкам литературных произведений), играм-фантазиям. Постепенно усиливающаяся познавательная активность подростков проявляется в том, что в VI классе становится очевидным особый интерес ребят к разнообразным познавательным играм, включающим ролевое начало (например, воображаемые путешествия, предполагающие «роль» экскурсовода). К VII классу спектр форм художественно-познавательной деятельности значительно расширяется (обсуждение книг, кинофильмов, выставок, реферирование, экскурсии, конференции, альманахи, турниры знатоков и т.д.). Интерес старших подростков постепенно переключается в русло восприятия произведений искусства с дальнейшей их интерпретацией (читательской, зрительской и т.д.).Динамика постепенно усложняющихся — сучетом преемственности и перспективности - форм внеклассной деятельности подростков, ориентированная на «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский), отражена в таблицах 1 и 2. В соответствующий определенному классу раздел таблицы внесены новые для данного возрастного этапа формы, учитывающие перспективу развития учащихся. Например, в VII классе использованные ранее дискуссионно-аналитические формы дополняются реферированием, конференцией. Каждый этап включает и ранее освоенные формы (в данном случае — беседу, аннотирование, обсуждение книг). Таким образом, за счет новых обогащается арсенал форм организации внеклассной работы, выбора учителем более целесообразных из них. Таблица 1 Формы художественно-познавательной ориентации
Рассмотрим возможности системы внеклассного освоения жизни и творчества писателя подростками на примере пушкинской темы. Творчество Пушкина, всеобъемлюще-многомерное, обращенное к читателям всех возрастов и поколений, позволяет с достаточной полнотой и цельностью представить процесс внеклассной работы как систему и отдельные звенья ее. Эта система предполагает взаимодействие следующих видов художественной деятельности учащихся: 1. Восприятие художественных произведений: внепрограммное (внеклассное) чтение сочинений писателя; знакомство с интерпретациями произведений А.С.Пушкина другими видами искусства. 2. Приобретение знаний об искусстве: обогащение представлений о судьбе, личности писателя, его эпохе (чтение художественной, научно-популярной, мемуарной литературы, знакомство с иконографией и т.п.); освоение пушкинского краеведения— «страны поэта». 3. Исполнительская и творческая деятельность учащихсяпо пушкинской теме. Пушкинская вселенная безгранична, поэтому будет целесообразным выбрать для каждого из классов тематические лейтмотивы, которые, отражая последовательность освоения отдельных сторон мира Пушкина и соответствуя возрастным интересам ребят, придают содержательное единство внеурочной работе на каждом этапе. При этом важно создать условия для свободного личностного выбора учениками как пушкинского материала, так и форм его освоения, предполагающих поиск индивидуально-неповторимого решения.
Таблица 2. Формы художественно-творческой ориентации (интерпретационные)
Тематический лейтмотив «Пушкинское лукоморье» создает установку на перечитывание сказок Пушкина, постижение их оригинальности, высокого нравственного и философского смысла через переживание учениками сказочной реальности и разнообразной интерпретационной деятельности. Сказки открываются пятиклассникам как единый мир. Названный лейтмотив сопряжен с биографическим - «детство поэта». Внеклассное чтение: сказки, «Руслан и Людмила» Пушкина, «Детство» А.Слонимского.Иконография: памятники А.С.Пушкину работы А.М.Опекушина, М.К.Аникушина, К. де Местр(?) - «Пушкин-ребенок», Е.И.Гейтман - «Пушкин», В.В.Фаворская - серия «Детство Пушкина».Урок «Но детских лет люблю воспоминанья...» по повести А.Слонимского «Детство», знакомящий ребят с детством поэта, когда сказка вошла в его жизнь, может стать вводным к теме «Пушкинское лукоморье». Его дополнит краеведческий материал — заочная экскурсия в Захарове, которая сделает более близким пятиклассникам мир Пушкина-ребенка: «теченье сельского досуга», «преданья старины глубокой», таинство народных поверий, радость праздников, игр. Необычным для подростков занятием могут стать народные игры, в которые мог играть с детства поэт и которые упомянуты в его произведениях: горелки, кубари, бабки, свайка. Спектр игры, актуальной в младшем подростковом возрасте формы внеклассной деятельности, чрезвычайно многоцветен. Это и домашняя викторина, признанная направить самостоятельное знакомство пятиклассников с миром писателя. Возможные вопросы:Какие памятники А.С.Пушкину вам известны? Кто их авторы? Чем интересны родовые гербы Пушкиных и Ганнибалов?Как связано имя Пушкина с нашим городом (краем)?Перечислите все элементы волшебной сказки в поэме «Руслан и Людмила». Познавательная игра с элементами исследования «Секреты пушкинской сказки» (она может быть формой проведения урока внеклассного чтения, например по «Сказке о царе Салтане»). Ученики работают в группах над решением одного из выбранных ими вопросов:В сказке описано четыре посещения Салтана корабельщиками. Нарушен ли писателем фольклорный закон троекратного повторения? В народной сказке нет признаков присутствияавтора. Слышен ли в сказке голос Пушкина?Сравните, как изображен характер царя в народной сказке и в пушкинской. Кто наказан в сказке? Кто погибает?Частные на первый взгляд наблюдения помогут ребятам осмыслить сущностные отличия пушкинской сказки от фольклорного канона, ощутив ее гармоническую стихию. Обращение к интерпретациям сказок Пушкина другими видами искусства (живопись, кино, мультипликация) привнесет новые краски в представление ребят о пушкинской сказочной стране; с другой стороны, поможет формировать у учеников внутреннюю установку на создание собственных интерпретаций, выражение личностного понимания сказки. Иллюстрированию сказок, конкурсу на лучший рисунок, выставке ученических иллюстраций могут сопутствовать беседа об иллюстра торах сказок Пушкина (И.Билибин, В.Конашевич, Т.Маврина и др.), выставка иллюстрированных изданий сказок.Зрительский опыт позволит активизировать через ролевую игру-драматизацию, фантазийные игры творчество самих детей. Опираясь на богатый киноопыт подростков, можно провести конкурс «Пушкинская мультипанорама». Творческие группы, в которые входят сценаристы, художники-мультипликаторы, актеры, озвучивающие роли, представляют свою версию одного эпизода сказки; «худсовет» дает право на съемку победителям конкурса. Вариант этого конкурса - игра «Киношанс»: творческие бригады представляют сценарий эпизода, эскизы костюмов, музыкальный ряд экранизации сказки, организуется «кинопроба» для претендентов на исполнение ролей. Подобные конкурсы дают широкие возможности «пробы себя» каждому участнику: и тому, кто рисует, и тому, кто владеет пером, и актерам, и даже тем, кто неравнодушен к нарядам. Более же всего пятиклассников увлекает зрелищность настоящего театрального действа. Инсценировка сказки либо фрагментов разных сказок более уместна на завершающем этапе изучения сказки, когда ребята, обогащенные опытом «пребывания» в сказочном мире, найдут «неслучайные» краски, интонации, исполняя свои роли. Вариантом финала, венчающего встречу с Пушкиным в V классе, может стать конкурс проектов сказочного городка Пушкинское лукоморье, подобного Диснейленду, но являющего национальную неповторимость пушкинского сказочного мира, что найдет свое воплощение и в месте расположения городка,на маршруте, которым следуют посетители, и в тех чудесах, испытаниях, которые ожидают их на сказочной тропе. На итоговом этапе эффективной представляется и игра-состязание «Турнир знатоков сказок Пушкина» с присущей ей разноплановостью игровых заданий типа:«Разминка команд» (ответына вопросы познавательного характера);«Домашнее задание» (команды представляют друг другу в форме пантомимы фрагмент одной из сказок. Команда-соперница называет сказку, подтверждая правильность ответа ее текстом); «Конкурс театральных костюмов»: необходимо продемонстрировать костюмы героев спектакля «Сказка о рыбаке и рыбке»;«У лукоморья»: предлагается нарисовать «невиданных зверей», оставивших следы на «неведомых дорожках»; «Из суфлерской будки»: нужно помочь актерам вспомнить слова роли, которые вдруг забылись, например: «А Балда зайца гладит, приговаривая...» и др. «Бюро находок»: надо вернуть героям утерянные ими вещи (спица, зеркало, яблоко, веревка, клика, веретено, шелковый шнурок, мешок), доказав текстом правильность ответа.Создание игровой среды делает радостным общение пятиклассников с миром пушкинской сказки. Чуткость подростков к красоте поэтического слова, интерес к тайне рождения поэта убеждают в целесообразности - через лейтмотив «Дар поэта» — переключения учеников из гармонической стихии пушкинской сказки в гармоническую стихию лирики, что позволит, преодолевая сложившуюся с детства локальность восприятия Пушкина как автора сказок, расширить представление школьников о необъятности «пушкинских горизонтов», уникальности поэтического гения.Внеклассное чтение: «Муза», фрагменты «Все волновало нежный ум...» («Разговор книгопродавца с поэтом»), «Зачем Крутится ветер в овраге...» («Езерский» или «Египетские ночи»), «Осень», «Роза», «Цветок», «Няне», «Зимний вечер», «И.И.Пущину», «Мадонна».Иконография: О.Кипренский. «Пушкин», В.Серов. «Пушкин в парке», Б.Щербаков. «Пушкин в Михайловском», М.Ге. «Пушкин и Пущин в селе Михайловском», А.Брюллов. «Наталья Николаевна Пушкина», Н.Ульянов. «Пушкин и Арина Родионовна в Михайловском». Цикл уроков внеклассного чтения обращает шестиклассников к размышлениям о тайне рождения поэта, уникальной неповторимости поэтического дара, взгляда поэта на мир, могуществе поэтического слова, о творчестве как созидающей, спасительной силе, о ценностях мира Пушкина. Сравнение интерпретаций стихотворений Пушкина чтецами, музыкантами откроет читателям неисчерпаемость лирики, настроит на ее личностное прочтение, поиск «своих» страниц в томике лирики Пушкина. Свое открытие Пушкина шестиклассники могут обнаружить в творческой деятельности:выступая составителями и оформителями сборника своих любимых стихотворений Пушкина, сопровождаемого вводной статьей или послесловием, комментариями;участвуя в конкурсе чтецов лирики Пушкина; исполняя литературно-музыкальные композиции («Времена года», «Люблю тебя, Петра творенье...» и др.); оформляя рукописный журнал или стенгазету: откликом на встречу с Пушкиным-лириком могут быть эссе, размышления по прочтении произведений о поэте (например, стихотворения А.Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям...», финала новеллы Ю.Нагибина «Царскосельское утро»), при знакомстве с образом Пушкина-лицеиста в живописи (Н.Кузьмин. «В Царскосельском парке», В.Фаворский. «Пушкин-лицеист», Н.Ульянов. «Пушкин в садах лицея»); в собственных поэтических опытах. Пропедевтическое знакомство с Лицеем, поэтической колыбелью Пушкина, начинается внеклассным чтением книг А.Слонимского «Юность», Л.Рубинштейна «В садах Лицея». Предложим ребятам выразить свое впечатление от полюбившихся эпизодов книг в свободно выбранной ими форме: инсценировании, пантомиме, живописной или музыкальной иллюстрации, художественном пересказе и т.д. Удачные интерпретации могут быть представлены на литературном празднике.Познавательные игры, особенно притягательные для шестиклассников, позволяют активно обогащать контекст художественной информации, делающей конкретным и вместе с тем объемным представление ребят о мире писателя. На этот раз вопросы викторины, активизирующей самостоятельное освоение биографии писателя, возникают на уроках как бы исподволь, в потоке размышлений о даре поэта. Например: Когда и при каких обстоятельствах появилось в печати первое стихотворение Пушкина? Докажите, что поэт был прав, говоря: «И с каждой осенью я расцветаю вновь...»- Кто из друзей поэта причастен к созданию О.Кипренским портрета А.С.Пушкина? Шестиклассники обращаются к документальной повести М. Васиной «В садах Лицея», к другим популярным изданиям. Изучение Петербурга пушкинской поры, города, воспетого поэтом и ставшего частью его самого, проводится в форме познавательной игры с ролевым началом. Это «Прогулки по пушкинскому Петербургу» (разновидность заочной экскурсии) с выбором участниками одного из маршрутов: с Пушкиным по Невскому (Фонтанке, Мойке). На этапе начального накопления знаний ребята знакомятся с архитектурным обликом города, его бытом, пушкинскими адресами, выстраивают сюжет, форму будущей экскурсии. Затем в классе группы представляют свои маршруты, сопровождая рассказ показом видов Петербурга пушкинской поры, портретов современников писателя. В качестве итога работы по пушкинской теме в VI классе может быть проведена игра-состязание «Пушкин. Что? Где? Когда?», установка на которую дается в начале рассматриваемого внеклассного цикла, поэтому работа учащихся по теме сопровождается составлением ими вопросов для игры. Калейдоскопичность вопросов и заданий позволяет свободно обращаться к разнообразным сферам, активизируя освоенный круг лирики, заметно обогатившийся пласт художественно-познавательной информации (биографической, краеведческой). Это вопросы — на художественную эрудицию: на выявление круга чтения участниками произведений Пушкина; обнаруживающие поэтическое чутье, чувство слова (стилистический эксперимент: восстановление в тексте пушкинского эпитета, рифмы, текста из фрагментов) и др. VII класс Ведущий лейтмотив - «Пушкинский Лицей». Пушкин и его лицейские друзья особенно близки подросткам жаждой независимости, самоутверждения, верностью «святому братству», пониманием Лицея как дома, школы жизни.В круг внеклассного чтения вводятся мемуары И.Пущина, исторические романы Ю.Тынянова «Кюхля» и Н.Эйдельмана «Большой Жанно», научно-популярная литература (Ю.Лотман, А.Гессен, М.Васина, Г.Волков и др.), мемуарно-эпистолярное наследие («Друзья Пушкина», «Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками» - сост. В.Кунин). В VII классе расширяется спектр форм художественно-познавательной деятельности с ориентацией на индивидуальную, групповую работу, самообразование. Система внеклассного освоения лицейской темы призвана помочь каждому ученику «присвоить» мир Лицея: войдя-в материал, открыть«свои» страницы в его истории, а также выразить это открытие. Чем более разноплановыми, многовариантными будут типы рефератов, тем большей будет возможность индивидуального выбора семиклассниками интересующей их проблематики. Возможные темы: «Пушкин и Пущин» (Дельвиг, Кюхельбекер, Горчаков и др.), «Система обучения в Лицее», «Будни Лицея», «Лицейские наставники», «Традиции Лицея», «История лицейских годовщин», «Творчество лицеистов», «Благословение поэта (Пушкин-лицеист и поэты-наставники)», «Пушкин-лицеист как читатель», «Царскосельские встречи Пушкина», «Пушкин-лицеист в поэтическом автопортрете (1814 г.) и восприятия наставников и однокашников», «В садах Лицея», «Гроза двенадцатого года» и «Лицей», «Образ Пушкина-лицеиста в изобразительном искусстве». Учитель рекомендует литературу, разнообразную как в жанровом отношении, так и по степени сложности - для учащихся с разным уровнем литературного развития. Сообщения авторов лучших рефератов выносятся на конференцию. Возможен и проблемный семинар с обсуждением вопросов типа: Какое содержание вы вкладываете в понятие «дух Лицея»? «Он «не как все» и в то же время «как все» - и в этом главная особенность Пушкина, в этом главная особенность нормально-гениального пушкинского детства». Согласны ли вы с мнением литературоведа Н.Н.Скатова?Кто из художников особенно близок вам в своем видении Пушкина-лицеиста (Р.Бах, И.Репин, Н.Кузьмин, В.Фаворский, Н.Ульянов, Н.Рушева)? Викторина озарит радостным отсветом игры серьезную познавательную работу. Вопросы лицейской викторины, учитывая живое присутствие ребят в материале, должны давать возможность еще одной встречи со ставшими близкими лицами, событиями. Они могут строиться, например, на эффекте узнавания лицеистов по характеристикам, составленным наставниками, по отзывам лицеистов друг о друге, шуточным именинным стихам и пр. А заочная экскурсия в Лицей, царскосельский парк поможет семиклассникам «на время улететь в лицейский уголок всесильной, сладостной мечтою».Познавательная деятельность подготавливает подростков к собственному художественному творчеству. Плодотворное использование опыта литературного творчества лицеистов, знакомство с лицейскими рукописными журналами («Неопытное перо», «Юные пловцы», «Лицейский мудрец», «Для удовольствия и пользы»), где «явно доминирует стихия литературной игры», дает установку для «пробы пера» семиклассниками. Темы подскажет лицейская журналистика: рассказ о ссорах лицеистов в стиле поэтического обозрения; сообщение о необыкновенном феномене или необычной находке; репортаж о достопримечательностях лицейских; хроника внутренней жизни лицея; история города Малого Лицея и стран, ему принадлежащих, и др. Праздничный финал внеклассной работы по лицейской теме — литературный вечер, пронизанный «лирическим эмоциональным сюжетом», включающий в себя и поэзию, и музыку, и инсценировку эпизодов лицейской жизни. Духовной традицией школы может стать проведение Дня Лицея. VIII класс Лейтмотив «Человек и время» созвучен, с одной стороны, формированию самосознания подростка, все большей его включенности в окружающую его действительность; с другой стороны, сопряжен с драматическими коллизиями современности, переосмыслением «судьбы человеческой, судьбы народной», размышлениями о взаимоотношениях личности и «жестокого века». Темы «Моя родословная», «Образ Петра I в произведениях Пушкина» позволят рассмотреть взаимоотношения со временем и великой исторической личности, и самого поэта, и «обыкновенного» человека.Внеклассное чтение: «Начало автобиографии», «Моя родословная», фрагмент «Два чувства дивно близки нам...», «Арап Петра Великого», «Стансы», «Полтава», «Медный всадник». Интерес ребят к ярким судьбам предков А.С.Пушкина, лаконично охарактеризованным в прочитанных произведениях, дополняется интересом к потомкам писателя. Этой теме может быть посвящен семинар или конференция «Предки и потомки Пушкина». Интересные страницы пушкинской родословной, открытые ребятами в самостоятельной познавательной деятельности, можно включить и в устный журнал (альманах). Формой же первоначального ознакомления восьмиклассников с поэмой «Медный всадник», предполагающего постановку вопросов, ответы на которые читатель обретет при дальнейшем изучении поэмы, может стать новый тип экскурсии - «По следам литературных героев» петербургской повести, «основанной на истине». Эта заочная экскурсия направлена на освоение художественного пространства поэмы. При этом используется живопись пушкинской эпохи и иллюстрации А.Бенуа. Ознакомление с пушкинской родословной делает органичным путешествие в особенно дорогой сердцу поэта уголок его «страны» — Михайловское, «родное пепелище». Проведение туристско-краеведческой экспедиции, включающей культурно-охранную деятельность в пушкинских местах, придаст идеальную цельность и законченность путешествиям в «страну поэта».Вариация лейтмотива «Человек и время» — «Пушкин в памяти поколений». Часто повторяемые слова о бессмертии пушкинского гения могут наполниться для восьмиклассников особым, живым смыслом, если мы предложим ребятам расспросить об отношении к поэту интересных им собеседников -родных, знакомых — и записать услышанное. Примерные вопросы собеседнику: Ваши детские впечатления о Пушкине. Как изучали Пушкина в школе? Самые сильные впечатления от встреч с Пушкиным.Менялось ли с годами Ваше отношение к поэту? Чем интересен Вам Пушкин сейчас?В любом городе, крае можно найти людей, увлеченных Пушкиным. Ребята воочию убедятся, что он - звено, связующее отцов и детей, «наш вечный спутник». Материалы, собранные учащимися, оформляются в альбомах.К этим открыткам прибавится знакомство с прочтением Пушкина художниками разных поколений - Мариной Цветаевой, Надей Рушевой, Михаилом Аникушиным, Сергеем Юрским и др. Страницы устного журнала, литературно-музыкальная композиция, вечер сделают эти встречи праздником. Чем больше разнообразных мнений, трактовок, интерпретаций предстанет перед подростками накануне новой, «большой» встречи с Пушкиным в IX классе, тем сильнее будет внутреннее неприятие ими шаблона, стереотипа, тем настойчивее^будет желание ребят найти у Пушкина свои страницы, прочитать его по-своему. Как отмечалось выше, в VIII классе очевидно постепенное «выдвижение» восприятия как актуального вида деятельности, усиление роли созерцания и анализа. На активизацию художественного восприятия ориентированы и уроки внеклассного чтения, и экскурсии, и встречи с интересными читателями Пушкина, и отзывы о книгах, выставках, телепередачах, рецензии восьмиклассников на спектакли, кинофильмы. Эта же возрастная тенденция определяет особенности заданий литературной олимпиады, игр, форму вечеров. Олимпиадные задания по литературе должны быть творчески-интерпретационными, отнюдь не сводиться к проверке памяти. Возможные типы олимпиадных заданий: Анализ стихотворения (например, «Туча», «Телега жизни» и др.).Эссе «Мое любимое стихотворение Пушкина».Выбор пушкинского стихотворения из нескольких стихов разных поэтов с обоснованием выбора. Представьте себе, что вы экскурсовод. Вы готовите экскурсию по... (укажите сами). Вам очень хочется заинтересовать слушателей рассказом о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Каким будет начало вашей экскурсии? Произведения искусства обладают удивительной способностью вступать в диалог с последующими эпохами. Докажитеэто на примере одного из произведений А.С.Пушкина.Публицист Ольга Чайковская, назвав свою статью о романе Пушкина именем главного героя «Гринев», утверждает: «Капитанская дочка» недаром включена в школьную программу для тринадцатилетних: им нужен Гринев». Согласны ли вы с этим мнением? Вместе с тем олимпиада может пройти в форме диспута, конкурса чтецов, защиты своего ответа, игры. Приведем варианты игровых конкурсов олимпиадного турнира знатоков Пушкина:• Представление команд (в пушкинском духе). Домашнее задание: а) снимите для «немого кино» фрагмент одной из сказок Пушкина (инсценировка с музыкальным сопровождением); б) вы готовите телепередачу «Пушкинские места России»; представьте ее фрагмент об одном из адресов (сценарий, режиссура, исполнение). Разминка команд «Экзамен по Пушкину»." «Я к вам пишу...»: ребята читают команде-сопернице поочередно фрагменты писем пушкинских героев. Нужно назвать произведение, автора письма, адресата. Пушкинский кроссворд (разновидность викторины). «Памятник Пушкину»: команды защищают свой проект памятника. Варианты форм и тематика литературных вечеров в связи с лейтмотивом «Пушкин в памяти поколений» многообразны:«Мой Пушкин» (литературно-музыкальная композиция по стихам о поэте), «Тропа к Пушкину» (диалог поколений читателей Пушкина). Восьмиклассников привлекает камерность, интимность поэтических вечеров, где каждый может прочитать полюбившиеся строки. Праздником для ребят может стать новогодний бал пушкинских героев: каждый участник представляет одного из пушкинских героев через костюм (или его детали), а также охарактеризовав его строками авторского текста, не называя имени. Желание остаться неузнанными (условие одного из конкурсов) побуждает обратиться не к самым известным массовому читателю произведениям, например: «Анджело», «Русалка» и др. Ребята сами готовят сценарий вечера, вписывая в него инсценировки, стихи, романсы, танцы, которые переносят участников вечера в далекую эпоху, воскрешая атмосферу бала. Итак, система внеклассного освоения пушкинской темы подростками обширна. Большая часть ее реализуется параллельно программному изучению темы, создавая условия для «погружения» учащихся в мир Пушкина. Некоторые формы, например утренники, вечера, встречи, могут быть предпосланы пушкинским датам (19 октября, 10 февраля, 6 июня), формируя пушкинские традиции школы, «календарь памяти». С VII класса (по мнению психологов, это пора кружковой активности) можно осуществлять программу на занятиях литературного кружка. В VIII классе, возможно проведение Пушкинской недели. Рассмотренная нами система внеурочной работы потенциально вариативна. Знание закономерностей смены видов деятельности, подсказанной возрастной эволюцией школьников, отнюдь не сковывает инициативу учителя, напротив, побуждает его искать вариации конкретных методических решений с учетом особенностей литературного развития класса, своеобразия творческой индивидуальности писателя. Внеклассную работу в старших классах необходимо ориентировать на восприятие произведений искусства как актуальный в этом возрасте вид деятельности, создавая условия для разнообразных ученических интерпретаций. Вместе с тем с возрастом - по мере самоопределения личности, выявления способностей, пристрастий ученика в искусстве - будет углубляться процесс специализации, дифференциации в выборе школьниками сфер внеурочной работы. По справедливому замечанию Б.М. Неменского, «формы волно-поисковые в апогее должны проявиться именно в средних классах, чтобы в старших классах передать главенство более серьезным, ответственным формам профессиональных знаний — факультативам, спецклассам, спецшколам» Во внеклассной работе по литературе незаменимыми на этом этапе будут клубы с разнообразными секциями, научные общества учащихся. Своеобразие внеклассной работы в старших классах определяется не только откликом ее содержания и форм на возрастные возможности и потребности школьников. Вкусы, литературные пристрастия самого учителя, его творческая индивидуальность не менее важный фактор выбора путей внеурочного освоения литературы старшеклассниками. Внеклассная работа - в этом убеждает экскурс в ее историю- чутко реагирует на общественные перемены, и новые тенденции внеурочного общения школьников с миром искусства, обусловленные изменением социокультурной ситуации,со всей очевидностью проявляются именно в старших классах. Обратимся к опыту внеклассной работы школы № 90 Санкт-Петербурга и школы им. А.С.Пушкина Гурзуфа.Литературный клуб «Дым отечества», появившийся в школе-новостройке петербургского района Шувалово-Озерки, обязан своим рождением увлеченности словесника Аллы Ивановны Корнеевой поэзией «серебряного века». В рекреации школы воспроизведен отдельными деталями кусочек старинной улицы Петербурга, помогая ощутить причастность к минувшему. Литературные салоны Петербурга, литературный Крым, творчество Н.Гумилева, А.Ахматовой, М.Волошина, В.Хлебникова, М.Лозинского стали предметом серьезного изучения членов клуба. В увлечение поэзией было привнесено исследовательское начало, дух филологического поиска. Ребята представляли результаты своих изысканий на конференции научных обществ учащихся (НОУ) в Челябинске, на традиционных в Петербурге городских олимпиадах. Но члены клуба поняли, что лишь изучения литературы недостаточно, только наслаждения, восхищения прошлым мало — надо помогать его беречь. «Чем мы можем вам помочь?» - этот вопрос неизменно звучал в письмах, посланных в музеи. В Выре, в музее станционного смотрителя, заготовили на зиму дров; были приглашены переночевать в домике смотрителя, как в пушкинские времена обретали здесь ночлег путешественники. Стихи Пушкина читали при свечах, на печи сказки сказывали. А в сундучке Дуни, дочери смотрителя, появились привезенные ребятами подарки. Поездки в Выру стали традиционными, как и на Елагин остров, в Приютино, где благоустраивали старинную усадьбу Олениных, - здесь бывали Пушкин, Батюшков, декабристы Муравьевы. Ребята не безразличны к боли и тревоге родного города. Клуб стал коллективным членом группы «Спасение»: помогали реставраторам восстанавливать музей А.С.Пушкина на набережно! Мойки, участвовали в спасении домика художника М.В.Матюшкина. Д.С.Лихачев, обращаясь к членам клуба «Дым Отечества», написал: «Вы заняты очень важным делом — не просто охраной памятников, а охраной культуры».Активное восприятие историко-культурного материала, человечески живой, действенный интерес к прошлому, когда сам ученики становятся субъектами культуры, - примета внеклассной работы по литературе в наши дни. Внеклассная работа по литературе включается в широкий общекультурный контекст. Создавая в Гурзуфе школу Диалога культур, ее директор Анатолий Федорович Пазухин унаследовал идею М.М.Бахтина о том, что культурное самопознание возможно только при учете других культур.Сад Диалога культур, где встретится дух Пушкина и Чехова, Вернадского и Рериха, Чижевского и Ганди, - отнюдь не утопическая мечта. Школа установила связь с обществами Байрона в Англии, Гете - в Германии. В ней есть музей редкой книги и Пушкинская гостиная, где можно услышать ученические переводы Рериха с английского, чтение стихов Пушкина-лицеиста на языке оригинала - по-французски. Здесь выступали директор Пушкинского Дома Н.Н. Скатов, литературоведы В.Кожинов и В.Лакшин, поэт Белла Ахмадулина, историки, философы, художники, священники. В дерзких планах А.Ф.Пазухина - открытие школьного Малого Пушкинского Дома. Создание культурной среды в школе - условие приобщения к высотам художественной мысли и уровню своего времени.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |