КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Статья 1. Медицинское страхование
Медико-генетическое консультирование - специализированный вид медицинской помощи - являетсянаиболее распространенным видом профилактики наследственных болезней. Суть его заключается в определении прогноза рождения ребенка с наследственной патологией, объяснении вероятности этого события консультирующимся и помощи семье в принятии решения о дальнейшем деторождении. Диагностика Хромосомные аберрации Полигенные наследственные болезни Полигенные болезни наследуются сложно. Для них вопрос о наследовании не может быть решён на основании законов Менделя. Ранее такие наследственные заболевания характеризовались как болезни с наследственной предрасположенностью. Однако сейчас о них идёт речь как о мультифакториальных заболеваниях с аддитивно-полигенным наследованием с пороговым эффектом. К этим заболеваниям относятся такие болезни как рак, сахарный диабет, шизофрения, эпилепсия, ишемическая болезнь сердца, гипертензия и многие другие. Хромосомные болезни обусловлены грубым нарушением наследственного аппарата — изменением числа и структуры хромосом. В частности-алкоголизм родителей. Сюда относятся синдромы Дауна, Клайнфельтера, Шерешевского — Тернера, Эдвардса, «кошачьего крика» и другие. (См. также Радиационная генетика) Диагностика производится цитогенетическими, молекулярно-цитогенетическими и молекулярно-генетическими, а также на основании фенотипических признаков (синдромологический подход).[В последнее время складывается мнение, что относительно высокая частота наследственных заболеваний в популяции обусловлена определёнными преимуществами «мутантов» по отношению к факторам естественного отбора, сцепленными с наследственной болезнью, или с «предрасположенностью к болезни». Так, наследование и сохранение серповидноклеточной анемии у жителей некоторых районов Африки оказалось связано с устойчивостью носителей рецессивного аллеля к малярии, распространённого заболевания этих регионов. Еще в конце 20-х годов С.Н.Давиденков в России, впервые в мире организовал медико-генетическую консультацию при Институте нервно-психиатрической профилактики. Он четко сформулировал задачи и методы медико-генетического консультирования. Однако развитие данной области профилактики и генетики человека в целом затормозилось в 30-х годах практически во всех развитых странах. Это было связано с тем, что в нацистской Германии для обоснования геноцида использовали генетические концепции и ввели насильственную стерилизацию как метод "оздоровления расы". В Москве был закрыт Медико-генетический институт. В США медико-генетические консультации (кабинеты) начали организовываться в 40-х годах, но действительно интенсивное развитие такой помощи в разных странах (в том числе в России и Германии) началось в 60-70-х годах. К этому времени уже отмечался большой прогресс в изучении хромосомной патологии и наследственных болезней обмена веществ. Термин "медико-генетическая консулътация" определяет два понятия: 1) консультация врача-генетика как врачебное заключение; 2) структурное подразделение в каком-либо звене здравоохранения (при больнице, при объединении, поликлинике и др.). Показаниями для медико-генетического консультирования являются: 1) рождение ребенка с врожденным пороком развития; 2) установленная или подозреваемая наследственная болезнь в семье в широком смысле слова; 3) задержка физического развития или умственная отсталость у ребенка; 4) повторные спонтанные аборты, выкидыши, мертворождения; 5) близкородственные браки; 6) воздействие подозреваемых на тератогенность или известных тератогенов в первые 3 мес. беременности; 7) неблагополучное протекание беременности. В принципе каждая супружеская пара должна пройти медико- генетическое консультирование до планирования деторождения (проспективно) и безусловно после рождения больного ребенка (ретроспективно). Медико-генетическое консультирование включает определение вероятности рождения больного ребенка и информирование об этом будущих родителей, чтобы они могли принять обоснованное решение. Если в семье есть больной с наследственным заболеванием, сначала нужно оценить надежность этого диагноза. Обычно это требует критического изучения имеющихся медицинских данных или дополнительного обследования больных членов семьи. Затем информацию представляют в виде родословной, чтобы определить характер наследования в семье и его соответствие данному заболеванию. В зависимости от типа заболевания (моногенное, полигенное или хромосомное) и достоверности диагноза надежность определения вероятности развития болезни в следующем поколении колеблется от приблизительной до почти точной. Достоверность диагноза зависит от того, характерна ли для этого заболевания множественная этиология, и разработаны ли для него специфичные диагностические методы.
Ответ13. Уровень общей заболеваемости, на 1000 населения соответствующего возраста, имеет тенденцию к росту на протяжении последних лет и составил в 2006 году у детей 3051,3 на 1000 детского населения (рост на 11,6% к уровню 2002 года), у подростков 2117,0 на 1000 подросткового населения (рост на 12,3%), у взрослых 1251,1 на 1000 взрослого населения (рост на 5,6%). Рост показателей заболеваемости наблюдается практически по всем классам болезней. Структура заболеваемости у взрослых: 1-е место — болезни системы кровообращения — 18,3%; заболевания органов дыхания (у подростков — 42,6%, у детей — 58,6 %); 2-е место у взрослых — заболевания органов дыхания (15,9%), у подростков — травмы и отравления (6,5%), у детей — болезни мочеполовой системы — (5%); 3-е место — у взрослых — болезни мочеполовой системы, у подростков — болезни глаза (6,7%), у детей — травмы (4,1%). Ответ 14. Несмотря на то, что профилактике заболеваний в нашем здравоохранении всегда отводилось приоритетное место, сложившаяся в системе охраны здоровья ситуация сегодня требует решения ряда проблем в области организации и практического осуществления профилактики. Проблемы эти следующие: согласие о задачах и методах профилактики — политика и стратегия профилактики; определение приоритетных проблем здоровья населения, которые особенно требуют решений в области профилактики; уточнение роли различных служб нашей системы здравоохранения в профилактике; разработка модельных региональных программ профилактики, которые могут быть потом воспроизведены по всей стране; более активное использование научных и практических достижений отечественного и мирового опыта при осуществлении профилактики в нашей стране. Разработка компонента профилактики заболеваний и укрепления здоровья в принятой в 1997 году концепции развития российского здравоохранения будет способствовать тому, что система здравоохранения сможет фокусироваться не только на охране от болезней и лечении болезней, но и на развитии потенциала здоровья населения. Выход в свет первых номеров нового журнала «Профилактика заболеваний и укрепление здоровья», основанного Министерством здравоохранения России, и очерченный главным редактором круг проблем, рассматривающихся на страницах этого периодического издания вызывают интерес и удовлетворение. Отныне есть трибуна, которая позволит как медикам, так и немедикам обсуждать и помогать решать насущнейшие проблемы нашего здравоохранения — проблемы профилактики. Хотя профилактике заболеваний в нашем здравоохранении всегда отводилось приоритетное место, но сегодня сложившаяся в системе охраны здоровья ситуация требует решения ряда проблем в области организации и практического осуществления профилактики. Проблемы эти следующие: 1) согласие о задачах и методах профилактики — политика и стратегия профилактики; 2) определение приоритетных проблем здоровья населения, которые особенно требуют профилактического вмешательства; 3) уточнение роли различных служб нашей системы здравоохранения в профилактике; 4) разработка модельных региональных программ профилактики, которые могут быть, потом воспроизведены по всей стране; 5) более активное использование имеющихся научных и практических достижений отечественного и мирового опыта при осуществлении профилактики в нашей стране. 1. Политика и стратегия профилактики Принятая концепция развития российского здравоохранения требует детальной разработки ее отдельных составных частей, в частности, компонента профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения. Политика профилактики — это согласие всех, кто имеет отношение к планированию и проведению профилактики среди населения, в отношении целей и способов профилактической работы. И отнюдь не только медики, а и многие другие партнеры должны быть вовлечены в это: властные структуры, производители пищевых продуктов, торговля, промышленная среда, образование, средства массовой информации и многие другие и, конечно, само население страны. Только выработав общую позицию этих партнеров о том, что и как делать в настоящее время при имеющихся возможностях и ресурсах, мы можем рассчитывать на успехи в области профилактики. При таком согласии — политике мы можем поставить задачу именно укрепления здоровья, развития потенциала здоровья через рациональное питание, физическую активность, ограничение вредных привычек и т.п. Только в этом случае система здравоохранения может сфокусироваться не только на охране от болезней и лечении болезней, но и на развитии потенциала здоровья населения. Следует отметить еще раз, что активное участие самого населения в разработке политики профилактики и ее осуществлении в различных формах является совершенно необходимым. В свою очередь формы работы с населением требуют использования современных методов распространения информации о здоровье и вовлечения населения в здоровый образ жизни — методов социального маркетирования программ здоровья и профилактики. В профилактике всех неинфекционных заболеваний значительную роль играет психика и воздействие на нее: очевидно, что все профилактические воздействия опосредуются через психику индивидуума и коллективов населения. В то же время проблема психосоциального стресса имеет большое значение в связи с политическими, социальными и экономическими нагрузками нашего времени. Разработанная политика профилактики заболеваний и укрепления здоровья, наличие согласия в обществе необходимы для получения законодательной и административной поддержки профилактики на национальном и региональном уровнях, а также для решения трудной задачи финансирования профилактики. 2. Определение приоритетных проблем здоровья населения. Наше здравоохранение традиционно имело значительные успехи в профилактике инфекционных заболеваний, распространение большинства которых успешно контролируется и в настоящее время. Ситуация же с профилактикой неинфекционных, в первую очередь — сердечно-сосудистых заболеваний (НИЗ и ССЗ) — весьма тревожит. ССЗ ответственны за примерно 50%, а вместе с другими НИЗ — за примерно 75% всех причин смерти. И эта ситуация не обнаруживает тенденций к улучшению. В настоящее время показатели смертности от ССЗ и НИЗ в России - самые высокие в мире. И это несмотря на то, что мы знаем, что надо делать для снижения заболеваемости и смертности ССЗ и НИЗ: снижать уровни основных факторов риска этих заболеваний в населении, т.е. курения, артериальной гипертонии, гиперлипидемии и некоторых других. И знаем, что имеются демонстративные примеры того, как это надо делать. Например, проект Северная Карелия в Финляндии, где через взаимодействие медицинских и немедицинских служб и самого населения эти факторы риска существенно снизились, и в результате за 25 лет смертность от ишемической болезни сердца снизилась на 73%, снизились также существенно общая смертность и смертность от рака. Существуют и другие многочисленные примеры в других странах. Очевидно, что решение проблемы профилактики ССЗ и НИЗ является приоритетом для нашего здравоохранения. Эта проблема требует немедленных действий, т.к. без ее решения невозможно рассчитывать на сдвиги в сторону улучшения показателей здоровья населения страны. Возвращаясь к области инфекционных заболеваний нужно сказать, что в последние годы имеются неблагоприятные тенденции в отношении туберкулеза и болезней, передающихся половым путем, а также СПИДа. Соответственно есть и необходимость решения проблем профилактики этих заболеваний. Надо сказать, что в отношении этих инфекционных болезней требуется в основном решение ряда проблем (информационных, маркетирования, организационных), которые весьма схожи, если не сказать что являются общими, с компонентами профилактики ССЗ и НИЗ. Ответ 15. 1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; Ответ18. Одним из наиболее актуальных направлений модернизации российского здравоохранения является организация лечебно-профилактической помощи в новых социально-экономических условиях при обеспечении доступности, качества и безопасности медицинской помощи населению. В учебном пособии представлены проблемы организации общеврачебной, амбулаторно- поликлинической, скорой медицинской, стационарной, специализированной, высокотехнологичной, медико-социальной, паллиативной и других видов медицинской помощи населению. Любoе реформирование должно основываться на принципах доказательной медицины, фундаменте всего положительного, что было создано предшествующими поколениями организаторов здравоохранения, глубоком анализе работы учреждений здравоохранения с выявлением основных закономерностей и прогнозированием деятельности в новых социально-экономических условиях. Учебное пособие рекомендуется студентам медицинских вузов лечебных, медико-профилактических, педиатрических, стоматологических, высшего сестринского и других факультетов. Оно будет полезным организаторам здравоохранения всех уровней управления, заведующим отделениями ЛПУ, специалистам фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций, а также преподавателям кафедр общественного здоровья и здравоохранения медицинских вузов и системы последипломного профессионального образования. Ответ21. 1.1. Дневной стационар является лечебно-диагностическим отделением, входящим в состав лечебно-профилактического учреждения, в том числе амбулаторно-поликлинических, больничных учреждений, клиник медицинских образовательных учреждений. 1.2. Дневной стационар предназначен для проведения профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий больным, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения, с применением современных медицинских технологий в соответствии со стандартами и протоколами ведения больных. 1.3.В своей деятельности дневной стационар лечебно-профилактического учреждения руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития Российской Федерации, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, Приказом о штатных нормативах медицинского персонала № 600 от 1979г., СанПиНом 2.1.3.1375-03 и настоящим Положением. 1.4.Коечная мощность и профиль дневного стационара определяются руководителем лечебно-профилактического учреждения, в составе которого он создан, по согласованию с соответствующим органом управления здравоохранением, с учетом имеющейся инфраструктуры здравоохранения, а также заболеваемости населения. В соответствии с профилем, койки дневного пребывания являются структурной частью коечного фонда отделения (палаты). Мощность стационара определяется числом коек круглосуточного и дневного пребывания. Учет коек дневного пребывания в больничных учреждениях и движение больных осуществляется в установленном порядке. Порядок направления и госпитализации в дневной стационар, условия выписки или перевода в лечебно-профилактическое учреждение утверждаются руководителем лечебно-профилактического учреждения. Режим работы дневного стационара определяется руководителем лечебно-профилактического учреждения с учетом объемов проводимых медицинских мероприятий в 2 смены, при необходимости возможна работа в 3 смены. Медицинская и лекарственная помощь населению в условиях дневного стационара оказывается в рамках территориальной Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, а также на условиях добровольного медицинского страхования или платных медицинских услуг в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В подразделениях дневного пребывания при больницах численность должностей медицинского персонала определяется по действующим штатным нормативам, предусмотренным для отделений соответствующего профиля. Питание в наркологическом, психиатрическом, фтизиатрическом, психоневрологическом и педиатрическом отделениях дневного стационара производится за счет лечебного учреждения. Режим питания двухразовый. В дневной стационар пациенты поступают из кабинетов врачей поликлинического учреждения, отделения профилактики, специализированных учреждений, а также из стационаров. В дневном стационаре ведется установленная учетно-отчетная медицинская документация: -медицинская карта стационарного больного (форма 003-у); -журнал приема больных и отказов в госпитализации (форма 001-у); -лист врачебных назначений; -книга выдачи листков нетрудоспособности (форма 036-у), находится в кабинете «Мед. часть»; -карта больного, лечащегося в физиотерапевтическом отделении (форма 044-у); -журнал учета процедур (форма 029-у); -извещение о побочном действии лекарственного препарата (форма 093-у); -лист регистрации переливания трансфузионных сред (форма 005-у); -журнал регистрации переливания трансфузионных сред (форма 009-у); -журнал записи оперативных вмешательств (форма 008-у); -статистическая карта выбывшего из стационара (форма 066-у); -листок учета движения больных и коечного фонда стационара (форма 007-у); Деятельность дневного стационара осуществляется в соответствии с утвержденным администрацией учреждения планом работы. Руководство дневным стационаром осуществляется заведующим (при отсутствии освобожденной должности- главным врачом или одним из его заместителей). 1.11 Контроль за деятельностью дневного стационара осуществляет руководитель лечебно-профилактического учреждения и (или) заместитель по медицинской части и клинико-экспертная комиссия лечебно-профилактического учреждения. 1.12.Дневной стационар имеет правила внутреннего распорядка больных, утвержденные руководителем учреждения. 1.13.Оснащение дневного стационара медицинским оборудованием, инструментарием и перевязочными материалами производится за счет лечебно-профилактических учреждений и привлеченных средств промышленных предприятий, учреждений и организаций. 1.14.Обследование, лечение и долечивание в дневном стационаре проводится с широким использованием возможностей диагностических и лечебных подразделений на основе взаимодействия и взаимосвязи врачей указанных подразделений. 1.15. Консультирование больных в дневных стационарах осуществляется специалистами данного учреждения. 1.16. Организация и ликвидация дневного стационара осуществляется по решению руководителя лечебно-профилактического учреждения по согласованию с соответствующим органом управления здравоохранения.
Ответ22. Гигиеническое воспитание— это комплексная образовательная и воспитательная деятельность, направленная на формирование сознательного и ответственного поведения человека в целях развития, сохранения и восстановления здоровья и трудоспособности. Оно формирует знания, взгляды, убеждения, мотивы и поведение человека в отношении здоровья и болезни, является составной частью как общего образования и воспитания, так и системы охраны здоровья. Гигиеническое воспитание дает положительные результаты, когда созданы объективные (материальные) предпосылки для реализации рекомендуемых медицинской наукой гигиенических норм и правил, когда выработана положительная мотивация человеке на здоровье и стремление к укреплению здоровья становится своеобразной «модой».
Ответ 23. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ, совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде. Это наиболее распространенное определение, хотя выработать универсальное, приемлемое для всех определение психического здоровья вряд ли возможно, так как практически нельзя свести воедино все взгляды на этот вопрос, сложившиеся в разных человеческих сообществах и культурах. Человек, значительно отклоняющийся от стандартов своего сообщества, рискует быть признанным психически больным. В то же время представления о психической болезни различны в разных культурах и в разные времена внутри каждой культуры. Примером первого может служить тот факт, что многие племена индейцев, в отличие от большинства других американцев, считают галлюцинации нормальным явлением; пример второго – изменение отношения к гомосексуальности, которая когда-то рассматривалась как преступление, затем как психическая болезнь, а сейчас – как вариант сексуальной адаптации. Независимо от социального или этнического происхождения, индивид, живущий в технологическом, урбанизированном обществе, должен обладать совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих социальную адаптацию, т. е. успешное функционирование в этом обществе. Эти черты обычно формируются по мере более или менее упорядоченного продвижения через различные стадии развития. Для каждой из стадий характерен набор задач, с которыми человек должен справиться, и набор черт, которые он должен приобрести, чтобы лучше подготовиться к следующей стадии. Таким образом, суждение о психическом здоровье индивида должно соотноситься со стадией его развития, а также с его генетическим наследием и культурным окружением. Стадии развития можно обобщенно представить следующим образом: От рождения до 3 лет. Помимо элементарных навыков произвольного движения и самоконтроля, вербальных и невербальных средств выражения, ребенок должен научиться доверять миру взрослых, осознать непрерывность существования предметов и людей даже в периоды их отсутствия. От 3 до 6 лет. В этот период возрастающей самостоятельности и инициативы ребенка формируется его способность устанавливать взаимоотношения, делиться тем, что имеет, выносить элементарные нравственные суждения, а также отождествлять себя и других с мужским или женским полом. От 6 до 13 лет. Это относительно свободный от кризисов период, в течение которого у ребенка закрепляются ранее приобретенные навыки, начинает развиваться нравственное чувство в ходе игр и иного участия в групповой активности, возникает адаптация ко внесемейному окружению. От 13 до 19 лет. Обычно это трудный период (в западном мире). Он сопровождается резким скачком в физическом (преимущественно половом) развитии и конфликтом, связанным с будущими ролевыми ожиданиями. Как правило, этот период начинается с почти безоговорочного следования установкам сверстников, затем переходит в фазу исследования и экспериментирования и завершается отходом от родителей и развитием собственных стиля, целей и установок. Зрелость. В большинстве сообществ она предполагает наличие планов, связанных с браком, детьми и работой, приобретение рациональных, реалистичных установок и целей, способность отличать мысль от действия, умение заботиться о других. В инволюционном периоде, который обычно начинается с шестого десятилетия, утрата друзей и сужение возможностей может вызывать эпизоды депрессии. Однако и в этом периоде существуют источники удовлетворенности, особенно если есть внуки или стареющий человек пользуется уважением в своей среде. Следует отметить, что психическое здоровье не означает свободу от тревоги, вины, подавленности и других отрицательных эмоций. Поскольку оно подразумевает относительную свободу от психологических проблем, здесь важна именно способность их преодолевать. Таким образом, наличие этих проблем — еще не признак болезни, однако неспособность учиться на опыте и стереотипность мышления и поведения свидетельствуют о неблагополучии в эмоциональной сфере. Степень нарушения деятельности головного мозга различна: от легких, функциональных (обратимых) расстройств до тяжелых органических поражений. Психопатологические проявления зависят от характера и тяжести этих нарушений. При легких расстройствах функции мозга возникают невротические реакции, неврозы, неглубокие депрессии — так называемые пограничные состояния, при которых изменяется самочувствие и адаптация больных в обществе, однако сохраняются контроль над своим поведением и критическая оценка состояния. При заболеваниях, вызванных более глубоким поражением деятельности мозга, возникают психозы, при которых нарушается восприятие и оценка окружающего, собственной личности, целиком меняется поведение человека, определяемое болезненными установками, другими словами, поведение больного полностью выходит из-под контроля сознания, самоконтроля и самооценки. Соответственно и меры воздействия на больного, как медицинского, так и социального характера, существенно отличаются при неврозах и психозах и определяются характером и тяжестью психических нарушений с учетом индивидуальных особенностей личности. Алкоголизм, алкогольные психозы, Дисморфофобия и дисморфомания. Эта форма психических расстройств свойственна подростковому и юношескому возрасту, в среднем от 13 до 20 лет, и выражается недовольством своей внешностью, отдельными чертами лица или фигуры. Оно может возникать эпизодически (после соответствующих замечаний со стороны сверстников или взрослых), а может быть относительно постоянным (если, например, дразнят в школе, во дворе и т.п.)
Ответ 25. В процессе начавшихся в России реформ в автономные внебюджетные фонды выделились системы пенсионного обеспечения, социального страхования временной утраты трудоспособности, медицинского страхования и занятости. Их формирование в значительной степени способствовало смягчению последствий рыночной трансформации экономики. Следует, однако, отметить: нынешняя система социального страхования страховой по своей сути все еще не является. Она, в основном, все еще, как и прежде, выполняет функцию социального обеспечения (вспомоществования) со всеми вытекающими отсюда последствиями. Размер страховых взносов и сейчас не увязан с уровнем социального и профессионального риска, с объемом прав и гарантий страхователей и застрахованных, причем и те, и другие остаются отстраненными от участия в управлении фондами. До сих пор не получил законодательного оформления один из самых старых и распространенных в мире видов социального страхования - от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Далее, существующий порядок сбора, аккумуляции страховых взносов и централизованного государственного распределения, образовавшихся из них средств делает неявной связь между страховыми случаями, которые охватываются социальным страхованием (болезнь, несчастные случаи на производстве, льготные пенсии за работу во вредных условиях труда и т.д.), взносами работодателей (предприятий) и получением застрахованными пособий, пенсий, медицинской помощи. Не достигли надлежащего развития институты (государственные, профсоюзные, страховые, общественные), которые могли бы эффективно осуществлять оценку социальных и профессиональных рисков, информационно-статистическое и кадровое обеспечение системы социального страхования. Активизация работы в этом направлении тем более актуальна потому, что существенное отставание в развитии страховых механизмов происходит в условиях все более ощутимого нарастания негативных тенденций. Резко понизился уровень социальной защиты работников (и членов их семей), отчетливо обозначилась неготовность системы страхования погасить и компенсировать вполне очевидные издержки перевода народного хозяйства на рыночные рельсы: реально помочь тем, кто лишился работы (а ведь пик безработицы еще впереди), противостоять отрицательным тенденциям в воспроизводстве населения (нарастающая смертность при падении рождаемости, увеличение заболеваемости и т.п.), расширению масштабов бедности. Приведу в данной связи лишь несколько фактов. Реальное содержание среднего размера пенсий по старости в 1994 г. в сравнении с 1987 г., снизилось в четыре раза; средняя величина пособий по безработице составляет всего около 12% от средней заработной платы, резко ухудшилось качество медицинской помощи; в два-три раза меньше контингент попадающих в санатории и профилактории, в 5- 8 раз снизилась численность детей, выезжающих в оздоровительные лагеря. Из ряда причин существенного отставания в проведении реформ в системе социального страхования отмечу три. Во-первых, реформирование этой системы проводится без должной увязки с государственной социальной политикой. В стране до сих пор не сформирована идеология перемен в области социального страхования. Разработчики соответствующих законопроектов видят свою задачу в решении лишь частных вопросов. В отличие от большинства развитых западных стран и ряда стран СНГ в России отсутствуют Основы законодательства о социальном страховании. Во-вторых, упускается из виду, что рассматриваемая система - один из важнейших механизмов регулирования в социально-трудовой сфере, основанного на взаимодействии трех социальных субъектов (работодателей, работников и государства). Как свидетельствует мировой опыт, социальное страхование позволяет каждому из этих субъектов проявить в достаточно очевидной форме свою ответственность и реализовать широкую гамму обязанностей. У нас же на сегодня ни один из субъектов страхования не играет адекватной его природе роли и не обеспечивает выполнение присущих только ему функций. Так, работодатели и работники до сих пор не допускаются к управлению фондами. В конечном итоге это подрывает социальную защиту трудящихся, не удовлетворяет минимальные потребности в ней, хотя на работодателей и ложится непомерно тяжкое бремя совокупных платежей по страхованию. Для сравнения: в большинстве развитых стран с рыночной экономикой суммарный взнос работодателей по всем видам социального страхования составляет 20-25% от фонда оплаты труда, в России же - 39%.Что же касается государства, то оно уклоняется от ответственности за создание и регулирование правового поля социального страхования, проявляет себя как недисциплинированный и постоянно нарушающий «правила игры» партнер (хронический должник взносов в Пенсионный фонд, нерадивый распорядитель средств Фонда занятости и Фонда медицинского страхования). Такое поведение государства превращает систему социального страхования из механизма обеспечения согласия в обществе в механизм социального напряжения. В-третьих, неупорядоченной и нескоординированной остается финансовая сфера социального страхования. Не обоснованы размеры страховых взносов по каждому его виду, не определены принципы распределения нагрузки страховых платежей между работодателями, работниками и государством. Страховые платежи сохраняют налоговый характер, но при этом отсутствуют действенные механизмы контроля за сбором и расходованием страховых средств. При ныне действующем порядке взимания страховых взносов налицо значительный разрыв между их уплачиваемым страхователями размером и уровнем выплат застрахованным, что, понятно, вызывает нарекания, и вполне справедливые. Между тем в мировой практике такие проблемы давно решены. Обязательные страховые взносы начисляются на заработную плату, ограниченную верхним пределом. С той же ее суммы, которая превышает этот предел, взносы не взимаются. Практически все наши страховые фонды ставят вопрос о недостаточности нынешних размеров страховых взносов - и это при том, что они, как уже было показано, в процентном отношении к фонду оплаты труда в полтора- два раза выше для предприятий, чем в странах Запада, и вдвое больше, чем были у нас же до 1990 г. Парадокс: при таком бурном росте страховых взносов уровень социальной защиты по большинству составляющих снизился в два-три раза. Расходованию средств из страховых фондов явно не хватает «прозрачности»; во многом это связывается с нежеланием государства проводить принцип их самоуправляемости, при котором основную роль призваны играть работодатели и работники. Еще раз стоит отметить: названные здесь проблемы не исчерпывают причин, вызывающих серьезные недостатки в реформировании социального страхования, из всего комплекса причин здесь перечислены лишь основные. Ответ 26. Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации. Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на медицинскую помощь. Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопления средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.
Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |