Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Устное и музыкальное творчество. Театр




 

Развитие устного и музыкального творчества. В начале XX в. продолжали развиваться и традиционные виды казахского искусства: устная литература и музыкальное творчество. Особое развитие получает песенное искусство. Казахи продолжали петь песни Абая, Мусы Байжанулы, Биржан сала и Акан сери.

К началу XX в. относится творчество целого ряда акынов и композиторов, оставивших заметный след в культуре казахского народа.

Мусабек Байзакулы (1849-1932) родился на территории нынешней Южно-Казахстанской области, в местности Шоктас. Мусабек - поэт-лирик, воспевший любовь и природу, социальные темы выражались в основном в виде басен. Широко известны были айтысы Мусабека с другими певцами.

Известным акыном и сочинителем поэм - "Кисса" был Арип Танирбергенов (1856-1924), родившийся в Семипалатинской области. Он известен целым рядом сочинений, в которых чувствуется влияние восточной классики. Арип был не только акыном, но и автором нескольких книг, опубликованных в Казани и Оренбурге.

Поэтом-"книжником" был и Нуржан Наушабаев (1859-1919), родившийся на территории Костанайской области. Кроме опубликованных работ "Манзумат казакия" (1903), "Айтыс Нуржана и Сапаргали" (1903), ему принадлежит большое число неопубликованных песен и стихов.

Один из наиболее известных акынов начала XX в. - Балуан Шолак (Нурмагамбет) Баймурзин (1864-1919) - родился на территории Северо-Казахстанской области. Его песни получили широкое распространение в народе, многие из них популярны и сегодня.

Певцами и композиторами, авторами интересных и оригинальных мелодий были Ыбрай Сандыбайулы, Есатай Берким-байулы, Магира (Майра) Шамсутдинова, Култума Сармуратулы, Сары Батакулы, Acer Найманбайулы, Кенен Азербайулы и другие.

Развивалось и музыкальное творчество. Известными композиторами была Дина Нурпеисова, Казангап Тлепбергенов, Сейтек Оразалыулы.

Казахское музыкальное творчество стало объектом изучения русских ученых. Так, в 1909 г. на заседании РГО в Петербурге был сделан доклад на тему: "Киргизы (казахи) Тургайской области, их песенное и музыкальное творчество", автором которого был С.Рыбаков.

Театр. Несравнимо меньшим было влияние театра на культурную жизнь Казахстана начала XX в. Объясняется это прежде всего тем, что подавляющему большинству казахского населения театр был неизвестен. Первые русские театры были созданы в тогдашних центрах управления Казахстаном - Омске (1765 г.) и Оренбурге (1865 г.).

Оренбургский театр ставил пьесы классического репертуара и считался одним из лучших русских провинциальных театров. В 1875-1877 гг. в состав его труппы входила знаменитая актриса П.Стрепетова. Здесь в разное время гастролировали такие известные русские артисты, как В. Андреев-Бурлак, М.Иванов-Козельский, Е. Лешковская и гордость русской сцены - В. Комиссаржевская и Г. Федотова. Одним из первых на периферии Оренбургский театр поставил пьесы A.M. Горького (1902).

В других городах Казахстана постоянных русских театров не было. Время от времени там гастролировали русские и украинские театральные труппы, обычно приезжавшие на один сезон. Чаще всего гастроли проводились в Уральске, Семипалатинске, Петропавловске и Павлодаре. Видное место в репертуаре занимала русская классика, ставились оперетты и водевили. Театры эти обслуживали привилегированную часть населения - чиновничество, купечество, местную интеллигенцию, включая казахскую.

Только в начале XX в. когда в городах Казахстана участились гастроли русских театральных групп и татарских передвижных театров, возникают первые казахские самодеятельные драматические кружки - предшественники казахского театра.

В Семипалатинске, Петропавловске, Урде, Атбасаре, Оренбурге и других городах, начиная с 1910-1912 гг. передовая казахская интеллигенция ставит любительские спектакли, преимущественно инсценировки народных сказок и легенд. Появляются и первые казахские пьесы, главным образом одноактные: "Плоды невежества" Кульбая Тогусова, комедия "Малдыбай" Ишингали Мендыханова.

Культурная жизнь Казахстана XX в. отличается от предыдущих периодов истории прежде всего появлением новых жанров, формированием многожанрового, профессионального искусства, корнями уходящего в многовековую казахскую культуру. Начало XX в. - время расцвета казахской литературы и журналистики, время окончательного оформления современного литературного языка, появление казахской драматургии, первых казахских романов. Именно в этот период начинает складываться современная казахская культура.

 

Казахстан в годы гражданского противостояния (1917-1921 гг.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.