Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №16. Социальные движения в XVII веке




Вопрос №15. Церковная реформа середины XVII в. Раскол церкви. Конфликт светской и духовной власти.

Дальнейшему укреплению государства и са­модержавия должны были способствовать и церковные реформы. В 1619-1633 гг. патриарх Филарет, стремясь восстановить пошатнувшееся во время Смуты положение церкви и повысить ее самостоятельность, расширил монастырские землевладения, учредил патриарший двор, передал в ведение патриарха судебную власть над духовенством и монас­тырскими крестьянами. Однако в 40-е гг. XVII в. на смену этой не­долговременной политике приходит традици­онный курс самодержавия - повышение роли монарха в делах церкви, ограничение политического и экономического могущества духовенства. Соборное Уложение, каравшее сожжением на костре за любую критику царя, Бога и церкви, тем не менее несколько сократило церковные привилегии:

• запрещало церкви приобретать новые земли, сокращая часть ее привилегий;

• передавало управление церковными дела­ми специально учрежденному монастыр­скому приказу.

Ограничению могущества церкви должны были служить исправления богослужебных книг и церковных обрядов (инициатор - Стефан Вонифатьев). Возгла­вил церковные реформы сторонник греческих православных канонов патриарх Никон. Пере­мены были одобрены церковным Собором и царем. Однако усиление политического влиянии Никона не устроило царя и привело к падений всесильного патриарха. Реформа вызвала раскол церкви, раздела общество на ее сторонников, во главе с царем, и противников (старообрядцы) и главе с протопопом Аввакумом. Старообрядчество приобрело характер массового социального протеста отражавшего на­строения различных слоев общества:

•недовольство сельских и городских низов ухудшением своего положения;

•неприятие обществом усиления роли госу­дарства, его вторжения в сферу духовной

жизни.

Это определило подход власти к старообрядцам: начались гонения на раскольников. Протопоп Аввакум был сослан в Пустозерск и в 1688 г. сожжен.

 

Развитие экономики страны сопровождалось крупны­ми социальными движениями. XVII столетие не случай­но получило у современников название «бунташного века».

В середине столетия произошли две крестьянских «смуты» и ряд городских восстаний, а также Соловецкий бунт и два стрелецких восстания в последней четверти века.

Историю городских восстаний открывает Соляной бунт 1648 г. в Москве. Участие в нем приняли различные слои населения столицы: посадские люди, стрельцы, дворяне, недовольные пробоярской политикой правительства Б. И. Морозова. Поводом для выступления послужил разгон стрельцами 1 июня делегации москвичей, пытав­шихся подать челобитную царю на произвол приказных чиновников. Начались погромы дворов влиятельных са­новников. Восстание в Москве получило широкий резонанс — волна движений летом 1648 г. охватила многие города. Самые упорные и продолжительные восстания были в 1650 г. в Пскове и Новгороде, они были вызваны резким повышением цен на хлеб в результате обязательства пра­вительства поставить Швеции зерно. В обоих городах власть перешла в руки земских старост. Новгородские выборные власти не проявили ни стойкости, ни реши­тельности и открыли ворота карательному отряду князя И. Н. Хованского. Псков же оказал успешное вооружен­ное сопротивление правительственным войскам в ходе трехмесячной осады города. Полновластным хозяином города стала Земская изба во главе с Гавриилом Демидовым, распределявшая среди горожан хлеб и имущество, конфискованное у богатеев. Сопротивление прекратилось после того, как все участники восстания были прощены.

В 1662 г. в Москве произошел так называемый Мед­ный бунт, вызванный затянувшейся русско-польской войной и финансовым кризисом. Денежная реформа (че­канка обесцененных медных денег) привела к резкому падению курса рубля, что прежде всего отразилось на по­лучавших денежное жалованье солдатах и стрельцах, а также ремесленниках и мелких торговцах. 25 июля по городу были разбросаны «воровские письма» с воззвани­ем к выступлению. Возбужденная толпа двинулась искать справедливость в Коломенское, где находился царь. В са­мой Москве восставшие громили дворы бояр и богатых купцов. Пока царь уговаривал толпу, а бояре отсижива­лись в дальних покоях царского дворца, к Коломенскому подошли верные правительству стрелецкие и «иноземно­го строя» полки. В результате жестокой расправы погиб­ло несколько сотен человек, а 18 — публично повешены.

Кульминацией народных выступлений в XVII в. стало восстание казаков и крестьян под предводительством С. Т. Разина. Движение это зародилось в станицах дон­ского казачества. Донская вольница всегда привлекала беглых из южных и центральных областей Российского государства. Здесь они были защищены действием непи­саного закона — «с Дона выдачи нет». Правительство, нуждаясь в услугах казаков для обороны южных границ, платило им жалованье и мирилось с существовавшим там самоуправлением.

Степан Тимофеевич Разин пользо­вался большим авторитетом. В 1667 г. он возглавил отряд в тысячу человек, который отправился в поход «за зипу­нами» на Волгу, а затем на р. Яик, где с боем был занят Яицкий городок. Летом 1668 г. уже почти 2-тысячное разинское войско успешно действовало во владениях Пер­сии (Ирана) на Каспийском побережье. Летом 1669 г. казаки разгромили у Свиного острова флот, снаряженный против них персидским шахом. Это сильно осложнило русско-иранские отношения и обострило позицию пра­вительства по отношению к казакам. В начале октября Разин через Астрахань вернулся на Дон, где был встречен с триумфом. Окрыленный удачей, он занялся подготовкой нового похода, на этот раз «за доброго царя» против «изменников-бояр». Очередной поход казаков по Волге на север вылился в крестьянскую смуту. Военным ядром оставались казаки, а с притоком в состав отряда огромного количества беглых крестьян, на­родов Поволжья — мордвы, татар, чувашей — социальная направленность движения резко изменилась. В мае 1670 г. - тысячный отряд С. Т. Разина овладел городом Царицыном, в это же время были разгромлены посланные из Москвы и Астрахани отряды стрельцов. Утвердив в Царицыне и Астрахани казачье управление, Разин двинулся а север — Саратов и Самара добровольно перешли на его сторону. Разин обратился к населению Поволжья с «прелестными письмами», в которых призывал примкнуть к восстанию и изводить «изменников», т.е. - бояр, дворян, воевод, приказных людей. Восстание охватило огромную территорию. В сентябре 1670 г. войско Разина подступило к Сим­бирску и месяц упорно осаждало его. Напуганное прави­тельство объявило мобилизацию — в августе 1670 г. 60-тысячное царское войско направилось в Среднее По­волжье. В начале октября правительственный отряд под началом Ю. Барятинского нанес поражение основным силам Разина и присоединился к Симбирскому гарнизо­ну под началом воеводы князя И. Милославского. Разин с небольшим отрядом ушел на Дон, где надеялся набрать новое войско, но был предан верхушкой казачества и вы­дан правительству. 4 июня 1671 г. он был доставлен в Москву и два дня спустя казнен на Красной площади. В ноябре 1671 г. пала Астрахань — последний оплот вос­ставших. Участники восстания подвергались жестоким репрессиям.

Кризис социальный сопровождался кризисом идеоло­гическим. Примером перерастания религиозной борьбы в социальную является Соловецкое восстание 1668—-1676 гг. Началось оно с того, что братия Соловецкого монастыря наотрез отказалась принять исправленные бо­гослужебные книги. Правительство решило укротить не­покорных монахов путем блокады монастыря и конфис­кации его земельных владений. Высокие толстые стены, богатые запасы продовольствия растянули осаду монас­тыря на несколько лет. В ряды восставших встали и разинцы, сосланные на Соловки. Только в результате пре­дательства монастырь был захвачен.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.