КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человеческой психики
Сознание как философская проблема. Современная наука о структуре и динамике Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда оно выражалось понятиями душа и ум. Были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж-ся споры о сущности сознания и возможности его познания. В истории ф-фии Сущ-ло 2 основных понимания сознания: Философский идеализм: сознание абсолютизировалось в виде некоего абсолютного духа, мирового разума, творящего мир; сознание первично; Философский материализм: сознание объявлялось функцией мозга отражать мир, создавать идеальные модели мира, с помощью к-рых ч-к может приспосабливаться к окружающей действ-ти; материя первична и исторически и гносеологически; она носитель и причина его возникновения; сознание - производное от материи. Человек сознает при помощи мозга, но сознание не есть функция самого мозга, а функция определенного типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром. Сознание – не только отражение окружающего мира. Сознание – проявление бытия в нас. Все, что мы знаем о мире, дано нам через сознание. Сознание достраивает мир, завершает его. Сознание – источник всех знаний и всех осмыслений мира. Для ч-ка мир есть не что иное, как осознанное его мыслями, его переживаниями сущее. Сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол. противопоставление материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает как некая самост. субстанция, сущ-щая наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ-я материи. Между сознанием и материей сущ-т и различие, и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии. Единство и связь - возникающие в сознании псих. образы сходны по содержанию с вызывающими их матер объектами. Центральным философским вопросом всегда был вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляют человеку сознание. Поэтому сознание выступает как ключевое исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями. Под сознанием по Спиркину имеется в виду способность идеального отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека.
Можно выделить 3 стороны сознания: • предметное (направлено на окружающие вещи, предметы, события) • самосознание (на себя) • сознание как поток непосредственных переживаний 1ые две стороны сознания отн-ся к духу (имеем дело с идеями, понятиями, с представлениями о себе), 3 – к душе (нечто более значительное, чем дух, в ней укоренены предметное и самосознание). Познавать мир может и искусственный интеллект. Если бы ч-к не имел души, он стал бы такой мыслящей машиной.
Сознание – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Сознание – способность ч-ка сосредоточиваться на состоянии внутр.дух. опыта, когда ему доступен и мир, и он сам. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями, и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство является частью сознания, так как обладает значением и смыслом. Стpykтypa cознaния Сознание структурно организованно, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются: • осознание вещей и переживание, т. е. отношение к содержанию того, что отражается. • ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. • акт внимания как свой необходимый компонент. • чувства, эмоции также явл-ся компонентом сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение, или эмоционально самочувствие и аффекты (ярость, ужас и. т. д.).
Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон: тело человека - вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум человека, его мышление-искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании Декарт: сознание – внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Гегель: С. - одно из воплощений всемирного разума. В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание – это высшая форма отражения. Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.
Психика и сознание – структурно и функционально сложные образования. Психика включает в себя сознание (как ведущую часть), подсознание и бессознательное (связь с внутренними органами). Сознание, в свою очередь, полиструктурно, его компоненты: внимание (сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо объекте), различные виды памяти, воля (саморегуляция деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели), абстрактное и конкретное мышление (оперирование понятиями и создание образов), эмоции (непосредственное пристрастное переживание смысла явлений и ситуаций), чувства (одна из основных форм переживания стабильно мотивированных и значимых явлений), интуиция (знание, возникающее без осознания путей и условий его получения). Часть из этих составляющих – эмоции и интуиция – имеют и подсознательные аспекты. Столь сложная структурная организация показывает, что сознание у человека не может быть врожденным, врожденной является лишь возможность его возникновения при благоприятных социальных условиях. У большинства людей оно в основном формируется к двум-трем годам, продолжая в дальнейшем совершенствоваться. При неблагоприятном стечении обстоятельств проявление этой психической возможности тормозится или исчезает совсем. До возникновения сознания у ребенка активно действует подсознание, накапливая всевозможную информацию.
Подсознание – это существенная часть психики, представленная инстинктами (цепями рефлексов), автоматическими действиями (актами, реализуемыми без непосредственного участия сознания), а позже – навыками (действиями, сформированными путем повторения, и характеризующимися отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля).
В самом широком смысле, подсознание – это активные психологические процессы, которые не являются в определенный момент центром смысловой деятельности сознания, но оказывают влияние на течение сознательных процессов. Оно является побочным продуктом сознательной деятельности и включает в себя психические состояния, непосредственно не задействованные в осмыслении тех объектов, на которых сосредоточено внимание человека в данное время. Своим функционированием подсознание помогает работе сознания, принимает на себя часть нагрузки, связанной с процессом отражения. Накопленная психикой информация может переходить при определенных обстоятельствах из подсознательного состояния в сознание и наоборот.
Некоторая часть ученых и философов считает, что не сознание, а подсознание является основным элементом психики (З. Фрейд, К. Юнг, К. Хорни, Ф. Александер, Г.Салливэн, Г. Кардинер и др.), распространяя его детерминацию на все действия человека, исторические события и общественные явления.
Фрейд и его последователи ввели в науку ряд важных проблем – подсознательной мотивации, соотношения нормальных и патологических явлений психики, ее защитных механизмов, сложного строения личности, противоречий и конфликтов в психической организации субъекта. Но в трактовке их преобладает биологический детерминизм, отдающий главную роль в функционировании психики инстинктам
Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |