КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объединение эколого-экономической информации с помощью ГИС. Мониторинг природных ресурсов. Мониторинг эмиссий
Система мониторинга Нижегородской области Лекция 12. Региональные и муниципальные системы эколого-экономического мониторинга. Вопросы 1. Система мониторинга Нижегородской области 2. Объединение эколого-экономической информации с помощью ГИС. Мониторинг природных ресурсов. Мониторинг эмиссий. Изложение лекции Система единого экологического мониторинга (ЕЭМ) является основным инструментом для решения проблем взаимодействия человека и окружающей среды, ресурсо- и энергосбережения, рационального природопользования, особенно в промышленно развитых районах с напряженной экологической обстановкой, для реализации концепции обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности на глобальном, региональном и объектовом уровнях, имеющей много аспектов: от философских и социальных до медико-биологических, экономических и инженерно-технических. Центральным звеном системы ЕЭМ, во многом определяющим ее эффективное функционирование, является информационная система. Рассмотрим принципы построения ГИС ЕЭМ для региона городского типа. Для реализации комплексного подхода к решению задачи обеспей оценки воздействия на экологическую ситуацию региона полей загрязнений различных ингредиентов и др. Тематическая информация, касающаяся расположения и конфигурации основных источников загрязнения окружающей средиы, должна быть представлена соответствующими электронными картами. В связанных с ними таблицах целесообразно хранить общие сведения о предприятиях региона (название, адрес, администрация и т.д.). Такие базы данных в совокупности с соответствующими картами позволяют получать ответы на следующие запросы: - что представляет собой объект, выделенный на карте; где он расположен; - какие объекты выбрасывают определенные вредные веществ; - какие предприятия выбрасывают данное вредное вещество в объеме больше заданного; - какие вещества выбрасывает данное предприятие и в каком объеме; - какие предприятия превышают нормативы ПДВ; - у какого предприятия просрочено действие разрешения на выброс; - у какого предприятия задолженность по выплатам за выбросы в атмосферу. Данные об инженерно-технических и транспортных коммуникациях должны храниться в ГИС ЕЭМ также в виде соответствуют карт и тематических баз данных. Следует отметить, что для инженерно-технических коммуникаций целесообразно иметь в базе данных и дополнительную графическую информацию в виде схем, чертежей и пояснительных документов, необходимых для их безопасной эксплуатации (ГИС предоставляет широкие возможности для работы с такой информацией). В базах данных по транспортным магистралям должны содержаться такие экологические показатели, как интенсивность движения, спектр и объем вредных выбросов на единицу длины, виброакустические данные и др. Очевидно, что названные показатели изменяются на разных участках магистрали. Поэтому при картировании магистрали представляются в виде совокупности взаимосвязанных дуг, каждой из которых в базе данных ставятся в соответствие ее характеристики. В целом графические и тематические базы данных по транспортным магистралям должны обеспечивать выполнение запросов: - какое количество заданного вредного вещества выбрасывается по всей длине транспортной магистрали; - на какой магистрали выбрасывается максимальное количеств определенного вредного вещества или всех веществ вместе; - каково общее количество транспортных единиц, следующих по заданной магистрали или количество транспортных единиц заданного вида; - какая магистраль (или участок какой магистрали) является наиболее нагруженной в транспортном отношении. Изображение автомобильных магистралей на карте линиями уличной ширины в зависимости от интенсивности движения транспорта по ним или объема выбросов загрязняющих веществ автомобилями на различных участках магистралей упрощает анализ транспортной ситуации, а одновременное использование базы данных позволяет получить любую интересующую пользователя информацию. Дополнительные возможности для анализа экологической ситуации предоставляют оверлейные операции по наложению слоев формации в ГИС. Так, одновременный вывод на экран полей концентрации оксида углерода, построенных по результатам ее из- меняй, и выбросов этого загрязнителя вдоль транспортных магистралей позволяет сделать вывод об источнике экологической опасности и принять соответствующие меры по ее устранению. Кроме распространенных баз данных в системе информационного обеспечения ЕЭМ особое значение имеет блок моделирования определения полей концентрации загрязняющих веществ на основе общих показателей работы промышленных объектов или других источников загрязнения и степени их воздействия на ОС. Такие расчеты необходимы при анализе неблагополучной экологической ситуации в регионе для выявления ее виновников (вместе с анализом данных прямых измерений или вместо них, когда их получение не представляется возможным) или при прогнозировании экологической обстановки при вводе в действие или реконструкции тех или иных источников антропогенного воздействия на окружающую среду и определении размера затрат на уменьшение количества вредных выбросов в окружающую среду. Точность моделирования текущей ситуации в этом случае, как правило, невелика, но достаточна для выявления очагов загрязнения и выработки адекватного являющего воздействия на технологическом и экономическом уровнях. В настоящее время существует ряд методик и самостоятельных программных средств (не входящих в состав ГИС), позволяющих определять поля концентраций загрязняющих веществ по результатам решения уравнений, описывающих с той или иной степенью приближения рассеяние примесей в атмосфере или водной среде. В качестве нормативной для моделирования процессов в атмосфере утверждена методика ОНД-86. Широкие интеграционные возможности ГИС позволяют использовать в качестве источников информации внешние специализированные расчетные модули и программные средства. Поэтому их включение в состав ГИС ЕЭМ не вызывает особенных трудностей.
ГИС - территориальный комплексный кадастр природных ресурсов Существующая система контроля и экономические механизмы природопользования ориентируют природопользователей в первую очередь на снижение загрязнения окружающей среды в основном за счет строительства очистных сооружений и соблюдения технологической дисциплины. Однако такой подход кроме очевидных достоинств содержит и определенный недостаток: он не всегда ведёт к сокращению использования природных ресурсов. Так строительство и эксплуатация очистных сооружений - это не только снижение загрязнения окружающей среды, но и дополнительные энергозатраты повышения энергопотребления и ресурсопотребления при производстве продукции. Альтернативой такому подходу является переход на замкнутые производственные циклы и ресурсосберегающие технологии. Одним из основных элементов управления природопользованием, нацеленным на ресурсосбережение, является использование кадастров природных ресурсов и анализа ресурсопотребления. Комплексный территориальный кадастр природных ресурсов и объектов (КТКПР) представляет собой государственный свод данных о природных ресурсах и природных объектах, необходимых для социально-экономической оценки природно-ресурсного потенциала и обеспечения устойчивого развития административно-территориальных образований. Данные этого кадастра также должны стать частью информационно-аналитической системы принятия управленческих решений на региональном уровне. Согласно существующему законодательству ведение учета природных и вторичных материальных ресурсов и их социально-экономическая оценка относятся к ведению субъектов Федерации и природоохранных органов. Природоохранными организациями и ведомствами ресурсного блока накоплена значительная информация по отдельным видам природных ресурсов. Однако на сегодня отсутствует единая методология ведения кадастров: требуется совершенствование порядка сбора, хранения, обработки и использования кадастровой информации. Действующие отраслевые кадастры не учитывают экологического состояния территории и ее природно-ресурсного потенциала в целом, не позволяют проводить интегральных оценок природных ресурсов, а также мало приспособлены для решения специфических задач управления природопользования и охраны окружающей природной среды в условиях усиления роли субъектов Федерации и перехода к новым экономическим отношениям и отношениям собственности на природные ресурсы. Необходима полная информация о количестве, качестве и социально-экономической оценке отдельных видов при- родных ресурсов и объектах в границах каждого административно - территориального образования. Главной трудностью при создании комплексного территориального кадастра является сложившийся десятилетиями ведомственный подход к созданию отраслевых кадастров: огромные массивы ведомственной информации практически невозможно использовать в комплексе при привязке к территории, из-за различий в методологии и технологии создания и ведения различных отраслевых кадастров. Наиболее эффективным инструментом анализа информации кадастров природных ресурсов представляется использование межотраслевых балансов, основанное на эколого-экономическом моделировании. Создание соответствующей модели области позволит выявить отрасли и предприятия, неэффективно использующие природные ресурсы. На основе результатов такого анализа появляется возможность разработать систему экологических и экономических показателей, дающих возможность обосновать ограничения и льготы для различных отраслей и предприятий с целью обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития региона. Распоряжение Правительства РФ от 7.05.1993 г. № 58 р. дает ряду регионов, в том числе Нижегородской области, право на проведение эксперимента по ведению комплексного территориального кадастра природных ресурсов. Его задачами являются - Инвентаризация и картографическая привязка природных объектов; - Оценка состояния природных объектов в натуральных и экономических показателях; - Правовая привязка в зависимости от субъекта владения и пользования. Решение указанных задач позволит осуществить: - Многовариантный анализ использования природных ресурсов; - Разработку многоцелевого использования природных ресурсов; - Разработку предложений по оптимизации платы за использование природных ресурсов. На уровне области был принят ряд нормативных документов, определивших порядок создания геоинформационной системы «Территориальный комплексный кадастр». Работы ведутся на основе ГИС-технологий, внедряемых в деятельность Комитета по охране природы. Решением областного Координационного совета территориальных специально уполномоченных органов по охране окружающей природной среды определены принципы создания и функционирования системы кадастров, необходимые для ее успешного функционирования и основанные на положениях Закона «Об экологической безопасности в Нижегородской области»: · каждый тематический слой кадастра должен поддерживаться в актуальном состоянии соответствующим специально уполномоченным органом и открыт для доступа по согласованному протоколу для других органов, входящих в систему; · информация, созданная за счет бюджетных средств, поставляется для других органов, входящих в систему, бесплатно. Ответственными за реализацию данного проекта является Комитет по охране окружающей среды и управлению природопользованием. Ему же поручена координация работ по сбору, обработке информации, созданию и поддержанию в актуальном состоянии и предоставлению пользователям информации тематических слоев создаваемого геоинформационного обеспечения экологической службы областной администрации. В состав формирующегося в настоящее время геоинформационного обеспечения будут входить, помимо тематических слоев комплексного кадастра природных ресурсов, оперативные данные об экологической обстановке на территории области и источниках потенциальной экологической опасности, данные информационно-измерительных систем, работающих в режиме реального времени и аналитических систем для моделирования и составления прогноза раз- вития экологической обстановки. Также решением Координационного Совета одобрено распределение по тематическим слоям ответственных организаций и определен состав первоочередных слоев (см. Таблицу 6). Основным принципом создания системы должен стать комплексный анализ экологических процессов на основе интеграции разнородных данных об окружающей природной среде с учетом специфики антропогенного влияния. Технологический аспект требует экспертизы и инвентаризации всех источников загрязнений и экологической опасности, оценки степени экологического риска, разработки и реализации системы тактических и стратегических решений по повышению экологической безопасности. Последовательная реализация этого принципа означает решение следующих основных задач: · создание разветвленной информационной сети, обеспечивающей сбор, передачу и обработку данных о состоянии природных сред и источников загрязнения, о техническом состоянии объектов промышленности и транспорта; · системный анализ информации об экологической обстановке с использованием методов моделирования развития экологической ситуации (в том числе и аварийной) и созданием системы агрегатированных показателей о качестве окружающей природной среды · поддержку принятия экстренных и плановых решений по управлению экологическими процессами на территории региона.
Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |