Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обеспечение конкурентоспособности фирмы




Понятие конкурентоспособности фирмы включает в себя большой комплекс экономических характеристик определяющих положение фирмы на отраслевом рынке (национальном или мировом).

Конкурентоспособность компании (на определенном товарном рынке) зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности фирмы. Конкуренция фирм на рынке принимает вид конкуренции самой продукции.

На уровень конкурентоспособности фирмы важнейшее воздействие оказывают научно-технический уровень и степень совершенства технологии производства.Анализ конкурентных позиций фирмы на рынке предполагает выяснение факторов, воздействующих на отношение покупателей к фирме и ее продукции и как результат - изменение доли фирмы в продажах на конкретном рынке: страновом, отраслевом или мировом товарном рынке. Эти факторы можно систематизировать следующим образом.Для товаров потребительского назначения это:1) коммерческие условия (кредиты, скидки).2) организация сбытовой сети (расположение и доступность магазинов, демонстрация изделий в действии, рекламные кампаний).3) организация технического обслуживания продукции (сроки гарантийного ремонта)4) представление о фирме со стороны потребителей (автортет и рсиуцщпя.

информированность гкленциальных покупателей, сервисе, товарный знак, опросы).5) воздействие тенденций развития конъюнктуры на положение фирмы на рынке. Оценка конкурентных возможностей фирмы - это анализ сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счет которых фирма могла бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетингового исследования для этого используются численные показатели, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения фирмы, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую фирме получение намеченных и стабильных конечных результатов. Важное значение имеет анализ издержек обращения, производимые путем отнесения величины сбытовых расходов к размерам прибыли.Анализ издержек обращения позволяет обнаружить непроизводительные расходы во всей системе товародвижения от продавца к покупателю.

 

47. Классификация организационных структур управления развитием производства.

Для выполнения функций управления производством создается управляющая система – аппарат управления. Структура аппарата управления производством: количество и состав звеньев и ступеней управления, их соподчиненность и взимаемая связь. Иерархическая структура производства: Организационная структура - определяет состав и соотношение различных уровней организации производства, а также формы этой организации; Производственная структура – состав и мощность производственных подразделений, их соотношение и формы взаимосвязи на каждой ступени организации производства, подразделяется по видам структуры – технологическая, предметная, смешанная; по типу производства - массовое, серийное, единичное. Классификация в зависимости от характера связей между различными подразделениями: 1. Линейная структура управления. Во главе каждого производственного или управленческого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Его решения передаются «сверху вниз», обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями. Подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Достоинства: единство и четкость распорядительства; согласованность действий исполнителей; высокая ответственность руководителя за результаты деятельности возглавляемого им подразделения; оперативность в принятии решений; получение исполнителями увязанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченных ресурсами; личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения. Недостатки: высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные знания, опыт; большая перегрузка информацией. множественность контактов с подчиненными. Линейная функция управления используется мелкими и средними фирмами с несложным производством при отсутствии широких корпорационных связей между предприятиями. 2. Функциональная структура управления. Каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности. Выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений. Функциональная организация существует наряду с линейной, что создает двойное подчинение для исполнителей. Решения по общим вопросам принимаются коллегиально. Достоинства: высокая компетентность специалистов; расширение возможностей линейных руководителей по оперативному управлению производством в результате их высвобождения от подготовки сведений по вопросам функциональной деятельности; нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Недостатки: трудности поддержания постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами; длительная процедура принятия решений; иерархия в структуре взаимоотношений; отсутствие взаимопонимания и единства действия между работниками функциональных служб разных производственных отделений фирмы; снижение ответственности исполнителей в результате обезличивания в выполнении ими своих обязанностей; дублирование и несогласование указаний; нарушение принципов единоначалия и единства распорядительства. 3. Линейно-функциональная структура управления. Линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений-служб. Подразделения проводят решения через высшего руководителя или прямо доводят их до специализированных служб, отдельных исполнителей. Функциональные подразделения не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям. Чем крупнее фирма, сложнее её управляющая система, тем более разветвленным аппаратом она располагает. Недостатки: отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями, подчинение по иерархии управления. 4. Матричная структура управления. Совмещение линейной и программно-целевой структур. В соответствии с линейной(по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации; с программно-целевой(по горизонтали) – организуется управление программами(проектами). Руководитель проекта работает с непосредственно не подчиненными ему специалистами, которые подчинены линейным руководителям. Он определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные руководители решают кто и как будет выполнят работу. Достоинства: Активизация деятельности руководителей и работников управленческого аппарата а результате формирования программных подразделений, активно взаимодействующих с функциональными подразделениями, усиление взаимосвязи между ними; разделение функций управления между руководителями. ответственными за обеспечение высоких конечных результатов и руководителями, ответственными за обеспечение наиболее полного использования имеющихся ресурсов; вовлечение руководителей всех уровней в сферу творческой деятельности. Структура позволяет сокращать нагрузки на руководителей высшего уровня путем передачи полномочий; обеспечивать оперативность маневрирования ресурсами; ликвидировать промежуточные структурные звенья; усилить личную ответственность руководителя; организовать четкое взаимодействие; применять современные методы управлении. Матричная структура включает проектную структурууправления (обеспечение централизованного управления, усиление внутрифирменной системы управления промышленных фирмах, укрепление и активизация деятельности функциональных подразделений) и проблемно-целевую структуру управления (зависит от типа производства - массовое, серийное, единичное; масштаба производства; направления специализации - предметная, подетальная; числа и характера осуществляемых программ. Создаются постоянные и временные целевые группы). 5. Отделенческая структура управления. На руководителя производственного отделения возлагается ответственность за осуществление функции производственного планирования и контроля. В обязанности управляющего производственным отделением входит: тщательная подготовка производства; рациональная организация труда; оптимальное использование сырья, материалов, энергии; обеспечение полной загрузки производственных мощностей; улучшение качества выполнения технологических операций; контроль за исполнением обязанностей.

48. Содержание, формы и методы международной деятельности фирм.

Проблема воспроизводства все более превращается в проблему рынка и, чтобы осуществить производство на расширяющейся основе, ТНК все глубже внедряются в сферу международного обращения путем создания собственной заграничной сети. Транснационализация производства и капитала является непосредственным условием функционирования и развития ТНК и фактором, определяющим темпы и пропорции развития всей мировой системы хозяйства. Наряду с торговлей в её традиционном виде значение приобретают новые формы обмена: производственное сотрудничество, обмен научно-техническими знаниями и опытом, др. Усложнение продукции, поступающей в международный товарооборот, частая смена и обновление продукции, быстрое расширение ассортимента, рост числа взаимозаменяемых продуктов, расширение поставок промежуточной продукции. Возросли число, сложность, частота и разнообразие коммерческих операций на мировом рынке. ТНК контролируют более половины мировой торговли и превратили треть международного товарообмена во внутрикорпорационные поставки неторгового характера. ТНК получили возможность осуществлять регулирующее воздействие на международную торговлю в целом, перенося на нее применяемые формы и методы. Участие в международном разделении труда. Политика ТНК переориентации от экспорта товаров из страны базирования материнской компании к осуществлению производственной деятельности на подконтрольных заграничных производственных предприятиях с последующей реализацией продукции на зарубежных рынках. Производственные заграничные филиалы и дочерние компании создаются либо в виде сборочных предприятий, либо предприятий с полным производственным циклом. Поставка продукции на собственные заграничные предприятия дает возможность преодолевать таможенные барьеры в некоторых странах. Иногда импорт отдельных видов оборудования в собранном виде запрещается или затруднен. Стремление ТНК к обеспечению производства стабильными и дешевыми источниками сырья.

 

 

49. Специализированный аппарат управления международной деятельностью фирм.

Деятельность ТНК направлена на развитие зарубежного производства. Важная сторона управления международной деятельностью ТНК стало использование национальных кадров на руководящих постах в заграничных дочерних компаниях. В разных фирмах создаются различные специализированные подразделения, выполняющие широкий круг функций аппарата управления. Орган специализированного управления международной деятельностью входит в различные подразделения и имеет разную подчиненность. В ТНК с децентрализованной структурой управления органом специализированного управления международной деятельностью может быть: отдел в центральных службах, международное отделение, дочерняя компания по управлению заграничной деятельностью. Отдел сбыта(международный отдел выполняет функции по координации деятельности различных подразделений компании, осуществляющих заграничные операции. Международное отделение(отделение заграничных операций) осуществляет координацию и контроль за деятельностью всех заграничных филиалов и дочерних компаний ТНК, обеспечивая подчинение их деятельности интересам фирмы; проводится единая политика в области ценообразования, раздела рынков сбыта. Местоположение этого органа определяется выполняемыми им функциями. Дочерняя компания по управлению международной деятельностью ТНК - орган специализированного управления обладает юридической самостоятельностью, является центром прибыли и ответственности. Имеет свой совет директоров и функциональные службы. Организационные формы экспортно-импортных операций:1.Экспортные отделы 2.Коммерческий аппарат фирмы 3.Дочерние экспортные компании 4.Совместные сбытовые компании 5.Сбытовой аппарат другой фирмы 6.Экспортные ассоциации 7.Заграничные представители.

50. Принципы подбора и расстановки персонала.

Реализация политики мотивации. Расширение сотрудничества персонала с администрацией для достижения общих целей. Стратегический курс – высокий уровень образования, квалификации, этики работников; повышение профессионального мастерства. Управляющие персоналом – самостоятельный вид профессиональных специалистов-менеджеров, целью которых является повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала; разработка и реализация политики подбора и расстановки персонала; выработка правил приема и увольнения персонала; решение вопросов, связанных с обучением и повышением квалификации персонала. Менеджер обязан проверять результаты достижения намеченных целей, проявлять лояльность к сотрудникам, учитывать их индивидуальность, помогать сотрудникам, стимулировать их к взаимодействию. Менеджеры получают информацию о затратах на подбор и расстановку кадров, уровне текучести кадров, прогнозируемой потребности в кадрах. Принципы и требования, предъявляемые к работникам, принимаемым на работу. Ам. фирмы - ориентация на узкую специализацию, японские – специалисты, работающие в любом участке фирмы. Оценка работы персонала, воспитательные приемы. Кандидаты проходят предварительную проверку способности работать в полуавтономных коллективах.

51. Формы и уровень оплаты труда.

Система оплаты труда: рабочие получают повременную оплату; мин. оплата труда регулируется законом; при определении среднего уровня оплаты фирмы следят, чтобы она не была ниже, чем у других фирм; абсолютные размеры заработка зависят от квалификации работника; повышение заработка производится ежегодно для работников, чья работа оценивается положительно; премии выплачиваются только высшему руководству фирмы; поощрение осуществляется путем материального стимулирования и продвижения по ступеням иерархии; продвижение по службе связано с повышением квалификации через систему обучения. В большинстве американских фирм системы оплаты труда отличаются негибкостью, не обладают мотивационным эффектом, слабо стимулируют повышение производительности труда. Уровень оплаты труда: имеет важное значение при сопоставлении конкурентоспособности продукции. Конкуренты не имеют преимуществ по дешевизне рабочей силы.

52. Поощрительные системы оплаты труда.

Система оплаты труда построена таким образом, что фиксированная зарплата может только расти и практически никогда не уменьшается. Гибкая система оплаты труда, когда определенная часть заработка ставится в зависимость от общей эффективности работы, обеспечивает возможность избежать увольнений и разовых сокращений базовой зарплата и повышать производительность труда. Виды дополнительной оплаты труда: премии управленческому персоналу, компенсационные выплаты при выходе в отставку, специальные премии менеджерам, доплаты за повышении квалификации и стаж работы, оплата без почасовых ставок, продажа работникам акций, др. Премии зависят от того, как изменяются финансовые результаты деятельности фирмы. Успех руководителя оценивается с точки зрения финансовых результатов. Рост оплаты труда не должен опережать темпов роста производительности, эффективности. Гибкие системы оплаты труда основаны на участии работников в прибылях фирмы и распределении доходов. Премиальные выплаты получает каждый работник, но уровень их зависит от результатов деятельности. Производительность труда зависит от рациональной организации труда. Использование гибких систем позволяет повысить уровень оплаты труда при одновременном увеличении производительности труда и прибыльности производства.

53. Руководство персоналом и мотивация труда.

Руководство персоналом – функция управления – призвано объединять, координировать, взаимоувязывать и интегрировать все прочие функции в единое целое. Принципы руководства персоналом: ответственность каждого работника за его работу; знание каждым работником, кому именно он подчинен и от кого получает указания. Иерархия ступеней: закрепление различных этапов управления за отдельными руководителями или органами управления. Задача руководства: координация функций, подбор руководителей, др. Мотивация руководства персоналом: значение приобрели социально-экономические и социально-психологические методы управления персоналом над административными; руководство направлено на осуществление сотрудничества персонала и администрации для достижения намеченных целей; развитие принципа коллегиальности в управлении. Коллегиальность – менеджеры работают в тесном контакте друг с другом и связаны узами сотрудничества и взаимозависимости, составляя управленческий штат. Цель: побуждение персонала к развитию способностей для интенсивного и продуктивного труда. Стабильность служебного положения, редкие увольнения по инициативе администрации, воспитание чувства приверженности фирме. Хорошая организация рабочих мест, рациональное планирование и использование производственных площадей, систематическая переподготовка и повышение квалификации работников, разработка социально-экономических программ.

54. Групповой подход к организации работ и социальная система управления.

Социальная система управления призвана обеспечить эффективную работу технической системы, включает: подбор и продвижение кадров; обеспечение распределения ответственности в ходе принятия решений; эффективную систему оплаты труда и премирования; решение проблемы статуса. Групповой подход к организации и управлению производством: оплата труда производится на конкурентной основе, чтобы заинтересовать в работе наиболее квалифицированных работников. Зарплата члена целевой группы зависит от уровня его квалификации и числа освоенных специальностей. Группы по разработке новых изделий в японских фирмах составлены из специалистов разных отраслей.

55. Социально-экономическая политика фирмы. Разработка и реализация.

Направления социально-экономической политики: 1. Политика доходов. Инструмент стимулирования экономического роста фирм при соблюдении интересов основных социальных групп работников и предпринимателей. Соглашении о соотношении прибылей и зарплаты, о степени их прироста, темпах инфляции. Центральное соглашение о доходах конкретизируется по отраслям и предприятиям в виде коллективных договоров работников и предпринимателей. Работники приобретают гарантии увеличения заработков при повышении эффективности производства, защиту от инфляции. Предприниматели – социальные мир и гарантию от покушений на прибыли. Государство – социально-политическую и экономическую устойчивость и гарантию роста бюджетных доходов. 2. Политика в отношении сотрудничества с профсоюзами. Профсоюзы играют роль партнеров в разработке и реализации социальных программ, которые должны обеспечивать заметное повышение производительности труда и увеличение стабильности занятости. Сотрудничество профсоюзов по направлениям: выработка соглашений о распределении прибыли, разработка стратегии развития фирмы, меры предупреждения сокращения производства, решение проблемы сверхурочной работы, разработка новых систем оплаты труда, работа по повышению квалификации, разработка программ обучения, др. 3. Политика социального обеспечения работников. Система пенсионных и страховых фондов.

56. Специфические особенности управления персоналом в фирмах США и Японии.

В американских фирмах ориентация на узкую специализацию менеджеров; в японских – руководитель должен быть специалистом, способным работать в любом участке фирмы. Американские фирмы: при приеме на работу кандидаты проходят тестирование на выявление профессиональной подготовки. Увольнение сопровождается длительной серией оценочных и воспитательных приемов. Критерии отбора кадров - образование, опыт работы, психологическая совместимость, умение работать в коллективе. Руководящие кадры в фирме назначаются. Условия труда - внедрение автоматизации, гибкие формы оплаты труда, уменьшение работы. Японские фирмы: важна способность работать в коллективе, умение решать производственные проблемы, кандидаты проходят предварительную проверку способности работать в полуавтономных коллективах. Пожизненный найм работников, найм на длительный срок, повышение зарплаты с выслугой лет, участие работников в профсоюзах. Принципы японского типа управления: переплетение интересов и сфер жизнедеятельности фирм и работников; поощрение коллективного начала, кооперации людей.

57 Содержание понятия "предпринимательская среда".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.