КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
СУМКИ СДЕЛАННЫЕ ИЗ СЫРОМЯТНОЙ КОЖИ 2 страница
Декоративная поверхность на женских леггинах является самой большой по площади по сравнению с другими типами предметов одежды, рассмотренных ранее. Пара леггин из собрания музея (рис. 50-6849A) очень похожа по стилю на леггины Дакота, особенно на экземпляр, описанный Уислером. Главный узор – центральный алмаз с разветвленными фигурами сверху и снизу. В алмазе Кроу, однако, содержится прямоугольный крест, недостающий на леггинах Дакота, и линия, соединяющая центральную фигуру с разветвленными фигурами. На леггинах Кроу боковая полоса имеет отличный от Дакота узор, состоящий из ступенчатых треугольников на белом фоне, что сближает эти леггины с Арапахо.
Для специальных случаев в настоящее время мужчины Кроу надевают на руки украшенные бисером манжеты. Цветочный орнамент на манжетах Грассшоппера (рис. 12) можно считать характерным для Кроу. Без сомнения, подобные манжеты и такое художественное оформление является современным изобретением.
Хотя вышитые жилеты Кроу также весьма современны, узоры на двух экземплярах характерны для стиля Кроу (13b и 14). На обоих фон вышит белым бисером. Сзади узор сделан в стиле Дакота - маленькие прямоугольные кресты и разветвления. Спереди узоры напоминают художественное оформление колыбели Арапахо. Кресты на этом жилете обозначают звезды; фигуры с пятью «ногами» обозначают горы. Длинная синяя линия с множеством «подставок» никак не была интерпретирована продавцом, но это напоминает узор на другом жилете, который будет описан ниже. На рис. 13a, 15 большие треугольники были идентифицированы со Священными Палатками, длинные линии со свисающими фигурками были названы Священными Трубками, в то время как оставшиеся узоры остались необъясненными. Подобный узор часто использовался Кроу на других вещах, например, на украшенном бисером поясе, показанном на рис. 16. У других племен этот узор также встречается, Кребер изображает его на колыбели Арапахо. Жилетки Кроу [50 / 6845], [50 / 6856]
МОКАСИНЫ Вследствие отличительного характера декоративной области на мокасинах Кроу, этот вид одежды будет рассмотрен более подробно. Я буду придерживаться схемы Кребера при изучении более полного материала, доступного теперь, используя его удобную терминологию для описания узоров.
Кребер полагает, что по стилю вышивки мокасины, как и вышивка бисером вообще, Кроу напоминают индейцев племени Черноногих и Дакота. Они используют те же узоры, включая продольную полосу, круглую голову ("голова дубинки"), поперечный угол, красную черту, и характерную для индейцев племени Черноногих фигуру «U». Использование последнего элемента, согласно Креберу, почти ограничено индейцами племени Черноногих, он не встречается даже среди Ацина, несмотря на их длительный и близкий контакт с индейцем племени Черноногих.
Беглый взгляд на мокасины Кроу в Полевом Музее в 1910 году заставил меня прийти к заключению, что продольная полоса с поперечным бруском или без него, короткие параллельные полосы, и фигура «U» с символами пера представляет собой основные элементы вышивки. Тем же самым летом я изучил художественные оформления мокасин, которые носили в резервации Кроу и вскоре убедился, что фигура «U» была решительно самой фешенебельной. Обычно она сочеталась с символами пера, которые иногда возглавлялись криволинейным разветвлением. В некоторых случаях фигура «U» была очень узкой, иногда она шла в комбинации с поперечной полосой. Среди других узоров, чаще всего использовались продольная полоса и круглая "голова дубинки".
Экземпляры в американском музее представляют собой значительное разнообразие. Это выражается, прежде всего, в манере использования «вампа» - декоративной области мокасина над ступней. Чаще всего вышивка закрывала вамп полностью, одна пара мокасин была даже полностью покрыта вышивкой (50.1-682). Любопытный стиль украшения – роспись по сыромятной коже (50.1-686); один мокасин, по-видимому, был сделан из старой сумки. У другой пары откидные створки лодыжки почти полностью украшены бисером, являясь продолжением вышивки вампа (рис. 17b). Даже язык не всегда избегает вышивки. На одном экземпляре более чем половина дюйма верхней части языка украшена бисером с внутренней стороны, кроме того, к языку пришиты конуса из олова с пучками перьев внутри (50.1-668). В другом случае язык заканчивается двумя продолговатыми откидными створками, украшенными с внутренней стороны бисером и подобными подвесками из олова (60-6861).
Окантовка вдоль подошвы имеет множество разновидностей. Иногда она вообще отсутствует. Чаще всего, однако, имеется узкая крайняя полоска бисера, к которой может быть добавлена бисерная полоса по пяточному шву. Окантовка может быть непрерывной, может заканчиваться вместе с вышивкой вампа, в некоторых случаях полоса прерывается только с внутренней стороны от вампа до пятки.
Теперь обратимся непосредственно к узорам на мокасинах. На рис. 18a видна характерная фигура «U», два символа пера на ее выпуклости и два пера у поперечной полосы у языка. Этого узора нет ни на одном экземпляре Кроу с окантовкой вдоль подошвы. U-образная фигура почти всегда характерна только для Кроу и Черноногих. Профессор Кребер не нашел подобной фигуры среди Арапахо, Ацина и Юта, обнаружил всего несколько у Дакота, Шошонов и Оджибва. Однако, художник Карл Бодмер изображает танцора-Мандана, носящего мокасины с простым U-образным узором, и есть один мокасин на последней картине в его Атласе, который может вполне принадлежать Манданам, Дакота или Хидатса. Хотя мокасины Хидатса в музее не подтверждают этой принадлежности, U-образный узор, скорее всего, распространился именно от Деревенских племен. Если индейцы племени Черноногих приняли его непосредственно у этих народов, его полное отсутствие среди Ацина становится понятным.
На рис. 19a изображена продольная полоса, объединенная короткими параллельными полосками с окантовкой. Эти элементы не всегда сопровождает продольную полосу; например, на одной из картин Бодмера мокасины украшены только продольной центральной полосой, на другом рисунке на мокасинах есть только "голова дубинки". Типичный образец из собрания музея показан на рис.18c. На нем отсутствует окантовка.
Кроме того, круг может быть одинарным, или, как на картине Бодмера, двойным. Профессор Кребер не нашел круга на мокасинах Арапахо, но встречал довольно часто среди Шошонов и Ацина, и реже среди Дакота и Черноногих. Картины Бодмера, изображающие нескольких мужчин Мандан и Хидатса из общества Собак в таких мокасинах, доказывают популярность этого узора у деревенских племен.
Мальтийский крест (рис., 17d) использовался довольно часто, как на взрослых, так и на детских мокасинах. Некоторые экземпляры имеют окантовку. Один измоих информаторов обозначил этот узор, как характерный для Шайеннов, а не для Кроу. Это подтверждает утверждение Кребера о том, что крест наиболее типичен для Дакота и Шайеннов.
Кроебер считает вышивку в виде красных линий и чокера характерной для Дакота. Еще один узор Кроу очень сильно напоминает мокасины Дакота. Он состоит из маленького бисерного алмаза в центре вампа с центростремительными равнобедренными треугольниками, сбалансированными на каждой его вершине. На экземпляре Дакота эти треугольники заменены парами символов пера.
Символ птицы, найденный на мокасинах Дакота и Ассинибойнов, кажется, отсутствует у Кроу, хотя Бодмер изображает одного Хидатса в мокасинах с этим типом узора. Очень необычные узоры сделаны на двух парах мокасин, использовавшихся в танце Табака. В первом случае (рис. 17e) мы видим четыре маленьких круга в пределах вампа и две изогнутых линии, связанные поперечным бруском под язычком. На второй паре мокасин окантовка отсутствует, но имеется пять подобных кругов другого цвета. Кроме того, по краю второго мокасина пришиты оленьи копатца (рис. 17f).
Есть еще один хорошо проиллюстрированный стиль украшения, происхождение которого доктор Уислер связывает с Апачами. Две узких полосы бисера образуют V-образную фигуру (рис. 17c), которая у языка замыкается поперечной полосой. Декоративная область подразделена на три части: центральная V-образная область, и две боковые области в виде прямоугольных треугольников с изогнутым гипотенузами. Эти области украшены различными способами: внешние - двумя маленькими кругами из бисера, внутренняя которых часть окрашена краской, внутренняя область - двумя крестами. Две фигуры в каждой группе по-разному окрашены. Мне кажется, что этот тип художественного оформления непосредственно связан с появлением мокасин с полностью вышитым вампом. На рис. 20a изображен типичный пример. В центральной части, вместо того, чтобы вышить только простые элементы между сходящимися линиями, вышивка монотонно покрывает все пространство, иногда нарушаемое вспомогательными узорами другого цвета (50.1-662). В другом случае (рис. 17a) каждая группа ограничена двумя прямоугольными треугольниками, образующими узкую центральную область.
Другая категория мокасин с полностью вышитым вампом показана на рис. 20b. Главная особенность – расположение бисера рядами вертикальных полос, ограниченных окантовкой. Ступенчатый узор, созданный сочетанием синих вертикальных полос с белыми квадратами составляет неповторимый узор. На вышитой иглами паре мокасин Кроу нет никакой попытки уменьшить эффект монотонности; в другом случае синие и зеленые линии введены, чтобы создать эффект контрастности. Дополнительные полосы могут изменяться по цвету. Кроме того, одна или более полос могут идти параллельно крайней окантовке, значительно уменьшая область вампа, доступную для украшения.
По крайней мере, в двух случаях (рис.19a, b) кроме окантовки центральная часть декоративной области создана двумя треугольными концентрическими фигурами с выпуклой гипотенузой. Они образуют декоративные области («ножны») на каждой стороне, заполненные вышивкой отличного цвета.
Метод украшения вампа параллельными поперечными линиями из игл дикобраза, называемый методом «красной полосы», соответствует более позднему узору из бисера, тем более, что в обоих случаях присутствует окантовка. Психологический эффект, конечно, является очень сильным. На одном экземпляре Кроу вышитые линии остаются простыми, на другом экземпляре (50.1-677) появляются ступенчатый узор.
Наконец, можно рассмотреть еще два способа художественного оформления представленных отдельной парой. В одном случае окантовка охватывает область, покрытую горизонтальными рядами синего бисера, содержащих внутри себя узор из пяти коробок (рис. 17b). Узор продолжен на откидных створках у лодыжки, на каждой стороне имеется по две коробки на синем фоне. Окантовка коробок красного цвета, внутренняя часть – белая. На откидных створках есть верхняя крайняя полоса, подобная нижней окантовке.
Весьма аномальный стиль проиллюстрирован на рис. 18b. Нет никакой окантовки вокруг вампа, узор у основания откидных створок является просто продолжением вышивки вампа. Странный аморфный характер узора может быть лучше всего расшифрован следующим образом: художник следовал за краем мокасина концентрическими линиями, производя странные поперечные эффекты из красных и зеленых бусин на синем фоне.
СБРУЯ Вышивка бисером появляется на различных вещах, связанных с конской сбруей, используемой в специальных случаях. Таким образом, созданы декоративные воротники, стремена, круперы и т.д. Их использование было связано особенно (возможно даже исключительно) с женщинами, которые украшали и пользовались этими вещами.Это проиллюстрировано на моей картине дочери Кузнечика (Grasshopper) (рис. 12), которая изображена со щитом и копьем, а ее лошадь имеет декоративный воротник и характерный кулон на уздечке, свисающий со лба вниз; видно также художественное оформление стремян. Воротник лошади, показанный на этой фотографии, типичен для женской парадной упряжи Кроу. Боковые части фактически повторяют два экземпляра из собрания музея; только места между большими треугольниками несколько отличаются. Больше изменений касаются центральной части воротника, соединяющей боковые полосы. На экземпляре 50.1-709 прямоугольная область, выделенная полосой окантовки, содержит две больших симметричных фигуры песочных часов, очень сжатых в средине. Внутри каждой секции песочные часы разделены на полосы различных цветов, а между этими двумя песочными часами есть прямоугольный крест. На экземпляре 50.1-6257 снова появляется узкая белая окантовка, внутри которой расположена еще более узкая синяя. Четыре белых вертикальных линии бисера разделяют всю область на группы разной ширины. В центре располагается прямоугольный крест, остальной узор состоит из нескольких полос, отличающихся по цвету, и не имеющих особого узора. Группы симметричны относительно центра. Украшение стремян, типичное для Кроу, показано на рисунке доктора Уислера, сравнившего их со стременами Шошонов.
На рис. 12 показано характерное украшение уздечки Кроу, располагающееся на лбу у лошади. Украшенный бисером центр диска содержит фигуру мальтийского креста. На трех экземплярах в музее эта центральная фигура изменяется. На втором есть центральный круг с многочисленными кругами из одной линии бисера, внутри которых содержится крест из двух линий бисера. Третий экземпляр имеет диск с четырехконечной звездой.
Крупперы в собрании музея напоминает подобные изделия Шошонов и Черноногих. Нет никаких седельных одеял или сумок, доступных для сравнения с экземплярами Дакота. О седлах Уислер говорил, что их форма близка по стилю к Шошонам, они также имеют схожие откидные створки, украшенные бисером. Доступная область на седлах обычно была украшена бисером, но без использования сложных узоров. Эстетический эффект зависит главным образом от расположения цветных вставок из сукна, на которых расположены маленькие вышитые фигуры.
РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО Если бы не спорадические случаи, типа случайных попыток вышивки бисером и украшенных резьбой жезлов, используемых в Горячем Танце, реалистическое искусство Кроу можно считать ограниченным только рисованными фигурками. Оно появлялось в двух формах - рисунки религиозного значения и изображение подвигов. Согласно одному из информаторов, военные подвиги рисовали не на покрышках типи, а внутри помещения на подкладке. Я видел стену одного дома, покрытую холстом, на котором имелось такое художественное оформление.
Плащи воинов были часто украшены подобным образом. Плащ, купленный от Charges-strong будет служить иллюстрацией стиля пиктографии Кроу (рис. 22). В верхней части изображен владелец плаща, несущий трубку, будучи лидером военного отряда, и два убитых им врага. Враги с вздернутым чубом - Шошоны, остальные - Дакота. Лошадиные следы обозначают лошадей, захваченных у врага. На других рисунках в этой части плаща говорится о том, что этот военный отряд украл семь лошадей и убил одного врага; украл шесть лошадей и убил одного мужчину и т.д. Немного ниже только что описанных сюжетов, изображены треугольные значки, обозначающие военный отряд Кроу. Разведчик, согласно нарисованным следам, посетил лагерь врагов, обозначенный равнобедренным углом, и возвращается к груде бизоньих чипов. В третьей секции плаща разведчик в волчьей шкуре преследуется врагом, затем убивает трех мужчин. Два врага нападают на него, но он ударяет их своим жезлом. Три врага нападают на него с пистолетом, луком и винтовкой. Он ударяет их своим длинным копьем, украшенным перьями. Еще один раз он показан убивающим врага. В следующей секции плаща герой появляется на лошади, которая затем изображена убитой. Два Дакота, стреляющие в него, затем нарисованы убитыми им. Он догоняет врага и ударяет его. Пеший враг стреляет в него, герой затем убивает его копьем. В самой нижней части плаща владелец показан совершающим набег на лагерь Шошонов. Он угоняет пять лошадей, враг преследует его, посылая вслед ему стрелы. Затем он снова показан уводящим двух лошадей из лагеря Шошонов.
Хотя живопись, описанная только что, является чисто реалистической, она ни в коем случае не свободна от символического характера. Практика украшения покрышек типи рисунками была уже устаревающей, даже когда я впервые посетил Кроу. В этом отношении Кроу поразительно контрастируют с Черноногими, которые в течение своего недельного праздника в 1907 году показали внушительное число разрисованных типи. Единственный случай разрисованного типи у Кроу я видел на Лодж-Грасс, где художественное оформление состояло из фигуры Птицы Грома (рис. 23b). На моих фотографиях запечатлено нескольких других раскрашенных типи, но самая эффектная, с фигурами лошадей, оказалась купленной у Дакота. Другое типи (рис. 22a) имеет узор возле основания, полумесяц над входом и ряд фигур птиц, взгромоздившихся на перевернутых фигурах «U», опирающихся на край основания. Еще на одном типи были удлиненные фигуры лошадей. Кертис сфотографировал одну Священную палатку с изображением Оперенной трубки на боку с полумесяцем над ней. На другой из его иллюстрации вероятно показана другая сторона того же самого типи, где снова изображена Оперенная трубка с кругом (солнцем?) над ней.
Типи, описанное и изображенное Кетлином, также имеет рисунки религиозного характера, хотя интерпретация Кетлина человеческих фигур как «Великий Дух» и «Злой Дух» неубедительна.
Щиты Кроу в музее были описаны в предыдущей публикации. Хотя животные и другие реалистические мотивы появляются на щитах, они далеки от исключения геометрических проектов, которые почти всегда могут иметь символическое значение. В некоторых случаях, конечно, реализм и символика идут вместе, например, когда круг обозначает солнце, а полумесяц луну. Бизон, Орел, Птица Грома и Олень - животные, наиболее часто встречающиеся изображения в религиозном искусстве Кроу.
В 1910 году я зарисовал два плаща, увиденных в Лодж-Грасс и Прейоре. На одном из них в центре изображена Птица Грома, вокруг не – множество звезд и несколько символов Солнца, вокруг каждого из которых – несколько цветных колец.
На другом плаще была изображена женщина перед самцом оленя. Этот мотив у Кроу связан с историей об Отвергнутом Возлюбленном, который при помощи такого рисунка на плаще, полученного в видении, очаровал надменную девушку.
СИМВОЛИКА По сравнению с другими племенами, Кроу имеют довольно скудную систему символической интерпретации. Из используемых цветов черный был символом убийства врага, красный символизировал долголетие и процветание и был тесно связан с церемонией Табака; белая глина (tike) обозначала очищение, поиск видения и предвидение. Другие интерпретации зависели от индивидуальных видений; поэтому, линии молний, представляющие Птицу Грома, могли быть желтыми, синими или зелеными. После проведения большого опроса относительно интерпретации декоративных символов на узорах парфлешей и вышивке бисером,я пришел к заключению, что большинство из узоров не имело никакого символического значения и что интерпретации в некоторых случаях были или весьма субъективны, или либо применялись только к ограниченному числу случаев.
Самая постоянная интерпретация для определенно нереалистического символа связана с алмазом, нарисованным или вышитым, который всегда обозначал «детское место» {bakat icte'pe). Зигзагообразная линия почти всегда обозначает молнию. Подковы, изогнутые или прямоугольные обозначают лошадь. Круг обозначает солнце.
Конечно, простые геометрические формы не могут обозначать объекты без определенной двусмысленности. Таким образом, прямоугольный треугольник когда-то интерпретировался как наконечник копья; пара таких треугольников, формирующих "разветвленный узор Кребера" интерпретировалась как два соединенных типи.
Большой равнобедренный треугольник обозначает Священную Палатку. Треугольную область с выпуклой гипотенузой на мокасине называли «ножны». Для узоров на крупере, интерпретации явно продиктованы самим объектом: удлиненный равнобедренный треугольник, стоящий на своей вершине, называли «голова лошади», два маленьких равнобедренных треугольника, сбалансированных на своем основании, были «ушами лошади», подобный треугольник, висящий на своей вершине, был «уздечкой». Кресты иногда называли «звездами». Неясный узор на жилете в моей записной книжке обозначает горы.
Несколько фигур даже обозначаются определенными названиями, очевидно не имея специального символического значения. Таким образом, продольная полоса на вампе мокасина известна как "много игл" (apari-aho'); круг на одежде - bic aratsitsэxe (круг одежды); круг на мокасине как it'u'pen tsitsэxe, (наконечник круга); ступенчатый узор - iruэ (цвет); алмаз, помимо общего символического названия «детское место»("пуповина"?) также имеет название baru-xawe (украшенный бисером разветвленный (?); полупесочные часы называли macuce. Интерпретации некоторых проектов на жилете уже приводились выше.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Кажется довольно ясным, что Кроу не смогли достичь высокой степени индивидуальности в искусстве. В реалистическом украшении своих палаток они являются намного слабее Черноногих, и если они превосходят последних в качестве и разнообразии вышитых узоров, то причины могут быть найдены во влиянии, оказанном на них Дакота. Иначе говоря, бисерная вышивка Кроу, особенно в ее наиболее развитых формах, является несколько уменьшенным отражением искусства Дакота. Возможно, только в художественном оформлении мокасин (особенно, что касается популярности фигуры «U»), влияние Черноногих является довольно сильным.
Длительное изучение искусства индейцев Равнин, вероятно, поднимет вопрос, касающийся связи между узорами на вышивке иглами и бисером. Мы можем предположить, что более поздняя техника просто продолжала традиции, развитые в вышивке иглами до контакта с европейцами. Трудность заключается в недостатке экземпляров, вышитыми иглами, по сравнению с вещами, вышитыми бисером. Однако, после пополнения этого скудного собрания иллюстрациями из Атласа принца Максимилиана, я не смог избежать предварительного заключения, что отношение между узорами из игл дикобраза и бисерной вышивкой менее близки друг к другу, чем предполагалось. Или, выражаясь более точно, их сходство ограничено сравнительно небольшим количеством довольно простых узоров, таких как розетка, прямоугольный крест, равнобедренный треугольник, сплошная полоса, параллельные линии, ступенчатый узор. Ступенчатый узор, в частности, судя по его повсеместному распространению, может быть расценен как один из самых ранних изображений в вышивке индейцев Равнин.
Различие между двумя видами вышивки довольно запутанно и разнообразно. В вышивке иглами я не видел ничего, схожего, например, со сложными образцами вышивки бисером на сумках Дакота и Кроу. Некоторые из вышитых иглами узоров действительно показывают довольно сложные формы, однако, я считаю, что эти образцы являются исключительно индивидуальными достижениями, а не олицетворением племенного стиля. По крайней мере, все эти сложные узоры весьма схожи между собой.
Насколько я могу судить, появление стекляруса стимулировало появление новых эстетических концепций или перекомбинаций, в то время как большинство старых навыков было сохранено. Художественное оформление сыромятных вещей Кроу довольно отличается от узоров на их вышивке бисером. Влияние Дакота на эту область деятельности является нулевым. Стиль Кроу испытывает сильное влияние стиля Шошонов, и мы могли бы добавить - только Шошонов.
Черта, общая с другими Северо-западными племенами, особенно с Ацина и Черноногими, является незначительным развитием символики. В этом отношении контраст между Кроу и Дакота, конечно, очень силен.
История развития искусства Кроу, казалось, не может быть объективно прослежена без сравнения ее с искусством родственного племени Хидатса и общим развитием эстетики Равнин. Однако, роспись по сыромятной коже у Кроу и Хидатса мало связана по стилю. Вышитые узоры, насколько я могу судить, также не имеют никакого фундаментального сходства, а имеющиеся небольшие подобия вполне могут быть последствием тех же самых иностранных влияний. Существовали ли формы художественной деятельности у Кроу и Хидатса до разделения – не известно, но племена порознь прошли довольно долгий путь развития, и возобновленные контакты имели уже слабое взаимовлияние.
Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |