Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СУМКИ СДЕ­ЛАН­НЫЕ ИЗ СЫ­РО­МЯТ­НОЙ КО­ЖИ 2 страница




 
Пояс [50.1/ 714]

 

 
Пояс [50.1/ 715]

 


Де­ко­ра­тив­ная по­верх­ность на жен­ских лег­ги­нах яв­ля­ет­ся са­мой боль­шой по пло­ща­ди по срав­не­нию с дру­ги­ми ти­па­ми пред­ме­тов оде­ж­ды, рас­смот­рен­ных ра­нее. Па­ра лег­гин из со­б­ра­ния му­зея (рис. 50-6849A) очень по­хо­жа по сти­лю на леггины Да­ко­та, осо­бен­но на эк­зем­п­ля­р, опи­сан­ный Уис­ле­ром. Глав­ный узор – цен­траль­ный ал­маз с раз­ветв­лен­ными фигурами свер­ху и сни­зу. В ал­ма­зе Кроу, од­на­ко, со­дер­жит­ся пря­мо­уголь­ный крест, не­дос­таю­щий на лег­ги­нах Да­ко­та, и ли­ния, со­еди­няю­щая цен­траль­ную фи­гу­ру с раз­ветв­лен­ны­ми фигурами. На лег­ги­нах Кроу бо­ко­вая по­ло­са име­ет от­лич­ный от Да­ко­та узор, со­стоя­щий из сту­пен­ча­тых тре­уголь­ни­ков на бе­лом фо­не, что сбли­жа­ет эти лег­ги­ны с Ара­па­хо.

 

 
Женские леггины Кроу [50 / 6849 AB]

 

 

Для спе­ци­аль­ных слу­ча­ев в на­стоя­щее вре­мя муж­чи­ны Кроу на­де­ва­ют на ру­ки ук­ра­шен­ные би­се­ром ман­же­ты. Цве­точ­ный ор­на­мент на ман­же­тах Грасс­шоп­пе­ра (рис. 12) мож­но счи­тать ха­рак­тер­ным для Кроу. Без со­мне­ния, по­доб­ные ман­же­ты и та­кое ху­до­же­ст­вен­ное оформ­ле­ние яв­ля­ет­ся со­вре­мен­ным изо­бре­те­ни­ем.

 

Хо­тя вы­ши­тые жи­ле­ты Кроу так­же весь­ма со­вре­мен­ны, узо­ры на двух эк­зем­п­ля­рах ха­рак­тер­ны для сти­ля Кроу (13b и 14). На обо­их фон вы­шит бе­лым би­се­ром. Сза­ди узор сде­лан в сти­ле Да­ко­та - ма­лень­кие пря­мо­уголь­ные кре­сты и раз­ветв­лен­ия. Спе­ре­ди узо­ры на­по­ми­на­ют ху­до­же­ст­вен­ное оформ­ле­ние ко­лы­бе­ли Ара­па­хо. Кре­сты на этом жи­ле­те обо­зна­ча­ют звез­ды; фи­гу­ры с пя­тью «но­га­ми» обо­зна­ча­ют го­ры. Длин­ная си­няя ли­ния с мно­же­ст­вом «под­ста­вок» ни­как не бы­ла ин­тер­пре­ти­ро­ва­на про­дав­цом, но это на­по­ми­на­ет узор на дру­гом жи­ле­те, ко­то­рый бу­дет опи­сан ни­же.

На рис. 13a, 15 боль­шие тре­уголь­ни­ки бы­ли иден­ти­фи­ци­ро­ва­ны со Свя­щен­ны­ми Па­лат­ка­ми, длин­ные ли­нии со сви­саю­щи­ми фи­гур­ка­ми бы­ли на­зва­ны Свя­щен­ны­ми Труб­ка­ми, в то вре­мя как ос­тав­шие­ся узо­ры ос­та­лись не­объ­яс­нен­ны­ми. По­доб­ный узор час­то ис­поль­зо­вал­ся Кроу на дру­гих вещах, на­при­мер, на ук­ра­шен­ном би­се­ром поя­се, по­ка­зан­ном на рис. 16. У дру­гих пле­мен этот узор так­же встре­ча­ет­ся, Кре­бер изо­бра­жа­ет его на ко­лы­бе­ли Ара­па­хо.

Жилетки Кроу [50 / 6845], [50 / 6856]

       
   
 


 

 

 

 
 

МО­КА­СИ­НЫ

Вслед­ст­вие от­ли­чи­тель­но­го ха­рак­те­ра де­ко­ра­тив­ной об­лас­ти на мо­ка­си­нах Кроу, этот вид оде­ж­ды бу­дет рас­смот­рен бо­лее под­роб­но. Я бу­ду при­дер­жи­вать­ся с­хе­мы Кре­бе­ра при изу­че­нии бо­лее пол­но­го ма­те­риа­ла, дос­туп­но­го те­перь, ис­поль­зуя его удоб­ную тер­ми­но­ло­гию для опи­са­ния узо­ров.

 

Кре­бер по­ла­га­ет, что по сти­лю вы­шив­ки мо­ка­сины, как и вы­шив­ка би­се­ром во­об­ще, Кроу на­по­ми­на­ют ин­дей­цев пле­ме­ни Чер­но­но­гих и Да­ко­та. Они ис­поль­зу­ют те же узо­ры, вклю­чая про­доль­ную по­ло­су, круг­лую го­ло­ву ("го­ло­ва ду­бин­ки"), по­пе­реч­ный угол, крас­ную чер­ту, и ха­рак­тер­ную для ин­дей­цев пле­ме­ни Чер­но­но­гих фи­гу­ру «U». Ис­поль­зо­ва­ние по­след­не­го эле­мен­та, со­глас­но Кре­бе­ру, поч­ти ог­ра­ни­че­но ин­дей­ца­ми пле­ме­ни Чер­но­но­гих, он не встре­ча­ет­ся да­же сре­ди Аци­на, не­смот­ря на их дли­тель­ный и близ­кий кон­такт с ин­дей­цем пле­ме­ни Чер­но­но­гих.

 

Бег­лый взгляд на мо­ка­си­ны Кроу в По­ле­вом Му­зее в 1910 го­ду за­ста­вил ме­ня прий­ти к за­клю­че­нию, что про­доль­ная по­ло­са с по­пе­реч­ным бру­ском или без не­го, ко­рот­кие па­рал­лель­ные по­ло­сы, и фи­гу­ра «U» с сим­во­ла­ми пе­ра пред­став­ля­ет со­бой ос­нов­ные эле­мен­ты вы­шив­ки. Тем же са­мым ле­том я изу­чил ху­до­же­ст­вен­ные оформ­ле­ния мо­ка­си­н, ко­то­рые но­си­ли в ре­зер­ва­ции Кроу и вско­ре убе­дил­ся, что фи­гу­ра «U» бы­ла ре­ши­тель­но са­мой фе­ше­не­бель­ной. Обыч­но она со­че­та­лась с сим­во­ла­ми пе­ра, ко­то­рые ино­гда воз­глав­ля­лись кри­во­ли­ней­ным раз­ветв­ле­ни­ем. В не­ко­то­рых слу­ча­ях фи­гу­ра «U» бы­ла очень уз­кой, ино­гда она шла в ком­би­на­ции с по­пе­реч­ной по­ло­сой. Сре­ди дру­гих узо­ров, ча­ще все­го ис­поль­зо­ва­лись про­доль­ная по­ло­са и круг­лая "го­ло­ва ду­бин­ки".

 

Эк­зем­п­ля­ры в аме­ри­кан­ском му­зее пред­став­ля­ют со­бой зна­чи­тель­ное раз­но­об­ра­зие. Это вы­ра­жа­ет­ся, пре­ж­де все­го, в ма­не­ре ис­поль­зо­ва­ния «вам­па» - де­ко­ра­тив­ной области мо­ка­си­на над ступ­ней. Ча­ще все­го вы­шив­ка за­кры­вала вамп пол­но­стью, од­на па­ра мокасин бы­ла да­же пол­но­стью по­кры­та вы­шив­кой (50.1-682).

Лю­бо­пыт­ный стиль ук­ра­ше­ния – рос­пись по сы­ро­мят­ной ко­же (50.1-686); один мо­ка­син, по-ви­ди­мо­му, был сде­лан из ста­рой сум­ки. У дру­гой па­ры от­кид­ные створ­ки ло­дыж­ки поч­ти пол­но­стью ук­ра­ше­ны би­се­ром, являясь про­дол­же­нием вышивки вам­па (рис. 17b).

Да­же язык не все­гда из­бе­га­ет вы­шив­ки. На од­ном эк­зем­п­ля­ре бо­лее чем по­ло­ви­на дюй­ма верх­ней час­ти язы­ка ук­ра­ше­на би­се­ром с внут­рен­ней сто­ро­ны, кро­ме то­го, к язы­ку при­ши­ты ко­ну­са из оло­ва с пуч­ка­ми перь­ев внут­ри (50.1-668).

В дру­гом слу­чае язык за­кан­чи­ва­ет­ся дву­мя про­дол­го­ва­ты­ми от­кид­ны­ми створ­ка­ми, ук­ра­шен­ны­ми с внут­рен­ней сто­ро­ны бисером и по­доб­ны­ми под­вес­ка­ми из олова (60-6861).

 

 

 
 

 

 


 


 

 
 

Окан­тов­ка вдоль по­дош­вы име­ет мно­же­ст­во раз­но­вид­но­стей. Ино­гда она во­об­ще от­сут­ст­ву­ет. Ча­ще все­го, од­на­ко, име­ет­ся уз­кая край­няя по­лос­ка би­се­ра, к ко­то­рой мо­жет быть до­бав­ле­на би­сер­ная по­ло­са по пя­точ­но­му шву. Окан­тов­ка мо­жет быть не­пре­рыв­ной, мо­жет заканчиваться вместе с вы­шив­кой вам­па, в не­ко­то­рых слу­ча­ях по­ло­са пре­ры­ва­ет­ся толь­ко с внут­рен­ней сто­ро­ны от вам­па до пят­ки.

 

Те­перь об­ра­тим­ся не­по­сред­ст­вен­но к узо­рам на мо­ка­си­нах. На рис. 18a вид­на ха­рак­тер­ная фи­гу­ра «U», два сим­во­ла пе­ра на ее вы­пук­ло­сти и два пе­ра у по­пе­реч­ной по­ло­сы у языка. Это­го узо­ра нет ни на од­ном эк­зем­п­ля­ре Кроу с окан­тов­кой вдоль по­дош­вы. U-об­раз­ная фи­гу­ра поч­ти все­гда ха­рак­тер­на толь­ко для Кроу и Чер­но­но­гих. Про­фес­сор Кре­бер не на­шел по­доб­ной фи­гу­ры сре­ди Ара­па­хо, Аци­на и Юта, об­на­ру­жил все­го не­сколь­ко у Да­ко­та, Шо­шо­нов и Од­жиб­ва. Од­на­ко, ху­дож­ник Карл Бод­мер изо­бра­жа­ет тан­цо­ра-Ман­да­на, но­ся­ще­го мо­ка­си­ны с про­стым U-об­раз­ным узо­ром, и есть один мо­ка­син на по­след­ней кар­ти­не в его Ат­ла­се, ко­то­рый мо­жет впол­не при­над­ле­жать Ман­да­нам, Да­ко­та или Хи­дат­са. Хо­тя мо­ка­си­ны Хи­дат­са в му­зее не под­твер­жда­ют этой при­над­леж­но­сти, U-об­раз­ный узор, ско­рее все­го, рас­про­стра­нил­ся имен­но от Де­ре­вен­ских пле­мен. Ес­ли ин­дей­цы пле­ме­ни Чер­но­но­гих при­ня­ли его не­по­сред­ст­вен­но у этих на­ро­дов, его пол­ное от­сут­ст­вие сре­ди Аци­на ста­но­вит­ся по­нят­ным.

 

На рис. 19a изо­бра­же­на про­доль­ная по­ло­са, объ­е­ди­нен­ная ко­рот­ки­ми па­рал­лель­ны­ми по­ло­ска­ми с окан­тов­кой. Эти эле­мен­ты не все­гда со­про­во­ж­да­ет про­доль­ную по­ло­су; на­при­мер, на од­ной из кар­тин Бод­ме­ра мо­ка­си­ны ук­ра­ше­ны толь­ко про­доль­ной цен­траль­ной по­ло­сой, на дру­гом ри­сун­ке на мо­ка­си­нах есть толь­ко "го­ло­ва ду­бин­ки". Ти­пич­ный об­ра­зец из со­б­ра­ния му­зея по­ка­зан на рис.18c. На нем от­сут­ст­ву­ет окан­тов­ка.

 

Кро­ме то­го, круг мо­жет быть оди­нар­ным, или, как на кар­ти­не Бод­ме­ра, двой­ным. Про­фес­сор Кре­бер не на­шел круга на мокасинах Ара­па­хо, но встре­чал до­воль­но час­то сре­ди Шо­шо­нов и Аци­на, и реже сре­ди Да­ко­та и Чер­но­но­гих. Кар­ти­ны Бод­ме­ра, изображающие не­сколь­ких муж­чин Ман­да­н и Хи­дат­са из об­ще­ст­ва Со­бак в таких мокасинах, до­ка­зы­ва­ют по­пу­ляр­ность это­го узо­ра у де­ре­вен­ских пле­мен.

 

 

Маль­тий­ский крест (рис., 17d) ис­поль­зо­вал­ся до­воль­но час­то, как на взрос­лых, так и на дет­ских мо­ка­си­нах. Не­ко­то­рые эк­зем­п­ля­ры име­ют окан­тов­ку. Один измо­их ин­фор­ма­то­ров обо­зна­чил этот узор, как характерный для Шай­ен­нов, а не для Кроу. Это под­твер­жда­ет ут­вер­жде­ние Кре­бе­ра о том, что крест наи­бо­лее ти­пи­чен для Да­ко­та и Шай­ен­нов.

 

Крое­бер счи­та­ет вы­шив­ку в ви­де крас­ных ли­ний и чоке­ра ха­рак­тер­ной для Да­ко­та.

Еще один узор Кроу очень силь­но на­по­ми­на­ет мо­ка­си­ны Да­ко­та. Он со­сто­ит из ма­лень­ко­го би­сер­но­го ал­ма­за в цен­тре вам­па с цен­тро­ст­ре­ми­тель­ны­ми рав­но­бед­рен­ны­ми тре­уголь­ни­ка­ми, сба­лан­си­ро­ван­ны­ми на ка­ж­дой его вер­ши­не. На эк­зем­п­ля­ре Да­ко­та эти тре­уголь­ни­ки за­ме­не­ны па­ра­ми сим­во­лов пе­ра.

 

Сим­вол пти­цы, най­ден­ный на мо­ка­си­нах Да­ко­та и Ас­си­ни­бой­нов, ка­жет­ся, от­сут­ст­ву­ет у Кроу, хо­тя Бод­мер изо­бра­жа­ет од­но­го Хи­дат­са в мо­ка­си­нах с этим ти­пом узо­ра.

Очень не­обыч­ные узо­ры сде­ла­ны на двух па­рах мо­ка­си­н, ис­поль­зо­вав­ших­ся в тан­це Та­ба­ка. В пер­вом слу­чае (рис. 17e) мы ви­дим че­ты­ре ма­лень­ких кру­га в пре­де­лах вам­па и две изо­гну­тых ли­нии, свя­зан­ные по­пе­реч­ным бру­ском под языч­ком. На вто­рой па­ре мо­ка­син окан­тов­ка от­сут­ст­ву­ет, но име­ет­ся пять по­доб­ных кру­гов дру­го­го цве­та. Кро­ме то­го, по краю вто­ро­го мо­ка­си­на при­ши­ты оле­ньи ко­пат­ца (рис. 17f).

 

Есть еще один хо­ро­шо про­ил­лю­ст­ри­ро­ван­ный стиль ук­ра­ше­ния, про­ис­хо­ж­де­ние ко­то­ро­го док­тор Уис­лер свя­зы­ва­ет с Апа­ча­ми. Две уз­ких по­ло­сы би­се­ра об­ра­зу­ют V-об­раз­ную фи­гу­ру (рис. 17c), ко­то­рая у язы­ка за­мы­ка­ет­ся по­пе­реч­ной по­ло­сой. Де­ко­ра­тив­ная об­ласть под­раз­де­ле­на на три час­ти: цен­траль­ная V-об­раз­ная об­ласть, и две бо­ко­вые об­лас­ти в ви­де пря­мо­уголь­ных тре­уголь­ни­ков с изо­гну­тым ги­по­те­ну­за­ми. Эти об­лас­ти ук­ра­ше­ны раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми: внеш­ние - дву­мя ма­лень­ки­ми кру­га­ми из би­се­ра, внут­рен­няя ко­то­рых часть ок­ра­ше­на крас­кой, внут­рен­няя об­ласть - дву­мя кре­ста­ми. Две фи­гу­ры в ка­ж­дой груп­пе по-раз­но­му ок­ра­ше­ны.

Мне ка­жет­ся, что этот тип ху­до­же­ст­вен­но­го оформ­ле­ния не­по­сред­ст­вен­но свя­зан с по­яв­ле­ни­ем мо­ка­си­н с пол­но­стью вы­ши­тым вам­пом. На рис. 20a изо­бра­жен ти­пич­ный при­мер. В цен­траль­ной час­ти, вме­сто то­го, что­бы вы­шить толь­ко про­стые эле­мен­ты ме­ж­ду схо­дя­щи­ми­ся ли­ния­ми, вы­шив­ка мо­но­тон­но по­кры­ва­ет все про­стран­ст­во, ино­гда на­ру­шае­мое вспо­мо­га­тель­ны­ми узо­ра­ми дру­го­го цве­та (50.1-662). В дру­гом слу­чае (рис. 17a) ка­ж­дая груп­па ог­ра­ни­че­на дву­мя пря­мо­уголь­ны­ми тре­уголь­ни­ка­ми, об­ра­зую­щи­ми уз­кую цен­траль­ную об­ласть.

 

Дру­гая ка­те­го­рия мо­ка­син с пол­но­стью вы­ши­тым вам­пом по­ка­за­на на рис. 20b. Главная осо­бен­ность – рас­по­ло­же­ние би­се­ра ря­да­ми вер­ти­каль­ных по­лос, ог­ра­ни­чен­ных окан­тов­кой. Сту­пен­ча­тый узор, соз­дан­ный со­че­та­ни­ем си­них вер­ти­каль­ных по­лос с бе­лы­ми квад­ра­та­ми со­став­ля­ет не­пов­то­ри­мый узор.

На вы­ши­той иг­ла­ми па­ре мо­ка­син Кроу нет ни­ка­кой по­пыт­ки умень­шить эф­фект мо­но­тон­но­сти; в дру­гом слу­чае си­ние и зе­ле­ные ли­нии вве­де­ны, что­бы соз­дать эф­фект контрастности. До­пол­ни­тель­ные по­ло­сы мо­гут из­ме­нять­ся по цве­ту. Кро­ме то­го, од­на или бо­лее по­лос мо­гут идти параллельно крайней окантовке, значительно уменьшая область вампа, доступную для украшения.

 

 

По крайней мере, в двух случаях (рис.19a, b) кроме окантовки центральная часть декоративной области создана двумя треугольными концентрическими фигурами с выпуклой гипотенузой. Они образуют декоративные области («ножны») на каждой стороне, заполненные вышивкой отличного цвета.

 

Метод украшения вампа параллельными поперечными линиями из игл дикобраза, называемый методом «красной полосы», соответствует более позднему узору из бисера, тем более, что в обоих случаях присутствует окантовка. Психологический эффект, конечно, является очень сильным. На одном экземпляре Кроу вышитые линии остаются простыми, на другом экземпляре (50.1-677) появляются ступенчатый узор.

 

Наконец, можно рассмотреть еще два способа художественного оформления представленных отдельной парой. В одном случае окантовка охватывает область, покрытую горизонтальными рядами синего бисера, содержащих внутри себя узор из пяти коробок (рис. 17b). Узор продолжен на откидных створках у лодыжки, на каждой стороне имеется по две коробки на синем фоне. Окантовка коробок красного цвета, внутренняя часть – белая. На откидных створках есть верхняя крайняя полоса, подобная нижней окантовке.

 

Весьма аномальный стиль проиллюстрирован на рис. 18b. Нет никакой окантовки вокруг вампа, узор у основания откидных створок является просто продолжением вышивки вампа. Странный аморфный характер узора может быть лучше всего расшифрован следующим образом: художник следовал за краем мокасина концентрическими линиями, производя странные поперечные эффекты из красных и зеленых бусин на синем фоне.

 

СБРУЯ

Вышивка бисером появляется на различных вещах, связанных с конской сбруей, используемой в специальных случаях. Таким образом, созданы декоративные воротники, стремена, круперы и т.д. Их использование было связано особенно (возможно даже исключительно) с женщинами, которые украшали и пользовались этими вещами.Это проиллюстрировано на моей картине дочери Кузнечика (Grasshopper) (рис. 12), которая изображена со щитом и копьем, а ее лошадь имеет декоративный воротник и характерный кулон на уздечке, свисающий со лба вниз; видно также художественное оформление стремян.

Воротник лошади, показанный на этой фотографии, типичен для женской парадной упряжи Кроу. Боковые части фактически повторяют два экземпляра из собрания музея; только места между большими треугольниками несколько отличаются. Больше изменений касаются центральной части воротника, соединяющей боковые полосы. На экземпляре 50.1-709 прямоугольная область, выделенная полосой окантовки, содержит две больших симметричных фигуры песочных часов, очень сжатых в средине. Внутри каждой секции песочные часы разделены на полосы различных цветов, а между этими двумя песочными часами есть прямоугольный крест.

На экземпляре 50.1-6257 снова появляется узкая белая окантовка, внутри которой расположена еще более узкая синяя. Четыре белых вертикальных линии бисера разделяют всю область на группы разной ширины. В центре располагается прямоугольный крест, остальной узор состоит из нескольких полос, отличающихся по цвету, и не имеющих особого узора. Группы симметричны относительно центра.

Украшение стремян, типичное для Кроу, показано на рисунке доктора Уислера, сравнившего их со стременами Шошонов.

 

На рис. 12 показано характерное украшение уздечки Кроу, располагающееся на лбу у лошади. Украшенный бисером центр диска содержит фигуру мальтийского креста. На трех экземплярах в музее эта центральная фигура изменяется. На втором есть центральный круг с многочисленными кругами из одной линии бисера, внутри которых содержится крест из двух линий бисера. Третий экземпляр имеет диск с четырехконечной звездой.

 

Крупперы в собрании музея напоминает подобные изделия Шошонов и Черноногих.

Нет никаких седельных одеял или сумок, доступных для сравнения с экземплярами Дакота. О седлах Уислер говорил, что их форма близка по стилю к Шошонам, они также имеют схожие откидные створки, украшенные бисером.

Доступная область на седлах обычно была украшена бисером, но без использования сложных узоров. Эстетический эффект зависит главным образом от расположения цветных вставок из сукна, на которых расположены маленькие вышитые фигуры.

 

РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ

ИСКУССТВО

Если бы не спорадические случаи, типа случайных попыток вышивки бисером и украшенных резьбой жезлов, используемых в Горячем Танце, реалистическое искусство Кроу можно считать ограниченным только рисованными фигурками. Оно появлялось в двух формах - рисунки религиозного значения и изображение подвигов. Согласно одному из информаторов, военные подвиги рисовали не на покрышках типи, а внутри помещения на подкладке. Я видел стену одного дома, покрытую холстом, на котором имелось такое художественное оформление.

 

Плащи воинов были часто украшены подобным образом. Плащ, купленный от Charges-strong будет служить иллюстрацией стиля пиктографии Кроу (рис. 22). В верхней части изображен владелец плаща, несущий трубку, будучи лидером военного отряда, и два убитых им врага. Враги с вздернутым чубом - Шошоны, остальные - Дакота. Лошадиные следы обозначают лошадей, захваченных у врага. На других рисунках в этой части плаща говорится о том, что этот военный отряд украл семь лошадей и убил одного врага; украл шесть лошадей и убил одного мужчину и т.д. Немного ниже только что описанных сюжетов, изображены треугольные значки, обозначающие военный отряд Кроу. Разведчик, согласно нарисованным следам, посетил лагерь врагов, обозначенный равнобедренным углом, и возвращается к груде бизоньих чипов. В третьей секции плаща разведчик в волчьей шкуре преследуется врагом, затем убивает трех мужчин. Два врага нападают на него, но он ударяет их своим жезлом. Три врага нападают на него с пистолетом, луком и винтовкой. Он ударяет их своим длинным копьем, украшенным перьями. Еще один раз он показан убивающим врага. В следующей секции плаща герой появляется на лошади, которая затем изображена убитой. Два Дакота, стреляющие в него, затем нарисованы убитыми им. Он догоняет врага и ударяет его. Пеший враг стреляет в него, герой затем убивает его копьем. В самой нижней части плаща владелец показан совершающим набег на лагерь Шошонов. Он угоняет пять лошадей, враг преследует его, посылая вслед ему стрелы. Затем он снова показан уводящим двух лошадей из лагеря Шошонов.

 

Хотя живопись, описанная только что, является чисто реалистической, она ни в коем случае не свободна от символического характера.


Практика украшения покрышек типи рисунками была уже устаревающей, даже когда я впервые посетил Кроу. В этом отношении Кроу поразительно контрастируют с Черноногими, которые в течение своего недельного праздника в 1907 году показали внушительное число разрисованных типи. Единственный случай разрисованного типи у Кроу я видел на Лодж-Грасс, где художественное оформление состояло из фигуры Птицы Грома (рис. 23b). На моих фотографиях запечатлено нескольких других раскрашенных типи, но самая эффектная, с фигурами лошадей, оказалась купленной у Дакота. Другое типи (рис. 22a) имеет узор возле основания, полумесяц над входом и ряд фигур птиц, взгромоздившихся на перевернутых фигурах «U», опирающихся на край основания. Еще на одном типи были удлиненные фигуры лошадей.

Кертис сфотографировал одну Священную палатку с изображением Оперенной трубки на боку с полумесяцем над ней. На другой из его иллюстрации вероятно показана другая сторона того же самого типи, где снова изображена Оперенная трубка с кругом (солнцем?) над ней.

 

 

Типи, описанное и изображенное Кетлином, также имеет рисунки религиозного характера, хотя интерпретация Кетлина человеческих фигур как «Великий Дух» и «Злой Дух» неубедительна.

 

 

Щиты Кроу в музее были описаны в предыдущей публикации. Хотя животные и другие реалистические мотивы появляются на щитах, они далеки от исключения геометрических проектов, которые почти всегда могут иметь символическое значение. В некоторых случаях, конечно, реализм и символика идут вместе, например, когда круг обозначает солнце, а полумесяц луну. Бизон, Орел, Птица Грома и Олень - животные, наиболее часто встречающиеся изображения в религиозном искусстве Кроу.

 

В 1910 году я зарисовал два плаща, увиденных в Лодж-Грасс и Прейоре. На одном из них в центре изображена Птица Грома, вокруг не – множество звезд и несколько символов Солнца, вокруг каждого из которых – несколько цветных колец.

 

На другом плаще была изображена женщина перед самцом оленя. Этот мотив у Кроу связан с историей об Отвергнутом Возлюбленном, который при помощи такого рисунка на плаще, полученного в видении, очаровал надменную девушку.

 

 


СИМВОЛИКА

По сравнению с другими племенами, Кроу имеют довольно скудную систему символической интерпретации.

Из используемых цветов черный был символом убийства врага, красный символизировал долголетие и процветание и был тесно связан с церемонией Табака; белая глина (tike) обозначала очищение, поиск видения и предвидение. Другие интерпретации зависели от индивидуальных видений; поэтому, линии молний, представляющие Птицу Грома, могли быть желтыми, синими или зелеными.

После проведения большого опроса относительно интерпретации декоративных символов на узорах парфлешей и вышивке бисером,я пришел к заключению, что большинство из узоров не имело никакого символического значения и что интерпретации в некоторых случаях были или весьма субъективны, или либо применялись только к ограниченному числу случаев.

 

Самая постоянная интерпретация для определенно нереалистического символа связана с алмазом, нарисованным или вышитым, который всегда обозначал «детское место» {bakat icte'pe).

Зигзагообразная линия почти всегда обозначает молнию.

Подковы, изогнутые или прямоугольные обозначают лошадь.

Круг обозначает солнце.

 

Конечно, простые геометрические формы не могут обозначать объекты без определенной двусмысленности. Таким образом, прямоугольный треугольник когда-то интерпретировался как наконечник копья; пара таких треугольников, формирующих "разветвленный узор Кребера" интерпретировалась как два соединенных типи.

 

Большой равнобедренный треугольник обозначает Священную Палатку. Треугольную область с выпуклой гипотенузой на мокасине называли «ножны».

Для узоров на крупере, интерпретации явно продиктованы самим объектом: удлиненный равнобедренный треугольник, стоящий на своей вершине, называли «голова лошади», два маленьких равнобедренных треугольника, сбалансированных на своем основании, были «ушами лошади», подобный треугольник, висящий на своей вершине, был «уздечкой».

Кресты иногда называли «звездами».

Неясный узор на жилете в моей записной книжке обозначает горы.

 

Несколько фигур даже обозначаются определенными названиями, очевидно не имея специального символического значения. Таким образом,

продольная полоса на вампе мокасина известна как "много игл" (apari-aho');

круг на одежде - bic aratsitsэxe (круг одежды);

круг на мокасине как it'u'pen tsitsэxe, (наконечник круга);

ступенчатый узор - iruэ (цвет);

алмаз, помимо общего символического названия «детское место»("пуповина"?) также имеет название baru-xawe (украшенный бисером разветвленный (?);

полупесочные часы называли macuce.

Интерпретации некоторых проектов на жилете уже приводились выше.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кажется довольно ясным, что Кроу не смогли достичь высокой степени индивидуальности в искусстве. В реалистическом украшении своих палаток они являются намного слабее Черноногих, и если они превосходят последних в качестве и разнообразии вышитых узоров, то причины могут быть найдены во влиянии, оказанном на них Дакота.

Иначе говоря, бисерная вышивка Кроу, особенно в ее наиболее развитых формах, является несколько уменьшенным отражением искусства Дакота. Возможно, только в художественном оформлении мокасин (особенно, что касается популярности фигуры «U»), влияние Черноногих является довольно сильным.

 

Длительное изучение искусства индейцев Равнин, вероятно, поднимет вопрос, касающийся связи между узорами на вышивке иглами и бисером. Мы можем предположить, что более поздняя техника просто продолжала традиции, развитые в вышивке иглами до контакта с европейцами. Трудность заключается в недостатке экземпляров, вышитыми иглами, по сравнению с вещами, вышитыми бисером. Однако, после пополнения этого скудного собрания иллюстрациями из Атласа принца Максимилиана, я не смог избежать предварительного заключения, что отношение между узорами из игл дикобраза и бисерной вышивкой менее близки друг к другу, чем предполагалось. Или, выражаясь более точно, их сходство ограничено сравнительно небольшим количеством довольно простых узоров, таких как розетка, прямоугольный крест, равнобедренный треугольник, сплошная полоса, параллельные линии, ступенчатый узор. Ступенчатый узор, в частности, судя по его повсеместному распространению, может быть расценен как один из самых ранних изображений в вышивке индейцев Равнин.

 

Различие между двумя видами вышивки довольно запутанно и разнообразно. В вышивке иглами я не видел ничего, схожего, например, со сложными образцами вышивки бисером на сумках Дакота и Кроу. Некоторые из вышитых иглами узоров действительно показывают довольно сложные формы, однако, я считаю, что эти образцы являются исключительно индивидуальными достижениями, а не олицетворением племенного стиля. По крайней мере, все эти сложные узоры весьма схожи между собой.

 

Насколько я могу судить, появление стекляруса стимулировало появление новых эстетических концепций или перекомбинаций, в то время как большинство старых навыков было сохранено.

Художественное оформление сыромятных вещей Кроу довольно отличается от узоров на их вышивке бисером. Влияние Дакота на эту область деятельности является нулевым. Стиль Кроу испытывает сильное влияние стиля Шошонов, и мы могли бы добавить - только Шошонов.

 

Черта, общая с другими Северо-западными племенами, особенно с Ацина и Черноногими, является незначительным развитием символики. В этом отношении контраст между Кроу и Дакота, конечно, очень силен.

 

История развития искусства Кроу, казалось, не может быть объективно прослежена без сравнения ее с искусством родственного племени Хидатса и общим развитием эстетики Равнин. Однако, роспись по сыромятной коже у Кроу и Хидатса мало связана по стилю. Вышитые узоры, насколько я могу судить, также не имеют никакого фундаментального сходства, а имеющиеся небольшие подобия вполне могут быть последствием тех же самых иностранных влияний. Существовали ли формы художественной деятельности у Кроу и Хидатса до разделения – не известно, но племена порознь прошли довольно долгий путь развития, и возобновленные контакты имели уже слабое взаимовлияние.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.