КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Первобытная религия: функции и формы
Наряду с искусством в эпоху верхнего палеолита возникает другая важная форма общественного сознания – религия. Религия также возникла из практических потребностей и помогала человеку приспособиться к окружающей среде. Религия как понятие. Термин Religio (лат.) означает связь человека с высшей силой, с Богом. Обычно религию определяют как веру в Бога, а Бога как «сверхъестественное существо». Именно это определение содержит современная «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»: «Бог – сверхъестественное существо в религиозных верованиях. Вера в Бога – основа всякой религии». Однако такое определение не охватывают все виды религии и прежде всего религию людей первобытного общества. Дело в том, что для первобытного человека не существовало ничего «вне» или «над» природой. Поэтому если определять религию как веру в сверхъестественные т. е. надприродные (supernatural) силы, то следует сделать вывод о том, что в первобытном обществе вообще не было религии. Известный английский этнолог Джеймс Фрезер (1854–1941), автор книги «Золотая ветвь» дал более общее определение религии: «религия есть умиротворение сил, которые стоят выше человека и которые, как принято считать, направляют и контролируют ход природных явлений и человеческой жизни». В этом определении автор не использует понятие Бога как сверхъестественной силы и определяет суть религии как веру в то, что в мире существуют силы, стоящие выше человека и способные влиять на его судьбу в зависимости от поведения самого человека. С этими силами можно вступить в контакт и определенным поведением расположить их к себе. Умиротворение и почитание этих сил составляет суть религии и приводит к складыванию определенного культа – системы обрядов. Функции религии. Вера в высшие силы появилась прежде всего потому, что она помогала преодолеть страх перед непонятными, но грозными явлениями окружающей природы. Непонятное всегда вызывает страх. Любое приемлемое объяснение помогает преодолеть или ослабить этот страх. Религия давала необходимое объяснение и тем самым помогала человеку приспособиться к окружающему миру. Она также открывала человеку возможность вступить в контакт с грозными силами и расположить их к себе при помощи специальных обрядов. Эту функцию религии называют компенсаторной, так как она восполняет бессилие людей перед объективными условиями их существования. Для первобытной религии эта функция являлась главной. Постепенно все более важную роль играла мировоззренческая функция: религия объясняла человеку весь окружающий мир и отвечала на все сложные вопросы бытия: о жизни и смерти человека, его роли в мире и т. п. Затем складывается регулятивная функция религии: с помощью религиозных идей и установок осуществляется управление поведением людей: налагаются разного рода запреты (табу), предписываются определенные действия. Происхождение религии. Первобытный человек чувствовал себя частью, но не «царем» природы, стоящим выше других существ. Поэтому он приписывал явлениям природы те черты, которыми обладал сам. Так, он наделял способностью к пониманию и сознательному действию животных и ряд другихприродных явлений в окружающем мире. Эти способности человек связывал с представлением о «душе», «духах». Английский этнограф Э. Тейлор, автор знаменитой книги «Первобытная культура», определил веру первобытных людей в существование души и духов в природе как «анимизм» (anima – душа). По его мнению, понятие «душа» возникло у человека из необходимости дать ответ на вопросы: – что отличает живое тело от мертвого? – чем являются образы людей, которые он видел во сне? Ответом стали представления о душе как некем бестелесном начале, которое давало телу жизнь и которое могло приходить во сне в виде «маленького двойника» человека. Осознав наличие души у себя, человек наделил душой (духами) окружавшие его явления природы. Человек общался с явлениями природы в зависимости от соотношения сил: одни силы человек почитал, с другими готов был соперничать, третьих рассматривал как подчиненных ему. Из такого различного отношения и родились две формы общественного создания: магия и религия. Магия основана на вере в то, что человек определенной системой действий и обрядов способен подчинить или использовать силы природы. Так, после охоты, человек совершает обряды, чтобы отвести от себя гнев «духа» зверя, убитого на охоте. При этом охотник верит, во-первых, в то, что зверь обладает душой и способен вступить в контакт с человеком в ходе магических обрядов, а во-вторых, в то, что охотник способен путем обрядов подчинить себе ситуацию, обернуть ее в свою пользу. Этнографы в XIX – XX вв. смогли зафиксировать у многих народов веру в производственную, демографическую, охранительную и деструктивную (порча) магии. Исторический материал показывает, что корни таких видов магии уходят в далекое прошлое. Магию роднит с религией вера в одушевленность явлений природы и в возможность взаимодействия с ними, но отличает отношение к ним. Как уже отмечалось, для религии характерно обращение к силам, которые стоят выше человека и, безусловно, признаются им таковыми. И человек стремится не подчинить себе, а умиротворить вышестоящие силы. В первобытном обществе и у отсталых народов границы между магией и религией относительны и порой трудноразличимы. Тем не менее, общий критерий отличия можно сформулировать: если анимизм проявляет себя как форма умиротворения и почитания духов природы, он является религией; если речь идет о подчинении духов природы, анимизм проявляет себя как магия. Стремление усилить эмоциональное воздействие наиболее важных обрядов вело к их усложнению и к появлению специально подготовленных лиц – колдунов (шаманов). Первоначально колдуны были отправителями только магических обрядов. Однако тогда, когда проявляется принцип почитания некой высшей силы, колдуны превращаются в служителей религиозного культа. Формы первобытных верований. Этнографический материал показывает, что религиозные верования редко существуют в чистой форме анимизма – просто как вера в духов. Как правило, анимизм сосуществует и переплетается с целым рядом других форм верований, которые могут выступать то как элементы религии, то как элементы магии. Фетишизм. Одной из таких форм является фетишизм – вера в особую силу каких-либо предметов (от португ. fetiso – «амулет»). Когда фетишизм проявляет себя в вере в особую силу амулетов-оберегов, речь идет о магии. Если же человек создает идола и использует его как материальный объект для поклонения высшим силам, речь идет о религии. Идол нужен как материальный объект, которому можно приносить жертвы. Идол является каналом для связи с вышестоящей силой, наделен сознанием, душой (иначе с ним нельзя вступить в контакт), и в этом проявляется связь фетишизма и анимизма. Тотемизм. Для первобытных людей характерна вера в особые отношения между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным природным объектом (чаще всего – животным, реже – растением, другим предметом), который рассматривался как символ, прародитель и покровитель данной общины. Такой объект называют «тотемом». Термин заимствован из языка американского индейского племени Оджибва, и буквально означает «его род». Тотем также наделяется сознанием, душой, и в этом проявляется его связь с анимизмом. Если тотему поклоняются, наделяют его могучими силами и способностями, то мы имеем дело с формой религии. Однако часто тотемы использовались только для того, чтобы помочь людям отделять членов своего рода от других людей. В таких случаях тотемизм является формой демографической магии. Тотемизм часто связан с фетишизмом. Индейцы Северной Америки создавали красочные тотемные столбы, которые играли роль идолов. Культ предков. Изучение традиционных верований народов Восточной Азии и Западной Африки показывает большую роль культа предков, который также имеет очень древние корни. Культ вырос из традиции получать накопленный опыт из рук самых старых представителей общины. В первобытную эпоху люди редко доживали до преклонного возраста. Но если кто доживал, то много знал и был источником ценной информации. Люди верили, что предки, по крайней мере наиболее выдающиеся, авторитетные при жизни, помогают своим потомкам и после смерти. Культ предков также является формой анимизма, ибо основан на вере в существование духов предков. Иногда, но не часто, предки обожествлялись, и тогда культ предков становился формой религии. Чаще предки играли роль посредников между живущими людьми и вышестоящими силами и в этой форме являлись частью других религиозных верований. Шаманизм. В широком смысле шаманами называют людей, которые профессионально занимаются магией или отправляют религиозные культы у ряда отсталых народов мира. В узком смысле, шаманизм – форма анимизма в ряде районов Северной Азии и Америки. Эта форма предполагает наличие невидимого мира, с которым способен общаться шаман–медиум, находящийся в особом состоянии (транса). Обряды. Как показывает этнографический материал, процесс достижения договоренности с духами состоял главным образом из обряда принесения жертвы. Иными словами, основной принцип всех ранних религиозных систем можно выразить фразой: «я даю тебе, чтобы ты дал мне». Обряды жертвоприношения могли быть очень простыми и сложными. От духа к Богу. Очень сложнымявляется вопрос о том, когда вера в духов переросла в веру в бога или богов, которые в эпоху древних цивилизаций мыслились уже в вполне определенном антропоморфном или зооморфном облике. Можно предположить, что по мере того, как какая-то важная природная стихия получала конкретный облик и наделялась конкретными функциями, шел процесс превращения духа в бога. Одновременное почитание многих духов, олицетворяющих целый ряд важных природных явлений, заложило корни для политеизма – веры во многих богов. Возможно, что в первобытную эпоху были и корни для монотеизма. Изучение верований народов Полинезии показало, что у них издавна существовало представление о некой единой силе, которая одушевляет всю природу и приводит в действие все, что есть в природе, и которая частично может воплощаться в отдельных духах, животных и человеке. Однако не представляется возможным определить, как давно существуют такие представления, на какой стадии развития человека они возникли.
Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 1817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |