Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа, ее функции в исследовательской деятельности социолога




Виды социологических исследований. Основные классификации.

Каждая наука имеет свои методы изучения и познания реального мира. В социологии они подразделяются на две группы: общенаучные и специфические. К последним относится социологическое исследование (СИ).

Обращение к СИ заключается в потребности располагать как можно более объективной и актуальной информацией. Демократизация общества значительно расширила общественную потребность в объективной информации и процессах, протекающих в нем, позициях и намерениях групп людей. Выросли масштабы СИ. Результаты СИ учитываются при принятии политических решений, в управленческой практике. Понимание смысла, содержания, основ организации СИ, раскрываемых данной темой, является частью общей культуры специалиста любого профиля.

СИ выступают в качестве познавательных инструментов, средств и приёмов получения социальной информации, достоверного социологического знания. Они представляют собой процедуру анализа, как общих социальных закономерностей, так и особых сфер социальной жизни, позволяют систематизировать факты изучаемых явлений и процессов, об их связях, отношениях, зависимостях.

Возможности СИ, как показала практика, весьма широки и многогранны. Почему семья как социальный институт распадается в современном обществе? Каковы приоритеты интересов молодого человека? Как население России относится к новым (коммерческим) структурам? На эти и многие другие вопросы пытается дать ответ социология.

В наиболее общем виде СИ можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получать достоверные знания об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.

СИ включает 4 этапа. Каждый из этапов обусловлен специфичностью выполняемых работ.

СИ - это деятельность, направленная на получение объективных данных (знаний) о социальном явлении, процессе, социальных отношениях. СИ представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно- технических процедур, связанных между собой единой целью.

Конкретная форма, а точнее вид социологического исследования обусловлен характером поставленной в нем цели и выдвинутых задач. Именно в соответствии с ними, т.е. в зависимости от требуемой глубины изучения объекта исследования все СИ делят на 3 вида: разведывательное, описательное, аналитическое.

Разведывательное исследование - наиболее простой вид конкретно-социологического анализа, поскольку решает ограниченные задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности и основано на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. Потребность в нем возникает особенно в тех случаях, когда предмет исследований относится к числу мало или вообще неизученных проблем. Данный вид исследования успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, уточнения и корректировки гипотез и задач. В нем собирается информация "лежащая на поверхности". Разведывательное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубокого и масштабного исследования. Служит поставщиком оперативных социологических данных. В этом случае можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос (зондаж общественного мнения), который предполагает выяснение отношения людей к актуальным событиям, фактам.

Описательное - более сложный вид исследования. По своим целям и задачам предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целое представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Это исследование проводится по подробно разработанной программе и на базе методически собираемого инструментария. Оно применяется, когда субъект анализа - относительно большая общность людей, отличающихся разнообразными характеристиками. Например, коллектив крупного предприятия, в котором трудятся люди различных профессий, возрастных категорий, с разным стажем работы, уровнем образования и т.д. В структуре объекта изучения можно выделить относительно однородные группы, что позволяет осуществить поочередно их оценку, выявить наличие связей между ними.

Аналитическое исследование. Самый углубленный вид СИ. Ставит своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, следственных связей, обуславливающих свойственные ему черты. Этот вид исследования имеет большую практическую ценность. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.

Разведывательное исследование выясняет каким объемом свободного времени располагают студенты данного института? Чем они чаще всего занимаются в свободное время? Удовлетворены ли они тем, как проводят свободное время?

Описательное выясняет различия в объеме и использовании свободного времени у студентов различных курсов, у юношей и девушек, хорошо и плохо успевающих студентов, у семейных и несемейных. Планируют ли студенты свободное время? Предпочитают ли коллективные или индивидуальные формы досуга? Какие способы использования свободного времени являются самыми распространенными, массовыми? Какие встречаются реже?

Аналитическое исследование выясняет почему студенты данного ВУЗа предпочитают проводить свое свободное время именно так, а не иначе? Связано ли это с развитием потребностей, интересов и как именно? От чего зависит величина объема свободного времени, которым располагают студенты? Почему одни планируют, а другие нет? Отчего это зависит?

В зависимости от того, изучается ли исследуемый предмет в статике или динамике, СИ делят на точечные и повторные.

Точечное исследование (разовое) дает информацию о состоянии объекта анализа, о качественных характеристиках явления в момент его изучения. Эта информация отражает "моментальный" срез количественных характеристик объекта и не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения.

Повторные исследования, проведенные последовательно через определенные промежутки времени. Данный вид направлен на выявление динамики изучаемого объекта. Разновидность повторного - панельное исследование, предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени.

Практически любое явление может изучаться на уровне разведывательного, описательного или аналитического СИ, имеющего точечный или повторный (панельный) характер и использующего различные методы сбора первичной информации.

В зависимости от изучаемой проблемы социологические исследования подразделяются на социальные и маркетинговые. К социальным могут быть отнесены исследования проблем различных социальных общностей и социальных институтов. Разновидностью социологического исследования является изучение групп потребителей, спроса на отдельные категории товаров или виды услуг, продвижение товара на рынке и т.д. Такие социологические исследования могут быть отнесены к маркетинговым. Выбор вида СИ вытекает как из сущности и особенностей этого явления, так и из тех целей и задач, которые ставятся в ходе его анализа.

Любое научное иссл-ние начинается с предварительной работы, которая называется разработкой программы. Программа СИ содержит всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методологических приёмов изучения определённого явления или процесса. Иными словами программа - стратегический документ исследования (это методологические, методические и процедурные основы исследования объекта)

Она состоит из двух разделов: методологического и методико-процедурного.

Методологический раздел

Метод. раздел включает определенную послед-сть выполняемых операций. Прежде всего иссл-ль определяет проблему, которая подлежит изучению.

Разработка пр-мы начинается с осознания и формул-ния проблемы иссл-ния.

Термин "проблема" связан обычно с чем-то непознанным, но для определения роли и функции проблемы в процессе социального исследования эта характеристика недостаточна.

В "обиходной" речи говорят о "возникших проблемах", о том, что кто-то "стоит перед проблемой". Однако, как правило, это не требующее необходимого научного исследования. Не всякая проблема является "возбудителем" научно-исследовательского процесса.

Под проблемой понимается противоречие, появляющееся в процессе деятельности, между постановкой и возможностью реализации цели. Проблема приобретает практическое значение, когда охватываемое ею противоречие осознаётся человеком. Научные проблемы являются выражением объективной потребности в знаниях.

Требование к определению "научности проблемы": проблема должна быть "подлинной", т. е. научно объективной. Значит, ожидаемые данные должны обладать практической или научной ценностью. На этот вопрос можно ответить, изучив литературу, документы и другие источники.

Процесс иссл-ия начинается не с формулировки проблемы, а с осознания проблемной ситуации. Под ней понимается осознание противоречия между уровнем познания и объективными требованиями к нему.

Недостаточность имеющихся знаний о данной области есть необходимое, но не единственное условие научной проблемной ситуации. Лишь с определением проблемной ситуации исследователь встаёт перед проблемой. Проблемная ситуация может возникнуть лишь при активном и сознательном столкновении человека с окружающей средой.

Для выявления проблемы очень важно определить, что мы знаем и чего не знаем об объекте исследования или его какой-то стороне. Проблема – это выход за пределы изученного. Проблема появляется, когда: осознана проблемная ситуация – противоречие; не хватает информации о реальной ситуации; не описаны в научном плане стороны явления; есть заинтересованность у какого-то ее исследовать и найти способы регулирования, влияния на предмет исследования.

Выделяют 2 стороны проблемы: гносеологическую и предметную. В гносеологическом смысле (с точки зрения познавательного процесса) проблема - это противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных, практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приёмов реализации этих необходимых действий.

Предметная сторона проблемы - это социальная дезорганизация, противоречие или конфликт интересов социальных групп, общностей, социальных институтов. важно уметь увидеть существующую проблему, решение которой может быть лишь через СИ, не должно быть "пустых" проблем.

Социальная проблема - противоречивая ситуация, поставленная самой жизнью. Для организаторов СИ социальная проблема выступает в качестве состояния “знания о незнании” определённых сторон, количественных и качественных изменений, тенденций развития. В социологии различают 5 подходов в классификации социальных проблем:

· по цели исследования (проблемы гносеологического и предметного характера);

· в зависимости от “носителя” (проблемы различных социальных групп, социальных институтов и т. д.);

· по масштабу распространенности (региональные, локальные);

· по времени действия (могут быть краткосрочные, среднесрочные, длительные);

· по глубине противоречия (различают одноплановые, затрагивающие одну из сторон социального явления или процесса; системные, отражающие дисбаланс всей системы, элементов целостного явления и проблемы, порождённые противоречиями функционального характера).

При формулировке проблемы необходимо, чтобы в ней сама проблемная ситуация получила точное отражение. Следует избегать двух крайностей: во-первых, выдвижение “мнимых” проблем, во-вторых, проблем слишком широкого плана.

Необходимо помнить, что проблема по отношению к теме выступает как часть целого, а тема может быть заявлена достаточно широко. Формулировка проблемы конкретизирует тематику исследования, определяет его фокус.

Цель исследования

Цель исследования указывает на стратегию исследования, на установление закономерностей некоторого социального процесса. Она определяется двояко: либо как теоретико-прикладная (научное решение проблемы с последующим его приближением к практике), либо преимущественно прикладная (связанная с практическим регулированием определённых социальных процессов).

Конечная цель исследования может быть названа его общей задачей. Цель исследования логически диктует структуру его основных задач, которые впоследствии требуют уточнения в виде ряда частных программных задач.

Задачи социологического исследования

Под задачами СИ понимаются конкретные целевые установки, направленные на решение проблемы. Формулируются задачи в соответствии с целью и гипотезами исследования и могут быть разделены на основные и дополнительные.

Основные задачи исследования заключают в себя поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы. Решение основных задач предполагает реализацию определённого числа связанных с ними дополнительных задач.

Определение объекта и предмета

Социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя - ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана.

Объект социального исследования - носитель той или иной социальной проблемы. В исследовании может быть и 2 объекта, например, студенты и преподаватели, работники и администрация какого-либо предприятия.

Предмет - включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему. Другими словами - предмет - концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования.

Анализ основных понятий исследования

Логический анализ основных понятий заключается в логическом структурировании основных понятий, которые относятся к предмету исследования. Логический анализ предполагает точное всестороннее объяснение их содержания и структуры, позволяет уяснить соотношение элементов и свойств изучаемого предмета. Объясняя каждое из понятий, исследователь по ступеням приближается к определению сущности предмета исследования. Логический анализ включает в себя две довольно сложные процедуры: интерпретацию и операционализацию основных понятий, составляющих предмет исследования.

Интерпретация основных понятий включает теоретическое и эмпирическое их уточнение. Под теоретическим понимается уточнение понятия с точки зрения теории, в которую оно включено, уяснение его места в структуре данной теории и связи с другими понятиями. Под эмпирической интерпретацией понимают определённые группы факторов социальной действительности, фиксация которых позволяет определять, что в ней имеет место изучаемое явление.

Иными словами, выявление главных сторон и свойств предмета исследования, путём определения такого понятия, которое точно и полно выражает его сущность - составляет процесс интерпретации.

Интерпретация основного понятия уступает место другой процедуре уточнения качественной структуры предмета исследования. Эта процедура именуется операционализацией, которая продолжает и детализирует интерпретацию основного понятия. Такая детализация заключается в расчленении ранее выделенных составляющих основного понятия на их элементы (или выявление совокупности операциональных понятий, на которые раскладывается основное понятие).

Формулировка гипотез исследования

Прогнозирование способов решения исследовательской проблемы осуществляется в форме гипотез, выделение которых является необходимым элементом поиска.

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть. Предварительное выдвижение гипотез предопределяет внутреннюю логику всего процесса исследования. Важно, чтобы выдвигаемые гипотезы заранее не предопределяли итоговые результаты работы. Их формулируют однозначно, избегая по возможности расплывчатых понятий. Гипотезы можно разделить на основные и дополнительные. Гипотезы, сформулированные до СИ называются рабочими (первичными). Источниками гипотез являются:

· знания и навыки, приобретенные практикой

· аналогия, перенос знаний от одних явлений на исследуемое

· интуиция исследователя

Гипотезы дают вероятность объяснения проблем. Требования: ясность, непротиворечимость друг другу, проверяемость.

Методико-процедурный раздел

Методико-процедурный раздел включает следующие виды деятельности социолога:

· разработка инструментария;

· формирование выборки;

· составление рабочего, финансового плана - предполагает фиксирование последовательности и объема всех ресурсных затрат необходимых для выполнения программы исследования. В нем отражаются этапы по срокам и ответственные за них, указывается какие методики и когда применяются, дается примерный рассчет временных затрат на виды работ и т.п. План играет организующую роль в СИ.

Оформление заказа

Принципы:

· исследование должно охватывать главные проблемы, чтобы были получены практически применимые сведения;

· недопустимо расходовать силы и финансовые средства только потому, что тема кажется "очень интересной" или потому, что она до сих пор "мало разрабатывалась";

· ориентация на существенные практические задачи и проблемы в области подведомственной заказчику.

Заказчики и исследователь обязуются к планомерному и длительному сотрудничеству. Взаимная деятельность устанавливается договором. Обе стороны ответственны за определенные работы в рамках процесса исследования.

После определения задачи исследования заказчик прежде всего будет оказывать влияние на разработку концепции, создавать организационные предпосылки для проведения эмпирического обследования (т.е. полевых работ), принимать участие в оценке результатов исследования.

· в договоре определяются сроки исследовательских работ;

· низкое качество или невыдержанные сроки влекут за собой серьезные последствия, прежде всего, финансового порядка (штрафные санкции);

· планирование исследования должно осуществляться путем коллективной работы руководителей, исследователей, экспертов.

Определение и планирование крупных исследовательских проектов может происходить лишь в тесном взаимодействии исследователей и руководителей предприятия.Важную роль здесь играют совещания руководителей научных производственных коллективов, где принимаются решения по долгосрочному планированию.

Величина бюджета

На размер бюджета влияет: вид исследования, тип собираемых данных, масштаб исследования, число изучаемых переменных, применяемый метод (почтовый опрос дешевле, чем посылка интервьюеров на дом).

При свободных интервью требуется повышение квалификации интервьюеров, рост расходов на анализ данных.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.