Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология, метод, техника и процедура как понятия социологического исследования




Описательная статистика. Классификация задач и методов анализа связей между признаками.

Углубление интерпретации

Уплотнение исходной информации.

Описание совокупности данных

Основные этапы анализа данных.

4 основных этапа анализа:

1. Описание совокупности данных

2. Уплотнение исходной информации.

3. Углубление интерпретации и переход к объяснению

4. Прогноз развития явлений.

а) Чистка массива.

● выявление ошибок и пропусков, допущенных в ходе сбора и ввода информации.

Здесь задача - поиск "выбросов" (неправильно забитых ответов респондента) и логических нарушений в ходе интервью (например, не сделанный переход).

● коррекция выборки.

Наиболее распространенным методом коррекции выборки является перевзвешивание. При его использовании, ответы более представленной категории респондентов учитываются с определенным коэффициентом (например, 0,9).

б) Описание

● описание распределения данных по существенным с точки зрения целей и задачи признакам.

Здесь используются методы:

статистической группировки – строятся одномерные распределения;

меры центральной тенденции;

меры рассеяния, вариации.

● укрупнение шкал (например, группировка возраста)

● расчет индексов и агрегированных показателей.

Цель данного этапа – сокращение числа признаков, необходимых для анализа.

и переход к объяснению путём выявления возможных прямых и косвенных влияний по полученным агрегированным показателям.

Цель данного этапа – поиск статистических закономерностей в распределении данных.

Здесь же проверяются основные гипотезы, строятся выводы. На данном этапе основной применяемый метод – корреляционный анализ.

4. Прогноз развития социальных явлений

и процессов при определенных условиях.

Этот этап имеет место лишь в аналитических исследованиях. Происходит построение содержательных представлений об основе процесса.

Методы – регрессионный анализ и т.п.

 

Одномерные частотные распределения

Описание "поведения" признака

Начальным этапом изучения эмпирических данных, при котором происходит предварительное упорядочивание первичной информации, является одномерный анализ данных, т.е. описание распределений наблюдений ("случаев") вдоль оси интересующего исследователя признака. Основным методом при этом выступает метод статистической группировки.

Метод статистической группировки - распределение единиц изучаемого объекта на однородные группы по существенным для него признакам.

Результатом группировки являются некие частотные распределения, которые обычно описываются тремя показателями:

1. абсолютная частота - число объектов в выборке, обладающих определенным значением какого-либо признака;

2. относительная частота (частость) - доля объектов, обладающих определенным значением какого-либо признака, относительно всех объектов выборки (в процентах или долях);

3. накопленная частота - суммарная доля объектов, обладающих определенными признаками, относительно всех объектов выборки

Цели анализа одномерных распределений:

ü во-первых, для проверки качества выборки,

ü во-вторых, для определения дифференцирующей силы признаков,

ü в-третьих, для определения характера распределения и установления эмпирических закономерностей "поведения" признака относительно изучаемых объектов.

Для представления результатов группировки используют статистические таблицы (таблицы частотных распределений)..

Изменения (вариации признака) могут иметь разный вид: дискретный или непрерывный. Дискретной называется вариация, при которой отдельные значения признака (варианты) отличаются друг от друга на некоторую конечную величину, т.е. даны в виде прерывных чисел (номинальная и порядковая шкалы). Непрерывной называется вариация, при которой значения признака могут отличаться друг от друга на сколь угодно малую величину (интервальные шкалы). При непрерывном изменении значений признака частотное распределение задается по интервалам, т.е. частоты соотносят не с каждым отдельным значением признака, а с рядом значений, попадающих в определенный интервал. При этом большое значение приобретает выбор типа, количества и размеров интервалов. Общее требование к этому выбору состоит в том, чтобы группировка наиболее полно отражала существенные свойства рядов распределения.

Решение этой проблемы связано, в первую очередь, с содержанием задачи, стоящей перед исследователем.

Так, при изучении потребительского поведения могут быть выделены низкодоходные группы (доходы ниже прожиточного минимума до 899 руб.), группы с доходами ниже среднего (например, от уровня прожиточного минимума до средней заработной платы по региону от 900 до 2699 руб.), с уровнем дохода выше среднего (от 2700 до 4449 руб.) и высокодоходные группы (свыше 4500 руб.). Если же изучается влияние уровня образования на доходы населения, целесообразно разбиение на большее количество интервалов, ширина которых одинакова (за исключением крайних). Например, до 1000 руб.; от 1000 до 1999; от 2000 до 2999 и т.д.

Важную роль при выборе способа разбиения на интервалы играет желание сравнить собственные данные с результатами работы других исследователей. В этом случае, способы разбиения диапазонов признаков должны быть одинаковыми.

Существуют и математические методы, помогающие разбить диапазон изменения признака на интервалы.

При делении диапазона значений признака на интервалы необходимо точно обозначать количественные границы группы, избегая таких обозначений границ интервалов, при которых отдельные единицы совокупности могут быть отнесены в две соседние группы.

Например, при разбиении признака “доход” границы интервалов не должны включать одни и те же значения.

Не верно: Верно:
1. менее 1000 1. менее 1000
2. 1000 - 2000 2. 1000 - 2000
3. 2000 - 3000 3. 2001 - 3000
4.... 4....

Помимо табличного представления частотных распределений используют также различные методы графического представления. Каждый столбик гистограммы (столбиковой диаграммы) соответствует интервалу значений переменной, причем его середина совмещается с серединой данного интервала. Высота столбика отражает частоту (абсолютную или относительную) попадания наблюдавшихся значений переменной в определенный интервал.

Для номинальных и порядковых шкал ширина каждого столбика условно равняется единице, поэтому не учитывается. Точно также строится гистограмма для шкал более высокого уровня, но только в том случае, если диапазон значений разбит на равные интервалы (например, при выделении групп по стажу работы с интервалом 5 лет - "до 5"; "от 6 до 10"; "от 11 до 15" и т.д.) Если же интервалы не равны, гистограмма строится иначе, а именно - по плотности распределения, отражающей число объектов, приходящихся на единицу интервала. Таким образом учитывается ширина соответствующего интервала, следовательно, гистограмма будет иметь другой вид Пример1

Одним из способов графического представления распределения данных является построение эмпирической кривой распределения (полигона) - линии, соединяющей середины интервалов.

А также круговой диаграммы, каждый сектор которой соответствует группе, заданной значением одной группирующей переменной.

Отображение распределений в графическом виде позволяет:

упорядочивать группы по их представительности (объему) в выборке;

определять степень единодушия ответов;

анализировать характер распределения для определения закона распределения данных (теоретического распределения).

Меры центральной тенденции

Для описания одномерных признаков используют простейшие статистические закономерности - меры центральной тенденции. В социологии наиболее часто используются мода, медиана, среднее арифметическое.

Мода (Мо) - наиболее часто встречающееся значение признака, т.е. значение, с которым наиболее вероятно можно встретиться в серии зарегистрированных наблюдений (значение, имеющее наибольшую частоту).

Для номинальной и порядковой шкал модальными являются дискретные значения признака, а для интервальных - модальный интервал - интервал, содержащий моду. При его построении необходимо перейти от содержательных критериев деления на интервалы, к делению по формальным критериям. Интервалы при этом должны иметь одинаковую ширину, а их количество определяется мерой изменчивости признака.

Например, для распределения респондентов по признаку образование (см. таблицу 1) модальным значением будет "среднее специальное" (Мо=2), а по стажу работы (см. таблицу 2) модальным интервалом - "11-15" (Мо=3).

К недостаткам моды относят:

невозможность осуществления арифметических операций со значением моды;

в интервальном вариационном ряду величина моды зависит от интервала группировки;

в вариационном ряду моды может не быть (случай отсутствия преобладающих значений) или может существовать несколько модальных значений.

Медиана - значение признака у той единицы совокупности, которая расположена в середине упорядоченного ряда.

Если в вариационном ряду четное число членов, то медиана равна среднему арифметическому из двух срединных значений признака).

Для порядковых и интервальных шкал вычисляется медианный интервал - интервал, содержащий медиану.

Me = x + k (50 - P) / p, где:

х - нижняя граница медианного интервала;

k - ширина медианного интервала;

Р - частота, накопленная до медианного интервала;

р - частота в медианном интервале.

Среднее арифметическое

Выделяют:

простую среднюю арифметическую - частное от деления суммы всех значений признака на их число и среднюю арифметическую взвешенную - средняя арифметическая ряда, упорядоченного при помощи группировки, определяемая с учетом весов (численности) группы.

Целесообразность использования того или иного типа средней величины зависит от нескольких условий: цели усреднения; вида распределения; уровня измерения признака.

Цель усреднения связана с содержательной трактовкой рассматриваемой задачи, т.е. с ответом на вопрос, для чего используется тот или иной показатель средней тенденции.

Вид распределения также определяет выбор среднего. Например, для унимодального симметричного распределения (половины гистограммы слева и справа от модального значения зеркально совпадают) среднее, медиана и мода будут равны между собой. Для несимметричного распределения их значения будут разными - в правостороннем асимметричном распределении медиана и мода всегда меньше среднего арифметического, в левостороннем асимметрическом распределении - больше. В том случае, если распределение переменной - признака близко к нормальному (крайние большие и малые значения встречаются редко, а средние - часто), то лучшим выбором будет среднее. В случае больших колебаний изучаемого признака следует остановиться на медиане. Этот же показатель следует использовать при нефиксированных крайних значениях интервалов вариационного ряда.

Уровень измерения признака определяет ограничения на содержательную интерпретацию значения среднего. Из курса "Теория измерения" вы должны помнить, что для номинальной шкалы допустимо использование лишь моды, для порядковой - моды и медианы, интервальной - моды, медианы, среднего арифметического.

Сравнение значений средних показателей - является весьма распространенным способом анализа одномерных распределений. Однако сравнение различных мер центральной тенденции, например, медианы и моды недопустимо. Объясняется это тем, что они описывают разные характеристики распределения: мода - наиболее часто встречающееся значение, а медиана - среднее положение. Два однотипных показателя средней тенденции тоже не всегда сравнимы. Средние двух распределений имеет смысл сравнивать, если распределения имеют сходную форму.

Также нельзя сравнивать две средние величины, если одно распределение симметрично, а другое скошено (имеет большие или малые значения в "хвостовых частях"). Хотя значения меры центральной тенденции в том и другом случае может быть одно и тоже, вывод о том, что анализируемая переменная распределена в обоих случаях одинаково будет неверным.

Таким образом, для корректных выводов о характере распределения признака важно знать не только то, что типично для выборки наблюдений, но и то, насколько выражены отклонения от типичных значений. Чтобы определить, насколько точно та или иная мера центральной тенденции описывает распределение, пользуются какой-либо мерой изменчивости, разброса. Иногда их называют также показателями рассеяния (вариации) признака.

Показатели рассеяния (вариации) признака

Меры изменчивости в зависимости от уровня измерения признака условно делятся на две группы.

1. Показатели разброса для шкал низких типов:

- Коэффициент качественной вариации признака, имеющего k взаимоисключающих градаций, указывает на степень неоднородности полученных ответов. При попадании всех ответов в одну градацию J=0, что означало бы полное единство ответов, значение J=1 говорит, что распределение равномерное.

- Коэффициент качественной вариации для альтернативных (дихотомических) признаков

2. Показатели разброса для количественных шкал

Дисперсия - величина, равная среднему значению квадрата отклонений отдельных значений признака от средней арифметической.

Для интервального ряда с равными интервалами вычисление дисперсии производят методом отсчета от условного нуля:

Вычисляют центры интервалов.

Среднее линейное отклонение - средняя арифметическая из абсолютных величин отклонений отдельных значений признака от их средней арифметической.

Коэффициенты вариации

Ряд, у которого коэффициент вариации больше имеет, соответственно, большее рассеяние

Перекрестная классификация

Таблицы сопряженности

В процессе анализа почти всегда возникает необходимость анализа взаимодействия между признаками, основными целями которого является определение:

наличия связи между признаками;

влияния одного признака на другой;

возможности прогнозирования значения одного признака по значению другого.

В самом общем виде связью при анализе данных считают взаимообусловленность значений признаков, полученных на определенной выборке случаев. Изучению связей между переменными уделяется много внимания в любом социологическом исследовании, поскольку это позволяет ответить на вопрос о существующих причинно-следственных отношениях.

Очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных ис­следователем, зависит от того, каким способом он пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. Современная наука — это коллективное предприятие. В силу этих обстоятельств, а также в силу присущего человеку стремления к истине проблема «Научного Метода», позволяющего получить достоверные и надежные результаты и на их основе прийти к объективным и хорошо обоснованным выводам, пользуется вниманием ученых. Хотя по мере развития науки у ученых оставалось все меньше оснований верить в существование единого и универ­сального «Метода», тем не менее стремились разработать все более точные и надежные методы опытной проверки теоретических гипотез, а также определить крите­рии для оценки объективности и обоснованности нового знания, получаемого в результате проводимых ими исследований.

Этимологически термин имеет 2 корня: method – сп-б позн-я и logos - учение, т.е. самое общее опр-ие понятия "мет-ия" можно дать следующее - учение о способе познания мира. Биология – уч-е о живом. Психология – уч-е о душе (дословно с греческого). Социология – уч-ие об общ-ве.

Т.о., мет-я выступает в качестве системы принципов научного иссл-ия. С од.стороны, это теор-ая система знания (т.к. она описывает и объясняет некоторую предметную область), но с др.ст-ны - она явл-ся инструментом поиска нового знания.

В отеч лит-ре выдел-ся 2 подхода к поним-ю термина "метод-ия". В уз смысле под мет-ией какой-л науки понимают сов-сть используемых ею методов получения нового знания. В таком случае - это система спец-ых технических приемов, кот-ми пользуются ученые. Она рассм-ся как дисц-на, изуч-ая конкр техники соц-го иссл-ия. В шир смысле социол-ая мет-я закл-ся в иссл-ии исп-ых социологами методов: описания; объяснения; обоснования; оценки. Т. е. мет-гия включает сугубо "технологическую" сторону процесса соц-го иссл-ия, критерии оценки конкр методов и техник, обоснованность эмпирических доказательств.

М ет-ия выполняет в науке исключительную роль. Если не соблюдены методол-ие нормы научного иссл-ия, вывод не может считаться дисциплинарно корректным. Социолог не имеет права сказать:"Я так вижу ".Он обязан аргументировать свою идею (в рамках того методологического направления, в котором он творит).

С точки зрения Батыгина Г.С., мет-ия соц-ой науки предс-ет собой, во-1, опред-ую оптику - взгляд на мир, как на разумную устроенную систему, кот поддается рации-му познанию. Во-2, мет-ия - техника получения знания (вопросники, отчет, представления результатов работы). В-3, мет-я - этика - нормы поведения в научном сообществе.

И. Ф. Девятко рассматривает термин мет-я на 3 уровнях: 1. М - философия социального знания; 2. М - изучение конкр методов, их обоснованности; 3. М социального иссл-ия (т.е. составление программы-проекта на подготовит-ом этапе социсследования). Дает широкое опр-ие: Мет-ия науки — это дисц-на, изучающая и технические, «процедур­ные» вопросы орг-ии исследования, и более общие вопросы обоснов-ти исп-ых методов, достоверности наблюдений, критериев подтв-ния или опровержения научных теорий. (Девятко).

В. А. Ядов выделяет 3 осн фун-ии мет-ии соц-го иссл-я: ориентирующую; предсказательную; классифицирующую. П ервая сосредот-ет усилия исследователя в отборе данных, вторая опирается на устан-ие связей, завис-тей в исследуемой области, третья помогает систематизировать факты путем выявления существенных свойств и связей.

С одержательное понимание мет-ии исходит из того, что в ней реализ-ся эвристическая (поисковая) фун-ия предметной области иссл-ия.

Л юбая теорет-ая сис-ма знания имеет смысл лишь поскольку она не только описывает и объясняет некоторую предметную область, но одновр-но явл-ся инстр-том поиска нового знания.

П ринципы мет-ии: устойчивость, инвариантность в многообразных связях и изменениях, процессуальный подход.

Значение методологии

Т.к. даже очень спец-ые вопросы (техники измерения, техники сбора данных) не мог быть решены без обращения к более общим представл-ям о природе эмпирических показателей и о нормативных критериях, использ-ых в процессе обоснования истинности и достоверности нового знания. Невозможно оценить методическую корректность какого-л метода, нельзя понять, что считать эмпирическим доказат-вом, рассматривая, изучая жизненные истории, биографии тщательно записанных исслед-лем, если мы не знаем как феноменология трактует соц-ую реальность, каковы с точки зр-я этого направления задачи соц-го иссл-ия.

З адачей ме-ии соц-ой науки стан-ся анализ реальной логики, определяющей практику соц-го иссл-ия в рамках опред-ой теорет-ой перспективы.(А.Каплан)

К аждая наука обращается к разл методам в изучении и познании реального мира. В социологии они подразделяются на:

общенаучные:

· дедукция

· индукция

· историзм

· диалектический подход

· системный анализ

· структурный подход

специфические (к которым относятся методы СИ):

· опрос

· наблюдение

· исследование доказательств

· эксперимент

В этом закл-ся осн отличие соц-ой науки от др гуман-ых наук. В этом проявл-ся ее специфика.

В отличие от мет-ии методы и процедуры ис­сл-ияэто сис-ма более или менее формализо­ванных правил сбора, обработки и анализа доступной инф-ции. Но и здесь методолог-ие посылки иг­рают важнейшую роль прежде всего в выборе тех или иных приемов для изучения поставленной проблемы.

В. А. Ядов предлагает след-ие определения:

М етод - основной способ сбора, обработки и анализа данных.

Т ехника – сов-ть спец-ых приемов для эффект-го исп-ия того или иного метода.(дневниковые записи, фотосъемка, киносъемка, работа инкогнито, включенность в группу полностью, работа через ключевого информанта)

М етодика – сов-ть технических приемов, связ-х с данным методом, включая местные операции, их последов-ть и взаимосвязь. (инструкция интервьюеру, инстр-я исследов-ю)

П роцедура – послед-сть всех операций, общая сис-ма действий и способов орг-ии иссл-ия (поэтапность выполнения работы).

Социолог исп-ет наряду со специ­альными общенаучные методы. Помимо того, многие приемы заимствованы из других соц-ых дисц-ин: из эконом-их, истор-их, этнолог-их, психол-их. Он должен владеть приемами статист-го анализа, иметь предст-ие о соответ­ств-их разделах мат-ки и стат-ки.

 

2. Методическое обеспечение опроса: его виды и особенности в различных методах опроса.

Метод опроса — самый распространенный из социологических методов, опре­деляющий «образ» социологии в глазах непосвященных

 

3 Подбор и подготовка интервьюеров. "Эффект интервьюера". Этические нормы проведения опросов.

Прямой контакт с опрашиваемым и психологичес­кие отношения, которые устанавливаются между интер­вьюером и респ-том, создают немало преимуществ для получения информации, малодоступной путем ан­кетного опроса. К сожалению, эти же преимущества обо­рачиваются новыми трудностями. Главная проблема — сведение к минимуму "возмущающего" влияния личнос­ти интервьюера.

Влияние интервьюера сказывается в самых раз­личных направлениях.

Прежде всего действует эффект стереотипности вос­приятия им респондента. Между тем стереотипность восприятия человека человеком — отнюдь не самый лучший путеводитель.

Задача интервьюера состоит в том, чтобы избежать этой вполне реальной опасности постараться макс-но непредвзято и объективно зарегистрировать от­веты респ-та на планируемые вопросы, ставить эти вопросы тактично, ровно, ненавязчиво, проявляя наход­чивость, быстроту реакции и умение "проигрывать" мно­гообразные гипотезы относительно поведения респ-нта.

Если интервьюер способен стереотипизировать образ респондента, то же самое происходит и с опрашиваемым. И он воспринимает беседу сквозь призму установок и стереотипов, активизированных личностью интервьюера.

Способ "сломать" возможный барьер — вести себя как можно проще, свободнее, начинать разговор с максимально нейтральных и общепонятных вещей. Ни одеждой, ни манерой разговора не следует подла­живаться под опрашиваемого: надо держаться спо­койно и естественно.

Замечено, что темп речи интервьюера влияет на по­ведение респ-нта. Если интервьюируемый привык говорить быстро, медленный темп речи интервьюера бу­дет его раздражать. Однако, если опрашиваемый гово­рит размеренно, быстрый темп речи интервьюера его не очень беспокоит. Лучший вариант — выработать при­вычку вести беседу в среднем, не быстром и не слишком медленном, темпе.

На ход беседы влияют соотношение в возрасте и пол участников разговора. Интервьюер при­мерно того же возраста, что и опрашиваемый, но противо­положного пола обычно добивается лучшего результата.

Обстановка, в которой проходит беседа, должна рас­полагать к спокойному и откровенному разговору. Нельзя проводить интервью в людных помещениях при посторонних.

Как бы ни старались мы снизить искажающее воз­действие личности интервьюера, минимальное в закры­тых и максимальное в открытых вопросах, оно все же останется. Поэтому для сбора массовой информации надо привлекать возможно большее число интервьюе­ров. При должной их тренировке и некотором профес­сионализме индивид-ые ошибки и искажения в массовых данных будут взаимопогашаться.

Интервьюер должен хорошо представлять себе об­щие цели иссл-ния, его замысел, быть общителен по хар-ру, активен, обладать дост-но высокой культурой и образ-ием (интервьюеры со средним и высшим образ-ем — наилучшие сот­рудники, если получили хорошую специальную под­готовку). Луч­ший тип инт-ра — спокойный, уравновешенный. Импульсивные интер-ры вкладывали в дело столько эмоций, что это было причиной всевозможных отклоне­ний от заданного плана беседы.

Обучение интервьюеров — важное условие успеш­ности работы. При краткосрочной подготовке интер­вьюерам объясняют замысел исследования, детали "пу­теводителя интервью", а затем в непременном порядке организуют практикум, т. е. интервьюеры берут интер­вью друг у друга под руководством организатора оп­роса, совместно разбирают допущенные ошибки.

32 На специальных курсах для интервьюеров, которые могут быть организованы научно-исследовательским учреждением, занимающимся опросами общ-го мнения, подготовка и обучение интервьюеров, конечно, более основательна и включает помимо теоретических курсов тренировку необходимых навыков, "ролевые игры", обсуждение видео­записи интервью.

Первые "полевые интервью" целесообразно проводить так, чтобы в качестве ассистен­та интервьюера выступал опытный специалист, кото­рый после 2-3 интервью дает последние наставле­ния стажеру, и только затем ему доверяется самостоя­тельный сбор данных с ассистентом того же уровня подготовки, что и сам интервьюер. Очень удобна комби­нация работы парой, когда два интервьюера меняются ролями ведущего и записывающего беседу. В спорных случаях они обсуждают, как именно следует интерпре­тировать ответы респондентов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.