Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гесиод и проблемы дидактического эпоса




Конец 8 – начало 7 века до н.э. – бурное развитие полиса. Частная жизнь горожанина – земледелие. В городе складываются другие экономические отношения, появляются классы и деньги, мировоззрение горожанина становится иным. Труд, который ценился в общине, в городе становится уделом рабов – чем-то унизительным. В городе классическое рабство, человек – вещь, способ добывания денег. В городе престижны ремесла. Часть людей принимает новую идеологию, а часть людей, включая Гесиода, старается удержать прошлое. Прежде всего, это Северная Греция – Беотия, земледельческий край, там люди старались удержать золотой век. Дидактический эпос наставляет. Гомер аристократичен с точки зрения героической архаики – воспевает царей и героев, Гесиод патриархален, выражает патриархальную крестьянскую точку зрения.

8 – 7 век до нашей эры – начинается поворот от мифологического восприятия мира к научному истолкованию. Поэмы Гесиода – как раз момент перехода. Главный представитель – Гесиод. Происходил из отсталой древней Беотии, сын зажиточного крестьянина. Он сохранил патриархальные представления о жизни. Получил хорошее. Гесиод рассказывает о себе в качестве примера. Гесиод подчеркивает, что свой талант он получил от муз. Произведения «Теогония» и «Труды и дни». Ему приписывают еще несколько произведений. Личность Гесиода может быть узнана из произведений. Личность желчная, мизантроп, гордый человек, не признает чужого мнения, всегда считает себя правым, не терпит возражений – поэтому он одинок.

«Теогония» - это первая попытка осмысления всего сущего, осмысление происходящего и истории мира. У Гесиода впервые поставлена задача, которая мифологии не свойственна – задача объяснения окружающего мира, действия тех сил, с которыми сталкивается человек. В поэме о происхождении богов нет ничего о восхвалении богов. Боги и люди – две неравные противостоящие силы. Понятие «зависть богов» вводит Гесиод. Он дает этому объяснение.

«Труды и дни» связана с жизнью Гесиода. Повод создания – брат Перс неправедно получил часть наследства и растратил его. Гесиод свою малую часть приумножил, Перс попросил поделиться, но Гесиод вместо этого написал ему поэму о труде. Четыре части. Первая – увещевание к брату вместе с пассажами о несправедливости, например, царей-дароядцев. В это понятие входят и судьи, и другие должности. Вторая часть – ряд наставлений и сентенций морального характера, как нужно жить. Третья часть – о земледельческом труде, это руководство. Четвертая часть – о мореходстве. Одна из центральных тем – тема богатства и бедности, она решается с моральной точки зрения. Гесиод впервые поднимает эту тему – социального расслоения во времена. Гесиод замечает, что поведение человека зависит от количества его денег. «Стыд за убожеством следом идет, за богатством же – смелость». Разделяет общество на две части: дароядцы и пастухи. Под пастухами Гесиод понимает средних крестьян – земледельцев, ремесленников. Ремесленников Гесиод не любит, как порождение новой городской жизни. Установление дистанции между людьми и богами: они собираются в городе Миконы поговорить о жертвоприношениях. Вопрос о частях животных – Прометею приказано их поделить. В первую кучу он положил все съедобное и прикрыл грязной шкурой. Вторая куча – всякая дрянь, прикрытая салом. Всеведущий Зевс указал на вторую кучу. Еще один момент – Гесиод рассуждает о катализаторе общественной жизни, что заставляет лучше трудиться и лучше жить. Двигатель жизни по Гесиоду – борьба, он называет ее Эридой.

Наблюдения Гесиода над жизнью пессимистичны. У Гомера жизнь красивая, яркая. У Гесиода одни бедствия. Одна из тем – соперничество людей и богов, в «Трудах и днях» тоже свое место. Именно этим Гесиод пытается объяснить происхождение всех несчастий. Гесиод пересказывает мифы о Прометее, причем оценивает их отрицательно. Все это переходит в разговор о пяти веках человеческой жизни.

 

11. Происхождение лирики. Её виды. Лирика элегии и ямба: Архилох и другие представители.

Более ранний термин «мелика» (вместо «лирика») применялся по отношению к тем видам песен, которые исполнялись под аккомпанемент струнного инструмента, в первую очередь семиструнной лиры, изобретение которой миф приписывает богу Гермесу. В настоящее время, когда говорят о греческой лирике, употребляют этот термин в более широком значении, охватывающем и такие жанры, которые у древних не признавались «лирическими», например элегии, сопровождавшиеся звуками флейты.

Небходимо различать: 1) элегию, ямб и мелику. Категории мелики: монодическая (исполнение одним певцом), хоровая лирика. Жанры развивались самостоятельно и очень редко скрещивались между собой. Элегия и ямб связаны с фольклорными обрядовыми песнями.

Элегии пелись на пирах и народных сходах. Внешним признаком элегии, который отличал ее от всех других жанров, является особый стиховой строй, регулярное чередование гексаметра с пентаметром, образующее элегический дистих. Это мелодическое построение, вероятно, было уже свойственно старинной заплачке, и литературная элегия переняла его, вместе с аккомпанементом флейты. Следы былого траурного характера элегии сохранились также в использовании элегического размера для стихотворных надписей на надгробных плитах.

Совершенно иного происхождения был ямб. На земледельческих праздниках плодородия, для которых были характерны разгул, перебранка и сквернословие, раздавались насмешливые и обличительные песни, направленные против отдельных лиц или целых групп. Песни эти назывались ямбами. Все эти черты народного ямба, сатирический и обличительный характер, персонально заостренная издевка, сохранились в литературном ямбическом жанре, но и он вышел за фольклорные рамки, превратился в орудие выражения личных чувств и настроений. Внешний признак ямба – стихотворный размер ямб или хорей.

Авторами элегий и ямбов в ряде случаев были не профессиональные певцы, а люди практической политики.

 

Ямбическая и элегическая лирика в Греции VII-VI вв. до н.э.(Архилох Тиртей Мимнерм, Солон, Феогнид)

Элегия – стихотворение наставительногто характера. Может содержать в себе просто размышление (на военные, политические, любовные темы). Элегия и ямб связаны с фольклорными обрядовыми песнями; однако новое содержание, порожденное социальной революцией VII — VI вв., не только тематически обогащает фольклорные жанры, но и поднимает их на высшую ступень: народная песня превращается в индивидуальную лирику, в которой находят свое выражение противоречия эпохи, ее политическая борьба и мировоззренческие проблемы.

Основным содержанием поэзии Архилоха является его личная жизнь, боевые приключения воина-наемника, отношение к друзьям и врагам. Сатирическая и любовная тематика поэзии Архилоха. Изобретатель ямба.

Тиртей - автор “воинственных элегий” и маршевой песни - “эмбатерия”. Элегии Тиртея обращены к коллективу граждан, и основная цель их - защита родного города. Тиртей противопоставляет эпическому идеалу новый идеал. Он воспевает отважного защитника родины.

В произведениях Мимнерма появляется выражение индивидуальных чувств, которые переживает человек в своей личной жизни. Поэт воспевает радости любви, молодость. Встречаются и грустные размышления о старости и смерти.

Солон пропагандирует идеи своей законодательской деятельности. Он известен реформами, положившими конец произволу родовой знати. В поэзии Солона на первый план выдвигается личная ответственность каждого человека перед государством, способного своими поступками содействовать его процветанию или гибели. Далее Солон говорит о том, что рано или поздно приходит возмездие, которое карает не только виновного, но и весь город.

Лирика Феогнида становится выражением не только субъективно-личных, но и социально-определенных взглядов. Его лирика имеет политическую направленность. Феогнид – аристократ, ненавидящих демос, делящий мир на «добрых» и «дурных».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.