Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Геологическая периодизация




Национально-культурное строительство в независимой У.У диаспора.

Историч опыт доказывает, что в переломные моменты можно достичь гармонии только тогда,когда параллельно с радикальными преобразованииями в политике,эк, соц сф происх изменения в культуре.После провозглашения независимости в духовно-культурной жизни происходило 3 противоречивых процесса:- пересмотр,переосмысление и переоценка еще недавно главенствующих взглядов, ориентиров.- возвращение традиционных ценностей нац. Культуры, возрождение религиозных и нац форм световосприятия.- проникновение и адаптация на на почве новой системы ценностей.Отказ,даже частичный от старой шкалы ценностей вывело об-во из равновесия, а отсутствие четкой новой сист ценностей не давала ему возможности стабилизироваться.Другой серьезной проблемой духовно-культурной жизни соврем У. явл проникновение и адаптация на нац почве систем ценностей западно цивилизации.Основой возрождения культуры явл обр-е. В 1993 КабМин утвердил программу «обр-е»,кот предусматривала-1.децентрализацию управления обр-ем2диференциализ-ю, гуманизацию учебно-воспит пр-сса.В пр-ссе рефорвирования ударение было сделано на:-деидеологизацию и демократизацию уч пр-сса.—связь обр-я с нац историей,культурой и традициями.—обеспечении свободы творчести педагогам.В кон 2000 г был онародован проэкт «концепции 12 летней среднеобразоват школы».Содержание конц-ции предполагает: -переход к 12 летней сист обр-я в ср. школе.-обеспечение непрерывности обр-я молодежи.- усиление воспитательной и организаторской ф-ции учителя.-увеличение в учебном пр-ссе умение добывать инф-ю из разных источников.Составной частью культуры явл. Наука, потенциал кот. в У. сравнительно высокий. В этой обл сущ негативные тенденции:- постоянное снижение затрат на науку.-падение ур-ня наукоемкости ВВП У.-недостаточная матер. База.—снижение эффективности функ-я научных учр-ий.—внутр и внешн утечка мозгов.Характерными чертами лит пр-сса явл утверждение мировоззренчеки-эстетического плюрализма,творческий поиск,сохр и творческое осмысление традиций.Несмотря на эк беспорядки развивается нац театр.Сложная сит-я в сф кинематогрофа.В сф культуры активно развиваются междунар связи, что содействует расширению Укр культуры в мир.

История Земли делится на четыре эры. Последняя эра — кайнозойская. Она делится на третичный (начался 69 млн лет назад), четвертичный (начался 1 млн лет назад) и совре­менный (начался 14.000 лет назад) периоды. Четвертичный период разделяют на плейстоцен (доледниковая и леднико­вая эпохи) и голоцен (послеледниковая эпоха).

Периодизация истории первобытного общества. Среди исследователей нет единства в вопросе периодизации исто­рии древнейшего общества. Наиболее распространенной яв­ляется следующая: 1) первобытное человеческое стадо; 2) родовая община (этот этап делится на раннюю родовую общину охотников, собирателей и рыболовов и на развитую общину земледельцев и скотоводов); 3) первобытная сосед­ская (протокрестьянская) община. Эпоха первобытного обще­ства завершается в момент появления первых цивилизаций.

Происхождение человека (антропогенез). В современ­ной науке есть несколько теорий происхождения человека. Наиболее аргументированной является трудовая теория про­исхождения человека, сформулированная Ф. Энгельсом. Трудовая теория подчеркивает роль труда в формировании коллективов первых людей, их сплочении и образовании новых связей между ними. Согласно данной концепции, трудовая деятельность повлияла на развитие у человека кисти, а потребность в новых средствах общения привела к развитию языка. Появление человека, таким образом, свя­зывается с началом производства орудий труда.


Процесс антропогенеза (происхождения человека) в своем развитии прошел три стадии: 1) появление антропоидных предков человека; 2) появление древнейших и древних людей; 3) появление человека современного типа. Антропо­генезу предшествовала интенсивная эволюция высших обе­зьян в разных направлениях. В результате эволюции воз­никло несколько новых видов обезьян, в том числе дриопи­теки. От дриопитеков происходят австралопитеки, чьи ос­танки найдены в Африке.

Австралопитеки отличались относительно большим объе­мом мозга (550—600 куб. см), хождением на задних конеч­ностях и использованием природных предметов в качестве орудий. Клыки и челюсти у них были менее развиты, чем у других обезьян. Австралопитеки являлись всеядными и за­нимались охотой на мелких животных. Как и другие антро­поморфные обезьяны, они объединялись в стада. Австрало­питеки жили 4 — 2 млн лет назад.

Второй этап антропогенеза связан с питекантропом («обе­зьяночеловеком») и родственными ему атлантропом и синан­тропом. Питекантропов уже можно называть древнейшими людьми, поскольку они, в отличие от австралопитеков, изго­товляли каменные орудия труда. Объем мозга у питекантро­пов был около 900 куб. см, а у синантропов — поздней формы питекантропа — 1050 куб. см. Питекантропы сохранили не­которые черты обезьян — низкий свод черепа, покатый лоб, отсутствие подбородочного выступа. Останки питекантропов находят в Африке, Азии и Европе. Возможно, что прародина человека находилась в Африке и Юго-Восточной Азии. Древ­нейшие люди жили 750—200 тыс. лет назад.

Неандерталец был следующей ступенью антропогенеза. Его называют древним человеком. Объем мозга неандерталь­ца — от 1200 до 1600 куб. см — приближается к объему мозга современного человека. Но у неандертальца, в отли­чие от современного человека, строение мозга было прими­тивным, не были развиты лобные доли мозга. Кисть была грубой и массивной, что ограничивало возможности неан­дертальца по использованию орудий труда. Неандертальцы широко расселились по Земле, заселяя разные климатичег ские зоны. Жили они 250—40 тыс. лет назад. Ученые счи­тают, что предками современного человека были не все


неандертальцы; часть неандертальцев представляла собой тупиковую ветвь развития.

Человек современного физического типа — кроманьонец — появился на третьем этапе антропогенеза. Это люди высоко­го роста, с прямой походкой, имеющие резко выступающий подбородок. Объем мозга кроманьонца был равен 1400 — 1500 куб. см. Появились кроманьонцы около 100 тыс. лет назад. Вероятно, их родиной являлись Передняя Азия и прилегающие районы.

На последнем этапе антропогенеза происходит расогенез — формирование трех человеческих рас. Европеоидная, мон­голоидная и негроидная расы могут служить примером при­способления людей к природной среде. Расы отличаются цветом кожи, волос, глаз, особенностями строения лица и телосложения и другими чертами. Все три расы сложились еще в позднем палеолите, но процесс расообразования про­должился и в дальнейшем.-

Происхождения языка и мышления. Мышление и речь взаимосвязаны между собой, поэтому их нельзя рассматри­вать обособленно друг от друга. Эти два явления возникли одновременно. Их развитие было востребовано трудовым процессом, в ходе которого постоянно развивалось мышле­ние человека, а потребность в передаче приобретенного опыта способствовала возникновению речевой системы. Основой для развития речи послужили звуковые сигналы обезьян. На поверхности слепков внутренней полости черепов синантро­пов обнаружено увеличение частей мозга, ответственных за речь, что позволяет с уверенностью говорить о наличии раз­витой членораздельной речи и мышлении у синантропов. Это вполне согласуется с тем, что синантропы практикова­ли развитые коллективные формы труда (загонную охоту) и успешно пользовались огнем.

У неандертальцев размеры мозга иногда превосходили соответствующие параметры у современного человека, но слабо развитые лобные доли мозга, отвечающие за ассоциа­тивное, абстрактное мышление, появились только у крома­ньонцев. Поэтому система языка и мышления, скорее всего, окончательно оформилась в эпоху позднего палеолита одно­временно с появлением кроманьонцев и началом их трудо­вой деятельности.


Присваивающее хозяйство. Присваивающее хозяйство, в рамках которого люди существуют посредством присвое­ния продуктов природы, является древнейшим типом хо­зяйства. В качестве двух основных занятий людей древнос­ти можно выделить охоту и собирательство» Их соотноше­ние было неодинаковым на разных этапах развития челове­ческого общества и в разных природно-климатических ус­ловиях. Постепенно человек осваивает новые сложные фор­мы охоты — загонную охоту, ловушки и другие. Для охоты, разделки туш, собирательства применяли каменные орудия (из кремня и обсидиана) — рубила, скребла, остроконечни­ки. Использовались также и орудия из дерева — палки-ко­палки, дубины и копья.

В период раннеродовой общины увеличивается число ору­дий труда. Возникают новые технологии обработки камня, ознаменовавшие переход к верхнему палеолиту. Теперь че­ловек научился откалывать тонкие и легкие пластины, ко­торые затем с помощью сколов и отжимной ретуши — спосо­ба вторичной обработки камня - доводились до нужной фор­мы. Новые технологии требовали меньше кремня, что спо­собствовало продвижению в ранее незаселенные районы, бедные кремнем.

Помимо этого, новые технологии привели к созданию ряда специализированных орудий — скребков, ножей, резцов, не­больших наконечников метательных копий. Широко при­меняются кость и рог. Появляются копья, дротики, камен­ные топоры, остроги. Большую роль приобретает рыболов­ство. Продуктивность охоты резко повысилась в результате изобретения копьеметалки — дощечки с упором, позволяю­щей бросать копье со скоростью, сравнимой со скоростью стрелы из лука. Копьеметалка была первым механическим средством, дополнившим мускульную силу человека. Про­исходит первое так называемое половозрастное разделение труда: мужчины занимаются преимущественно охотой и рыбной ловлей, а женщины — собирательством и домашним хозяйством. Женщинам помогали дети.

В конце позднего палеолита наступила эпоха оледене­ния. В ходе оледенения главной добычей становятся дикие лошади и северные олени. Для охоты на этих животных широко использовались загонные способы, позволяющие за


короткое время убить большое количество зверей. Они обес­печивали древних охотников едой, шкурами для одежды и жилищ, рогом и костью для орудий. Северный олень совер­шает сезонные кочевки — летом он передвигается в тундру, поближе к леднику, зимой — в лесную зону. Охотясь на оленей, люди одновременно осваивали новые земли.

С отступлением ледника условия жизни поменялись. Охотники на оленей ушли вслед за ними вслед отступающе­му леднику, оставшиеся вынуждены были приспосабливаться к охоте на мелких животных. Наступила эпоха мезолита. В этот период появляется новая микролитическая техника. Микролиты — кремневые изделия небольших размеров, ко­торые вставлялись в деревянные или костяные орудия и составляли режущую кромку. Такое орудие было более мно­гофункциональным, чем цельные изделия из кремня, а по остроте не уступало и металлическим изделиям.

Огромным достижением человека стало изобретение лука и стрел — мощного скорострельного оружия дальнего боя. Был изобретен такэке бумеранг — изогнутая метательная палица. В эпоху мезолита человек приручил первое живот­ное — собаку, ставшую верным помощником на охоте. Усо­вершенствуются способы рыбной ловли, появляются сети, лодка с веслами, рыболовный крючок. Во многих местах рыболовство становится основной отраслью хозяйства. От­ступление ледника и потепление климата приводят к по­вышению роли собирательства.

Человеку эпохи мезолита приходилось объединяться в мелкие группы, которые долго не задерживались на одном месте, кочуя в поисках еды. Жилища сооружались времен­ные и небольшие. В мезолите люди продвигаются далеко на север и восток; перейдя через сухопутный перешеек, место которого в настоящее время занимает Берингов пролив, они заселяют Америку.

Производящее хозяйство. Производящее хозяйство воз­никло в эпоху неолита. Последняя стадия каменного века характеризуется появлением новой техники каменной ин­дустрии — шлифования, пиления и сверления камня. Ору­дия изготавливались из новых видов камня. В этот период широко распространяется такое орудие, как топор.


Одним из важнейших изобретений неолита стала кера­мика. Изготовление и последующий обжиг глиняной посу­ды позволили человеку облегчить процедуры приготовле­ния и хранения пищи. Человек научился производить мате­риал, не встречающийся в природе — обожженную глину. Огромное значение имело также изобретение прядения и тка­чества. Волокно для прядения вырабатывалось из дикорас­тущих растений, позднее — из шерсти овцы.

В эпоху неолита происходит одно из самых значитель­ных событий в истории человечества — возникновение жи­вотноводства и земледелия. Переход от присваивающего к производящему хозяйству получил наименование неолити­ческой революции. Отношения человека и природы стано-вятся.принципиально иными. Теперь человек мог.самостоя­тельно производить все необходимое для жизни и стал мень­ше зависеть от окружающей среды.

Земледелие возникло из высокоорганизованного собира­тельства, в процессе которого человек научился ухаживать за дикими растениями в целях получения большего уро­жая. Собиратели использовали серпы с кремневыми вкла­дышами, зернотерки, мотыги. Собирательство было жен­ским занятием, поэтому земледелие было вероятно изобре­тено женщиной. По поводу места возникновения земледе­лия ученые приходят к выводу, что оно возникло сразу в нескольких очагах: в Передней Азии, Юго-Восточной Азии и Южной Америке.

Животноводство начало формироваться еще в эпоху мезо­лита, но постоянные передвижения мешали охотничьим пле­менам разводить каких-либо животных, кроме собак. Земле­делие способствовало большей оседлости человеческой попу­ляции, облегчив, тем самым, процесс одомашнивания жи­вотных. Приручали сначала молодых животных, пойманных во время охоты. Среди первых жиь jthbix, которых постигла такая участь, были козы, свиньи, овцы и коровы. Охота была мужским занятием, поэтому скотоводство также стало муж­ской прерогативой. Скотоводство возникло несколько позднее, чем земледелие, поскольку для содержания животных требо­валась прочная кормовая база; оно тоже появилось в несколь­ких очагах, независимых друг от друга.

Животноводство и земледелие на первых порах не мог­ли конкурировать с высокоспециализированным охотни-


чьим и рыболовным хозяйством, однако постепенно про­изводящее хозяйство выходит на первое место в ряде ре­гионов (прежде всего, в Передней Азии).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.