Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. для студентов дневной формы обучения специальности Мировая экономика и международные экономические отношения




Ксензов С.В.

К 86

Тексты лекций

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

для студентов дневной формы обучения специальности "Мировая экономика и международные экономические отношения"

 

Гомель 2002

ББК65.5

Рецензенты: М. Е. Абраменко, канд. ист. наук, доцент, зам. главы администрации Новобелицкого района г. Гомеля;

Т. С. Алексеенко, канд. экон. наук, доцент, зав.кафедройэкономической теории Гомельского кооперативного института

 

История мировой экономики и международных экономических отношений: Текст лекции для студентов дневной формы обучения специальности "Мировая экономика и международные экономические отношения". - Гомель: ГКИ, 2002. - 60 с.

ISBN 985-6265-73-8

ББК 65.5

© С. В. Ксензов, 2002

ISBN 985-625-73-8

 

 

История мировой экономики и международных экономических отношений - наука, находящаяся на стыке двух дисциплин: истории и экономики. Учитывая интеграционный характер экономической истории, достаточно сложно выделить предмет ее исследования.

О предмете истории мировой экономики и международных экономических отношений можно говорить в широком и узком смыслах. В широком смысле предмет данной науки - это экономическое движение общества, особенности его изменений, трансформация закономерностей такого движения, их связь со всеми сторонами общественной жизни. В узком смысле - это изучение мирохозяйственных связей с XV по XX вв. Именно в этот период сформировались всемирные экономические отношения как способ взаимодействия всех стран мира в сфере экономического сотрудничества, развития и переплетения торговых, производственно-технологических, кооперационных связей.

Структурными уровнями нашей науки являются:

- эволюция способов производства;

- история хозяйственных механизмов;

- история отраслей народного хозяйства;

- история отдельных экономических процессов;

- история экономических институтов.

Следовательно, экономическая история изучает как экономику в целом (макроэкономический подход), так и отдельные составные ее части (микроэкономический подход). История мировой экономики тесно связана с общественными и экономическими дисциплинами. В системе экономических наук она наряду с экономической теорией и историей экономической мысли она является фундаментальной наукой. Фундаментальность экономической истории связана с тем, что она обеспечивает экономическую теорию фактическим материалом. Также она тесно связана с конкретными экономическими науками - экономикой промышленности, экономикой сельского хозяйства, экономикой торговли и др., которым история мировой экономики предоставляет первичную экономическую информационную базу. Кроме круга экономических дисциплин история мировой экономики имеет связи со всеми историческими науками: всеобщей историей, гражданской историей, историей культуры, военной историей и т.д. Поскольку наша наука изучает хозяйственную жизнь различных стран и народов, то она тесно связана с географией, демографией, а также с такими общественными дисциплинами как политология культурология, социология и др.

Источники истории мировой экономики можно условно разделить на две группы: материальные и письменные. К материальным относятся все материальные объекты, созданные человеком в процессе трудовой деятельности (здания, орудия труда и т.п.). Наибольшее значение для нашей науки имеют письменные источники, прежде всего хозяйственные документы и статистические данные.

Экономическая история выполняет следующие функции:

Прагматическую (обобщение и усвоение опыта хозяйственного развития).

Фундаментальную (анализ и обработка разнообразной экономической информации).

Мировоззренческую (формирование экономического мышления).

Культурную (сохранение преемственности в хозяйственной практике, знакомство с альтернативными моделями развития).

Джон Невилл Кейнс в книге «Предмет и метод политической экономии» (1891) выделил три главные функции экономической истории:

- историческая иллюстрация экономических теорий;

- историческая критика экономических теорий;

- историческое обоснование новых экономических теорий,

Метод - это путь исследования, способ познания. Основными методами истории мировой экономики являются исторический, логический, хронологический, сравнительный, исторического моделирования, статистический, метод классификации.

Исторический метод основан на последовательном анализе фактов и процессов генезиса и эволюции объектов исследования. Этот метод обеспечивает конкретность описания исследуемой реальности и позволяет раскрыть причинно-следственные связи между явлениями.

Сравнительный метод основан на сравнении объектов исследования во времени и пространстве. Благодаря этому методу в экономической истории выделяется общее и особенное, единичное; пути, варианты и модели развития отдельных стран, явлений, благодаря чему возможны построение классификаций и типологий историко-экономических процессов.

Статистический метод применяется для получения, обработки, отбора и анализа историко-статистической информации, обеспечивая объективность историко-экономического исследования. С этим методом тесно связаны методы, основанные на применении ЭВМ. Количественные методы эффективны для изучения массовых источников.

 

Концепции истории мировой экономики возникли в XIX в., когда немецкие ученые выдвинули тезис о том, что необходимо искать не всеобщие законы развития, а изучать экономическую историю. Именно немецкая историческая школа и положила начало новой научной дисциплине - экономической истории.

К. Бюхер (1847 - 1930) в труде "Возникновение народного хозяйства" выдвинул следующую схему развития хозяйства:

Первая стадия - "естественное" или домашнее хозяйство (с древних времен до середины XIII в.). Все продукты потребляются в хозяйстве, где они произведены.

Вторая стадия - "денежное" или городское хозяйство (с середины XIII до конца XVIII вв.). Производство для личного потребления дополняется производством для потребителя-заказчика.

Третья стадия - "кредитное" или народное хозяйство (с XIX в.), возникновение мировой экономики.

К. Маркс (1818- 1883) создал теорию общественно-экономических формаций, которая была дополнена и усовершенствована В. И. Лениным и И. В. Сталиным. Вид собственности на средства производства определяет характер способа производства и всего общественного строя.

К. Маркс выделил следующие общественно-экономические формации:

Первобытно-общинный строй (с древних времен по VI в. до н.э.). Уровень экономического развития низкий, обеспечивающий потребление на грани физического выживания. Нет частной собственности на землю, и, следовательно, нет эксплуатации. Классов не существует.

Рабовладельческий строй (с V в. до н.э. по V в.н.э.). Появляется частная собственность, в том числе и на людей, эксплуатация которых приносит рабовладельцам прибавочный продукт. Основные классы - рабы и рабовладельцы. Противоречия между ними неразрешимы и должны привести к смене формации.

Феодальный строй (VI - XVIII вв.). Земля становится основным объектом частной собственности, источником прибавочного продукта и эксплуатации. Основным общественным отношением является рента. Преобладающие общественные классы с антагонистическими интересами - крестьяне и феодалы.

Капиталистический строй (XIX в.). Основной объект частной собственности - средства производства в промышленности. Тот, кто не имеет собственности, вынужден продавать свою рабочую силу на рынке и подвергаться эксплуатации. Основное производственное отношение - прибавочная стоимость, преобладающие классы с антагонистическими интересами - рабочие и капиталисты.

Коммунистический строй (наступает после победы рабочих над буржуазией). Средства производства переходят в коллективную (общественную) собственность, следовательно, исчезает эксплуатация. Принудительный характер труда сменяется добровольным, творческим. На базе этого достигается высокий уровень производства и удовлетворения потребностей всех членов общества.

В. Зомбарт (1863 - 1941) - представитель немецкой школы экономической истории. Он собрал большой фактический материал по истории экономики Западной Европы. При анализе этого материала В. Зомбарт руководствовался эволюционным подходом и рассматривал три стадии развития экономики Западной Европы: индивидуальную, переходную, социальную. По его мнению, каждой стадии соответствует определенный принцип. Для первых двух стадий характерным является принцип "пропитания", для последней - принцип "приобретения".

И. Шумпетер (1883 - 1950) - австрийский экономист, который с 1932 г. до конца жизни работал в Гарвардском университете. В своих основных трудах ("Теория экономического развития", "Капитализм, социализм, демократия") использовал теоретические, исторические, статистические методы исследования. Он пришел к выводу, что неизбежна постепенная трансформация частнопредпринимательского капитализма в экономическую систему, регулируемую государством. И. Шумпетер рассматривал в 40-х гг. динамику капитализма и социализма на фоне огромной исторической перспективы.

Ф. Бродель (1902 - 1985) является наиболее известным французским ученым в области экономической истории. В работе "Материальная цивилизация, экономика, капитализм, XV - XVIII вв." он представил собственное видение истории мировой экономики. Ф. Бродель сделал попытку объяснить, почему именно Западная Европа стала местом промышленной революции и генератором мировой экономики. Он относил время возникновения капитализма к XIII в., а экономика современного типа, согласно Ф. Броделю, утвердилась не ранее конца XVIII в.

У. Ростоу (р. 1916) - представитель североамериканской институциональной школы, который выдвинул "технологический" подход к экономической истории. В книге "Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест" он предложил разделить историю общества на пять стадий экономического развития:

Традиционное общество, в котором преобладает сельское хозяйство и "доньютоновская наука и техника".

Переходное общество характеризуется появлением современных промышленных предприятий и банков.

Стадия "сдвига или взлета", когда происходит быстрый рост промышленности и сельского хозяйства.

Стадия "движения к зрелости" обеспечивает стабильное превышение выпуска продукции над ростом населения.

Общество массового потребления, где определяющую роль играет производство товаров и услуг.

Развивая и совершенствуя технологический подход к экономической истории, институционалисты выработали индустриальную теорию мировой экономики. В соответствии с ней, история делится на три большие эпохи:

Доиндустриалъная (с Х в. до н.э. до середины XVIII в.). Ее особенности - низкий уровень экономического развития, широкое применение физического труда, преимущественно в сельском хозяйстве.

Индустриальная (с последней трети XVIII в. до последней четверти XX в.). Ее особенности - средний уровень экономического развития, широкое применение кооперации и специализации физического труда с машинами и оборудованием в промышленности, где занято большинство населения.

Постиндустриальная (с последней четверти XX в.). Ее особенности - высокий уровень экономического развития, широкое применение электроники, робототехники, биотехнологий, позволяющих заменить физический труд машинным. Основной сферой становится сектор услуг, где применяется главным образом умственный труд и занята большая часть трудоспособного населения.

Структура курса "История мировой экономики и международных экономических отношений" основана на хронологическом подходе. В связи с тем, что к изучению предлагается краткий курс, главное внимание будет уделено мирохозяйственным связям с XV по XX вв.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.