Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы и виды конкуренции




Понятие рынка

Участники рыночных отношений в АПК.

Типы и виды конкуренции.

Понятие рынка.

Тема 18. Рыночные отношения в АПК

 

 

Рынок представляет собой систему, в которой товары и услуги переходят от продавцов к покупателям с помощью ценового механизма.

Рынок можно определить также как совокупность продавцов и покупателей, между которыми происходит обмен товарами и услугами.

Иногда рынком называют также и место, где совершаются эти операции. Однако такое определение рынка в современных условиях является неполным, поскольку с помощью современных средств связи и транспорта сделки могут совершаться между лицами, находящихся в разных местах.

Концепция рынка подразумевает способность товаров и/или услуг переходить из рук в руки без чрезмерных ограничений деятельности продавцов и покупателей. Каждая из заинтересованных сторон действует в соответствии с соотношениями спроса и предложения и другими ценообразующими факторами, в меру своих возможностей и компетенции, понимания относительной полезности конкретных товаров и/или услуг, а также с учетом своих индивидуальных потребностей и желаний.

Чаще всего рынки классифицируются по особенностям покупателей и товаров.

По особенностям покупателей различают:

1) потребительский рынок, состоящий из лиц и домохозяйств, приобретающих товары для личного потребления;

2) рынок производителей, состоящий из индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций, приобретающих товары для производственных нужд;

3) рынок промежуточных продавцов, состоящий из индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций, приобретающих товары для последующей перепродажи;

4) рынок государственных учреждений и общественных организаций, приобретающих товары для осуществления своей деятельности;

5) международный рынок, состоящий из всех покупателей за рубежами страны.

По особенностям товаров различают: рынок продовольствия, рынок рабочей силы, рынок материально-технических ресурсов и т.д.

Существуют два основных типа конкуренции между субъектами рынка: а) конкуренция продавцов; б) конкуренция покупателей.

В зависимости от условий конкуренции фирмы-продавцы подразделяются на следующие группы:

1) свободно конкурирующие фирмы. Каждая из фирм контролирует столь незначительную часть рынка, что выход фирмы из отрасли или появление в отрасли такой же фирмы не оказывают существенного влияния на рыночную цену продукта;

2) чистая монополия. Фирма считается чистым монополистом, если она является единственным производителем продукта, не имеющего близких заменителей, и если ей не угрожает непосредственная опасность конкуренции;

3) фирмы, находящиеся в условиях монополистической конкуренции с дифференциацией продукта. Данная группа является своеобразной комбинацией первых двух. Каждая из фирм производит продукт, отличный от продуктов других фирм (т.е. в своем роде это монополисты), но эти продукты, по сути, являются заменителями, что и обеспечивает высокую конкуренцию за рынки сбыта;

4) олигополия. Небольшое число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли. Причем сферы влияния этих фирм негласно распределены. Ценовые войны между конкурентами исключены ввиду их бесперспективности. Как правило, цены на продаваемую ими продукцию изменялись синхронно, а качество продукции схожее.

Аналогичная классификация может быть построена для фирм-покупателей. Например, 1) свободно конкурирующие фирмы; 2) чистая монопсония; 3) монопсоническая конкуренция; 4) олигопсония.

Производители сельскохозяйственной продукции находятся в состоянии свободной конкуренции; переработчики сельскохозяйственной продукции – в условиях монополистической конкуренции, а по отношению к сельскохозяйственным предприятиям обладают монопсонической властью. Большая доля промышленного производства находится в руках олигополий. Энергоснабжением и водоснабжением занимаются монополии.

Статус монополии наиболее привлекателен для владельцев любой фирмы, поскольку способствует достижению любых экономических целей отдельной организации. Но с точки зрения общественных интересов право на существование имеют только так называемые естественные монополии и фирмы, добившиеся монопольного положения за счет достижений в области научно-технического прогресса. Но и в последнем случае исключительное право (патент) на выпуск какого-либо товара, изобретенного фирмой, ограничивается во времени.

Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором:

а) удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства);

б) товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

Деятельность субъектов естественных монополий имеет место в следующих сферах:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

- услуги общедоступной электрической и почтовой связи;

- услуги по передаче электрической энергии;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услуги по передаче тепловой энергии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.