Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудоустройство несовершеннолетних




Труд несовершеннолетних работников

Наряду с оживлением рынка труда, раскрепощением частной инициати­вы усилилось расслоение общества, участились случаи нарушения трудо­вых прав граждан, особенно несовершенно­летних. Эти изменения потребовали новых подходов к нормативно-правовому регулиро­ванию их трудовых отношений.

Принятие и введение в действие нового Тру­дового кодекса России способствовало упоря­дочению правового регулирования труда несо­вершеннолетних работников, однако не реши­ло всех проблем. Так, нуждаются в дальнейшем уточнении юридические нормы о наделении особым трудоправовым статусом молодежи, окончившей различные формы профессио­нального ученичества, а также не имеющей профессиональной подготовки. В современ­ных условиях на рынке труда даже квалифици­рованным, опытным специалистам не всегда удается реализовать свое право на труд в соот­ветствии с квалификацией и имеющимися зна­ниями. При таких обстоятельствах трудоуст­ройство молодежи, особенно не достигшей возраста 18 лет, представляет собой весьма; острую проблему.

Современное трудовое законодательство не уделяет должного внимания обеспечению права несовершеннолетних на труд посред­ством их трудоустройства. Между тем, по дан­ным Госкомстата РФ, почти пятая часть безра­ботных - это лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. По состоянию на 1 января 2002 г. их численность составила 1,3 млн человек (19,9 %) и за прошедшие годы практически не изменилась. Причем формировалась данная группа безработных преимущественно из числа молодежи до 20 лет (33,7 %). Более трех чет­вертей безработных в возрасте до 20 лет явля­ются лицами, ищущими свою первую работу[1]. Приведенные данные свидетельствуют о том, что проблема трудоустройства лиц моложе 18 лет является сегодня весьма насущной.

Молодежь, вступающая в трудовую жизнь, становится на длительное время главным, практически единственным источником рабо­чей силы. Новое поколение предъявляет более высокие требования к характеру и условиям производства, к выбору профессии, стремится работать на участках, оснащенных передовой техникой и технологией, требующих творческо­го труда. Крайне неохотно идет молодежь на малоквалифицированные ручные работы с неп­ривлекательными условиями труда.

Все эти обстоятельства требуют повышен­ного внимания государства к проблемам тру­доустройства несовершеннолетних.

Трудовой кодекс РФ не зак­репляет соответствующие положения в своих нормах. Так, ст. 272 ТК РФ, посвященная осо­бенностям трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет, указывает лишь на то, что эти «осо­бенности определяются Трудовым законодательством, коллектив­ным договором, соглашением».

Представляется, что вопросы трудоустрой­ства лиц, не достигших возраста 18 лет, долж­ны найти более полное отражение в трудовом законодательстве. Одной из целей государ­ственной политики в области содействия заня­тости населения является (как заявлено в ст. 5 Закона РФот 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О за­нятости населения в Российской Федерации») обеспечение социальной защиты в области за­нятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в со­циальной защите (к числу которых Закон отно­сит и молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущую работу). На мой взгляд, одним из действенных средств такой защиты является квотирование рабочих мест (т. е. нормативное определение минимального количества рабо­чих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих труднос­ти в поиске работы, которых работодатель обя­зан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории)[2].

Как известно, ранее действовавший КЗоТ РФ 1971 г. предусматривал квотирование ра­бочих мест для трудоустройства молодежи (ст. 181). В отличие от него новый Трудовой кодекс РФ (ст. 272) не содержит подобной нормы. Представляется целесо­образным установить положение о квотирова­нии и в ТК РФ.

Проведенное исследование проблем возникновения и изменения трудовых правоот­ношений с несовершеннолетними показало, что ТК РФ разрешает заключать трудовые догово­ры с несовершеннолетним, достигшим возрас­та 14 лет, однако лишь с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства (ч. 3 ст. 63 ТК РФ). При этом для заключения такого договора требуется по­мимо согласия указанных лиц также соблюде­ние дополнительных условий: 1) несовершен­нолетний, достигший 14 лет, является учащим­ся; 2) предлагаемая подростку работа относит­ся к категории легкого труда, не причиняющего вреда здоровью; 3) обусловленная трудовым договором работа должна выполняться лишь в свободное от учебы время и не должна нару­шать процесс обучения несовершеннолетнего.

Если исходить из буквального смысла выше­указанной нормы закона, трудовой договор с несовершеннолетним, достигшим возраста 14 лет, не может быть заключен в том случае, ког­да в порядке, предусмотренном законом, он исключен из образовательного учреждения. Однако этот вывод не вполне согласуется с ч. 22 п. 7 ст. 19 Закона РФ «Об образовании», сог­ласно которой об исключении обучающегося из образовательного учреждения последнее обя­зано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления, а органы местного самоуправления, со своей стороны, совместно с родителями (законными предста­вителями) исключенного в месячный срок обя­заны принять меры, обеспечивающие его тру­доустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении[3].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.