КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Трудоустройство несовершеннолетних
Труд несовершеннолетних работников Наряду с оживлением рынка труда, раскрепощением частной инициативы усилилось расслоение общества, участились случаи нарушения трудовых прав граждан, особенно несовершеннолетних. Эти изменения потребовали новых подходов к нормативно-правовому регулированию их трудовых отношений. Принятие и введение в действие нового Трудового кодекса России способствовало упорядочению правового регулирования труда несовершеннолетних работников, однако не решило всех проблем. Так, нуждаются в дальнейшем уточнении юридические нормы о наделении особым трудоправовым статусом молодежи, окончившей различные формы профессионального ученичества, а также не имеющей профессиональной подготовки. В современных условиях на рынке труда даже квалифицированным, опытным специалистам не всегда удается реализовать свое право на труд в соответствии с квалификацией и имеющимися знаниями. При таких обстоятельствах трудоустройство молодежи, особенно не достигшей возраста 18 лет, представляет собой весьма; острую проблему. Современное трудовое законодательство не уделяет должного внимания обеспечению права несовершеннолетних на труд посредством их трудоустройства. Между тем, по данным Госкомстата РФ, почти пятая часть безработных - это лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. По состоянию на 1 января 2002 г. их численность составила 1,3 млн человек (19,9 %) и за прошедшие годы практически не изменилась. Причем формировалась данная группа безработных преимущественно из числа молодежи до 20 лет (33,7 %). Более трех четвертей безработных в возрасте до 20 лет являются лицами, ищущими свою первую работу[1]. Приведенные данные свидетельствуют о том, что проблема трудоустройства лиц моложе 18 лет является сегодня весьма насущной. Молодежь, вступающая в трудовую жизнь, становится на длительное время главным, практически единственным источником рабочей силы. Новое поколение предъявляет более высокие требования к характеру и условиям производства, к выбору профессии, стремится работать на участках, оснащенных передовой техникой и технологией, требующих творческого труда. Крайне неохотно идет молодежь на малоквалифицированные ручные работы с непривлекательными условиями труда. Все эти обстоятельства требуют повышенного внимания государства к проблемам трудоустройства несовершеннолетних. Трудовой кодекс РФ не закрепляет соответствующие положения в своих нормах. Так, ст. 272 ТК РФ, посвященная особенностям трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет, указывает лишь на то, что эти «особенности определяются Трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением». Представляется, что вопросы трудоустройства лиц, не достигших возраста 18 лет, должны найти более полное отражение в трудовом законодательстве. Одной из целей государственной политики в области содействия занятости населения является (как заявлено в ст. 5 Закона РФот 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации») обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите (к числу которых Закон относит и молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущую работу). На мой взгляд, одним из действенных средств такой защиты является квотирование рабочих мест (т. е. нормативное определение минимального количества рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории)[2]. Как известно, ранее действовавший КЗоТ РФ 1971 г. предусматривал квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи (ст. 181). В отличие от него новый Трудовой кодекс РФ (ст. 272) не содержит подобной нормы. Представляется целесообразным установить положение о квотировании и в ТК РФ. Проведенное исследование проблем возникновения и изменения трудовых правоотношений с несовершеннолетними показало, что ТК РФ разрешает заключать трудовые договоры с несовершеннолетним, достигшим возраста 14 лет, однако лишь с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства (ч. 3 ст. 63 ТК РФ). При этом для заключения такого договора требуется помимо согласия указанных лиц также соблюдение дополнительных условий: 1) несовершеннолетний, достигший 14 лет, является учащимся; 2) предлагаемая подростку работа относится к категории легкого труда, не причиняющего вреда здоровью; 3) обусловленная трудовым договором работа должна выполняться лишь в свободное от учебы время и не должна нарушать процесс обучения несовершеннолетнего. Если исходить из буквального смысла вышеуказанной нормы закона, трудовой договор с несовершеннолетним, достигшим возраста 14 лет, не может быть заключен в том случае, когда в порядке, предусмотренном законом, он исключен из образовательного учреждения. Однако этот вывод не вполне согласуется с ч. 22 п. 7 ст. 19 Закона РФ «Об образовании», согласно которой об исключении обучающегося из образовательного учреждения последнее обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления, а органы местного самоуправления, со своей стороны, совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок обязаны принять меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении[3].
Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |