Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методическое обеспечение




Литература

Основная

1. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2008.

2. Симонович С.В. и др. Информатика. Базовый курс. – СПб.: Питер, 2009.

3. Информатика: Учебник / Под ред.проф.Макаровой Н.В.– М.: Финансы и статистика, 2009.

Дополнительная

1. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере / Под ред.проф. Макаровой Н.В. – М.: Финансы и статистика, 2011.

2. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Практикум по информатике: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2010.

3. Лабораторный практикум по информатике: учебное пособие для ВУЗов / Под ред. Острейковского В.А. – М.: Высшая школа, 2008.

Методическая

1. Коломейченко А.С., Польшакова Н.В., Епишина А.В. Компьютерный практикум по информатике. Часть I. (Учебное пособие). Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2012г. 320с.

2. Польшакова Н.В., Коломейченко А.С. Базы данных в управлении информационными ресурсами экономики. (Учебно-методическое пособие) - Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2011г. - 132с.

3. Польшакова Н.В., Епишина А.В., Белкина Н.Е. MS Access 2007 лабораторный практикум. Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2012г. 60с.

Сайты

www.natvikpol.ucoz.ru – персональный сайт доц. Польшаковой Н.В.

 

Самостоятельное изучение дисциплины может быть успешным при систематических занятиях по учебному графику, при составлении которого целесообразно придерживаться следующих затрат на изучение дисциплины.

 

Наименование темы Всего В том числе
самостоятельно с преподавателем
лекции практические
1.Общие понятия об информатике        
2. Аппаратно-программные средства        
3. Графическая операционная система WINDOWS        
4.Текстовый процессор WORD для WINDOWS        
5.Табличный процессор ECEL для WINDOWS        
6. Системы управления базами данных Access        
7. Компьютерные сети        
         
Итого:        

 

 

Пример содержания контрольной работы

Содержание I. Теоретические вопросы 1. ……………………………………………………………………..3 2………………………………………………………………………6 3………………………………………………………………………9 II. Практические задания 1. Задания по MS Word……………………………………………12 2. Задания по MS Excel……………………………………………18 3. Задание по MS Access…………………………………………..20 III. Литература …………………………………………………………..24

 


На последней странице работы ставится дата написания работы и подпись студента.

На следующей странице указывается использованная для написания работы литература, минимум 7 источников. Источники нумеруются, указывается автор книги, статьи; название книги, статьи; издательство книги или название периодического издания, где опубликована статья; год издания, использованные страницы.

Например:

ЛИТЕРАТУРА 1. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. 2. Симонович С.В. и др. Информатика. Базовый курс. – СПб.: Питер, 2009. 3. Информатика: Учебник / Под ред.проф.Макаровой Н.В.– М.: Финансы и статистика, 2009. 4. Польшакова Н.В., Коломейченко А.С. Базы данных в управлении информационными ресурсами экономики. (Учебно-методическое пособие) - Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2011г. – 132с.

 


Перед написанием работы нужно изучить методические указания и рекомендованную и дополнительную литературу, а также и другую доступную литературу по выбранным темам.

Материал должен быть изложен грамотно, логично, в соответствии с планом, с использованием всех указанных в списке источников литературы, в контрольную работу необходимо включать современные (не устаревшие) материалы.

 

 


 

Раздел 2.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВОПРОСЫ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

Тема 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАТИКИ

Методические рекомендации

Прежде чем начать изучение дисциплины, уясняют понятие информатики. Затем изучают направления ее использования в сельском хозяйстве, уделяя особое внимание применению в растениеводстве. Далее уясняют сущность экономической информации, ее назначение, источники получения, стадии переработки, единицы измерения. Кроме того, здесь же изучают основные устройства и принципы работы персонального компьютера.

Вопросы для самопроверки

1. Понятие информатики как науки?

1. Основные задачи и цели ее изучения?

2. Что понимается под термином “экономическая информация”?

3. Какие формы используются для представления информации в ЭВМ?

4. Какие единицы измерения информации?

5. Как устроен компьютер? Основные и дополнительные устройства компьютера?

 

Тема 2. АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА

Методические рекомендации

Изучение темы начинается с уяснения понятий аппаратного и программного обеспечения ПК, базового и периферийного аппаратного обеспечения. рассматривается классификация программного обеспечения. Особое внимание уделяется вопросам жизненного цикла программного обеспечения, его документальному сопровождению и правовым вопросам в области использования программных продуктов.

Так же тема предусматривает более подробное освещение технических характеристик аппаратного обеспечения и принципы функционирования технических средств.

Вопросы для самопроверки

1. Что принято понимать под термином 'software'?

2. На какие уровни делится программное обеспечение?

3. Совокупность программ какого уровня образовывают ядро операционной системы?

4. Какие функции выполняет ядро операционной системы?

5. Для чего предназначены программы базового уровня?

6. Какие классы программ служебного уровня вы знаете?

7. С помощью программ какого класса можно осуществлять ввод, редактирование и оформление текстовых данных?

8. Какие вы знаете категории графических редакторов?

9. В каких случаях целесообразно использовать системы автоматизированного перевода?

10. Что такое жизненный цикл программного обеспечения?

11. Дайте характеристику программно-аппаратному комплексу.

12. Охарактеризуйте проприетарное программное обеспечение.

13. Свободное программное обеспечение?

14. Открытое программное обеспечение?

 

 

Тема 3. ГРАФИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ WINDOWS

Методические рекомендации

В процессе изучения этой темы в первую очередь необходимо освоить основные термины и определения Windows различных версий. Изучить пользовательский интерфейс и научиться правильно, загружать и завершать работу с Windows.Освоить управление манипулятором мышь. Умение работы с панелью задач, работа с окнами, работа с меню. Особое внимание обращают на справочную систему Windows, на работу с файлами и папками, работу с диском. При изучении темы следует учесть, что контекстная зависимость команд меню позволяет пользователю более оперативно работать. Важно при изучении этой темы усвоить копирование документов (файла/папки). Далее изучают возможности, представляемые пользователю при работе с ярлыком, назначение контекстного меню и главного меню. Здесь рассматривают работу с текстовым документом, создание, открытие, сохранение документа и печать документа. Важность просмотра документа перед печатью.

 

Вопросы для самопроверки

1. Управление манипулятором мышь?

2. Как осуществляется запуск и завершение Windows?

3. Какое назначение Рабочего стола и Панель задач?

4. Как выполнить форматирование дискеты?

5. Как изменить размеры окна, свернуть все окна?

6. Как получить подробную информацию о выполняемой программе?

7. Как получить подробную информацию о возможностях выбранной команды или о работе с системой?

8. Как получить подробную информацию по интересующей пользователя теме?

9. Как создать новую папку переименовать из Новая в Моя папка?

10. Как переместить в созданную новую папку файлы/папки, которые необходимы по тематике?

11. Как удалить ненужный файл?

12. Какое назначение пунктов главного меню?

13. Какое назначение команд контекстного меню?

14. Как произвести копирование или перемещение файла из одной папки в другую?

15. Как создать документ текстовым редактором WordPad и Блокнот, входящим в комплект стандартной поставки Windows?

16. Как сохранить, просмотреть и распечатать созданный документ?

 

Тема 4. ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР WORD для WINDOWS

Методические рекомендации

Изучение темы начинают с изучения клавиатуры. При этом важно уяснить все основные группы клавиш клавиатуры. При изучении клавиатуры следует подробно остановиться на основной группе клавиш, цифровой клавиатуры, отдельных клавишах перемещения курсора. Здесь следует обратить особое внимание на использование мыши, которая позволяет общаться с Word.

Следует при изучении этой темы подробно остановиться на создании документа и его редактировании. Умение сохранить документ, выдать на печать. Обратить внимание на качество документа, т.е. как он внешне выглядит (форматирование документа); о средствах выявления ошибок в документе и его исправления. Умение копировать текст одного документа в другой, превращения выделенного текста в нумерованный или маркированный список. Форматирование текста с колонками, вставки в документ графических изображений.

Изучают оформление данных в виде таблицы. Знакомятся с набором шаблонов, которые используются для создания документов стандартного типа. Обращают внимание на средства выявления ошибок в документах и их исправления.

Вопросы для самопроверки

1. Какие основные группы клавиатуры используются для работы на ПК?

2. Какое назначение мыши?

3. Как редактировать текст:

· вставка текста?

· выделение текста?

· удаление текста?

· замена текста?

4. Как сохранить документ, выдать на печать?

5. Как изменить начертание и размер шрифта?

6. Как установить абзац, межстрочный интервал?

7. Как изменить ориентацию листа и размер листа?

8. Как установить поля?

9. Как проверить орфографию в документах?

10. Как создать маркированные и нумерованные списки?

11. Как создать таблицу?

12. Как вставить и удалить строки и столбцы в таблицу?

13. Как создать многоколоночный текст?

14. Как вставить графическое изображение?

 

Тема 5. ТАБЛИЧНЫЙ ПРОЦЕССОР EXCEL

Методические рекомендации

 

Изучение темы начинают с знакомства с рабочей средой электронных таблиц. Далее изучают основные методы работы с таблицами: как ввести и изменить данные в Excel и как сохранить рабочую книгу в файле на жестком диске. Затем переходят к изучению как форматировать таблицу, т. е. как разместить данные и распланировать страницу, как редактировать содержимое ячейки и ввод формул. При этом обращают внимание при выполнении расчетов использование кнопок мастер функций и авто суммирование на панели инструментов. При изучении темы особое внимание обращают на проверку орфографию в тексте таблицы и как создавать распечатку для профессионального использования.

Изучение темы предусматривает умение представление данных наглядно,
т. е. построение диаграммы, внедрение данных в таблицу и связанную с ней диаграмму (диаграммы) как единый документ.

Вопросы для самопроверки

 

1. Как загрузить Excel?

2. Как использовать рабочую среду Excel?

3. Как вывести дополнительные панели инструментов?

4. Как вводить и изменять данные (текст, числа и формулы)?

5. Как использовать мышь и клавиатуру для выбора команд меню?

6. Как создать новую таблицу?

7. Как открыть рабочую книгу, хранящуюся в файле на диске?

8. Как отменять и возвращать действия?

9. Как в формулах использовать функции?

10. Как копировать содержимое ячеек из одной области таблицы в другую?

11. Как отредактировать содержимое ячейки?

12. Как вводить в формулы абсолютные и относительные адреса ячеек?

13. Как вставлять и удалять ячейки, столбцы и строки?

14. Как изменять в таблице формат чисел и текста?

15. Как изменять ширину столбцов и высоту строк?

16. Как копировать специальные атрибуты ячеек (формул, величин, форматов)?

17. Как создать диаграмму в виде гистограммы?

18. Как диаграмме добавить текст?

19. Как изменять тип и формат диаграммы?

20. Как создать несколько диаграмм из одной таблицы?

21. Как форматировать диаграммы?

22. Как добавлять данные к диаграмме?

23. Как рисовать на диаграмме?

 

Тема 6. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ ACCESS

Методические рекомендации

В настоящее время жизнь человека настолько насыщена различного рода информацией, что для ее обработки требуется создание огромного количества хранилищ информации различного назначения.

Основой информационной системы является база данных, которая является совокупностью сведений о конкретных объектах реального мира, в какой - либо предметной области.

Изучение СУБД MS Access начинается с основных понятий теории баз данных уделяя особое внимание проектированию инфологической модели базы данных ее формализации и физическому проектированию.

При физическом проектировании необходимо обращать внимание на такие понятия баз данных как объект, запись, кортеж записи, тип данных.

Наиболее развивающимися на сегодняшний день являются реляционные СУБД, к которым относится MS Access, обладающая мощным инструментарием и развитым языком SQL. При изучении данной темы необходимо особое внимание уделить лабораторному практикуму, который рассчитан на формирование у студента практических навыков формирования таблиц, форм, запросов, отчетов и работы с макросами.

Как правилом, результатом изучения темы становится функциональная база данных под управлением MS Access.

Вопросы для самопроверки

  1. Назовите характерные особенности реляционных отношений.
  2. На что ориентирована реляционная модель?
  3. Какими свойствами обладает реляционная таблица?
  4. Понятие нормализации отношений.
  5. Понятие простого ключа.
  6. Понятие составного ключа.
  7. Какие типы связей Вы знаете, охарактеризуйте их.
  8. Иерархическая модель БД ее характеристики.
  9. Сетевая модель БД ее характеристики.
  10. Реляционная модель БД ее характеристики.
  11. Понятие атрибута.
  12. Понятие записи.
  13. Понятие групповых отношений.
  14. Дайте характеристику объектно-реляционным СУБД.
  15. Какие основные объекты базы данных Microsoft Access Вы знаете?
  16. Назначение объекта таблица в Microsoft Access.
  17. Назначение объекта запроса в Microsoft Access.
  18. Назначение объекта форма в Microsoft Access.
  19. Назначение объекта отчет в Microsoft Access.
  20. Способы создания таблиц, запросов, форм.
  21. Виды запросов к БД MS Access.
  22. Назначение отчетов.
  23. Виды отчетов в БД MS Access.

Тема 7. КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ

Методические рекомендации

 

Наиболее современным этапом развития вычислительной техники стало использование компьютерных сетей. При изучении этой темы следует обратить внимание на классификацию сетей. Основные принципы обработки информации в сетях. Изучить возможную топологию сетей. Примером глобальной компьютерной сети может служить Internet.

Одной из разновидностей компьютерных сетей является локальная вычислительная сеть. ЛВС устанавливаются в рамках одного здания или одного предприятия. Необходимо изучить принципы работы в ЛВС, принципы устройства и передачи информации.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое компьютерная сеть?

2. Классификация компьютерных сетей?

3. Что такое топология сети?

4. Какие принципы обработки и передачи информации в сети вы знаете?

5. Что такое ЛВС?

6. Каким образом осуществляется работа ЛВС?


 

Раздел 3.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

После усвоения вопросов, приведенных в разделе 2, студент выполняет контрольное задание, которое содержит один теоретический вопрос, четыре задания в среде MS Word и три задачи решаемых средствами MS Excel. Номер теоретического вопроса определяется по последней цифре зачетной книжки, если последняя цифра 0, то берется 10 вопрос.

Контрольная работа состоит из двух частей. Первая часть − теоретическая, т.е. написание реферата по вопросу, соответствующему Вашему варианту. Теоретический вопрос должен быть набран и распечатан в текстовом редакторе WORD.

Технические требования к оформлению научных статей:

1. Редактор: Microsoft Word.

2. Шрифт «Times New Roman», размер – 14.

3. Отступ абзаца: Слева – 0; Справа – 0; Первая строка – 1,25 см.

4. Интервал абзаца: Перед – 0; После – 0; Межстрочный интервал – полуторный.

5. Язык – русский (английский), 11. Размер страницы – А4, ориентация листа – «книжная».

6. Поля страницы: Верхнее – 2 см.; Нижнее – 2 см.; Левое – 2 см.; Правое – 2 см.

Вторая часть контрольной работы − практическая, т.е. выполнение предложенных заданий по вариантам.

Вариант практических заданий контрольной работы выбирается индивидуально по последним цифрам номера зачетной книжки (табл. 1).

Контрольная работа предполагает выполнение четырех заданий соответствующего варианта в среде MS Word, решение двух задач средствами Microsoft Excel, и проектирование базы данных в MS Access.

Контрольная работа может быть распечатана на бумаге формата А3, сшита скоросшивателем, и должна содержать титульный лист, анализ материала, выполненные практические задания строго по своему варианту и список используемой литературы, а также цифровой носитель с файлами выполненных практических заданий. Контрольные работы, содержащие не все задания, а также содержащие задания не своего варианта, не рассматриваются.

Контрольная работа регистрируется лаборантом в журнале. Студент, не сдавший контрольную работу, к экзамену не допускается.


Таблица 1

Номера вариантов задач контрольного задания

 

Предпоследняя цифра номера зачетной книжки Последняя цифра номера зачетной книжки
                   
  1,10 2,11 3,1 4,20 5,1 6,20 7,1 8,20 9,1 10,20
  11,9 12,12 13,2 14,19 15,2 16,19 17,2 18,19 19,2 20,19
  1,8 2,13 3,4 4,18 5,3 6,18 7,3 8,18 9,3 10,18
  11,7 12,14 13,3 14,17 15,4 16,17 17,4 18,17 19,4 20,17
  1,6 2,15 3,5 4,16 5,6 6,16 7,5 8,16 9,5 10,16
  11,5 12,16 13,6 14,15 15,5 16,15 17,6 18,15 19,6 20,15
  1,4 2,17 3,7 4,14 5,7 6,14 7,8 8,14 9,7 10,14
  11,3 12,18 13,8 14,13 15,8 16,13 17,7 18,13 19,8 20,13
  1,2 2,19 3,9 4,12 5,9 6,12 7,9 8,12 9,9 10,12
  11,1 12,20 13,10 14,11 15,10 16,11 17,10 18,11 19,10 20,11

 

3.1. Варианты теоретических вопросов для
выполнения контрольной работы

Вариант 1

История развития информатики.

Кибернетика – наука об управлении

Вариант 2

Составные части современной информатики.

Информатика и математика.

Вариант 3

Путь к информационному обществу.

Правонарушения в сфере информационных технологий.

Вариант 4

Компьютерные вирусы и способы защиты от них.

Антивирусные программные средства.

Вариант 5

Прикладное программное обеспечение общего назначения

Прикладное программное обеспечение специального назначения

Вариант 6

Структура и принципы управления цифровой вычислительной машиной. Работы фон Неймана.

Развитие вычислительной техники.

Вариант 7

Возникновение и возможности первых операционных систем для персональных компьютеров.

Эволюция операционных систем компьютеров различных типов.

Вариант 8

Математическое моделирование

Линейное программирование

Вариант 9

Современная компьютерная графика.

Возможности CorelDraw и PhotoShop.

Вариант 10

Программные средства обработки сканированных изображений. Сканеры и программная поддержка их работы.

Вариант 11

Компьютер и видео.

Форматы графических файлов

Вариант 12

Дисплеи, их эволюция, направления развития.

Средства ввода и вывода звуковой информации.

Вариант 13

История формирования всемирной сети Интернет.

Протоколы и сервисы в Интернет.

Вариант 14

Оборудование и цифровые технологии доступа в Интернет.

Программное обеспечение в сети Интернет: серверное программное обеспечение.

Вариант 15

Беспроводный Интернет.

Клиентские программы для просмотра Web.

Вариант 16

Современные накопители информации, используемые в вычислительной технике.

Вариант 17

Защита информации в Интернете.

Поисковые системы в Интернете.

Вариант 18

Системы управления базами данных.

Система управления базами данных MS Access, основные приемы работы.

Вариант 19

История развития табличных процессоров.

Программирование в Excel.

Вариант 20

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи

Автоматизированное рабочее место специалиста.

 

 


 

3.2. Варианты практических заданий для
выполнения контрольной работы

Вариант 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.106 сек.