Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие




ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

 

Учебно-методическое пособие

для семинарских и практических занятий

 

Составитель к.ю.н.Л. М. Иванова

 

 

Иркутск

 

СОДЕРЖАНИЕ

Методические рекомендации 3

Примерный тематический план семинарских (практических) занятий 7

Основная литература 8

Тема 1. Понятие, задачи, система и принципы уголовного права Российской Федерации 11

Тема 2. Уголовный закон 18

Тема 3. Понятие преступления 27

Тема 4. Состав преступления 32

Тема 5. Объект преступления 34

Тема 6. Объективная сторона преступления 39

Тема 7. Субъективная сторона преступления 46

Тема 8. Субъект преступления 53

Тема 9. Стадии совершения преступления 60

Тема 10. Соучастие в преступлении 65

Тема 11. Множественность преступлений 75

Тема 12. Обстоятельства, исключающие преступность деяния 80

Тема 13. Понятие и цели наказания. Система и виды наказаний 89

Тема 14. Назначение наказания 95

Тема 15. Освобождение от уголовной ответственности 103

Тема 16. Освобождение от наказания 108

Тема 17. Особенности уголовной ответственности

и наказания несовершеннолетних 114

Тема 18. Принудительные меры медицинского характера 118

Тема 19. Конфискация имущества 122

 

 

Изучение Общей части уголовного права на втором курсе юридического факультета охватывает начальный этап двухгодичного изучения уголовного права. На этом этапе студентам предстоит усвоить материал Общей части уголовного права и познакомиться со значительным объемом составов преступлений, предусмотренных его Особенной частью. Целью настоящего пособия является оказание помощи студентам, обучающимся по специальности 030501(65) «Юриспруденция», в изучении курса «Уголовное право. Общая часть», а также облегчение поиска специальной литературы, необходимой для систематизированного освоения материала и более глубокого его осмысления.

В пособии содержится примерный тематический план семинарских (практических) занятий и перечень основной литературы по курсу. По каждой теме, выносимой на теоретический семинар (практическое занятие), даются: перечень вопросов для обсуждения, тематика сообщений и докладов, контрольные вопросы и задания, задачи (казусы), а также список дополнительной литературы[1].

Форма проведения конкретного занятия, а также оптимальное соотношение теоретических вопросов и практических заданий, выносимых на каждое из них, определяется преподавателем, ведущим занятия в академической учебной группе, с учетом количества часов, предусмотренных тематическим планом.

Учебные задания, включенные в пособие, могут использоваться не только для проведения аудиторных занятий под руководством преподавателя, но и на заседаниях научного студенческого кружка по уголовному праву, для самостоятельной работы студентов.

Целями семи­нарских и практических занятий по уголовному праву является:

- закрепление учебного материала, который дается студентам на лекциях и который они получают в процессе самостоятельной работы;

- углубленное изучение наиболее сложных проблем курса;

- формирование самостоятельности мышления, способности отстаивать собственную позицию;

- приобретение навыков толкования и применения норм уголовного права в конкретных ситуациях;

- приобретение навыков публичного выступления и делового общения;

- воспитание у студентов профессионального отношения к уголовному закону как нормативному основанию борьбы с пре­ступностью.

Подготовка к семинарским (практическим) занятиям предполагает ознакомление с со­держанием планов занятий, изучение законодательства, лекционного ма­териала, судебной практики, специальной науч­ной литературы, перечень которой приведен в настоящем посо­бии. Выбор дополнительных источников производится по рекомендации пре­подавателя либо студентами самостоятельно. Готовясь к семинарским (практическим) занятиям, рекомендуется конспектировать указанные источники, а также отвечать на кон­трольные вопросы и выполнять задания, приводимые к каждой теме. По вы­бору преподавателя выполнение отдельных из них может быть обязательным.

Необходимым условием надлежащего усвоения материала является изучение постановлений Пленума Верховного Суда РФ, а также не противоречащих законодательству Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда СССР, систематизированных в специальных изданиях, указанных в настоящем пособии.

Используя те или иные литературные источники, следует иметь в виду, что содержание некоторых из них устарело в связи с развитием законодательства, а потому требует известной корректировки. При изучении нормативных предписаний, по которым в литературе ведутся дискуссии, целесообразно определять собственную позицию.

Выступления студентов на занятиях должны с достаточной степенью полноты раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию следует аргументировать, используя при этом ссылки на точки зрения, излагае­мые в литературе, на законодатель­ные и иные источники.

Семинар предполагает творческие дискуссии, активный обмен мнения­ми по поставленным вопросам, обсуждение сообщений, фиксированные вы­ступле­ния. На семинарских занятиях может быть использована и система докладов. Темы докладов распределяются на предыдущем семинарском занятии по вы­бору студентов. Оптимальная продолжительность доклада по одному вопросу – до десяти минут. По наиболее сложным вопросам на доклад может быть отве­дено и более продолжительное время. В дискуссии по об­суждаемому вопросу могут принимать участие все желающие. При оценке доклада учитываются: ак­туальность освещаемого вопроса; объем использованных литературных источ­ников, их критический анализ; владение материалом; умение выделить наибо­лее важные моменты проблемы и донести их до аудитории слушателей.

В ходе практических занятий целесообразно решение задач, пред­ставляющих собой казусы (ситуации из судебной практики), содержащиеся в настоящем пособии или специальных практикумах по Общей части уголовного права. Для удобства использования задачи, включенные в пособие, имеют сквозную нумерацию. По отдельным темам (например, «Состав преступления», «Понятие и цели наказания. Система и виды наказаний») решение казусов не предусматривается.

Решение задач предполагает постановку студента на место практического работника и обязывает его выявить круг вопросов, возникающих в процессе расследования и судебного рассмотрения уголовных дел.

Приступая к решению задачи, необходимо усвоить нормативный материал, отработать теоретические вопросы по соответствующей теме, используя при этом рекомендованную литературу. Следует также ознакомиться с опубликованными материалами судебной практики.

Задача должна быть внимательно прочитана с тем, чтобы ни одна деталь не осталась неучтенной, так как иногда именно она содержит необходимые для верного решения данные. Кроме того, необходимо точно усвоить, что требуется от принимающего решение, на какие конкретно вопросы, и в какой их постановке ему надлежит отвечать. Задача решается только на основании тех обстоятельств, которые прямо в ней сформулированы, если иное не оговорено. Эти обстоятельства нужно считать установленными и доказанными.

Важным этапом решения является поиск правовых норм, в соответствии с которыми оно принимается, их анализ и сопоставле­ние. Отвечая на поставленные в задаче вопросы, нельзя ограничи­ваться ответами, например: «Да, подлежит» или «Нет, не являет­ся» и т.д. Решение должно быть мотивированным, т.е. содержать обоснование, аргументы, суждения, из которых оно следует. Толь­ко тогда, когда принятое решение обосновано приведенными над­лежащими правовыми нормами, задачу можно считать решенной. Таким образом, окончательное решение казуса должно быть юридически аргументированным и содержать ссылку на соответствующую норму права.

Решение задачи оформляется в письменном виде и проверяется преподавателем.

При пропуске студентом семинарских (практических) занятий либо ненадлежащей подготовке к ним их темы должны быть от­работаны индивидуально. Отработка по согласованию с преподавателем мо­жет осуществляться в форме конспектирования тем, подготовки рефератов, пись­менных и устных ответов по отдельным вопросам.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.