КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия. Регулирование ВЭД в субъектах Федерации
Регулирование ВЭД в субъектах Федерации Внешнеэкономическая деятельность в регионе является составной частью экономики региона и развивается в соответствии с основными направлениями экономического развития. Правовой базой развития ВЭД являются ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «Основные направления социально-экономического развития Хабаровского края до 2010 года», «Направления внешнеэкономической политики правительства Хабаровского края на 2006 – 2010 гг.». Региональная внешнеэкономическая деятельность – это совокупность видов и форм ВЭД хозяйствующих субъектов, развивающихся на основе программ экономического развития региона, предусматривающих активную интеграцию со странами АТР. Материальной основой региональной ВЭД является внешнеэкономический комплекс, представляющий собой совокупность отраслей, предприятий и организаций, производящих и реализующих экспортную продукцию, потребляющих импортные товары и услуги и осуществляющих все виды ВЭД, а также региональные органы, координирующие и регламентирующие ВЭД и общественные организации, содействующие её развитию. Регулирование ВЭД осуществляется на основе разработанной в крае внешнеэкономической политики, предусматривающей: * развитие внешнеторговой деятельности; * преодоление существующих региональных различий с использованием собственных средств региона и средств федерального бюджета; * обеспечение внешнеэкономических интересов России, в том числе региона, в странах АТР. Поставленные задачи реализуется с учётом: * оказания государственной поддержки программ развития субъектов Российской Федерации; * координации внешнеэкономических связей и учёта интересов субъектов РФ при подготовке и заключению международных договоров; * формирования условий по созданию благоприятного инвестиционного климата и совершенствовании таможенного законодательства. В настоящее время дальнейшее развитие региона связано с расширением внешнеэкономических связей и внешняя торговля реально отражает этот процесс. Итоги развития экономики Хабаровского края за 2000 – 20007 гг. показывают, что внешнеэкономическая деятельность оказывает значительное влияние на её развитие. Внешняя торговля динамично развивается. Внешнеторговый оборот в 2007 г. составил 5,1 млрд долл., экспорт – 4,0 млрд. долл., импорт – 1,1 млрд долл. (см. таблицу 3).
Таблица 3 – Внешняя торговля Хабаровского края 2000 – 2007 (млрд долл.)
Для ряда отраслей внешнеэкономическая деятельность является приоритетным направлением, что позволяет реализовывать выпускаемую продукцию, развивать производство и создавать новые производственные мощности, решать проблемы занятости и т.д. Основными позициями структуры краевого экспорта в 2007 году являются: лес необработанный – 46,9 %, нефтепродукты – 4,3 % и т. д. Следует отметить некоторое увеличение производства продукции с высокой добавленной стоимостью в рыбной и лесной промышленности. Основные направления социально-экономического развития Хабаровского края до 2010 года и на далёкую перспективу предусматривают дальнейшее развитие внешнеэкономического сотрудничества на базе разрабатываемой стратегии социально-экономического развития края до 2025 года. Основной составляющей внешнеэкономической политики Хабаровского края является внешнеторговая политика. Сущность её проявляется в создании благоприятных условий для развития экспорта и поставок импортной продукции для экспортноориентированных отраслей. Для интеграции предприятий края в систему мирохозяйственных связей, развития экспорта и экспортной базы, роста внешнеторгового оборота необходимо решить следующие задачи: - увеличить долю новой конкурентоспособности продукции с высокой добавленной стоимостью; - активизировать приток иностранных инвестиций в перерабатывающие отрасли; - использовать механизм тарифного и нетарифного регулирования для стимулирования экспорта продукции. Развитие внешнеторговой деятельности субъектов РФ осуществляются на основе проектов планов и программ, которые федеральный центр направляет для согласования в соответствующие органы исполнительной власти. Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение тридцати дней после представления соответствующего проекта или программы для согласования направляет официальное заключение в федеральный орган исполнительной власти с просьбой включить в них вопросы, затрагивающие интересы субъекта РФ. Правительство Российской Федерации и орган исполнительной власти субъектов РФ в рамках своей компетенции разрабатывают в соответствии с международными договорами, законодательством РФ мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности и при этом обеспечивают: - кредитование участников внешнеторговой деятельности; - функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов; - организацию выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участия в них; - проведение компаний, в том числе рекламных, по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки; - создание системы внешнеторговой информации, которая включает в себя сведения: * о российских и иностранных лицах, осуществляющих внешнеторговую деятельность на российском рынке; * российских и о иностранных лицах, получивших квоты и лицензии; * международных торговых договорах и иных договорах Российской Федерации в области внешнеэкономических связей; * российском и иностранном законодательстве в области внешнеторговой деятельности; * деятельности торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах; * деятельности Российского экспортно-импортного банка и других организаций, оказывающих услуги по кредитованию и страхованию в области внешнеторговой деятельности; * таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации; * конъюнктуре на внешних рынках по основным товарным группам; * законодательстве Российской Федерации в области технического регулирования; * правонарушениях в области внешнеторговой деятельности; * перечне товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации или вывоз с её территории запрещён и т.д. Наряду с внешнеторговой политикой разрабатывается: * валютная политика – предусматривающая меры, осуществляемые региональными органами в сфере международных валютных и других экономических отношений в рамках их компетенции; * политика по привлечению иностранных инвестиций. В целях преодоления негативных характеристик, присущих инвестиционному климату края, необходимо использовать региональную систему мер для увеличения притока иностранного капитала, которая предусматривает государственную поддержку инвестиционной деятельности, выработку механизма работы с инвестиционными проектами, развитие гарантийных механизмов, механизм сопровождения инвестиционных проектов; * миграционная политика предусматривает проведение целенаправленного воздействия на миграцию рабочей силы, создание условий для подготовки отечественных кадров и привлечения в край только тех, кто имеет профессиональные навыки и сможет оказать положительное влияние на развитие экономики края; * научно-техническая политика направлена на создание условий для взаимодействия региона с субъектами других стран в сфере научно-технического и инновационного сотрудничества.
Внешнеэкономическая политика Внешнеторговая деятельность Лицензирование, квотирование Предотгрузочная инспекция Исключительное право на экспорт и импорт Ограничения в сфере ВЭД Товар Таможенное регулирование Таможенный тариф Декларирование Международные санкции Контрольные вопросы и задания 1. Дайте определение внешнеторговой деятельности. 2. Назовите основные инструменты внешнеэкономической политики. 3. Перечислите методы регулирования внешнеторговой деятельности в России. 4. Какую роль во внешнеторговой деятельности играет лицензия, квота? 5. Назовите полномочия Правительства РФ в регулировании внешнеторговой деятельности. 6. Покажите место и роль внешней торговли России на современном этапе её экономического развития. 7. Какие задачи сегодня стоят в области совершенствования структуры экспорта? 8. Как изменилась динамика внешней торговли России в период с начала 2000 г. по настоящее время?
Глава 5. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности 5.1. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности: сущность, инструменты регулирования В государственном регулировании внешней торговли России используются общепринятые в мировой практике методы и инструменты таможенно-тарифного регулирования и нетарифных ограничений. Под таможенно-тарифным регулированием внешнеэкономической деятельности следует понимать совокупность организационных, экономических (тарифных) и административных (нетарифных) мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, которые призваны способствовать защите отечественных производителей на внутреннем рынке, регулировать структуру экспорта и импорта товаров, обеспечивать пополнение доходной части федерального бюджета. Правовую основу таможенно-тарифного регулирования составляют Таможенный кодекс РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе», Налоговый кодекс РФ, а также система подзаконных нормативно-правовых актов, издаваемых Правительством РФ. К компетенции Правительства РФ в сфере таможенно-тарифного регулирования отнесены вопросы установления ставок таможенных пошлин и определение порядка предоставления тарифных льгот. Основными инструментами таможенно-тарифного регулирования являются таможенный тариф, таможенная пошлина и товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. Таможенный тариф – нормативный документ, содержащий систематизированный перечень товаров с указанием ставок таможенных пошлин, взимаемых при перемещении товаров через границу. Таможенный тариф выполняет две функции: * протекционистскую, связанную с защитой национальных интересов товаропроизводителей; * фискальную, обеспечивающую поступление доходов в бюджет страны от взимания таможенных пошлин. Основные цели применения таможенного тарифа: * рационализация товарной структуры ввоза иностранных товаров на территорию страны; * поддержание оптимального соотношения ввоза и вывоза товаров, соотношения валютных доходов и расходов России; * создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров, защиты экономики страны от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, для эффективной интеграции России в мировое хозяйство. Таможенная пошлина – это обязательный платёж, взимаемый таможенными органами при ввозе (вывозе) товаров. Ставка таможенной пошлины – это указанный в таможенном тарифе денежный размер платежа, взимаемый таможенными органами за конкретный товар, ввозимый и вывозимый с территории России. Согласно федеральному законодательству и в зависимости от способа исчисления различают следующие виды ставок таможенных пошлин: 1. Адвалорные ставки таможенных пошлин устанавливаются в процентах от таможенной стоимости. 2. Специфические ставки таможенных пошлин устанавливаются в определённом размере за единицу веса (объёма) облагаемого товара (в евро). 3. Комбинированные ставки таможенных пошлин сочетают в себе адвалорный и специфический виды таможенного обложения. Бесперебойное функционирование экономики любой страны предполагает наличие в структуре экспорта и импорта широкого ассортимента товаров. При этом для осуществления полноценного государственного регулирования внешней торговли поставляемые товары необходимо каким-либо способом отличать друг от друга, то есть классифицировать их по тем или иным критериям. Такая классификация в настоящее время существует, и функции классификатора товаров в Российской Федерации выполняет Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) России. Товарная номенклатура ВЭД представляет собой определённым образом построенный перечень товаров с присвоенными им десятизначными цифровыми кодами и включающий 97 групп товаров. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности России охватывает все виды движимого имущества. Длина кодового обозначения товара по ТН ВЭД России составляет 10 цифровых знаков, первые шесть – общемировые, а последние четыре отражают детализацию номенклатуры товаров в соответствии с конкретными условиями, существующими в Российской Федерации.
Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |