Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия. Регулирование ВЭД в субъектах Федерации




Регулирование ВЭД в субъектах Федерации

Внешнеэкономическая деятельность в регионе является составной частью экономики региона и развивается в соответствии с основными направлениями экономического развития.

Правовой базой развития ВЭД являются ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «Основные направления социально-экономического развития Хабаровского края до 2010 года», «Направления внешнеэкономической политики правительства Хабаровского края на 2006 – 2010 гг.».

Региональная внешнеэкономическая деятельность – это совокупность видов и форм ВЭД хозяйствующих субъектов, развивающихся на основе программ экономического развития региона, предусматривающих активную интеграцию со странами АТР.

Материальной основой региональной ВЭД является внешнеэкономический комплекс, представляющий собой совокупность отраслей, предприятий и организаций, производящих и реализующих экспортную продукцию, потребляющих импортные товары и услуги и осуществляющих все виды ВЭД, а также региональные органы, координирующие и регламентирующие ВЭД и общественные организации, содействующие её развитию.

Регулирование ВЭД осуществляется на основе разработанной в крае внешнеэкономической политики, предусматривающей:

* развитие внешнеторговой деятельности;

* преодоление существующих региональных различий с использованием собственных средств региона и средств федерального бюджета;

* обеспечение внешнеэкономических интересов России, в том числе региона, в странах АТР.

Поставленные задачи реализуется с учётом:

* оказания государственной поддержки программ развития субъектов Российской Федерации;

* координации внешнеэкономических связей и учёта интересов субъектов РФ при подготовке и заключению международных договоров;

* формирования условий по созданию благоприятного инвестиционного климата и совершенствовании таможенного законодательства.

В настоящее время дальнейшее развитие региона связано с расширением внешнеэкономических связей и внешняя торговля реально отражает этот процесс.

Итоги развития экономики Хабаровского края за 2000 – 20007 гг. показывают, что внешнеэкономическая деятельность оказывает значительное влияние на её развитие. Внешняя торговля динамично развивается. Внешнеторговый оборот в 2007 г. составил 5,1 млрд долл., экспорт – 4,0 млрд. долл., импорт – 1,1 млрд долл. (см. таблицу 3).

 

 

Таблица 3 – Внешняя торговля Хабаровского края

2000 – 2007 (млрд долл.)

                 
Торговый оборот           3632,7 4601,2 5,1
Экспорт             3669,0 4,0
Импорт           606,7 932,2 1,1

 

Для ряда отраслей внешнеэкономическая деятельность является приоритетным направлением, что позволяет реализовывать выпускаемую продукцию, развивать производство и создавать новые производственные мощности, решать проблемы занятости и т.д.

Основными позициями структуры краевого экспорта в 2007 году являются: лес необработанный – 46,9 %, нефтепродукты – 4,3 % и т. д. Следует отметить некоторое увеличение производства продукции с высокой добавленной стоимостью в рыбной и лесной промышленности.

Основные направления социально-экономического развития Хабаровского края до 2010 года и на далёкую перспективу предусматривают дальнейшее развитие внешнеэкономического сотрудничества на базе разрабатываемой стратегии социально-экономического развития края до 2025 года.

Основной составляющей внешнеэкономической политики Хабаровского края является внешнеторговая политика. Сущность её проявляется в создании благоприятных условий для развития экспорта и поставок импортной продукции для экспортноориентированных отраслей.

Для интеграции предприятий края в систему мирохозяйственных связей, развития экспорта и экспортной базы, роста внешнеторгового оборота необходимо решить следующие задачи:

- увеличить долю новой конкурентоспособности продукции с высокой добавленной стоимостью;

- активизировать приток иностранных инвестиций в перерабатывающие отрасли;

- использовать механизм тарифного и нетарифного регулирования для стимулирования экспорта продукции.

Развитие внешнеторговой деятельности субъектов РФ осуществляются на основе проектов планов и программ, которые федеральный центр направляет для согласования в соответствующие органы исполнительной власти. Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение тридцати дней после представления соответствующего проекта или программы для согласования направляет официальное заключение в федеральный орган исполнительной власти с просьбой включить в них вопросы, затрагивающие интересы субъекта РФ.

Правительство Российской Федерации и орган исполнительной власти субъектов РФ в рамках своей компетенции разрабатывают в соответствии с международными договорами, законодательством РФ мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности и при этом обеспечивают:

- кредитование участников внешнеторговой деятельности;

- функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов;

- организацию выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участия в них;

- проведение компаний, в том числе рекламных, по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки;

- создание системы внешнеторговой информации, которая включает в себя сведения:

* о российских и иностранных лицах, осуществляющих внешнеторговую деятельность на российском рынке;

* российских и о иностранных лицах, получивших квоты и лицензии;

* международных торговых договорах и иных договорах Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;

* российском и иностранном законодательстве в области внешнеторговой деятельности;

* деятельности торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах;

* деятельности Российского экспортно-импортного банка и других организаций, оказывающих услуги по кредитованию и страхованию в области внешнеторговой деятельности;

* таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации;

* конъюнктуре на внешних рынках по основным товарным группам;

* законодательстве Российской Федерации в области технического регулирования;

* правонарушениях в области внешнеторговой деятельности;

* перечне товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации или вывоз с её территории запрещён и т.д.

Наряду с внешнеторговой политикой разрабатывается:

* валютная политика – предусматривающая меры, осуществляемые региональными органами в сфере международных валютных и других экономических отношений в рамках их компетенции;

* политика по привлечению иностранных инвестиций. В целях преодоления негативных характеристик, присущих инвестиционному климату края, необходимо использовать региональную систему мер для увеличения притока иностранного капитала, которая предусматривает государственную поддержку инвестиционной деятельности, выработку механизма работы с инвестиционными проектами, развитие гарантийных механизмов, механизм сопровождения инвестиционных проектов;

* миграционная политика предусматривает проведение целенаправленного воздействия на миграцию рабочей силы, создание условий для подготовки отечественных кадров и привлечения в край только тех, кто имеет профессиональные навыки и сможет оказать положительное влияние на развитие экономики края;

* научно-техническая политика направлена на создание условий для взаимодействия региона с субъектами других стран в сфере научно-технического и инновационного сотрудничества.

 

Внешнеэкономическая политика

Внешнеторговая деятельность

Лицензирование, квотирование

Предотгрузочная инспекция

Исключительное право на экспорт и импорт

Ограничения в сфере ВЭД

Товар

Таможенное регулирование

Таможенный тариф

Декларирование

Международные санкции

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение внешнеторговой деятельности.

2. Назовите основные инструменты внешнеэкономической политики.

3. Перечислите методы регулирования внешнеторговой деятельности в России.

4. Какую роль во внешнеторговой деятельности играет лицензия, квота?

5. Назовите полномочия Правительства РФ в регулировании внешнеторговой деятельности.

6. Покажите место и роль внешней торговли России на современном этапе её экономического развития.

7. Какие задачи сегодня стоят в области совершенствования структуры экспорта?

8. Как изменилась динамика внешней торговли России в период с начала 2000 г. по настоящее время?

 

Глава 5. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

5.1. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности: сущность, инструменты регулирования

В государственном регулировании внешней торговли России используются общепринятые в мировой практике методы и инструменты таможенно-тарифного регулирования и нетарифных ограничений. Под таможенно-тарифным регулированием внешнеэкономической деятельности следует понимать совокупность организационных, экономических (тарифных) и административных (нетарифных) мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, которые призваны способствовать защите отечественных производителей на внутреннем рынке, регулировать структуру экспорта и импорта товаров, обеспечивать пополнение доходной части федерального бюджета.

Правовую основу таможенно-тарифного регулирования составляют Таможенный кодекс РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе», Налоговый кодекс РФ, а также система подзаконных нормативно-правовых актов, издаваемых Правительством РФ.

К компетенции Правительства РФ в сфере таможенно-тарифного регулирования отнесены вопросы установления ставок таможенных пошлин и определение порядка предоставления тарифных льгот.

Основными инструментами таможенно-тарифного регулирования являются таможенный тариф, таможенная пошлина и товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.

Таможенный тариф – нормативный документ, содержащий систематизированный перечень товаров с указанием ставок таможенных пошлин, взимаемых при перемещении товаров через границу.

Таможенный тариф выполняет две функции:

* протекционистскую, связанную с защитой национальных интересов товаропроизводителей;

* фискальную, обеспечивающую поступление доходов в бюджет страны от взимания таможенных пошлин.

Основные цели применения таможенного тарифа:

* рационализация товарной структуры ввоза иностранных товаров на территорию страны;

* поддержание оптимального соотношения ввоза и вывоза товаров, соотношения валютных доходов и расходов России;

* создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров, защиты экономики страны от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, для эффективной интеграции России в мировое хозяйство.

Таможенная пошлина – это обязательный платёж, взимаемый таможенными органами при ввозе (вывозе) товаров.

Ставка таможенной пошлины – это указанный в таможенном тарифе денежный размер платежа, взимаемый таможенными органами за конкретный товар, ввозимый и вывозимый с территории России. Согласно федеральному законодательству и в зависимости от способа исчисления различают следующие виды ставок таможенных пошлин:

1. Адвалорные ставки таможенных пошлин устанавливаются в процентах от таможенной стоимости.

2. Специфические ставки таможенных пошлин устанавливаются в определённом размере за единицу веса (объёма) облагаемого товара (в евро).

3. Комбинированные ставки таможенных пошлин сочетают в себе адвалорный и специфический виды таможенного обложения.

Бесперебойное функционирование экономики любой страны предполагает наличие в структуре экспорта и импорта широкого ассортимента товаров. При этом для осуществления полноценного государственного регулирования внешней торговли поставляемые товары необходимо каким-либо способом отличать друг от друга, то есть классифицировать их по тем или иным критериям. Такая классификация в настоящее время существует, и функции классификатора товаров в Российской Федерации выполняет Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) России.

Товарная номенклатура ВЭД представляет собой определённым образом построенный перечень товаров с присвоенными им десятизначными цифровыми кодами и включающий 97 групп товаров.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности России охватывает все виды движимого имущества. Длина кодового обозначения товара по ТН ВЭД России составляет 10 цифровых знаков, первые шесть – общемировые, а последние четыре отражают детализацию номенклатуры товаров в соответствии с конкретными условиями, существующими в Российской Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.