КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разработка программы социологического исследования
Социологическое исследование – это анализ социальных явлений и процессов с помощью специальных методов, что позволяет систематизировать факты о процессах, отношениях, взаимосвязях, зависимостях и на основе этого сделать обоснованные выводы и рекомендации. Функции социологических исследований следующие: – информационно-исследовательская, направлена на создание постоянно обновляемой и дополняемой базы социальной информации; – организационно-внедряемая заключается в разработке по результатам анализа методических рекомендаций, инструкций, мероприятий, предоставлении информации заинтересованным лицам; – пропагандистская – распространение основ социологических знаний, особенно среди руководящего состава организации; – методическая – разработка новых, изучение и использование имеющихся прогрессивных методов ведения социологических исследований. Социологические исследования бывают следующих видов: 1. В зависимости от цели: – конкретные, направленные на решение конкретных задач, имеющихся проблем в сфере трудовой деятельности; – теоретические, цель которых – выявление общих социальных закономерностей, разработка методологии исследования, понятийного аппарата; – пилотажные, т.е. пробные, предназначенные для апробации инструментария (например, анкет, разработочных таблиц и т.д.). 2. В зависимости от того, в статике или динамике изучается объект исследования, выделяют: – разовые, анализирующие состояние на данный момент; – повторные, изучающие объект в развитии, которые, в свою очередь, подразделяются: n когортные (изучается один и тот же объект, те же люди, группы – через определенные интервалы времени); n панельные – повторное исследование проводится на той же выборке (часть общей изучаемой совокупности), но конкретные лица и группы, попадающие в выборку, могут быть другими, нежели в предыдущих исследованиях. 3. В зависимости от полноты исследования генеральной совокупности выделяют: – сплошные, когда изучается вся генеральная совокупность, т.е. весь объект исследования, все входящие в него единицы; – выборочные (генеральная совокупность достаточно велика). Когда изучается лишь часть генеральной совокупности – выборка. Социологическое исследование проводится с помощью определенных этапов: – подготовка к проведению исследования, включая составление его программы; – сбор первичной социологической информации; – подготовка собранной информации к обработке и ее обработка; – анализ обработанной информации, составление выводов и предложений; – подготовка отчета о результатах исследования, практических рекомендаций. Программа социологического исследования – это документ, в котором определяются методология и методы исследования, требующая решения проблема, цель и задачи исследования, его объект и предмет, выдвигаются исходные гипотезы, уточняются используемые понятия, составляется организационно-технический план работы. В ходе постановки проблемы, прежде всего, необходимо выявить проблемную ситуацию. Это может быть состояние неустойчивости объекта (социальной группы), наличие в нем противоречий и конфликтов, несоответствие его параметров задачам дальнейшего развития, поиск более эффективных форм работы и взаимодействия и т.п. Затем формируется проблема – обоснование необходимости разрешить проблемную ситуацию с помощью социологического исследования, выработать в ходе его конкретное управленческое решение. Целью исследования (модель ожидаемого решения проблемы) может быть: – получение новых теоретических знаний; – разработка новой методики исследований; – прогноз развития объекта исследования; – программа действий по совершенствованию изучаемого объекта; – практические рекомендации по отдельным управленческим решениям. Для достижения поставленной цели в ходе исследования должен быть решен ряд задач (средства достижения цели), которые необходимо четко сформулировать. Задачи могут быть: – основные, ориентированные на решение главной проблемы; – вспомогательные, затрагивающие отдельные побочные вопросы. Объект исследования – носитель проблемной ситуации (социальная группа, совокупность людей). Он должен быть: четко обозначен (профессиональная отраслевая, территориальная принадлежность; функциональная определенность – изучаются межличностные отношения на работе, производственные связи, досуг и т.д.); ограничен временными рамками (в статике или в динамике, с каким временным интервалом); количественно определен (совокупность, выборка, процент); описан в системе факторов, влияющих на его состояние (системность). Предмет исследования – это те стороны объекта, его функционирования, которые необходимо изучить, чтобы решить поставленные задачи, выполнить намеченную цель. Предметом исследования могут быть: взаимоотношения в коллективе, текучесть кадров, стиль и методы руководства и т.д. (факторы, мотивы, причины, последствия). Гипотеза – научное предположение, задающее направление всему исследованию. Гипотезы в зависимости от классификационных признаков делятся на следующие виды: – в зависимости от отношения к целям исследования: n основные, указывающие на наиболее важные существенные связи и зависимости; n неосновные, характеризующие побочные связи и явления; – в зависимости от способа доказательства (проверки): n гипотезы-основания, которые сами могут не иметь эмперических, т.е. доказываемых с помощью опыта, признаков, а обосновываются выводимыми из них гипотезами; n гипотезы-следствия используются для доказательства основных; – в зависимости от содержания предложения: n описанные гипотезы, указывающие на связи, зависимости, но не дающие ответ на вопрос «почему»?; n объяснительные, формулирующие предложения о причинах тех или иных явлений, процессов, зависимостей; n прогнозные, в которых заложен возможный прогноз ситуации: «если увеличить заработную плату, текучесть снизится»; – в зависимости от обоснованности: n первичные, выдвигаемые на начальном этапе, при выявлении проблемной ситуации и определении проблемы; n вторичные, формируемые на основе проверки и уточнения первичных; – в зависимости от уровня анализа: n теоретические, формулируемые как совокупность теоретических понятий; n статистические, т.е. формулируемые как система статистических показателей; n эмпирические, формулируемые как система эмпирических выводимых, т.е. возможных к подтверждению опытным путем признаков, показателей, индексов. При разработке программы исследования применяются две основные процедуры – интерпретация и операционализация понятий. Интерпретация – это их уточнение, истолкование их смысла, выделение основных, опорных понятий, установление взаимосвязи между ними, установление показателей, которые можно определить количественно. Операционализация понятий – это установление порядка количественного изменения показателей: единиц счета, коэффициентов, индексов, шкал (коэффициент текучести кадров, индекс сплоченности группы). В ходе подготовки к проведению исследования необходимо обеспечить его репрезентативность (достоверность получаемых данных и выводов, гарантию того, что выводы, сделанные на основе анализа части совокупности, отражают свойства совокупности в целом). Величина репрезентативной выборки зависит от дисперсии – разброса признаков (по возрасту, стажу и т.п.). Чем больше дисперсия признаков, тем больше должна быть выборка (репрезентативная выборка не может быть менее 10% генеральной совокупности). При формировании выборки используется ряд методов вероятностного отбора. К простым относятся: n простая случайная выборка – с помощью таблиц случайных чисел; n систематический отбор – через интервал в перечне объектов генеральной совокупности; n серийная выборка, когда единицами случайного отбора являются определенные группы. – Среди сложных методов вероятностного отбора можно выделить: n многоступенчатую выборку – случайный отбор проводится в несколько этапов, при этом на каждом из них меняется единица отбора (цех – участок – бригада – работник); n комбинированную выборку – на каждом этапе меняется не только единица, но и техника отбора; n многофазовую выборку, когда на каждом этапе из большей выборки выделяют меньшую – до достижения необходимой величины; n стратифицированную выборку – в генеральной совокупности выделяются однородные группы («страты»), а в них осуществляется случайная выборка любым методом. – Не строго случайные выборки, чей вероятностный характер снижен сознательно либо из-за применяемого метода отбора. К ним можно отнести: n целенаправленную выборку, в которую включаются отобранные по установленным исследователями критериям типичные представители генеральной совокупности; n квотную выборку – строится как модель, отражающая генеральную совокупность в определенных пропорциях, изучаемых признаков (например, 10% – женщины, 25% – с высшим образованием; 12% занимаются тяжелым физическим трудом и т.п.); n стихийную выборку («первый встречный»). Далее в ходе разработки программы исследования определяются методы сбора информации и инструментарий (таблицы, бланки, анкеты, инструкции и прочее). Также необходимо разработать организационно-технический план исследования. В нем должны быть определены этапы и сроки проведения работ, исполнители, формы предоставления результатов на каждом из этапов, формы контроля за ведением работ, смета затрат и источники финансирования.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |