Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этническая и национальная культуры




Вопросы для самостоятельной работы

 

1.Перечислите основные уровни культуры.

2.Что является основанием для выделения региональных культур? Назовите основные региональные культуры.

3.Считается, что Одесса является ярким примером локально-региональной культуры. Назовите черты, которые характеризуют эту культуру.

4. Дайте определение понятию «субкультура» и назовите ее разновидности.

5.Охарактеризуйте крестьянство как субъект культуры.

6.Выделите особенности рабочего класса как субъекта профессиональной субкультуры.

7.Раскройте особенности интеллигенции как субъекта культуры.

8. Раскройте сущность такой разновидности культуры как контркультура.

9.Объясните, какие социальные и психологические факторы обусловили появление молодежной субкультуры? Раскройте ее отличительные черты.

10.Перечислите основные формы культуры и охарактеризуйте их.

11. Объясните, в чем заключается феномен массовой культуры?

12.Определите сущность понятия «массы» и понятие «элиты»

 

 


8.1. Социально-культурные общности людей и их эволюция

Культура изменяется во времени вместе с обществом, которое ее создает. Человек – продукт общественного развития и его социальная сущность определяется конкректными историческими условиями его существования.

Общественная жизнь представляет собой реальность особого рода – социальную реальность. Если природная реальность материальна, то социальная реальность соединяет в себе материальное с духовным. Эта «надиндивидуальная» реальность первична по отношению к человеку, который, вместе с его биологической и психической сущностью, может существовать только в условиях общественной жизни.

Поэтому человека во многом определяет та социально-культурная общность, в которую он входит. В истории культуры существовала несколько социальных общностей людей:

- род, племя;

-народность, народ;

- нация.

При этом первые социально-культурные общности людей, такие как род и племя, базировались на кровнородственных отношениях. То есть в основе их единства, лежал, в основном, был генетический фактор.

В такой общности, как народ, доминирует этническая составляющая, несущая в себе «обычаи предков», что проявляется в особенностях пищи и одежде, народных характере промыслов, народной медицины и пр.

Нации надстраиваются над этносоциальными общностями и в них доминируют не этнические, а государственно-политические, хозяйственно-экономические, религиозные и т.п. признаки.

Вопрос о том, что объединяет людей в целостную социальную общность, достаточно сложный. Так, если мы говорит о своей принадлежности к тому или иному народу, то чаще всего отмечаем единство происхождения, место проживание, единство языка или культуры в целом.

Но оказывается, каждый из этих факторов не является достаточным условием для признания своей принадлежности к тому или иному народу. Так:

- можно утверждать, что единства происхождения не существует по факту, потому что после возникновения любой народ в ходе социально-исторического развития смешивался с другими народами и пополнялся людьми иностранного происхождения;

- можно утверждать, что единство проживание так же является величиной относительной. Хотя всякий народ возникает на определенной территории, его потомки могут менять место своего обитания. В истории человечества имело место переселение народов, и даже есть народы, которые не имели долгое время своей постоянно территории, но сохраняли свое единство (например, евреи). Многие люди и сегодня проживают за пределами своей исторической родине – в диаспоре, но это не мешает им осознавать себя принадлежащими к тому или иному народу.

- можно утверждать, что и единство языка не является достаточным условием принадлежности к тому или иному народу. Несмотря на то, что у каждого народа свой язык, случаются и исключения, которые происходят в результате особенностей социально-исторического развития. Так, испанцы, аргентинцы, кубинцы говорят на одном языке, но являются разными народами. Историческое изменение языков ведет, также к тому, что потомки говорят на ином языке, чем их предки, и многие современные языки отличается исконного языка народа. Так, например, современный украинский язык сильно отличается от исконного старославянского языка.

-можно утверждать, что единство культуры, при всей его несомненной значимости, тоже не может служить определяющим условием объединения людей в народ. Так, например, существуют такие метакультуры, как христианская, бддистская, исламская, которые объединяют разные народы. А культура одного народа может быть неоднородной (например, культура дворянства и народная культура). Кроме того, культура претерпевает изменения в ходе исторического развития (например, культура Галицко-Волынского княжества и современная украинская культура).

Для того, чтобы понять, что объединяет народ в единое целое, надо рассмотреть его исторического развития. Характеристики народа в ходе этого процесса изменяются. Но сам исторический процесс их изменения и обуславливает его сохраняющееся единство.

Это можно осознать, если обратиться к сущности конкретного человека. Так, человек проходит в своей жизни такие стадии развития, как детство, юность, зрелость, старость. При этом он остается, по существу, одним и тем же человеком, потому что все эти стадии объединяются биографией, которая запечатляется в памяти. Тот же процесс происходит и с народом. Народ цементируется в единое целое его история, которая сохраняется с социальной памяти и культуре. Важным элементом этой памяти является самоназвание. Именно оно, самоназвание, выделяет представителей данного народа среди других людей. С самоназванием связано и самосознание – сознание своей принадлежности к данному народу.

 

8.2. Характер соотношения этнической и национальной культуры

Исторический подход позволил разделить понятие народ на:

- этническую (этногенетическую) общность;

- этносоциальную общность.

Этнос – это социальная группа, членов которой объединяет этническое самосознание, то есть сознание генетической памяти с другими представителями группы. Из поколения в поколение передается память о предках, в результате чего образуется историческая наследственность, которая и определяет целостность этноса.

При этом этническое самосознание определяется не только биологическим фактором происхождения от родителей, принадлежащим тому, или иному этносу, но и социально-психологическим фактором. Это означает, что человек думает о своем происхождении, чувствует и осознает себя потомком того или иного этноса. Обычно люди знают своих родителей, и их представление о своем происхождении основано на этом. Но большинству людей известно лишь несколько поколений своих предков, и практически во всякой родословной, уходящей в далекое прошлое, обнаруживаются «иноземцы». Именно потому, что этническая общность основана не только на «крови», а и на самосознании людей, понятие этнос является биосоциальным образованием.

Нация является этносоциальным образованием. Становление современных наций связано с преодолением феодальной раздробленности, развитием индустриальной экономики и торгово-промышленных отношений, ростом просвещения в культуре, образованием национальных государств. Этносоциальные общности могут складываться из одного или нескольких народов и включать в себя людей различного этнического происхождения. Для каждой нации характерно создание единого семиотического поля – системы общеизвестных всем ее представителям знаковых средств, таких как язык, формы этикета, символики, которые обеспечивают их взаимопонимание и повседневное взаимодействие.

Национальная принадлежность человека так же, как и этническая, определяется его самосознанием. Но если этническое самосознание зависит от происхождения человека, то национальное определяется его включенностью в семиотическое поле национальной культуры и чувства причастности к ней. Обычно национальное самосознание обусловлено этническим. Попадая в другую страну и иную этническую среду, человек не меняет своей этнической принадлежности. Но люди могут либо сохранить свою национальную культуру и национальное самосознание, либо включиться в семиотическое поле иной культуры и обрести новое национальное самосознание. Не случайно, в современных нациях есть множество людей разного этнического происхождения, которых называют, например, «обрусевшие немцы», «русские американцы», «русские евреи» и т.п. Поэтому для обозначения этнической принадлежности людей, где бы они ни жили, пользуются термином «национальность».

Так как этносоциальные общности надстраиваются над этносом, то в культуре развитой нации всегда присутствует этническая составляющая, то есть культура этносов, из которых она сложилась. Этническая культура, которую иногда называют народной, или «низовой», - это наиболее древний слой национальной культуры. В ней выражается вековой народный опыт жизни и рационального ведения хозяйства в данных природных условиях. И не случайно, что она в большей мере сохраняется в деревне, нежели в городе.

Ее характерными чертами являются:

- консерватизм;

-преемственность;

-ориентация на сохранение «корней».

Некоторые элементы этнической культуры даже становятся символами самобытности народа и патриотической привязанности его к историческому прошлому – сало у украинцев, «щи да каша» у русских, «приведения в замках» у англичан, спаггети у итальянцев и т.п. Но надо помнить, что национальная культура не сводится к этнической культуре.

Национальная культура развертывается:

- на основе письменности и образования;

- воплощается в литературе и искусстве, науке и философии;

-социально-политическом и технологическом устройстве общества.

Лучшие достижения национальной культуры - это продукт творчества наиболее талантливых представителей нации, просвещенных, эрудированных людей. Ее сосредоточением является город с его театрами и музеями, библиотеками, учебными заведениями.

Овладение национальной культурой не дается само по себе, исходя из повседневной, обыденной жизни, как это происходит с этнической культурой. Овладение национальной культурой происходит на основе образования и самообразования и требует серьезных интеллектуальных усилий.

Взаимоотношения между национальной культурой и этнической – сложные и даже противоречивы.

С одной стороны, этническая культура является исходным базисом национальной культуры, источником ее языка, который становится в национальной культуре литературным языком. Из нее писатели заимствуют сюжеты и образы, на народной музыке композиторы строят свои мелодии и ритмы, архитекторы оформляют стили и постройки. От нее веками складывавшихся традиций во многом зависит своеобразие и неповторимость «лица» любой национальной культуры.

Но, с другой стороны, этническая культура консервирует архаичные, и не отвечающие современным условиям нормы жизни, ей чужды перемены и новшества. В то время как национальная культура полна движения и изменения, она живет творчеством нового. Если этническая культура тяготеет к замкнутости, она страдает ксенофобией – неприязнью ко всему чужому и незнакомому, то национальная открыта для контактов с другими культурами, становится лишь богаче от того, что впитывает в себя их достижения. Этническая культура стремиться сохранить различия между свойственными отдельным группам населения особенности быта, поведения, произношения и т.п., а в национальной культуре эти различия нивелируются и с развитием постепенно исчезают.

В настоящее время часто говорят о необходимости «возрождения украинской культуры», а многие даже утверждают необходимость возрождения этнической культуры. Но всякому, кто понимает место и роль этнической культуры в культуре национальной, понятно, что это привело бы не к подъему, а к упадку культуры украинского народа. Ведь идет необратимый процесс, когда в деревенский быт вместе с книгами, образованиями, достижениями научно-технического прогресса приходит цивилизация. А многие формы существования этнической культуры переселяются в музеи. Но, разумеется, не все из этнической культуры должно быть исключено из нее. Необходимо заботиться о сохранении или восстановлении незаслуженно забытых плодов древней народной мудрости. Но эта забота должна диктоваться не только любовью к прошлому, но, прежде всего, любовью к будущему.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.