КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соматический уровень 1 страница
Социальный уровень После рождения ребенка с проблемами в развитии его семья, в силу возникающих многочисленных трудностей, становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг знакомых и даже родственников по причине характерных особенностей состояния и развития больного ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей (страха, стыда). Это испытание оказывает также деформирующее воздействие на взаимоотношения между родителями больного ребенка. Одним из самых печальных проявлений, характеризующих состояние семьи после рождения ребенка с отклонениями в развитии, является развод. Не всегда внешней причиной развода называется больной ребенок. Чаще всего родители детей, объясняя причину разрыва семейных отношений, ссылаются на испортившийся характер супруги (или супруга), отсутствие взаимопонимания в семье, частые ссоры и, как следствие, охлаждение чувств. Стресс, возникший в результате комплекса необратимых психических расстройств у ребенка, может вызывать различные заболевания у его матери, являясь как бы пусковым механизмом этого процесса. Возникает патологическая цепочка: недуг ребенка вызывает психогенный стресс у его матери, который в той или иной степени провоцирует возникновение у нее соматических или психических заболеваний. Таким образом, заболевание ребенка, его психическое состояние может являться психогенным и для родителей, в первую очередь матерей. Матери больных детей жалуются на колебания артериального давления, бессонницу, частые и сильные головные боли, нарушения терморегуляции. Чем старше становится ребенок, т. е. чем длительнее психопатогенная ситуация, тем в большей степени у некоторой части матерей проявляются нарушения здоровья. В качестве психотравмирующего фактора, определяющего личностные переживания родителей детей с отклонениями, выступает комплекс психических, сенсорных, речевых, двигательных и эмоционально-личностных расстройств, характеризующих ту или иную аномалию детского развития. Безусловно, выраженность нарушений, их стойкость, длительность и необратимость влияют на глубину переживаний родителей больных детей. Следует также отметить, что психическая травматизация родителей, вызванная нарушениями в развитии ребенка, оказывается более глубокой в том случае, если они сами психически здоровы и не имеют психофизических отклонений. Предметом нашего изучения являются особенности психоэмоционального состояния именно такой категории родителей. Родители, сами имеющие сенсорные, двигательные, а тем более интеллектуальные отклонения, часто психологически легче адаптируются к проблемам ребенка. Нарушения его развития практически не травмируют родителей. В этом случае родители идентифицируют дефект ребенка со своим собственным, что в их сознании воспринимается как норма. К сожалению, дифференциация переживаний родителей в зависимости от характера и степени нарушений у различных категорий детей с отклонениями в развитии затруднена в силу отсутствия валидного диагностического инструментария. К настоящему времени накоплено недостаточно фактов, чтобы на должном уровне анализировать эту проблему.
45. Составьте таблицу: «Особенности функционирования системы учреждений и социальных служб для детей: задачи и приоритетные направления деятельности». Социальные службы – совокупность государственных и негосударственных органов управления, структур и специализированных учреждений, осуществляющих СР по обслуживанию населения, оказывающих населению социальную помощь и услуги, позволяющих преодолеть или смягчить сложную ситуацию (Павленок П.Д.). Назначение системы социальной поддержки состоит в том, что бы по средствам нормативно-правовых, экономических финансовых, социально-психологических и организационных средств осуществлять поддержку и оказывать помощь нуждающимся группам населения и отдельным гражданам. Цель деятельности организаций в системе социальной поддержки – установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи. К системе социальных служб, учреждений и организаций можно отнести: Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; Социальные приюты; Центры психолого-педагогической помощи населению; Телефоны доверия; Центры социальной помощи на дому; Дома ночного пребывания; Специальные дома для пожилых; Стационарные учреждения социального обслуживания; Геронтологические центры. социальные приюты. Основная задача – восстановление спектра отношений детей с миром, обучение их общению со взрослыми, сверстниками, обретению чувства семьи, своей значимости, устройство их дальнейшей судьбы. деятельность приюта - это создание условий, способствующих вовлечению детей в нормальный жизненный процесс, выводу из кризисной ситуации, восстановлению нарушенных связей с семьей, решению вопросов их дальнейшего жизнеустройства. социально-реабилитационного центра, основными направлениями деятельности которого являются: профилактика безнадзорности несовершеннолетних, помощь в ликвидации трудной ситуации в семье ребенка; обеспечение несовершеннолетним временного проживания на полном государственном обеспечении до определения и осуществления совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства; обеспечение доступной и своевременной квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи детям, имеющим различные формы дезадаптации, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты. Центры могут включать в себя следующие отделения: -приемное отделение - первичный медицинский осмотр и первичная санитарная обработка подростка, которого при необходимости направляют в стационарное медицинское учреждение; -отделение диагностики социальной дезадаптации - выявляют и анализируют факторы, обусловившие его социальную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведения подростка; разрабатываются индивидуальные программы его социальной реабилитации. На основе этих данных создается индивидуальная программа реабилитации; -отделение реализации программ социальной реабилитации - проводится работа по восстановлению утраченных связей с семьей и внутри семьи, оздоровлению системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановлению их социального статуса в коллективе сверстников, содействию подросткам в получении образования, специальности и в профориентации; -отделение социально-правовой помощи - осуществляет защиту прав и законных интересов воспитанников; оказывает содействие органам опеки и попечительства в дальнейшем жизнеустройстве воспитанников; формирует банк данных о возможных усыновителях, попечителях, опекунах, приемных и патронатных семьях; организует психолого-педагогическую и правовую подготовку к приему в семью неродных детей и наблюдает за адаптацией несовершеннолетних к новой обстановке. Консультационный центр для подростков и молодежи, предназначенный для оказания квалифицированной, экстренной, ано-нимной, бесплатной психологической помощи по телефону. Основные задачи Центра: обеспечение доступности и современности квалифицированной социально-психологической помощи подросткам и молодежи независимо от их социального статуса и места жительства; помощь абонентам, переживающим актуальные конфликты и находящимся в иных психотравмирующих ситуациях, актуализация их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния; проведение психологического телефонного консультирования детей, подростков, молодежи, родителей и воспитателей по психологическим проблемам социализации и развития личности молодого человека; информационное консультирование абонентов с целью установления их связи с другими социальными службами и специалистами (психотерапевтами, психологами, педагогами, сексопатологами, юристами, социальными работниками и др.); выявление настроений, конфликтных ситуаций и «болевых точек» в молодежной среде, актуальных тенденций в молодежной среде, молодежной субкультуре
46. Смоделируйте эффективную модель социальной защиты детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. Развитие инклюзивного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями в развитии. Организация их обучения в учреждениях образования общего типа, расположенных по месту проживания ребенка и его родителей, позволяет не помещать детей на длительный срок в интернат, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками. В целом это способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.Исследования показывают, что интегрированное обучение в виде полного включения в образовательный и воспитательный процессы может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрастной норме или близок к ней. Но оно оказывается нецелесообразным для детей с интеллектуальной недостаточностью. По отношению к ним речь, прежде всего, должна идти о совместном пребывании в организации образования, совместном проведении досуга в различных внешкольных мероприятиях.В соответствии с законом "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями" неуклонно расширяется сеть новых видов специальных организаций образования, которые обеспечивают коррекционно-педагогическую поддержку детей, обучающихся в школах, и включение в образовательный процесс тех, кто считался ранее "необучаемыми". Необходимость создания таких организаций обусловлена разнообразием видов нарушений, что не позволяет всем детям без исключения получать адекватную коррекционно-педагогическую поддержку в имеющихся типах специальных (коррекционных) учреждений. Их сеть состоит из 156 кабинетов коррекции и инклюзивного образования, 123 кабинетов психолого-педагогической коррекции, 15 реабилитационных центров и 345 логопедических пунктов.Сегодня для республики оптимальным вариантом является сохранение и совершенствование существующей сети коррекционных организаций образования с параллельным развитием интегрированного (инклюзивного) образования. При этом коррекционные организации выполняют функции учебно-методических центров, обеспечивающих оказание методической помощи педагогам общеобразовательных школ, консультативной и психолого-педагогической коррекционной помощи обучающимся и их родителям.Для обучения детей с ограниченными возможностями по специальным образовательным программам действует дифференцированная сеть специальных коррекционных организаций по восьми основным видам: 37 специальных детских садов и 240 групп при детских садах с охватом около 10 тысяч детей дошкольного возраста; 101 специальная школа и 1 098 специальных классов при общеобразовательных школах для 25 тысяч детей; около 10 тысяч детей-инвалидов обучаются на дому; свыше 16 тысяч детей интегрированы в общеобразовательную среду с созданием специальных условий в 769 школах для 12 584 учащихся и 395 – для 4 000 детей дошкольного возраста. Приоритетным направлением этой деятельности является выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения, на максимально раннем этапе. В этих целях действуют 56 психолого-медико-педагогических консультаций. 47. Смоделируйте структуру деятельности эффективно работающих кризисных центров г. Алматы. Союз кризисных центров Казахстана - добровольное объединение юридических лиц, зарегистрированое в Алматинском городском управлении юстиции 26 марта 2000 года. ОЮЛ «Союз кризисных центров Казахстана» профессиональная сеть, объединяющая 13 организаций из 11 регионов Казахстана. Работа направлена на предотвращение гендерного насилия и всех форм дискриминации, формирование культуры ненасильственых отношений в обществе и создание эффективного механизма влияния общественности, в частности, членов Союза, на содержание политики и решений, принимаемых государственными органами власти и органами самоуправления на местах на национальном и местном уровнях по проблеме профилактики бытового насилия в Казахстане, в соответствии основным международным стандартам по правам человека и, в том числе, принципам и положениям из Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». Одним из стратегических направлений деятельности Союза является мониторинг Национального законодательства в сфере защите прав человека от бытового насилия на национальном и региональном уровнях и подготовка альтернативных докладов. Деятельность Союза поддерживают на основе сотрудничества Министерства Внутренних дел Республики Казахстан, информации и культуры РК, транспорта и коммуникации РК, здравоохранения РК, юстиции РК, Комитет по охране прав детей Министерства образования и науки РК, Национальная комиссия по делам женщин и семейно- демографической политике при Президенте РК. А так же международные и республиканские фонды, СМИ и НПО. Союз кризисных центров Казахстана является членом: Центрально - Азиатского форума женских организаций, Центрально- Азиатской Сети «Против домашнего насилия», «Казахской Коалиции Независимых Женских Организаций», международной сети детских телефонных линий “Child Helpline International».
Направление деятельности союза кризисных центров: • 1. Национальная телефонная линия доверия для детей и молодежи с номером 150 (НТЛДДиМ) • 2. Телефон по противодействию торговле людьми 11616 • 3. Телефон доверия для женщин,подвергшихся бытовому насилию 1415
48. Напишите эссе: «Значение детства как периода социализации в самостоятельной жизни ребенка» Детство-это период человеческого развития, когда он учится понимать окружающий мир.
В течение детства происходит чрезвычайно интенсивное физическое и психическое развитие. Критически важным периодом развития является раннее детство. Его нарушение, например, изоляция от человеческого общества, способно привести к необратимым психическим нарушениям. Детство длится примерно одну десятую жизни человека и из характера ребёнка можно понять, какой характер будет у него, когда он вырастет. Игра — ведущий вид деятельности ребёнка Детство принято подразделять на шесть периодов: младенчество, от рождения до одного года раннее детство, от года до 3 лет дошкольный возраст, от 3 до 6-7 лет младший школьный возраст с 6-7 до 10-11 лет подростковый возраст с 11-12 до 16 лет юношество - с 16 до 18 - 20 лет
49. Спроектируйте этапы коррекции ребенка, подвергнутого насилию. Эти задачи и могут стать этапами Соц.пед. решает следующие практические задачи: - оценивает уровень психического здоровья жертвы насилия и определяет показания для применения других видов помощи (психотерапевтической, психиатрической, терапевтической и т.д.); - изучает индивидуально-психологические особенности ребенка для более адекватного их использования при решении возникших проблем; - мобилизует скрытые психологические ресурсы ребенка, обеспечивающие самостоятельное решение проблем; - осуществляет коррекцию личностных дисгармоний и социальной дезадаптации; - выявляет основные направления дальнейшего развития личности; - привлекает других членов семьи, родственников, друзей к оказанию психологической поддержки пострадавшего ребенка. Для работы с детьми и подростками, пострадавшими от насилия, психолог использует следующие психодиагностические методики: опросник А.Е. Личко, цветовой тест М. Люшера, шкалу уровня субъективного контроля Д. Роттера, рисуночные тесты («Дом-Дерево-Человек», «Кинематический рисунок семьи», «Несуществующее животное»), методику «Неоконченные предложения» и другие.
50. Нарисуйте сравнительную таблицу «Беспризорность и безнадзорность: история и современность; за рубежом и в в странах СНГ».
51. Напишите эссе: «Защита семьи и детства как социально-экономическая проблема». Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми. Социальная защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности: в сфере семейных отношений: в сфере образования: в среде обитания ребенка. Создание благоприятных социально-экономических условий жизни семьи было и остается приоритетным направлением государственной социальной политики. Господдержка семей с детьми занимает особое место в системе социальной защиты населения. Усиление такой поддержки способствует обеспечению охраны материнства и детства, укреплению семьи и ее престижа в обществе.
52. Приведите примеры взаимосвязи таких явлений, как насилие родителей над детьми и фактами насильственных действий детей над родителями. Насилие над детьми в семьях, как правило, является циклическим процессом. Бывает внезапным, долговременным и систематическим. Внезапный характер насилия может привести к тяжелой физической травме ребенка или даже к смертельному случаю. Систематический характер вызванных насильственных действий не всегда очевидны, однако может угрожать жизни ребенка. Длительный систематический характер насильственных действий мешает полноценному развитию ребенка. Существуют различные виды насилия над детьми: физическое, сексуальное, эмоциональное и просто запущенность. Самый распространенный вид насилия -физическое насилие. Близкое определение физического насилия дают Н. О. Зиновьева иН.Ф. Михайлова: «Физическое насилие - это вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставится в физически и психически уязвимое положение, когда ему умышленно причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения. Психическое насилие выражается в воздействии на психику ребенка путем запугивания, угроз с целью сломить волю ребенка к сопротивлению, к отстаиванию своих прав. К этому виду насилия относятся ложь, обман ребенка, постоянное невыполнение своих обещаний со стороны родителей (в результате чего он теряет доверие ко взрослому), а также предъявление к ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям. Отвержение ребенка, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку, негативное оценивание, акцентирование внимания исключительно на отрицательных чертах характера ребенка, фрустрация основных нужд и потребностей ребенка: длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей, принуждение к одиночеству также относятся к эмоциональному насилию. Сексуальное насилие над детьми стало бичом современного общества. Под сексуальным насилием над детьми понимают использование детей в прямых сексуальных контактах или вовлечение в действия, при которых насильник получает сексуальную стимуляцию или удовлетворение.
53. Сравните организацию системы социальной защиты детства и семьи в РК и странах ближнего зарубежья. Современная история права ребенка начинается с ратификации Конвенции о правах ребенка в Республике Казахстан в 1994 году. Казахстан одним из первых на постсоветском пространстве присоединился и ратифицировал эту Конвенцию, а также ратифицировал два Факультативных протокола к ней. 1999 год ратифицирована Конвенция о взыскании за границей алиментов; 2000 год Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу; 2001 год Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии и Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах; 2002 год Конвенция МОТ о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Конвенция 182); Ноябрь 2004 года - Казахстан подписал Конвенцию ООН о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами и Заключительный протокол к ней; Июнь 2003 года - в г. Женева был заслушан Первый правительственный доклад о выполнении Казахстаном Конвенции о правах ребенка на 33-ей сессии Комитета ООН по правам ребенка.
На сегодня в Казахстане действует ряд национальных законодательных документов, действие которых должно гарантировать обществу обеспечение защиты прав детей: • Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. с изм. и доп. от 21.05.2007г • Гражданский кодекс Республики Казахстан; • Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан» N 345, принят в 2002 году; • Закон Республики Казахстан «О браке и семье» от 17 декабря 1998 года N 32; • Закон «О труде в Республике Казахстан» • Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319; • Закон Республики Казахстан «О детских деревнях семейного типа и домах юношества» 13.12.2000г. с изм. и доп. от 20.12.04г. • Закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан»; • Закон Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» от 9 июля 2004 года, №591- II; • Закон Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11 июля 2002 года N 343; • Закон Республики Казахстан «Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан»; • «Государственная программа реформирования и развития здравоохранения РК на 2005-2010 годы», утвержденная Указом Президента РК от 13 сентября 2004 года № 1438 • Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»; Государствен-ная программа «Здоровье народа» (1998-2008)
• Комплексная программа «Здоровый образ жизни» (1999-2010) • «Трудовой кодекс РК» от 15.05.2007 N 251-3; • Закон РК «О социальной защите инвалидов» (2005 г.) • Закон РК «О государственных социальных пособиях по инвалидности» • Закон РК «О специальном государственном пособии» • Закон РК «О жилищных отношениях» от 16 апреля 1997 года № 94-I и другие. В указанных законодательных документах приоритетной областью деятельности государственных учреждений, местных исполнительных органов определяется реализация государственной политики в интересах детей, которая включает в себя обеспечение их прав и законных интересов. В целом законодательство Казахстана в области права ребенка соответствует международным законодательным актам. Права детей отражены в ряде законов, которые также содержат обязательства родителей или их законных представителей по отношению к детям. Если судить по законодательной базе, то можно утверждать, что в Казахстане в достаточной мере обеспечена защита прав и интересов детей, но совершенно другое впечатление возникает при анализе существующей ситуации с опорой на эмпирические показатели. Практика показывает, что нарушения прав ребенка имеют место практически во всех сферах жизни. Современная ситуация в казахстанском обществе свидетельствует о том, что действующие законы не в полной мере обеспечивают реальную защиту прав и интересов детей. К сожалению, защита прав детей носит зачастую декларативный характер и законы не всегда предусматривают механизмы их реализации. Особенно уязвимой группой остаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями, дети-беженцы и дети из неблагополучных семей. В США в 1997 году была учреждена Федеральная Межведомственная Группа Детской и Семейной Статистики (Federal Interagency Forum on Child and Family Statistics) при объединении 22 органов Федерального Правительства США с целью проведения исследований и других видов деятельности относительно положения детей и семей в стране (Federal Interagency Forum on Child and Family Statistics, 2009). Миссией Межведомственной Группы является координация и сотрудничество, а также улучшение системы сбора, публикации и распространения данных о статусе детей и семей на федеральном и местном уровнях. Совместная работа федеральных органов также направлена на улучшение системы индикаторов и восполнение недостающих данных в таких критически важных областях, как инвалидность, психическое здоровье детей, качество окружающей среды. Кроме того, был создан Исследовательский и Инновационный Комитет (Research and Innovation Committee) с целью улучшения мониторинга важных областей жизни детей и оптимизации сроков предоставления информации органам власти и общественности. Основная деятельность Комитета направлена на выработку инновационных путей решения проблем в существующей системе сбора, предоставления и распространения информации о положении детей и семей в Америке.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |