Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс развития мировой экономики тесно взаимосвязан с эволюцией развития международных экономических отношений. 2 страница




либерализация мировой торговли;

содействие экономическому росту;

повышение экономического благосостояния людей.

ВТО занимается 3 основными сферами деятельности, к которым относятся: торговля товарами ("Генеральное соглашение по тарифам и торговле" – 1994); охрана интеллектуальной собственности ("Cоглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности" (ТРИПС)) и обмен услугами ("Генеральное соглашение по торговле услугами" (ГАТС)). Эти 3 основных соглашения уточняют 25 дополнительных.

Основными функциями Всемирной торговой организации являются:

контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами ВТО;

организация и проведение торговых переговоров между членами ВТО;

мониторинг торговой политики членов ВТО;

сотрудничество с международными организациями;

прием новых членов в состав ВТО;

разрешение торговых споров между членами ВТО.

Структура ВТО:

1) высший орган - конференция министров (собирается раз в два года);

2) текущую работу ведет Генеральный совет, который делегирует свои права трем советам: по торговле товарами, услугами, торговым аспектам прав интеллектуальной собственности;

3) кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты: по торговле и развитию, по ограничениям, по бюджету, по административным вопросам;

4) имеется также два специальных органа: по урегулированию разногласий и по проведению периодических обзоров торговой политики.

 


РОССИЯ И ВТО

 

Особой проблемой стало вступление России в ВТО. В 1962 году СССР приглашали в ГАТТ без всяких условий, но Хрущев отказался из-за «империалистического и эксплуататорского характера» этой организации. В сентябре 1986 г. СССР сам обратился с заявкой на участие в уругвайском раунде ГАТТ. Однако делегаты сессии "не нашли времени рассмотреть" ее. В мае 1990 г. СССР был принят в ГАТТ только наблюдателем. В 1995 г. уже Россия подала заявку на вступление в ВТО.

Вступление проходит через четыре стадии.

1. страна должна предоставить в ВТО полное описание своей торговой и экономической политики, которая может повлиять на соглашения ВТО;

2. заявитель должен начать двухсторонние переговоры со всеми странами, входящими в ВТО, чтобы увязать различные торговые интересы всех сторон;

3. ВТО и перспективный участник составляют условия членства и список обязательств будущего участника;

4. принимается решение о членстве страны-заявителя генеральным консулом ВТО или Конференцией министров, для чего нужно получить 2/3 голосов.

Вопрос вступления России в ВТО начал решаться с 1995 г. В апреле 1999 года Россия завершила первый этап присоединения к Всемирной торговой организации и начала переговоры с другими странами. В марте 2001 года на очередных переговорах в Москве был выработан прогноз о приеме России в ВТО к кон­цу 2003 года. Однако до сих пор мы не вступили в эту организацию.

Переговоры о вступлении России в ВТО идут по 3 основным направлениям: 1) снижение таможенных тарифов, 2) размер государственной поддержки сельского хозяйства, 3) доступ иностранных компаний на российский рынок услуг.

Партнеры России по переговорам заинтересованы, с одной стороны, в присоединении страны с емким рын­ком сбыта к ВТО, а с другой - в увеличении ее обязательств по доступу на этот рынок.

Требования, предъявляемые к РФ сводятся, в основном:

к допуску иностранных компаний на рынок услуг и к конкурсам на проведение государственных закупок;

снижению или полной отмене пошлин на сельскохозяйственное и ме­дицинское оборудование, компьютеры, мебель, пиво и другие товары;

отказу государства от финансовой под­держки экспорта сельскохозяйственной продукции и соблюдению норм ВТО при дотировании аграрного ком­плекса.

Среди других разногласий РФ и ВТО - сроки переходного периода (Россия отстаивает свое право на постепенное открытие своего рынка в течение 7 лет, а ВТО сокращает этот срок до 3 лет).

Выполнение условий вхождения в ВТО имеет для РФ неоднознач­ные последствия.

К положительным моментам вступления России в ВТО можно отнести следующие:

1. В выигрыше окажутся, прежде всего, обычные российские граждане, т.к. снижение таможенных пошлин приведет к снижению либо стабилизации цен на импортные товары.

2. Россия получит недискриминационные условия доступа для российских товаров и услуг на зарубежные рынки.

В отношении российского экспорта действует около 60 антидемпинговых законов в США, Канаде, странах ЕС. Россия дискриминируется по 58 позициям, в ос­новном в области химической, металлургической и тек­стильной промышленности.

Количество санкций против России неуклонно растет, что наносит экономике России ущерб в 1,5—2 млрд. долл. ежегодно.

3. Страна получит доступ к механизму ВТО по разрешению торговых споров - возможность некоторого влияния на определение торговой политики в глобальных масштабах. В данный момент Россия не имеет практически никаких рычагов влияния на миро­вую торговлю товарами и услугами. Развитые страны диктуют свои условия на мировых рынках, в особенно­сти на рынках сырья. А так как российский экспорт имеет сырьевую направленность, многие российские экспортеры вынуждены мириться с условиями, суще­ствующими на данный момент времени, теряя при этом многие миллионы долларов, в результате чего и казна РФ не дополучает так необходимые валютные поступ­ления. Вступив в ВТО, Россия сама сможет диктовать условия на определенных рынках.

4. Вступив в ВТО, Россия сможет получать информационно-консультативные услуги, которые очень важны в условиях перехода к рыночной экономи­ке. Информация о стандартах, технических требованиях к продукции на рынках других стран повысит качество отечественной продукции, сделает ее конкурентоспособной.

5. Цивилизованные правила будут внедре­ны на внутреннем российском рынке.

Наряду с предполагаемые преимущества Россию после вступления в ВТО могут ожидать и следующие негативные последствия:

1. Закрытие до 80 % предприятий, выпускающих неконкурентоспособную продукцию, рост безработицы, ухудшение криминогенной обстановки в стране.

2. Снижение импортных пошлин при кризисном со­стоянии многих отраслей отечественной промышленности создаст для страны еще большие трудно­сти, нанеся серьезный удар по национальным производителям.

3. Существенно сократятся поступления налогов и таможенных пошлин в федеральный бюджет страны.

4. Членство в ВТО существенно ограничит свободу государства в области применения тех или иных эффективных мер регулирования внешнеэкономи­ческой деятельности, особенно ограничивающих импорт.

 

Проблемы вступления России в ВТО • Несоответствие существующей в России законодательной и правовой базы правилам ВТО; • Незначительный уровень государственной поддержки экономики; • Иммиграционная угроза; • Чувствительность многих регионов страны к угрозам, возникающим вследствие присоединения России к ВТО; • Незащищенность российской финансово-монетарной системы; • Неконкурентоспособность отечественных производителей финансовых, наукоемких и иных услуг.
Положительные Создание более благоприятных условий выхода на мировые рынки товаров и услуг; Доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов; Введение международных стандартов на товарную продукцию и услуги; Возможность реализации стратегических планов при выработке новых правил международной торговли; Упорядочение внешнеторгового администрирования; 6. Повышение инвестиционной привлекательности страны. Отрицательные Усиление конкуренции со стороны иностранных производителей товаров и услуг на внутреннем рынке; Спад промышленного и сельскохозяйственного производства, закрытие неконкурентоспособных предприятий, усиление сырьевой специализации отечественной промышленности; Рост безработицы, обострение социальных проблем; Ухудшение торгового и платежного балансов страны, обострение проблемы обслуживания государственного долга; Усиление разрыва между внешним и внутренним секторами экономики; Возникновение проблем в области интеграционных процессов стран - членов СНГ.

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

 

Миграция населения – это процесс перемещения людей через территориальные границы со сменой навсегда либо на более или менее длительное время постоянного места жительства, либо с регулярным возвращением к нему.

Миграция – это два взаимосвязанных процесса: эмиграция (выезд из страны)и иммиграция (въезд в страну).

По времени миграция делится на постоянную или безвозвратную, временную и сезонную.

В зависимости от географических направлений различают внутреннюю (перемещение населения между городами и районами одной страны) и внешнюю (внутриконтинентальную и межконтинентальную) миграцию.

В зависимости от правового статуса миграция может быть легальной и нелегальной.

Переселения по политическим, социальным, религиозным и другим мотивам в мире существуют давно. Основными их причинами являлись войны и конфликты. В настоящее время все больше людей переселяются из-за экологических бедствий, истощения почвы, лесных пожаров, существует миграция по национальному признаку (в Израиль, Германию). Резкие различия в уровнях рождаемости в соседних странах также оказывают влияние на процесс миграции населения.

Международная миграция рабочей силы, или трудовая миграция, -это перемещение, переселение трудоспособного населения из страны в страну, отражающее процесс перераспределения трудовых ресурсов между отраслями всемирного хозяйства.

В основе трудовой миграции лежат экономические причины: безработица, низкий уровень жизни, различия в социально-экономических условиях государств, уровне заработной платы, наличие относительного перенаселения. К неэкономическим причинам миграции населения относятся: политические, религиозные, национальные и др.


ЦЕНТРЫ ПРИТЯЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

 

В ХХ веке структура трудовой миграции изменилась. Если в конце XIX - начале ХХ века мигрировали в основном промышленные рабочие и разоряющиеся крестьяне, то после Второй мировой войны активно развивается процесс международной миграции технической и научной интеллигенции, так называемая "утечка умов". Причина этого в поиске приемлемых условий труда, возможности создания научной школы, возможности использовать различия в статусе и вознаграждении ученых. Наибольшие потери от миграции квалифицированной рабочей силы несут развивающиеся страны.

Можно выделить 7 международных центров, притягивающих трудовые ресурсы из других стран:

1) Западная Европа. Традиционный центр притяжения рабочей силы.

2) Северная Америка. Трудовые ресурсы США в основном сформировались за счет иммигрантов. С 1924 г. структура иммиграционных квот, установленная конгрессом США, была благоприятной для въезда жителей Северо-Западной Европы. Реформа иммиграционного законодательства в 1965 г. стимулировала въезд выходцев из Азии и Латинской Америки. Новый иммиграционный закон 1990 г. предоставил большие возможности для квалифицированных специалистов из стран Европы. Таким образом, США является вторым традиционным центром притяжения рабочей силы. После терактов 2001 г. въездные квоты в США резко снизили и ограничили въезд из развивающихся стран.

3) Ближний Восток. Много иностранцев в основном из бедных стран Южной и Юго-Восточной Азии едут работать в нефтедобывающие страны Персидского залива.

4) Африка. Для этого региона характерна внутриконтинентальная миграция. Основные принимающие страны: страны Северной Африки, Намибия и ЮАР. Негритянское население из ближайших стран нанимают в основном для работы в золотодобывающей, алмазной, урановой промышленности.

5) Латинская Америка. В основном мигрантов принимают Аргентина и Венесуэла, причем на непродолжительные сроки, так как наиболее распространенной формой является сезонная сельскохозяйственная миграция.

6) Страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Основными импортерами рабочей силы являются Новые индустриальные страны (НИСы). Миграция в них идет в основном для работы в открывающихся там японских, европейских, американских ТНК.

7) Россия. Наша страна одновременно импортирует и экспортирует рабочую силу, чему немало способствовало появление "ближнего зарубежья", превратившего внутреннюю миграцию в бывшем СССР во внешнюю.

Из граждан СНГ первые места среди "нелегалов" занимают граждане Азербайджана и Грузии, а также жители Украины. По нелегальным мигрантам из "третьих стран" лидирует Китай. Большой поток беженцев и вы­нужденных переселенцев идет к нам из Ка­захстана, Таджики­стана, Узбекистана. Немалую роль в этом сыграли вооруженные кон­фликты. Кроме того, люди приезжают в нашу страну, спасаясь от притеснений во многих стра­нах, где жизнь русскоязычного населения стала невыносимой (например, из Прибалтики).

В Россию бегут не только из соседних стран, но даже из тех, с которыми у нас нет общих границ, — Афганистана, Турции, Шри-Ланки, Кении.

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Для принимающих стран – это фактор подъема экономики. Обычно иммигранты заняты в трудоемких и не пользующихся спросом у местного населения отраслях. Часто некоторые отрасли национальной экономики становятся полностью зависимыми от иностранной рабочей силы - особенно в строительстве, угледобывающей промышленности, в сфере услуг.

Местные предприниматели экономят на том, что при иммиграции сдерживается рост заработной платы национальных рабочих. Экономятся большие средства на подготовке кадров.

В странах-экспортерах при эмиграции снижается безработица. Если мигранты возвращаются, то уже получив или повысив квалификацию, при этом они ввозят с собой иностранную валюту. Кроме того, рабочие посылают домой денежные переводы, и в некоторых странах денег от переводов поступает в несколько раз больше, чем от экспорта товаров. Например, в Египте поступлений от эмигрантов в 3 раза больше, чем доходов от эксплуатации Суэцкого канала.

Существует три прямых источника доходов от выезда рабочей силы для стран, из которых идет эмиграция:

1) поступления валюты в виде налогов от операций фирм-посредников в найме рабочей силы;

2) непосредственные переводы эмигрантов на родину родственникам в иностранной и отечественной валюте.

3) личное инвестирование эмигрантов (перевод ценных бумаг, товаров длительного пользования, покупка земли).

 


ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИИ рабочей силы

Осуществляя экономи­ческую политику, государство регламентирует и про­цессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику, направленную на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее.

Миграционная политика подразделяется на эмигра­ционную и иммиграционную.

Во всех промышленно развитых странах созданы го­сударственные органы, которым поручено решение воп­росов, связанных с перемещением иностранной рабо­чей силы через национальные границы.

В России с 1993 года существует Федеральная миг­рационная служба.

Нормативно-правовая база, обеспечивающая регули­рование трудовой эмиграции, включает в себя соответ­ствующие статьи Конституции страны, национальное эмиграционное законодательство, двусторонние и многосторонние международные соглашения. В дополнение к этому ряд стран принимает специальные эмиграци­онные программы.

Эмиграционная политика включает в себя следу­ющие инструменты:

1. жесткие требования к фирмам-посредникам, за­нимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими финансовых и юридических гарантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов;

2. лимитирование выдачи загранпаспортов; запрет на выезд отдельных ка­тегорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государ­ственный счет;

3. проведение валютной и банковской политики поощ­рения валютных переводов из-за рубежа; предостав­ление льгот по валютным вкладам; продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами;

4. проведение таможенной политики, предусматривающей таможенные льготы для возвращающих­ся трудящихся-эмигрантов. Например, в Бангла­деш правительство разрешает мигрантам ввозить в страну по льготным таможенным тарифам свы­ше 40 наименований изделий;

5. разработка программы рабочих мест для возвращающихся эмиг­рантов;

6. выдача кредитов и предоставление льгот возвращающимся эмигрантам на постройку и приобретение жилья;

7. выдача кредитов для открытия собственного бизнеса.

Прирегулировании иммиграции большинство принимающих стран используют такой подход: государство не препят­ствует въезду тех категорий работников, которые нуж­ны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

– работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифици­рованную работу (строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие);

– специалисты для новых и перспективных отраслей (программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие);

– представители редких профессий (огранщики ал­мазов, реставраторы картин, врачи, практикую­щие нетрадиционные методы лечения);

— специалисты с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели);

— крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Ограничительные инструменты иммиграционной политики включают в себя:

Качественные требования к профессиональной квалификации иностранной рабочей силы, в частно­сти, наличие сертификата об образовании, и стажа ра­боты по специальности.

Введение возрастного ценза для въезжающих, в ряде стран ограничивают въезд по половым признакам.

Проверка состояния здоровья потенциальных иммигрантов.

Ограничения политического характера. Так, в США ограничен въезд членов коммунистической или любой другой партии тоталитарного типа.

Прямое квотирование импорта рабочей силы, выражающееся в законодательно устанавливаемом со­отношении численности иностранных и национальных кадров на предприятии.

Ограничение времени работы в стране. В России в соответствии с «Положением о привлечении и использовании иностранной рабочей силы» от 16 декаб­ря 1993 года разрешение выдается на срок до 1 года и еще может быть продлено на такое же время.

Запреты на профессии в явной или косвенной форме, выражающиеся в принятии законов, содер­жащих подробный перечень профессий, заниматься ко­торыми иностранцам запрещено.

Национально-географические приоритеты, отра­жающие предпочтительные регионы иммиграции.

Система санкций, в отношении незаконных тру­дящихся-мигрантов, а также лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы и работодателей, незаконно использующих труд мигрантов.

Можно выделить 10 направлений дискриминации со стороны принимающих стран по отношению к иммигрантам:

1. В области занятости: наем на самые тяжелые работы, иммигрантов позже всех нанимают и раньше увольняют.

2. Удлиненный режим рабочего времени, ночные смены.

3. Заниженные ставки оплаты, отсутствие льгот и премий.

4. Отсутствие социальных выплат по безработице, старости и инвалидности.

5. Ограничения в найме жилья.

6. Ограничения в получении образования для членов семьи.

7. Менее квалифицированная медицинская помощь.

8. Заработная плата выдается в отечественных деньгах и иностранной валюте. Их процентное соотношение определяется государством.

9. Нет профсоюзов. Запрещено в них участвовать.

10. Религиозная замкнутость.


Международное регулирование миграции населения

 

Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает в себя:

- двусторон­ние и многосторонние международные соглашения ис­пользования труда мигрантов и их социально-экономи­ческих прав;

- деятельность международных экономичес­ких организаций, к которым относятся: Международная орга­низация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (MOM) и др.

Ведущая роль в регулировании процессов между­народной миграции принадлежит Международной организации труда (МОТ), имеющей ста­тус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 году, согласно Версальскому мирному договору в рамках тогда ещё Лиги Наций, как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда.

Согласно уставу целями МОТ являются достижение всеобщего и прочного мира «на основе социальной спра­ведливости» и улучшение существующих условий тру­да, что может быть достигнуто регламентацией рабоче­го времени (включая установление максимальной про­должительности рабочего дня), охраны труда, без­опасности и распространения всех названных норм на иммигрантов и т.п.

МОТ осуществляет деятельность по следующим на­правлениям:

1. Разработка конвенций и рекомендаций о труде.

2. Оказание технической помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки.

3. Обучение и просвещение по вопросам, входящим в круг деятельности МОТ.

Помимо МОТ, на международном уровне также дей­ствует Международная организация по миграции (MOM). Эта организация разрабатывает программы, на­правленные на упорядочение миграционных потоков, оказание практической помощи в организации мигра­ции. В функции MOM входит:

— способствовать упорядочению и планированию миграции граждан;

— способствовать перемещению квалифицированной рабочей силы и членов их семей, которые могут содействовать развитию принимающей страны;

— организовывать перемещение беженцев и др.

Во многих международных организациях есть служ­бы, которые занимаются вопросами миграции.

Одним из важных методов межнационального регу­лирования миграции работников является заключе­ние международных соглашений, которые могут быть двух- и многосторонними. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в про­цесс трудовой миграции.


МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА

 

Международное движение капитала началось значи­тельно позже, чем международная торговля то­варами и международная трудовая миграция, и в своем развитии прошло несколько этапов.

Первый этап эволюции международного движения капиталаначинается на ру­беже XVII—XVIII веков после завершения процессов первоначального накопления капиталов с развитием ка­питалистических производственных отношений и продолжается до конца XIX века. Его называют «этапом зарождения вывоза капи­талов», так как он мигрировал исключительно в одном направ­лении (из метрополий в колонии) и носил ограничен­ный и случайный характер.

Второй этап отсчитывают с конца XIX - начала XX ве­ков до середины XX века, то есть по мере утверждения и распространения в мировом хозяйстве капиталисти­ческих производственных отношений. На данном этапе вывоз капитала становится типичным, повторяющимся и ха­рактерным явлением, что позволяет назвать данный этап «этапом вывоза капитала».

Вывоз капитала – это процесс изъятия части капи­тала из национального оборота одной страны и переме­щения его в товарной или денежной форме в сферу про­изводства или обращения другой страны для систематического получения прибыли либо достижения других экономических или политических целей.

Третий этап эволюции международных перемеще­ний капитала начинается с середины XX века и про­должается до настоящего времени. Суть этого этапа более точно отражает термин «между­народная миграция капитала».

Причин этому несколь­ко:

1) во-первых, вывоз капитала осуществляют не только промышленно развитые страны, но и многие раз­вивающиеся страны и бывшие социалистические страны;

2) во-вторых, страны одновременно становятся и экс­портерами и импортерами капитала;

3) в-третьих, экспорт капиталов вызывает значитель­ные по объемам обратные движения капиталов в виде процентов на кредиты, предпринимательской прибыли, дивидендов по акциям.

Таким образом, международная мигра­ция капитала - это процессы встречного движения капиталов между различными странами мирового хозяйства независимо от уровня их социально-экономи­ческого развития, приносящие дополнительные доходы их собственникам.

Международная миграция капитала состоит из его экспорта (вывоза из страны) и импорта (ввоза в страну).

Страны, экспортирующие капитал, называются странами базирования. Импортирующие страны называются принимающими.

Объективной основой международной миграции ка­питаловявляется неравномерность экономического развития стран мирового хозяйства, которая на прак­тике выражается:

— в неравномерности накопления капитала в различ­ных странах;

— в «относительном избытке» капитала в отдельных странах;

— в несовпадении спроса на капитал и его предложения в различных звеньях мирового хозяйства.

На развитие процесса международной миграции капиталов влияют две группы факторов:

1) факторы экономического характера:

— развитие производства и поддержание темпов экономического роста;

— глубокие структурные сдвиги как в мировой эко­номике, так и в экономике отдельных стран;

— углубление международных специализации и кооперации производства;

— рост транснационализации мировой экономики;

–– рост интернационализации производства и развитие интеграционных процессов;

–– активное развитие всех форм мирохозяйственных связей;

2) факторы политического характера:

–– либерализация процессов экспорта/импорта капи­тала;

–– политика индустриализации в странах «третьего мира»;

–– проведение экономических реформ в странах с переходной экономикой (приватизация государствен­ных предприятий, поддержка частного сектора, ма­лого бизнеса);

–– политика поддержки уровня занятости.

Международная миграция капитала имеет целый ряд форм реализации, которые на практике классифицируют­ся по нескольким признакам.

По форме собственности различают:

1) частный вывоз капитала – частными промышленными компаниями и банками;

2) государственный вывоз – правительством за счет средств бюджета или государственными организациями и компаниями;

3) вывоз капитала международными валютно-финансовыми компаниями и организациями;

4) смешанный вывоз.

В зависимости от цели и характера использования капитал вывозится в 2 основных формах: предпринимательский капитал (зарубежные инвестиции) и ссудный капитал (международные кредиты).

Предпринимательский капитал в свою очередь вывозится в форме прямых и портфельных инвестиций.

Прямые инвестиции предполагают создание собственного производства за границей либо покупку контрольного пакета акций местной компании.

Для при­нимающей страны прямые иностранные инвестиции имеют ряд преимуществпо сравнению с другими формами международного эко­номического партнерства:

1. они служат источником капитала для вло­жений в производство товаров и услуг, обеспечивают трансферт технической помощи, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга;

2. иностранные инвестиции в отличие от иностранных займов и кредитов не ложатся дополни­тельным бременем на внешний долг страны, а напро­тив, способствуют получению средств для его погаше­ния;

3. ПИИ содействуют наиболее эффективной интеграции национальной экономики в мировую, бла­годаря возрастающим внешним контактам, разнообраз­ному производственному и научно-техническому сотруд­ничеству.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.138 сек.