КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процесс развития мировой экономики тесно взаимосвязан с эволюцией развития международных экономических отношений. 2 страница
либерализация мировой торговли; содействие экономическому росту; повышение экономического благосостояния людей. ВТО занимается 3 основными сферами деятельности, к которым относятся: торговля товарами ("Генеральное соглашение по тарифам и торговле" – 1994); охрана интеллектуальной собственности ("Cоглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности" (ТРИПС)) и обмен услугами ("Генеральное соглашение по торговле услугами" (ГАТС)). Эти 3 основных соглашения уточняют 25 дополнительных. Основными функциями Всемирной торговой организации являются: контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами ВТО; организация и проведение торговых переговоров между членами ВТО; мониторинг торговой политики членов ВТО; сотрудничество с международными организациями; прием новых членов в состав ВТО; разрешение торговых споров между членами ВТО. Структура ВТО: 1) высший орган - конференция министров (собирается раз в два года); 2) текущую работу ведет Генеральный совет, который делегирует свои права трем советам: по торговле товарами, услугами, торговым аспектам прав интеллектуальной собственности; 3) кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты: по торговле и развитию, по ограничениям, по бюджету, по административным вопросам; 4) имеется также два специальных органа: по урегулированию разногласий и по проведению периодических обзоров торговой политики.
РОССИЯ И ВТО
Особой проблемой стало вступление России в ВТО. В 1962 году СССР приглашали в ГАТТ без всяких условий, но Хрущев отказался из-за «империалистического и эксплуататорского характера» этой организации. В сентябре 1986 г. СССР сам обратился с заявкой на участие в уругвайском раунде ГАТТ. Однако делегаты сессии "не нашли времени рассмотреть" ее. В мае 1990 г. СССР был принят в ГАТТ только наблюдателем. В 1995 г. уже Россия подала заявку на вступление в ВТО.
Вступление проходит через четыре стадии. 1. страна должна предоставить в ВТО полное описание своей торговой и экономической политики, которая может повлиять на соглашения ВТО; 2. заявитель должен начать двухсторонние переговоры со всеми странами, входящими в ВТО, чтобы увязать различные торговые интересы всех сторон; 3. ВТО и перспективный участник составляют условия членства и список обязательств будущего участника; 4. принимается решение о членстве страны-заявителя генеральным консулом ВТО или Конференцией министров, для чего нужно получить 2/3 голосов. Вопрос вступления России в ВТО начал решаться с 1995 г. В апреле 1999 года Россия завершила первый этап присоединения к Всемирной торговой организации и начала переговоры с другими странами. В марте 2001 года на очередных переговорах в Москве был выработан прогноз о приеме России в ВТО к концу 2003 года. Однако до сих пор мы не вступили в эту организацию. Переговоры о вступлении России в ВТО идут по 3 основным направлениям: 1) снижение таможенных тарифов, 2) размер государственной поддержки сельского хозяйства, 3) доступ иностранных компаний на российский рынок услуг. Партнеры России по переговорам заинтересованы, с одной стороны, в присоединении страны с емким рынком сбыта к ВТО, а с другой - в увеличении ее обязательств по доступу на этот рынок. Требования, предъявляемые к РФ сводятся, в основном: к допуску иностранных компаний на рынок услуг и к конкурсам на проведение государственных закупок; снижению или полной отмене пошлин на сельскохозяйственное и медицинское оборудование, компьютеры, мебель, пиво и другие товары;
отказу государства от финансовой поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции и соблюдению норм ВТО при дотировании аграрного комплекса. Среди других разногласий РФ и ВТО - сроки переходного периода (Россия отстаивает свое право на постепенное открытие своего рынка в течение 7 лет, а ВТО сокращает этот срок до 3 лет). Выполнение условий вхождения в ВТО имеет для РФ неоднозначные последствия. К положительным моментам вступления России в ВТО можно отнести следующие: 1. В выигрыше окажутся, прежде всего, обычные российские граждане, т.к. снижение таможенных пошлин приведет к снижению либо стабилизации цен на импортные товары. 2. Россия получит недискриминационные условия доступа для российских товаров и услуг на зарубежные рынки. В отношении российского экспорта действует около 60 антидемпинговых законов в США, Канаде, странах ЕС. Россия дискриминируется по 58 позициям, в основном в области химической, металлургической и текстильной промышленности. Количество санкций против России неуклонно растет, что наносит экономике России ущерб в 1,5—2 млрд. долл. ежегодно. 3. Страна получит доступ к механизму ВТО по разрешению торговых споров - возможность некоторого влияния на определение торговой политики в глобальных масштабах. В данный момент Россия не имеет практически никаких рычагов влияния на мировую торговлю товарами и услугами. Развитые страны диктуют свои условия на мировых рынках, в особенности на рынках сырья. А так как российский экспорт имеет сырьевую направленность, многие российские экспортеры вынуждены мириться с условиями, существующими на данный момент времени, теряя при этом многие миллионы долларов, в результате чего и казна РФ не дополучает так необходимые валютные поступления. Вступив в ВТО, Россия сама сможет диктовать условия на определенных рынках. 4. Вступив в ВТО, Россия сможет получать информационно-консультативные услуги, которые очень важны в условиях перехода к рыночной экономике. Информация о стандартах, технических требованиях к продукции на рынках других стран повысит качество отечественной продукции, сделает ее конкурентоспособной. 5. Цивилизованные правила будут внедрены на внутреннем российском рынке.
Наряду с предполагаемые преимущества Россию после вступления в ВТО могут ожидать и следующие негативные последствия: 1. Закрытие до 80 % предприятий, выпускающих неконкурентоспособную продукцию, рост безработицы, ухудшение криминогенной обстановки в стране. 2. Снижение импортных пошлин при кризисном состоянии многих отраслей отечественной промышленности создаст для страны еще большие трудности, нанеся серьезный удар по национальным производителям. 3. Существенно сократятся поступления налогов и таможенных пошлин в федеральный бюджет страны. 4. Членство в ВТО существенно ограничит свободу государства в области применения тех или иных эффективных мер регулирования внешнеэкономической деятельности, особенно ограничивающих импорт.
МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
Миграция населения – это процесс перемещения людей через территориальные границы со сменой навсегда либо на более или менее длительное время постоянного места жительства, либо с регулярным возвращением к нему. Миграция – это два взаимосвязанных процесса: эмиграция (выезд из страны)и иммиграция (въезд в страну). По времени миграция делится на постоянную или безвозвратную, временную и сезонную. В зависимости от географических направлений различают внутреннюю (перемещение населения между городами и районами одной страны) и внешнюю (внутриконтинентальную и межконтинентальную) миграцию. В зависимости от правового статуса миграция может быть легальной и нелегальной. Переселения по политическим, социальным, религиозным и другим мотивам в мире существуют давно. Основными их причинами являлись войны и конфликты. В настоящее время все больше людей переселяются из-за экологических бедствий, истощения почвы, лесных пожаров, существует миграция по национальному признаку (в Израиль, Германию). Резкие различия в уровнях рождаемости в соседних странах также оказывают влияние на процесс миграции населения. Международная миграция рабочей силы, или трудовая миграция, -это перемещение, переселение трудоспособного населения из страны в страну, отражающее процесс перераспределения трудовых ресурсов между отраслями всемирного хозяйства. В основе трудовой миграции лежат экономические причины: безработица, низкий уровень жизни, различия в социально-экономических условиях государств, уровне заработной платы, наличие относительного перенаселения. К неэкономическим причинам миграции населения относятся: политические, религиозные, национальные и др. ЦЕНТРЫ ПРИТЯЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
В ХХ веке структура трудовой миграции изменилась. Если в конце XIX - начале ХХ века мигрировали в основном промышленные рабочие и разоряющиеся крестьяне, то после Второй мировой войны активно развивается процесс международной миграции технической и научной интеллигенции, так называемая "утечка умов". Причина этого в поиске приемлемых условий труда, возможности создания научной школы, возможности использовать различия в статусе и вознаграждении ученых. Наибольшие потери от миграции квалифицированной рабочей силы несут развивающиеся страны. Можно выделить 7 международных центров, притягивающих трудовые ресурсы из других стран: 1) Западная Европа. Традиционный центр притяжения рабочей силы. 2) Северная Америка. Трудовые ресурсы США в основном сформировались за счет иммигрантов. С 1924 г. структура иммиграционных квот, установленная конгрессом США, была благоприятной для въезда жителей Северо-Западной Европы. Реформа иммиграционного законодательства в 1965 г. стимулировала въезд выходцев из Азии и Латинской Америки. Новый иммиграционный закон 1990 г. предоставил большие возможности для квалифицированных специалистов из стран Европы. Таким образом, США является вторым традиционным центром притяжения рабочей силы. После терактов 2001 г. въездные квоты в США резко снизили и ограничили въезд из развивающихся стран. 3) Ближний Восток. Много иностранцев в основном из бедных стран Южной и Юго-Восточной Азии едут работать в нефтедобывающие страны Персидского залива. 4) Африка. Для этого региона характерна внутриконтинентальная миграция. Основные принимающие страны: страны Северной Африки, Намибия и ЮАР. Негритянское население из ближайших стран нанимают в основном для работы в золотодобывающей, алмазной, урановой промышленности. 5) Латинская Америка. В основном мигрантов принимают Аргентина и Венесуэла, причем на непродолжительные сроки, так как наиболее распространенной формой является сезонная сельскохозяйственная миграция. 6) Страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Основными импортерами рабочей силы являются Новые индустриальные страны (НИСы). Миграция в них идет в основном для работы в открывающихся там японских, европейских, американских ТНК. 7) Россия. Наша страна одновременно импортирует и экспортирует рабочую силу, чему немало способствовало появление "ближнего зарубежья", превратившего внутреннюю миграцию в бывшем СССР во внешнюю. Из граждан СНГ первые места среди "нелегалов" занимают граждане Азербайджана и Грузии, а также жители Украины. По нелегальным мигрантам из "третьих стран" лидирует Китай. Большой поток беженцев и вынужденных переселенцев идет к нам из Казахстана, Таджикистана, Узбекистана. Немалую роль в этом сыграли вооруженные конфликты. Кроме того, люди приезжают в нашу страну, спасаясь от притеснений во многих странах, где жизнь русскоязычного населения стала невыносимой (например, из Прибалтики). В Россию бегут не только из соседних стран, но даже из тех, с которыми у нас нет общих границ, — Афганистана, Турции, Шри-Ланки, Кении.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ Для принимающих стран – это фактор подъема экономики. Обычно иммигранты заняты в трудоемких и не пользующихся спросом у местного населения отраслях. Часто некоторые отрасли национальной экономики становятся полностью зависимыми от иностранной рабочей силы - особенно в строительстве, угледобывающей промышленности, в сфере услуг. Местные предприниматели экономят на том, что при иммиграции сдерживается рост заработной платы национальных рабочих. Экономятся большие средства на подготовке кадров. В странах-экспортерах при эмиграции снижается безработица. Если мигранты возвращаются, то уже получив или повысив квалификацию, при этом они ввозят с собой иностранную валюту. Кроме того, рабочие посылают домой денежные переводы, и в некоторых странах денег от переводов поступает в несколько раз больше, чем от экспорта товаров. Например, в Египте поступлений от эмигрантов в 3 раза больше, чем доходов от эксплуатации Суэцкого канала. Существует три прямых источника доходов от выезда рабочей силы для стран, из которых идет эмиграция: 1) поступления валюты в виде налогов от операций фирм-посредников в найме рабочей силы; 2) непосредственные переводы эмигрантов на родину родственникам в иностранной и отечественной валюте. 3) личное инвестирование эмигрантов (перевод ценных бумаг, товаров длительного пользования, покупка земли).
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИИ рабочей силы Осуществляя экономическую политику, государство регламентирует и процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику, направленную на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее. Миграционная политика подразделяется на эмиграционную и иммиграционную. Во всех промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы. В России с 1993 года существует Федеральная миграционная служба. Нормативно-правовая база, обеспечивающая регулирование трудовой эмиграции, включает в себя соответствующие статьи Конституции страны, национальное эмиграционное законодательство, двусторонние и многосторонние международные соглашения. В дополнение к этому ряд стран принимает специальные эмиграционные программы. Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты: 1. жесткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими финансовых и юридических гарантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов; 2. лимитирование выдачи загранпаспортов; запрет на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет; 3. проведение валютной и банковской политики поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам; продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами; 4. проведение таможенной политики, предусматривающей таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов. Например, в Бангладеш правительство разрешает мигрантам ввозить в страну по льготным таможенным тарифам свыше 40 наименований изделий; 5. разработка программы рабочих мест для возвращающихся эмигрантов; 6. выдача кредитов и предоставление льгот возвращающимся эмигрантам на постройку и приобретение жилья; 7. выдача кредитов для открытия собственного бизнеса. Прирегулировании иммиграции большинство принимающих стран используют такой подход: государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий: – работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу (строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие); – специалисты для новых и перспективных отраслей (программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие); – представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения); — специалисты с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели); — крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места. Ограничительные инструменты иммиграционной политики включают в себя: Качественные требования к профессиональной квалификации иностранной рабочей силы, в частности, наличие сертификата об образовании, и стажа работы по специальности. Введение возрастного ценза для въезжающих, в ряде стран ограничивают въезд по половым признакам. Проверка состояния здоровья потенциальных иммигрантов. Ограничения политического характера. Так, в США ограничен въезд членов коммунистической или любой другой партии тоталитарного типа. Прямое квотирование импорта рабочей силы, выражающееся в законодательно устанавливаемом соотношении численности иностранных и национальных кадров на предприятии. Ограничение времени работы в стране. В России в соответствии с «Положением о привлечении и использовании иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 года разрешение выдается на срок до 1 года и еще может быть продлено на такое же время. Запреты на профессии в явной или косвенной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено. Национально-географические приоритеты, отражающие предпочтительные регионы иммиграции. Система санкций, в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, а также лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы и работодателей, незаконно использующих труд мигрантов. Можно выделить 10 направлений дискриминации со стороны принимающих стран по отношению к иммигрантам: 1. В области занятости: наем на самые тяжелые работы, иммигрантов позже всех нанимают и раньше увольняют. 2. Удлиненный режим рабочего времени, ночные смены. 3. Заниженные ставки оплаты, отсутствие льгот и премий. 4. Отсутствие социальных выплат по безработице, старости и инвалидности. 5. Ограничения в найме жилья. 6. Ограничения в получении образования для членов семьи. 7. Менее квалифицированная медицинская помощь. 8. Заработная плата выдается в отечественных деньгах и иностранной валюте. Их процентное соотношение определяется государством. 9. Нет профсоюзов. Запрещено в них участвовать. 10. Религиозная замкнутость. Международное регулирование миграции населения
Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает в себя: - двусторонние и многосторонние международные соглашения использования труда мигрантов и их социально-экономических прав; - деятельность международных экономических организаций, к которым относятся: Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (MOM) и др. Ведущая роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит Международной организации труда (МОТ), имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 году, согласно Версальскому мирному договору в рамках тогда ещё Лиги Наций, как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда. Согласно уставу целями МОТ являются достижение всеобщего и прочного мира «на основе социальной справедливости» и улучшение существующих условий труда, что может быть достигнуто регламентацией рабочего времени (включая установление максимальной продолжительности рабочего дня), охраны труда, безопасности и распространения всех названных норм на иммигрантов и т.п. МОТ осуществляет деятельность по следующим направлениям: 1. Разработка конвенций и рекомендаций о труде. 2. Оказание технической помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки. 3. Обучение и просвещение по вопросам, входящим в круг деятельности МОТ. Помимо МОТ, на международном уровне также действует Международная организация по миграции (MOM). Эта организация разрабатывает программы, направленные на упорядочение миграционных потоков, оказание практической помощи в организации миграции. В функции MOM входит: — способствовать упорядочению и планированию миграции граждан; — способствовать перемещению квалифицированной рабочей силы и членов их семей, которые могут содействовать развитию принимающей страны; — организовывать перемещение беженцев и др. Во многих международных организациях есть службы, которые занимаются вопросами миграции. Одним из важных методов межнационального регулирования миграции работников является заключение международных соглашений, которые могут быть двух- и многосторонними. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА
Международное движение капитала началось значительно позже, чем международная торговля товарами и международная трудовая миграция, и в своем развитии прошло несколько этапов. Первый этап эволюции международного движения капиталаначинается на рубеже XVII—XVIII веков после завершения процессов первоначального накопления капиталов с развитием капиталистических производственных отношений и продолжается до конца XIX века. Его называют «этапом зарождения вывоза капиталов», так как он мигрировал исключительно в одном направлении (из метрополий в колонии) и носил ограниченный и случайный характер. Второй этап отсчитывают с конца XIX - начала XX веков до середины XX века, то есть по мере утверждения и распространения в мировом хозяйстве капиталистических производственных отношений. На данном этапе вывоз капитала становится типичным, повторяющимся и характерным явлением, что позволяет назвать данный этап «этапом вывоза капитала». Вывоз капитала – это процесс изъятия части капитала из национального оборота одной страны и перемещения его в товарной или денежной форме в сферу производства или обращения другой страны для систематического получения прибыли либо достижения других экономических или политических целей. Третий этап эволюции международных перемещений капитала начинается с середины XX века и продолжается до настоящего времени. Суть этого этапа более точно отражает термин «международная миграция капитала». Причин этому несколько: 1) во-первых, вывоз капитала осуществляют не только промышленно развитые страны, но и многие развивающиеся страны и бывшие социалистические страны; 2) во-вторых, страны одновременно становятся и экспортерами и импортерами капитала; 3) в-третьих, экспорт капиталов вызывает значительные по объемам обратные движения капиталов в виде процентов на кредиты, предпринимательской прибыли, дивидендов по акциям. Таким образом, международная миграция капитала - это процессы встречного движения капиталов между различными странами мирового хозяйства независимо от уровня их социально-экономического развития, приносящие дополнительные доходы их собственникам. Международная миграция капитала состоит из его экспорта (вывоза из страны) и импорта (ввоза в страну). Страны, экспортирующие капитал, называются странами базирования. Импортирующие страны называются принимающими. Объективной основой международной миграции капиталовявляется неравномерность экономического развития стран мирового хозяйства, которая на практике выражается: — в неравномерности накопления капитала в различных странах; — в «относительном избытке» капитала в отдельных странах; — в несовпадении спроса на капитал и его предложения в различных звеньях мирового хозяйства. На развитие процесса международной миграции капиталов влияют две группы факторов: 1) факторы экономического характера: — развитие производства и поддержание темпов экономического роста; — глубокие структурные сдвиги как в мировой экономике, так и в экономике отдельных стран; — углубление международных специализации и кооперации производства; — рост транснационализации мировой экономики; –– рост интернационализации производства и развитие интеграционных процессов; –– активное развитие всех форм мирохозяйственных связей; 2) факторы политического характера: –– либерализация процессов экспорта/импорта капитала; –– политика индустриализации в странах «третьего мира»; –– проведение экономических реформ в странах с переходной экономикой (приватизация государственных предприятий, поддержка частного сектора, малого бизнеса); –– политика поддержки уровня занятости. Международная миграция капитала имеет целый ряд форм реализации, которые на практике классифицируются по нескольким признакам. По форме собственности различают: 1) частный вывоз капитала – частными промышленными компаниями и банками; 2) государственный вывоз – правительством за счет средств бюджета или государственными организациями и компаниями; 3) вывоз капитала международными валютно-финансовыми компаниями и организациями; 4) смешанный вывоз. В зависимости от цели и характера использования капитал вывозится в 2 основных формах: предпринимательский капитал (зарубежные инвестиции) и ссудный капитал (международные кредиты). Предпринимательский капитал в свою очередь вывозится в форме прямых и портфельных инвестиций. Прямые инвестиции предполагают создание собственного производства за границей либо покупку контрольного пакета акций местной компании. Для принимающей страны прямые иностранные инвестиции имеют ряд преимуществпо сравнению с другими формами международного экономического партнерства: 1. они служат источником капитала для вложений в производство товаров и услуг, обеспечивают трансферт технической помощи, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга; 2. иностранные инвестиции в отличие от иностранных займов и кредитов не ложатся дополнительным бременем на внешний долг страны, а напротив, способствуют получению средств для его погашения; 3. ПИИ содействуют наиболее эффективной интеграции национальной экономики в мировую, благодаря возрастающим внешним контактам, разнообразному производственному и научно-техническому сотрудничеству.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |