Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие культуры в 1920-1930-е гг




 

Строительство нового общества требовало изменения и духовно-нравственного развития человека, его культурного уровня. На ход культурного строительства, его особенности наложили отпечаток относительная отсталость России от развитых стран, разрыв в уровне культуры между социальными слоями населения, между различными народамистраны. До Октябрьской революции более 70 % взрослого населения страны не умело считать и писать. Борьба с неграмотностью стала важнейшим делом в области образования.

Первый пятилетний план предусматривал введение к 1932 г. всеобщего начального обучения детей младшего школьного возраста. Всеобщее обязательное начальное обучение в целом по стране было осуществлено к концу второй пятилетки (1937 г.). Возросшее финансирование позволило в 30-е годы построить более 30 тыс. школьных зданий, выпустить около 300 млн. экземпляров учебников по всем предметам, вдвое расширить сеть педагогических учебных заведений для подготовки учителей. В 1937 г. в городах было введено всеобщее обязательное семилетнее (неполное среднее) образование, а в 1939 г. поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию (десятилетке). Однако обучение в старших классах стало с 1940 г. платным (300 руб. в год). Это переключило интерес большинства городской молодежи с общеобразовательной школы на ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), готовившие кадровый резерв квалифицированной рабочей силы. К 1930 г. безработица в СССР была ликвидирована.

В 30-е годы крупные изменения произошли и в высшем образовании. С 1932 г. упор был сделан на качество и фундаментальность подготовки специалистов. Были восстановлены вступительные экзамены в вузы. Для повышения ответственности и роли преподавателей в учебном процессе в 1934 г. установлены ученые степени и звания. К концу 30-х годов в 820 вузах обучалось более 800 тыс. студентов, из которых около 60 % составляли женщины. На 1 января 1941 г. в народном хозяйстве СССР работало 908 тыс. специалистов с высшим образованием. Более половины из них были выходцами из рабоче-крестьянской среды.

В 30-е годы главной особенностью развития науки стал крутой поворот к нуждам экономического развития страны. Как и прежде главным научным центром страны была Академия наук СССР, филиалы которой стали создаваться в столицах республик.

В начале 30-х годов на основе разработок советских химиков во главе с академиком С.В.Лебедевым было налажено производство синтетического каучука из этилового спирта. В 1932 г. геологи под руководством академика И.М.Губкина открыли новые нефтеносные районы на Урале и в Башкирии. Академик Н.И.Вавилов собрал крупнейшую в мире уникальную коллекцию культурных растений пяти континентов для изучения и практического использования. Особенно значительными были научные разработки физиков, работавших на оборону. В 1933 г. группа изучения реактивного движения создала и запустила первые советские ракеты. В эту группу входили и будущий создатель первого в мире реактивного оружия («Катюши») А.Г.Костиков и будущий главный конструктор космических кораблей С.П.Королев.

Особую страницу в научной летописи 30-х годов вписали исследователи Арктики во главе с О.Ю.Шмидтом. В июле 1933 г. он возглавил научную экспедицию через Ледовитый океан на корабле «Челюскин», который вскоре попал в ледовое сжатие и затонул. В далеком Чукотском море на дрейфующей льдине полярники создали «лагерь Шмидта». Изучение и освоение Арктики продолжили И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель, Е.К.Федоров, П.П.Ширшов. В районе Северного полюса были созданы опорные метео- и радиостанции. Благодаря им в 1937 г. летчики В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков и А.В.Беляков впервые по кратчайшей прямой совершили беспосадочный перелет через полюс в США.

Значительных успехов достигло советское авиастроение (разработка конструкции цельнометаллического самолета А.Н.Туполевым и др.), однако во время массовых репрессий конца 30-х годов многие ученые, в том числе и авиаконструкторы, были арестованы. Некоторые из них продолжили свои работы в заключении в специальных лабораториях системы НКВД.

Во второй половине 30-х годов в научных дискуссиях стали активно использовать политические ярлыки. Оппоненты часто лишались не только работы по специальности, но и свободы, а порой и жизни. Президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук Н.И.Вавилов в 1935 г. был отстранен от руководства академией и вскоре арестован.

Развитие литературы и искусства в 30-е годы определялось постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Все объединения творческой интеллигенции были ликвидированы, начался процесс создания новых единых «отраслевых» организаций республиканского и всесоюзного масштаба. Крупным событием в культурной жизни страны стал I съезд советских писателей, состоявшийся в августе 1934 г. и избравший председателем правления Союза писателей A.M.Горького. Он стал активным пропагандистом социалистического реализма, который провозглашался основным художественным методом, отражавшим интересы рабочего класса. В 1936-1937 гг. развернулась борьба с формализмом в литературе и искусстве. Новаторство в музыкальном и театральном искусстве осуждалось. Современная драма, сатира, любовная лирика фактически запрещались, неполитические темы сворачивались. В книгах, фильмах, пьесах, музыке господствовала военная тема. К числу важнейших достижений советской литературы 30-х годов относятся романы «Жизнь Клима Самгина» А.М.Горького, «Поднятая целина» М.А.Шолохова, «Как закалялась сталь» Н.А.Островского, «Петр Первый» А.Н.Толстого, книги для детей А.П.Гайдара и др. Продолжалось поэтическое творчество А.А.Ахматовой, Б.Л.Пастернака, О.Э.Мандельштама.

Крупнейшими явлениями в музыкальной жизни стали произведения С.С.Прокофьева, A.И.Хачатуряна, Д.Д.Шостаковича. Широкую популярность приобрели песни И.Дунаевского, А.Александро­ва, В.Соловьева-Седого.

Значительный шаг в своем развитии сделала кинематография. Фильмы «Чапаев» С. и Г.Васильевых, «Депутат Балтики» И.Хейфица и А.Зархи, «Александр Невский» С.Эйзенштейна, комедии Г.Александрова «Веселые ребята» и «Цирк» вошли в золотой фонд отечественной культуры.

В живописи также активно разрабатывалась историко-рево­люционная тематика.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что составляло содержание политики «военного коммунизма»?

2. В чем суть НЭПа? Каковы итоги НЭПа?

3. Раскройте предпосылки, варианты и принципы устройства СССР.

4. Каковы были возможные альтернативы развития СССР в 1930-е гг.?

5. Что такое индустриализация и коллективизация? Как они проводились?

6. Докажите противоречивость политического развития СССР в 1930-е гг.?

7. Определите признаки тоталитарного режима в СССР в 1930-е гг.

8. Охарактеризуйте основные тенденции развития культуры в 1920-1930- е гг.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 3293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.