КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нормы современного русского литературного языка. Орфоэпические и акцентологические нормы. Лексические и фразеологические нормы
В основной части выступления можно использовать прием «эллипса» – недоговаривания последнего слова фразы. Слушатели сами договаривают это слово, чем вовлекаются в процесс активного восприятия. Сила голоса имеет большое значение: речь оратора должна быть хорошо слышна в разных концах аудитории. Однако если голос выступающего слишком громкий, это может вызвать раздражение у слушателей. Время подготовки к выступлению определяется уровнем профессионализма и культуры оратора, а также характером самого выступления. Чем выше профессионализм и культура выступающего, тем меньше времени нужно тратить на подготовку конкретного выступления. Неопытным ораторам нужно больше времени, чем «зубрам». Риторика как наука об ораторском искусстве; ее предмет и задачи. Вопросы ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА 2. Виды ораторской речи. 3. Риторические законы. 4. Подготовка публичного выступления. 5. Композиция речи. Методы изложения материала. 6. Произнесение речи. 6.1. Технические характеристики звучащей речи. 6.2. Вербальные средства оратора. 6.3. Невербальные средства оратора. 6.4. Приемы установления и поддержания контакта оратора и аудитории. -1- Существует множество определений риторики, но почти во всех присутствует понятие «искусство», «мастерство»: искусство убеждения, искусство говорить хорошо, искусство украшения речи, искусство речевого воздействия и т.д. Следует отметить определение, предложенное А.К.Михальской: «Риторика – это теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи»[15]. Это обобщающее определение мы будем использовать как рабочее. В советское время риторика – и как учебная дисциплина, и как область исследования – была под запретом, поскольку противоречила самой сути тоталитарного режима (риторика – «дитя демократии»). Понятие «риторика» связывалось с пустословием, краснобайством, напыщенной речью, что отражено, в частности, в Толковом словаре русского языка под ред. Д.Н.Ушакова (М., 1939. Т.3). В настоящее время подобное понимание риторики уходит в прошлое. Сейчас риторика – чрезвычайно актуальная сфера исследования, тесно соприкасающаяся с такими областями науки о языке, как стилистика, прагматика, культура речи. Путь современной риторики – это и обращение к риторическому наследию античности, и воскрешение отечественных риторических традиций, и учет опыта западных риторических школ[16]. Положение риторики в системе знаний определяется неразрывной связью ее с такими науками, как логика, этика, философия, психология. Убеждение построено на законах логики и знании психологии человека. Диалектические основы науки убеждать заложены выдающимися философами античности. Необходимость изучения риторики очевидна, так как именно владение риторическими знаниями обеспечивает успех коммуникации в разных областях человеческой жизни – и бытовой, и профессиональной. Особенно важны эти знания тем, чье умение общаться с людьми является частью профессиональной подготовки: преподавателям, журналистам, юристам, руководителям разных рангов, политикам и др.
-2- Публичная, или ораторская, речь – это устная речь, направленная на то, чтобы донести до слушателей определенную информацию, сформировать у них четкое представление о каком-либо предмете, явлении, событии, а также побудить их к конкретным действиям, поступкам. В современной научной и методической литературе существует множество классификаций ораторской речи. В их основу положены различные принципы. Так, устные выступления делятся на монологические и диалогические, на эмоциональные и рациональные. Многие исследователи рассматривают виды публичной речи в зависимости от сферы коммуникации[17]. Существует несколько сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая. Таким образом, выделяются социально-политическая речь – выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этические темы. К этому виду публичной речи относятся доклады на съездах, собраниях; дипломатические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские выступления; академическая речь – вид речи, предназначенный для передачи научных сведений, способствующий формированию научного мировоззрения. К нему относятся вузовская и научно-популярная лекция, научный доклад, научное сообщение, обзор научных проблем; судебная речь – вид речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд. Выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитную, речь; духовная речь – вид речи, связанный с церковно-богословской сферой. К этому виду красноречия относятся проповедь, речь на соборе, которые произносятся либо в церкви, либо в другом месте для прихожан и соединяются с церковным действием, а также официальная богословская речь, адресованная самим служителям церкви; социально-бытовая речь – речь, связанная с такими ситуациями, как поздравление (тост; торжественное слово, посвященное отдельной личности, организации, предприятию) или прощание с ушедшим из жизни (поминальное слово). Публичные выступления классифицируются также в зависимости от цели высказывания. Выделяются: информационная речь (цель – обогатить слушателей новыми знаниями, дать новое представление о предмете речи); убеждающая речь (цель оратора – убедить аудиторию согласиться с ним в сложном вопросе, по которому нет единой точки зрения); призывающая к действию речь (цель – с помощью убедительных фактов активизировать психическую восприимчивость слушателей и призвать их к конкретному действию); речь по специальному поводу (приветственная, благодарственная, торжественная, траурная речь).
-3- Любое публичное выступление, независимо от того, к какому виду ораторской речи оно относится, должно обладать следующими качествами: определенностью (ясностью и недвусмысленностью), непротиворечивостью, последовательностью, обоснованностью и доказательностью. Все эти качества обеспечиваются соблюдением основных формально-логических законов. Формально-логические законы имеют самостоятельное значение и действуют независимо от воли и желания людей в любом процессе познания. Эти законы отражают закономерные процессы и явления объективного мира. Первый формально-логический закон – закон тождества: каждая мысль в процессе рассмотрения должна иметь одно и то же содержание. Это означает, что в процессе рассмотрения нельзя подменять один предмет мысли другим. Второй закон – закон противоречия: две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными. Например, не могут быть одновременно истинными суждения в следующем алогичном высказывании: «Воин лежал на поле битвы невредим с разбитой головой». Закон противоречия обычно используется в доказательствах: если установлено, что одно из противоположных суждений истинно, то отсюда вытекает, что другое суждение ложно. Третий закон – закон исключенного третьего: из двух противоречащих друг другу высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно. Например, если истинно суждение «Наша фирма является конкурентоспособной», то суждение «Наша фирма не является конкурентоспособной» ложно. Четвертый закон – закон достаточного основания: каждая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана. Знание и осознанное применение перечисленных формально-логических законов дисциплинирует мышление, позволяет сделать выступление аргументированным, помогает избежать логических ошибок.
-4- Подготовка к публичному выступлению – сложный процесс, отражающий «путь» от мысли к слову, включающий в себя целый ряд этапов. Задумавший речь должен ответить для себя на три вопроса: Что сказать? Где сказать (в какой последовательности)? Как сказать (какими словами)? Этим вопросам соответствуют три важнейших раздела классического риторического канона (правила, образца; от греч. kanon – «правило»): изобретение содержания речи, расположение изобретенного и его словесное выражение. Изобретение содержания речи связано рядом конкретных действий. 1. С выбором и формулировкой темы. Тема должна быть близка выступающему и актуальная для слушателей. В формулировке темы должна быть заявлена стержневая идея выступления. 2. С определением цели выступления. Только имея перед собой четкую цель, можно сделать выступление действенным. 3. Со сбором и изучением материала. В качестве источников материала могут выступать официальные документы, научная и научно-популярная литература, справочная литература (словари, энциклопедии, статистические сборники, библиографические указатели и т.д.), художественная литература, статьи из газет и журналов, передачи на радио и телевидении, результаты социологических опросов, собственные знания и опыт. Расположение (построение) речи предполагает 1) составление плана; 2) написание вступления, основной части, заключения. Выражение связано с написанием текста выступления, с подбором оптимальных языковых средств для передачи содержания речи. В современных исследованиях по риторике выделяют еще целый ряд этапов подготовки к публичному выступлению: редактирование текста; запоминание речи; репетиция выступления; предварительная психологическая подготовка. Чем короче выступление, тем больше времени должно тратиться на его подготовку. Чтобы найти слова, аргументы, которые в кратчайший срок убедят слушателей, нужно проделать огромную аналитическую работу, отобрать самое главное, выстроить доводы в необходимой последовательности, продумать психологические моменты.
-5- Логическая организация речи предполагает четкость композиции (от лат. compositio – «составление, сочинение), поэтому важной частью докоммуникативной стадии работы над речью является продумывание ее построения. Классическая модель композиции включает следующие элементы: вступление, определение предмета, изложение, подтверждение, опровержение и заключение. Каждая из частей имеет свои целевые установки. Основная задача вступления – подготовить слушателей к восприятию речи: расположить их к себе, организовать внимание аудитории. Для этого используется ряд приемов: обращение к слушателям, апелляция к их интересам, вопросы, яркие примеры, случаи из жизни и т.д. В главной части оратору важно сообщить основную информацию, доказать свои положения, при необходимости опровергнуть точку зрения оппонента, убедить слушателей и, возможно, побудить их к определенным действиям. Для подготовки главной части выступления необходимо знакомство с теорией аргументации. Это знание требований к тезису (положению, которое требуется доказать), аргументам (доводам в обоснование тезиса), основным типам аргументов (аргумент к существу дела, аргумент к авторитету, аргумент к человеку), уместности их использования и правилам доказательства. Построение главной части выступления зависит от метода изложения материала. Существуют шесть основных методов изложения. Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Речь начинается с описания частных фактов, деталей, а потом слушатели подводятся к обобщениям и выводам. Этот метод изложения обычно используется в агитационных выступлениях. Например: Уважаемые избиратели! Разрешите представить вам кандидата в депутаты Самарской Городской Думы Инну Савельевну Савченко. Инна Савельевна долгое время занимала в издательской компании «Вектор» должность руководителя отдела маркетинга и распространения. Она зарекомендовала себя как грамотный и инициативный сотрудник, великолепный организатор. Через год после ее прихода в компанию тираж изданий увеличился на 20%, ею была разработана и внедрена новая система распространения изданий в регионах. Благодаря ее усилиям у компании появились новые партнеры и рекламодатели. Инна Савельевна умеет находить решения в сложных обстоятельствах, ее действия всегда нацелены на достижение результата. Голосуя за Инну Савельевну Савченко, вы обретете в Думе надежного защитника интересов среднего класса. Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Сначала выдвигается общее положение, а затем его смысл разъясняется на конкретных примерах. Дедуктивным методом часто пользуются в рекламных выступлениях. Например: Предлагаем вашему вниманию цифровую многофункциональную технику (MFP) Nashuatec, позволяющую резко снизить расходы средств и времени на копирование документов. Созданный на базе копировального аппарата MFP Nashuatec объединяет копир, принтер, факс и сканер, сочетая выносливость и скорость копира (миллионы отпечатков за срок службы и десятки копий в минуту) с качеством лазерного принтера (600 точек на дюйм). Теперь пользователю нет необходимости ждать, пока персональный принтер отпечатает 200-страничный каталог со скоростью 8-10 страниц в минуту, далее размножать его на копировальном аппарате в количестве 40 экз., теряя в качестве, а затем раскладывать все листы на 40 стопок. Достаточно просто отправить документ со своего компьютера на MFP Nashuatec, задав количество копий, и вы получите 40 подобранных и отсортированных 200-страничных каталогов, при необходимости в обложках и сброшюрованных. Этот образец японской технологии заменяет десяток принтеров, копировальный аппарат и несколько факсов, занимая 1-1,5 кв. м вашего офиса. Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Например: Я убежден, что большинство людей боится жизни. Мы боимся быть самими собой. Жизнь связана с риском. Она означает активную вовлеченность. Жизнь - это испачканные руки. Это прыжок в центр толпы. Это падение лицом вниз. Но это и взлет выше головы, к звездам! Мне нравится такой образ. Когда мы появляемся на свет, то получаем весь мир в качестве подарка. Огромная коробка с громадной, длиннющей лентой! Однако некоторые люди даже не утруждают себя, чтобы развязать ленту, не говоря уж о том, чтобы раскрыть коробку. Если же они все-таки открывают ее, то ожидают увидеть там только красоту, чудо и восторг. Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы. Оратор переходит от общего рассмотрения излагаемого вопроса к более конкретному и углубленному его анализу. Например: Для чего люди изобрели приветствия? Зачем они приветствуют друг друга? Ведь этими словами они друг другу практически ничего не говорят. Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или мало? С одной стороны как будто немного: ведь новых сведений передано не было. Но, с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие приветствия. Да, никакой информации не несут наши «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день». Но они существуют. Почему? Потому что язык сохраняет огромное количество пластов доброжелательности, которое мы уничтожили во взаимоотношениях. Язык впитал в себя и несет все формы доброжелательного отношения к другому человеку. И начинается это с приветствия. Мы сейчас с вами формально относимся к этому. Ну, кивнул, сказал «привет», «салют», «чао» и пошел дальше. Мы стали относиться к этому как к формуле: я тебя вижу – и я тебя вижу, я тебя знаю – и я тебя знаю. Мы утратили элемент пожелательности в приветствии. Приветствие – это пожелание. Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Например: Если вы хотите обратиться к помощи нашей компании в осуществлении монтажа локальной компьютерной сети, вам необходима следующая информация. Цена. Общая цена комплектующих и работы по монтажу составляет 160 тыс. руб. Доставка. Доставка осуществляется силами нашей организации в течение одного месяца. Срок действия. Наше предложение действительно в течение трех месяцев с момента заключения договора. Оплата должна быть произведена по безналичному расчету через филиал банка не позднее 15 дней после выставления счета-фактуры. Благодарим Вас за внимание к продукции нашей компании. Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином предмете, явлении с течением времени. Например: Риторика проникла в Россию через Польшу и Украину в ХVII-начале XVIII в. Временем расцвета русской риторики считают первую половину ХIX в. Характерной особенностью русской риторики, отличавшей ее от всех других риторик, было деление на общую и частную. Общая риторика рассматривала общие законы речи, а частная описывала деловую, научную, ораторскую прозу. Во второй половине ХIX в. начинается постепенный упадок риторики как науки о прозе (деловой, научной, ораторской). Центром внимания филологической школы становится изучение художественной и поэтической форм речи. После 1917 г. делаются попытки возродить риторику как науку об ораторском искусстве, как учения о прозе. В 1918 г. в Петрограде был создан «Институт живого слова». В 50-60-е гг. ученые в основном занимались проблемами культуры речи. Это привело к существенному отставанию в развитии риторики в нашей стране. Научный и общественный интерес к риторике возродился в 70-е гг. Как правило, в главной части выступления сочетается несколько из перечисленных методов. Заключение выступления должно закрепить впечатление от сказанного, помочь аудитории привести в систему все услышанное. Последнее очень важно в процессе обучения, в научной и других сферах профессионального общения. Кроме того, в заключении можно назвать тему следующего выступления (при повторяющихся встречах с аудиторией – лекциях, уроках, теле- и радиопередачах) и наметить пути развития высказанных идей.
-6- 6.1. Произнесение речи – очень важный, собственно коммуникативный, этап риторической деятельности. Каждому человеку, выступающему публично, необходимо владеть техникой речи: навыком правильного речевого дыхания; сильным, звучным голосом; хорошей дикцией; навыком оптимального интонирования речи; умением паузировать речь. Важной составляющей ораторского мастерства является навык правильного речевого дыхания. При постановке дыхания важно обратить внимание на положение тела при говорении (тело должно быть слегка наклонено вперед), на владение диафрагмально-реберным дыханием, на ровное распределение воздуха при выдохе, на умение добирать воздух в процессе речи. Звук образуется при выдохе, поэтому нужно отрабатывать как можно более долгий и плавный выдох. Постановка и воспитание голоса – это выработка умения пользоваться всеми голосовыми данными человека (силой, высотой, тембром). Как тихая, так и громкая речь может быть монотонной, что быстро утомляет аудиторию. Поэтому во время выступления рекомендуется время от времени плавно повышать и понижать голос. Для убедительности речи следует говорить медленно и в низкой тональности, оставаясь в рамках естественного диапазона своего голоса. Кроме чисто физиологических предпосылок полноты и звучности голоса (правильное речевое дыхание), есть и психологические предпосылки. Это уверенность оратора в себе, душевный подъем, увлеченность предметом разговора. Следующий важный компонент техники речи – ее темп, который характеризуется такими показателями, как быстрота речи, длительность звучания отдельных слов, интервалы и длительность пауз. Скорость речи зависит от многих факторов: · от темперамента говорящего (люди флегматичные нередко говорят медленно, вяло; холерики, наоборот, склонны к скороговорке); · от психологического состояния оратора в момент речи (если выступающий спокоен, он говорит размеренно, давая слушателям время, чтобы вникнуть в наиболее содержательные мысли речи; люди, робеющие перед аудиторией, часто говорят слишком быстро, что мешает усвоению содержания речи); · от особенностей аудитории (в подготовленной аудитории темп речи может быть более быстрым, чем в аудитории неподготовленной); · от характера излагаемого материала (новый материал должен подаваться в более медленном темпе, чем материал, уже известный слушателям). Рекомендуется во время выступления менять темп речи. Это придает ей выразительность, а также меняет скорость восприятия, не давая слушателям отвлекаться. Важную роль в технике речи играет интонация. По подсчетам психологов, существует более 20 разновидностей интонации, выражающих различные чувства: радость, уныние, удивление, сомнение, негодование и т.п. Голос оратора должен выражать те чувства, которые соответствуют содержанию речи. Если этого не происходит (например, о грустном говорится веселым голосом, а о радостном – голосом печальным), слушатели не усваивают около 30% информации. Таким образом, выступающий должен научиться сдерживать свои эмоции, полностью погружаться в содержание речи. Профессиональная речь отличается хорошей дикцией, позволяющей слышать и понимать сказанное всем и в любом месте аудитории. Это качество отрабатывается при постановке голоса, увеличении выносливости речевых органов и слаженности их движений. В практике публичных выступлений дикция связана с орфоэпией (правильным произношением). Если оратор не уверен в правильном произношении того или иного слова, лучше его не использовать до тех пор, пока не будет возможности обратиться к орфоэпическому словарю. Работа над дикцией – составная часть постановки профессионального произношения. Гибкость, активность и податливость речевого аппарата и его отдельных мышц развивается при помощи артикуляционной гимнастики – специальных упражнений для рта, губ, челюстей. Хорошая дикция предполагает умение держать паузу. Паузы играют важную психологическую роль в публичной речи: они позволяют привлечь внимание к наиболее важным моментам выступления, активизировать внимание аудитории, заинтриговать слушателей. 6.2. Речевые средства, их качество – центральный элемент производимого оратором впечатления. Следует иметь в виду, что портят речь: - речевые штампы (ср.: выразить глубокую благодарность; проходить красной нитью; проходить широким фронтом; трудно переоценить ту роль… и т.п.); - канцеляризмы (например: Со стороны отдельных студентов имеют место случаи нарушения дисциплины; В деле повышения экономичности работы двигателя.., Каждая мать хочет, чтобы за ее ребенком ухаживало одно и то же лицо); - вульгаризмы; жаргон (беспредел, чувак, колбаситься и т.п.); - многословие (ср., например: Позвольте мне как от своего имени, так и от себя лично выразить глубокую благодарность за ту возможность, которая мне предоставлена. Ср. также: в августе месяце, пять человек студентов, семь штук трансформаторов, потерпеть полное фиаско); - слова-паразиты (так сказать, в общем, значит, по большому счету и т.п.); - ошибки в произношении (м[зэ]й, компью[т’е]р, кон[чн]о, оче[чн]ик, аф[о]ра); - неправильное ударение (ходатАйствовать, квАртал, катАлог); - ошибочное употребление слов (Декада технической книги будет проходить пять дней (слов декада означает «десять дней»); удовлетворять современным потребностям (смешение сочетаний удовлетворять требования и отвечать потребностям); - вычурность, манерность, искусственное усложнение речи (произвести повертывание рукоятки; Этот вопрос заслуживает особого внимания, ибо не имеет в науке однозначного решения); - неоправданное использование иностранных слов (Диверсификация видов собственности – вместо разнообразие; лимитировать рассматриваемые вопросы – вместо ограничивать рассматриваемые вопросы). Способствуют убедительности речи: - богатство словаря; - соблюдение норм литературного языка; - образность и выразительность речи. Образность речи имеет чрезвычайно важное значение в публичном выступлении, поскольку с помощью образных средств оратор оказывает эмоциональное воздействие на аудиторию. Важнейшими средствами создания образности речи являются тропы (слова, употребленные в переносном значении): метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, эпитет, гипербола. Метафора – перенос свойств одного предмета на другой, основанный на сходстве этих предметов. Например: железная леди, алмазы росы, яд сомнений, горечь разлуки, любовь угасла. Олицетворение – одушевление неодушевленных предметов: говор волн, шепот листвы, вьюга злится. Метонимия – замена одного слова другим на основе смежности выражаемых ими понятий: театр рукоплещет, лес поет (вместо птицы в лесу поют), Россия ликует (вместо русские ликуют). Синекдоха – употребление названия части вместо названия целого: золотые руки – о человеке; швед колет, рубит, режет (вместо шведы…). Эпитет – образное определение: чистое поле, добрый молодец. Гипербола – образное преувеличение: В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский). К лексическим средствам создания образности относятся также фразеологизмы – устойчивые сочетания слов: соль земли; альфа и омега; секрет Полишинеля; сизифов труд; собаку съесть; носить воду решетом и т.д. К средствам выразительности речи относятся синтаксические фигуры: риторические вопросы, повторы, инверсия (намеренное нарушение порядка слов), риторические восклицания, градация (расположение слов, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по интенсивности), анафора (повтор начальных слов), эпифора (повтор заключительных слов), антитеза (противопоставление) и др. Говорящему следует помнить, что одним из залогов успеха его выступления является личностный подход к слушающим. Суть его состоит в том, что убеждение должно вестись с позиций так называемого «Вы-подхода», как бы с позиций собеседника. Отражением этого служат соответствующие словесные конструкции:
6.3. Успех публичного выступления не в последнюю очередь зависит и от правильного использования невербальных средств общения – жестов, мимики, взгляда, позы, расположения в пространстве. Жесты. Жесты –одно из средств передачи информации, призванное усиливать эту информацию, воздействовать на слушателей. Человеческая деятельность в значительной степени осуществляется при помощи рук, поэтому жесты являются способом выражения эмоций, переживаний. Не следует злоупотреблять жестикуляцией во время выступления. Излишняя жестово-мимическая виртуозность, по выражению Д.И.Писарева, не только не украшает оратора, а вызывает у слушателей чувство иронии. В «Правилах высшего красноречия» М.Сперанского есть такое наставление: «Рука движется только в местах страстных, жарких и живых». Отметим кстати, что специалисты по риторике рекомендуют определить с помощью зеркала, как лучше держать руки во время выступления, чтобы выглядеть естественно. Для неопытного докладчика лучше опустить их вдоль тела. Не нужно засовывать руки в карманы. Не стоит также скрещивать руки на груди или сцеплять их сзади в замок. Жесты должны быть адекватны содержанию речи, подчеркивая отдельные, наиболее важные, смысловые моменты. Истинное мастерство оратора проявляется в единстве слова и жеста. Говорят, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, так как они увлечены содержанием речи оратора. Необходимо вносить разнообразие в жестикуляцию. Не следует пользоваться одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам наибольшую убедительность. Поза. Оратору необходимо следить за позой во время выступления. Когда выступающий покачивается взад-вперед, шаркает ногами или топчется, это отвлекает (или развлекает) аудиторию. Лучшей является поза, при которой вес тела равномерно распределен на обе ступни, тело слегка наклонено вперед, чтобы обеспечить свободное дыхание и хорошее звучание голоса. Но это не означает, что нужно стоять неподвижно. Мимика. Выражение лица – главный показатель чувств говорящего. Выступающему публично необходимо следить за своей мимикой, стремиться к тому, чтобы лицо выражало только те чувства, которые говорящий хотел бы обнаружить перед аудиторией. В мимических выражениях не должны проявляться неуверенность оратора, его плохое настроение, а также негативное отношение к слушателям. Следует также обращать внимание на то, верно ли мимика передает соответствующие эмоции, достаточно ли она выразительна. «Эффект луча». Опытный выступающий за время выступления создаст у каждого слушателя впечатление, что он обращается лично к нему. Достигается это с помощью «эффекта луча»: когда оратор смотрит на одного из слушателей, трем-пятерым из них, находящимся перед ним на луче, соединяющем оратора с ними, кажется, что говорящий смотрит на них. Отсутствие визуального контакта воспринимается как равнодушное отношение оратора к слушателям. Однако не следует подолгу останавливать взгляд на отдельных лицах: долгий пристальный взгляд вызывает неприятное чувство. Улыбка. Улыбка – это действие, означающее: «Я к вам хорошо отношусь. Вы мне нравитесь». Все это приятно сознавать, поэтому улыбка является завуалированным комплиментом. Людей некоторых профессий специально учат улыбаться: дикторов телевидения, актеров, политических деятелей, дипломатов. Хорошую улыбку можно «сделать»: находясь перед зеркалом, нужно заставить себя засмеяться, а затем «запомнить» мышцам лица это состояние и постараться его повторить. (А.С.Макаренко писал, что постоянными упражнениями перед зеркалом он выработал около сотни различных улыбок, уместных в разных ситуациях.) 6.4. Для того чтобы добиться успеха в публичном выступлении, оратор должен целенаправленно стимулировать внимание и интерес слушателей. В соответствии с представлениями классической риторики, говорящий обладает тремя способами воздействия на аудиторию – логосом, этосом и пафосом, гармоничное сочетание которых должно сделать речь убедительной и влиятельной. Основополагающим в этой триаде древние считали этос – нравственные качества говорящего, его честность по отношению к слушателям. Но и собственно знание предмета, владение логикой и искусством аргументации (все это соответствует понятию логос) являются неотъемлемой составляющей хорошего выступления, способного заинтересовать аудиторию. Взволнованность оратора, неравнодушие к предмету речи и в то же время умение эмоционально воздействовать на слушателей соотносится с понятием пафос. Использование интонационных средств (паузы, смена темпа речи, тембр и др.) и ряда риторических фигур придают яркость и выразительность выступлению. Остановимся подробнее на психологических аспектах установления контакта оратора и аудитории. Прежде чем начать говорить, выступающему необходимо сделать паузу в 5-7 секунд внимательно посмотреть на слушателей. Пауза позволяет последним настроиться на восприятие. Возникает при этом и элемент любопытства: как стоящий перед ними начнет выступление. Эффективен прием неожиданного начала, когда выступление начинается совсем не так, как ожидалось присутствующими. Например, доцент, приехавший в одну из школ с целью «рекламировать» свой вуз, начал выступление с того, что не собирается вести никакой агитации, поскольку в его институте и без того большой конкурс, и только хочет предостеречь от подачи случайных заявлений. Естественно, этот прием сработал лучше всякой рекламы и выступающий добился поставленной цели. Некоторые ораторы используют прием обнаружения перед аудиторией своего волнения. Это волнение слушатели воспринимают как комплимент, проявление уважения к себе. Анекдот, шутка улучшают восприятие (если, конечно, не покоробят слушателей). Способствуют усилению внимания аудитории личные комментарии выступающего, анализ житейских ситуаций, собственных наблюдений и т.д. Стимулирует внимание слушателей апелляция к их интересам, сопереживание оратора, различного рода вопросы к аудитории. Если выступающему задали вопрос и он не знает, как на него ответить, лучше честно сознаться в этом, чем уходить от ответа, создавать видимость ответа. Такое признание является скрытым комплиментом слушателям: «Я не умнее вас». Важна также форма преподнесения материала. В методической литературе не рекомендуется читать текст по написанному. Более того, психологи предупреждают: при чтении текста с листа в получасовом выступлении его содержание воспринимается лишь на 17%. Таким образом, умение произносить речь имеет огромное значение в ораторской практике. Только произносимая, а не читаемая речь допускает возможность импровизации, эмоционального контакта с аудиторией.
Вопросы для самоконтроля
1. Что изучает риторика? Каковы ее предмет и задачи? 2. Какие виды ораторской речи вы знаете? 3. Перечислите основные риторические законы. 4. Расскажите об этапах подготовки к публичному выступлению. 5. Что понимается под композицией речи? Охарактеризуйте цели и задачи каждой из композиционных частей. 6. Какие методы изложения материала вы знаете? 7. Что составляет технику речи? 8. Какова роль невербальных средств в ораторском выступлении? 9. Назовите языковые средства, способствующие убедительности ораторской речи. 10. Использование каких языковых средств снижает эффективность речи? 11. Охарактеризуйте психологические приемы установления контакта оратора с аудиторией. Лекция № 8
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |