Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные статистические показатели уровня образования населения




 

Данные международной образовательной статистики предоставляют возможность увидеть реальную картину состояния образования в большинстве стран мира. Сопоставительный анализ систем образования различных стран на основе этих данных позволяет оценить положительные и отрицательные моменты развития национальных образовательных систем и определить общемировые тенденции развития образования.

Для изучения уровня образования и культуры населения Статистическая комиссия ООН рекомендует ряд показателей. К ним относятся:

а) число неграмотных и их доля в общей численности лиц старше «возраста грамотности» (этот возраст определяется каждой страной в зависимости от конкретных условий);

б) численность детей школьного возраста, не посещающих школу;

в) численность и структура учащихся начальных и средних школ;

г) численность студентов вузов на 100 тысяч жителей;

д) тираж книг на 100 тысяч жителей, а также ряд других показателей[2].

Наиболее обширная база данных по высшему образованию стран мира - WHED (World Higher Education Database) - создана Всемирной Ассоциацией Университетов IAU (International Association of Universities)4. В ней содержатся сведения по 180 странам, имеющим сформировавшиеся системы образования. Однако эти сведения носят в основном описательный характер, поэтому при сопоставительном статистическом анализе образовательных систем различных стран могут использоваться лишь в качестве дополнительного источника информации. В основе анализа должны лежать данные образовательной статистики, сгруппированные по системообразующим международным показателям. Признанными источниками такой информации являются:

§ ежегодные всемирные доклады по образованию Института статистики ЮНЕСКО (Global Education Digest);

§ материалы Организации экономического содружества и развития (ежегодные отчеты по образованию по странам ОЭСР и партнеров: Education at a Glance - OECD Indicators);

§ доклады Всемирного банка.

Для сопоставления данных образовательной статистики разных стран используется Международная стандартная классификация образования (МСКО) утвержденная Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1997 г. Схема МСКО–1997 предлагает методологию перевода национальных учебных программ в международно-сопоставимый набор категорий для определения ступеней образования[3]. Характеристика уровней МСКО и соответствующие эквиваленты российского образования[4] представлены в табл.1.

Таблица 1. Характеристика ступеней МСКО

Название ступени по МСКО 1997 г. Эквивалент в российской системе образования
МСКО 0 - допервичное образование Начальная стадия организованного обучения, предназначенная прежде всего, чтобы подготовить маленьких детей к обучению в условиях школы Дошкольное образование
МСКО 1 – первичное образование Обычно предназначено, чтобы дать учащимся базовые знания в области чтения, письма и математики. Начальное образование
МСКО 2 – нижний уровень вторичного (среднего) образования. В целом продолжает базовые программы первичного уровня; обучение в большей степени осуществляется по отдельным предметам, предполагает более специализированный преподавательский состав. Основное общее образование
МСКО 3 – верхний уровень вторичного (среднего) образования. Заключительная стадия среднего образования в большинстве стран ОЭСР. Преподаватели обычно имеют более высокую квалификацию по отдельным предметам, чем на уровне МСКО 2. МСКО ЗА — Программы предназначены для обеспечения последующего продолжения обучения по программам МСКО 5А МСКО ЗВ — Программы разработаны для обеспечения продолжения обучения по программам МСКО 5В. МСКО ЗС — Программы не предназначены для непосредственного перехода к программам МСКО 5В или 5А. Среднее (полное) общее образование в общеобразовательной школе и учебных заведениях повышенного уровня Дневное среднее профессиональное образование на базе основной школы (первые 2 года обучения)  
МСКО 4 - поствторичное (послесреднее) нетретичное образование С точки зрения международных сопоставлений эти программы находятся на границе между верхним уровнем вторичного (среднего) и послесредним образованием. Обычно эти программы предназначены для расширения знаний учащихся, освоивших программы МСКО 3. Учащиеся обычно старше, чем на уровне МСКО 3. Начальное профессиональное образование на базе полной средней школы
МСКО 5 – первый уровень третичного образования Программы этого уровня более продвинуты по сравнению с МСКО 3 и 4 и подразделяются на 2 типа: 5В и 5А. Программы МСКО 5В являются более практическими/техническими/профессионально ориентированными, чем программы МСКО 5А Программы МСКО 5А носят в значительной степени теоретический характер и готовят учащихся к последующему переходу на следующую ступень образования или занятие профессией, требующее высоких профессиональных навыков Среднее профессиональное образование   Высшее профессиональное образование (подготовка бакалавров, специалистов, магистров)
МСКО 6 – второй уровень третичного образования («продвинутые» исследовательские программы)Программы готовят к получению ученой степени; посвящены углубленному изучению отдельных дисциплин и самостоятельным исследованиям; Послевузовское образование — аспирантура, докторантура

Социальная значимость образования как качественной хара­ктеристики личности и народонаселения в целом обусловила включение данного компонента в индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который рассчитывается Программой раз­вития ООН (ПРООН) с 1990 г. по 163 странам мира. Индекс уровня образования является интегральным показа­телям, одним из компонентов ИРЧП и включает два показателя:

• индекс грамотности взрослого населения

где — уровень грамотности,

• совокупный показатель охвата числа поступивших в учеб­ные заведения первого, второго и третьего уровней

где — число поступивших.

Индекс достигнутого уровня образования обобщает преды­дущие два индекса:

Модификация данного индекса предложена в 1995 г. в виде показателя равномерно распределенного уровня образования, учитывающего различия между мужчинами и женщинами в уровне

Россия по рассматриваемому кругу показателей находится на уровне высокоразвитых стран. Вместе с тем в начале XXI, при сложившихся в России тенденциях следует ожидать сокращения показателя охвата молодежи образованием. Переход России с первой стадии демографического развития на вторую сопровож­дается увеличением до максимума спроса на образовательные услуги начального и среднего профессионального образования. Именно эта ступень обучения резко сократилась в 90-х гг. От осознания приоритета в развитии профессионального обучения молодежи и принятия действенных мер в этой области зависят перспективы образования.

1.3. Уровень образования населения, отечественные методики расчета

 

 

Как уже отмечалось, измерение уровня образования населения осуществляется при проведении переписей населения, в ходе выборочных опросов. В процессе разработки программы переписи определяются критерии образованности (грамотности). Исходя из программы переписи создается методика построения обобщающих показателей образования населения в целом и отдельных социально-демографических групп, изучения их дифференциации и динамики.

Из истории статистики известно, с какой детальностью обсуждалось понятие “границы неграмотности”. Считать ли грамотным человека, который может лишь читать, либо того, кто умеет писать и считать. В результате были выработаны критерии грамотности (неграмотности), которые использовались при проведении переписи населения России в 1926 г. В ней умеющими читать считались лица, разбирающие печатные слова хотя бы по слогам; умеющими писать — те, кто мог подписываться. “Неграмотный” — так фиксировался лишь не умеющий ни читать, ни писать.

Согласованное на международном уровне определение грамотности (неграмотности) взрослого населения было предложено экспертами ЮНЕСКО: грамотными считаются лица, которые могут с пониманием как прочитать, так и написать короткий простой текст, касающийся их повседневной жизни.

Для стран, достигших всеобщей грамотности, актуальным становится изучение функциональной неграмотности среди взрослого населения. В развитых странах с середины 90-х гг. ОЭСР проводится международный обзор функциональной грамотности взрослого населения. В ходе исследования оценка грамотности как определенного навыка, умения понимать и использовать печатную информацию в повседневной жизни проводилась по трем направлениям: литературная, документальная и счетная грамотность.

В России до сих пор не определено содержание таких понятий, как компьютерная грамотность, основное (базовое) и среднее образование. Последние понятия отождествляются формально с числом законченных классов, а не с освоением знаний и развитием интеллекта личности.

При проведении переписи населения фиксируется уровень образования каждого респондента, учитывается тип учебного заведения, в котором обучается опрашиваемый. Уровень образования в российских переписях отождествляется с окончанием определенных типов учебных заведений: общеобразовательных школ (по числу законченных классов), начальных профессиональных, средних профессиональных и высших учебных заведений (классифицируется по ступеням обучения). Основными чертами этой сети учебных заведений служат обучение по совместным программам, последовательная преемственность в образовании, выдача выпускникам документа государственного образца об окончании образовательного учреждения.

В программе предстоящей в России в 2010 г. переписи уровень образования фиксируется для лиц в возрасте 6 лет и старше и выделяется образование: начальное общее (3 — 4 класса школы); основное общее (5 — 9 классов); среднее (полное) общее (11 классов); начальное профессиональное; среднее профессиональное; незаконченное высшее (3 курса); неполное высшее (4 курса) и высшее профессиональное. Для детей, не имеющих начального общего образования, указывается: умеют ли они читать и писать, а для респондентов старше 15 лет — наличие или отсутствие начального профессионального образования. При затруднении в определении изучаемой характеристики выясняется название учебного заведения и количество курсов (классов), которые закончил опрашиваемый, с указанием года окончания обучения.При такой программе обследования недоучтенным оказывается уровень образования, который классифицируется (окончание аспирантуры, докторантуры) и не классифицируется (курсы, факультеты повышения квалификации и др.) по ступеням обучения. Практически не фиксируется в переписи профиль (направление) обучения: последовательность повышения однопрофильного образования и наличие разнопрофильных уровней подготовки.

Для лиц, находящихся в процессе обучения, в программе переписи фиксируется тип учебного заведения, для дошкольников указывается посещение (непосещение) дошкольных учреждений.

На основе материалов переписи формируются два вида обобщающих показателей. К первому виду относятся показатели состояния, которые характеризуют удельный вес населения, имеющего определенный уровень образования, и продолжительность обучения, Наиболее распространенными показателями здесь являются:

• процент грамотных среди населения в возрасте 15 лет и старше;

• уровень грамотности среди взрослых;

• число лиц, имеющих высшее, неполное и незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование на 1000 населения в возрасте 15 лет и старше (или на 1000 занятого населения);

• число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше';

• средний уровень образования в годах обучения; при этом наличие начального образования приравнивается 4 годам, высшего — к 15.

Обобщающие показатели второго вида включают характеристики процесса, которые определяются отношением численности контингента обучающихся на данной ступени к численности населения соответствующего возраста. Такие показатели могут быть вычислены на валовой (в числителе показывается численность обучающихся без учета возраста, включая второгодников) и на чистой (в числителе — численность обучающихся в возрастном интервале, соответствующем данной ступени обучения) основах. Наиболее распространенные из этих показателей включают:

• брутто-коэффициент набора в целом и по ступеням обучения — долю детей соответствующего возраста, зачисленных (поступивших) на различные ступени обучения;

• охват (общий и частные, валовой и чистый) — отношение учащихся определенной ступени обучения к численности населения в возрастной группе, соответствующей данной ступени образования

• долю учеников данной ступени, полностью закончивших обучение, относительно численности учащихся этой ступени образования. Например, долю детей-учеников начальной школы, закончивших 3-й класс, относительно численности учащихся начальной школы. Для измерения доступности к компьютерной сети Internet рассчитывается показатель численности пользователей (Internet users) на основании данных о подписчиках.

Рассмотрим методики анализа обобщающих показателей уровня образования и охвата молодежи образованием. Материалы переписей населения позволяют проанализировать структуру, динамику и дифференциацию уровней образования городского и сельского населения, мужчин и женщин, занятого и незанятого населения.

Тесная связь уровня образования с возрастной структурой населения требует корректного использования перечисленных показателей при анализе динамики, а также при межрегиональных сравнениях. Сравниваемость обобщающих показателей обеспечивается взвешиванием показателей уровня образования по группам на стандартную возрастную структуру населения:

где — средний уровень образования в j-й группе;

— доля j-й группы в структуре населения, принятой за стандартную.

 

2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РБ

2.1. Анализ показателей динамики и аналитическое выравнивание

 

Процессы и явления общественной жизни, являющиеся предметом изучения статистики, находятся в постоянном движении и изменении.

Ряд цифровых данных в определенной, хронологической последовательности, характеризующие изменения явлений во времени, называются динамическими рядами.

Такие ряды строят для выявления и изучения складывающихся закономерностей в развитии явлений экономической, политической и культурной жизни общества.

Правильно построенный динамический ряд состоит из сопоставимых статистических показателей. Для этого необходимо, чтобы состав изучаемой совокупности был один и тот же на всем протяжении ряда, то есть относился к одной и той же территории, к одному и тому же кругу объектов и был рассчитан по одной и той же методологии. Кроме того, данные динамического ряда должны быть выражены в одних и тех же единицах измерения, а промежутки времени между значениями ряда должны быть по возможности одинаковыми.

В зависимости от характера изучаемых величин различают три вида динамических рядов: моментные, интервальные и ряды средних.

Моментными рядами называются статистические ряды, характеризующие размеры изучаемого явления на определенную дату, момент времени. Интервальными рядами называются статистические ряды, характеризующие размеры изучаемого явления за определенные промежутки времени. Для общей характеристики какого-либо явления за определенный период рассчитывают средний уровень всех членов динамического ряда. Способы его расчета зависят от вида динамического ряда. Для интервальных рядов средняя рассчитывается по формуле средней арифметической, причем при равных интервалах применяется средняя арифметическая простая, а при неравных - средняя арифметическая взвешенная.

Далее проводится статистический анализ уровня образования в Республике Башкортостан. Во-первых, анализируются показатели динамики.

Для анализа берется численность населения Республики Башкортостан с высшим образованием, оценивается наличие тренда в рядах динамики, а также возможность прогнозирования уровня образования на будущее, рассчитав для этого абсолютные, относительные и средние показатели ряда динамики.

Таблица 1. Способы расчета показателей ряда динамики

Показатели Способы расчета
базисный цепной
Абсолютный прирост, ц б = Уi – У1
Средний абсолютный прирост, ц б= ц =
Темп роста, % % %
Средний темп роста, % %
Темп прироста, % = %
Средний темп прироста, %
Абсолютное содержание 1% прироста, ц   -

 

Показатели рассчитываются двумя способами: базисным и цепным. Расчеты показателей ряда динамики представлены ниже в виде таблицы 7.

Для выявления тенденции в рядах динамики используется метод выравнивания методом наименьших квадратов.

 

 

Таблица 2. Анализ динамики

Годы Численность населения с высшим образованием, млн.чел. Абсолютный прирост Темп роста Темп прироста Абсолютное содержание 1% прироста
Базис Цепн Базис Цепн Базис Цепн
2005 г.   - - - - - - -
2006г.       129,1 129,1 29,1 29,1 30,35
2007 г.       157,7 122,2 57,7 22,2 39,17
2008 г.       204,9 129,9 104,9 29,9 47,87
2009 г.       263,5 128,6 163,5 28,6 62,2
2010 г.       327,1 124,2 227,1 24,2 79,96
В сред. 5980,5     126,2 126,2 26,2 26,2 Х

 

Аналитическое выравнивание уровней ряда методом наименьших квадратов (МНК) по уравнению прямой. Для проявления тенденции динамики можно использовать уравнение прямой

Для определения неизвестных параметров a и b в соответствии с требованием способа наименьших квадратов необходимо решить систему нормальных уравнений:

 

 

Система упрощается, если воспользоваться способом отсчета времени от условного начала.

Поскольку , то система уравнений принимает вид:

,

тогда = 32848/5 = 6569,6

= 15231/10 = 1523,1

Таблица 3. Аналитическое выравнивание уровня образования населения методом наименьших квадратов

 

При правильном выборе уравнения сумма фактических значений уровня населения с высшим образованием региона должна максимально приближаться к сумме расчетных значений уровня населения с высшим образованием. В данном случае отклонения в сумме нет. Следовательно, модель адекватна.

Графически это выражено:

Рис. 1. Метод наименьших квадратов

 

2.2. Анализ показателей колеблемости ряда динамики

 

Полученное уравнение тренда позволяет установить устойчивость выявленной тенденции и составить прогноз. Для этого рассчитываются показатели колеблемости:

1) Размах колеблемости:

R=(Уi- )max - (Уi- )min = 393,6 + 349,6 = 743,2 млн.чел.

Таким образом, размах колеблемости в совокупности значений уровня высшего образования населения составляет 743,2 млн.чел. Отклонение между максимальной и минимальной величиной выровненного уровня полученных значений уровня динамики составляет 743,2 млн.чел..

2) Среднее квадратичное отклонение от тренда:

= 335,9

Размер среднего квадратического отклонения свидетельствует о размере вариации в совокупности. Среднее квадратическое отклонение от тренда составляет 335,9 отсюда представляется возможным вычислить коэффициент колеблемости.

3)Коэффициент колеблемости:

= 335,9 / 6569,6 *100 = 5,1 %

Колебание уровня динамического ряда составляет 5,1 %, значит динамический ряд сравнительно устойчив и колебания невелики.

4) Коэффициент устойчивости:

Куст= 100%-Vyt = 100% - 5,1 % = 94,9%

Таким образом, значение коэффициента устойчивости, равное 94,9 % свидетельствует о том, что ряд динамики сравнительно устойчив.

 

2.3. Прогнозирование на будущее уровня образования населения

По выбранной функции рассчитываются прогнозные оценки: точечные прогнозы и доверительные интервалы прогноза. Величина доверительного интервала определяется в общем виде по формуле:

Ук – точечный прогноз среднедушевого дохода;

- ошибка прогноза;

ta - табличное значение t - критерия Стьюдента при уровне значимости a (находится по таблице с учетом степеней свободы v = п- р);

tk – номер прогнозируемого периода;

- среднее квадратическое отклонение от тренда;

n - число уровней ряда;

р - число параметров уравнения тренда.

Результаты расчетов представлены ниже в табличной форме:

Таблица 4. Расчетные уровни трендов и доверительных границ прогноза

Наименование параметров Тренд Доверительные границы
2011 г. 2012 г. 2013 г.
Численность населения с высшим образованием, млн.чел. 6569,6 5910,6-7228,6 5807,3-7331,9 5696,3-7442,9

В результате анализа можно заметить тенденцию, что уровень образования в РБ демонстрирует тенденцию к повышению, однако с каждым годом увеличивается вероятность ошибки прогноза. Это положительная тенденция.

 

3. КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ

 

Все социально-экономические явления взаимосвязаны, взаимообусловлены, и связь между ними носит причинно-следственный характер. Суть причинной связи заключается в том, что при необходимых условиях одно явление предопределяет другое и в результате такого взаимодействия возникает следствие.

Взаимосвязанные признаки подразделяются на факторные (под их воздействием изменяются другие, зависящие от них признаки) и результативные. Связи по степени тесноты могут быть функциональными (при которых определенному значению факторного признака соответствует строго определенное значение результативного), статистическими (когда одному и тому же значению факторного признака могут соответствовать несколько значений результативного признака). Корреляция - это статистическая зависимость между случайными величинами, не имеющими строго функционального характера, при которой изменение одной из случайных величин приводит к изменению математического ожидания другой. По направлению различают прямую и обратную связь.

Если с увеличением аргумента (х) функция (у) также увеличивается без всяких единичных исключений, то такая связь называется полной прямой связью. Если с увеличением аргумента (х) функция (у) уменьшается без всяких единичных исключений, то такая связь называется полной обратной.

По аналитическому выражению выделяют связи прямолинейные и нелинейные. Если статистическая связь между явлениями может быть приближенно выражена уравнением прямой линии, то ее называют линейной связью; если же она выражается уравнением какой-либо кривой линии (параболы, гиперболы, степенной, показательной и т.д.), то такую связь называют нелинейной или криволинейной.

Корреляционный метод изучения связей заключается в нахождении уравнения связи, в котором результативный признак зависит только от интересующего нас фактора (или нескольких факторов в случае множественной связи), а все прочие факторы, также влияющие на результативный признак, принимаются за постоянные и средние.

Для количественной характеристики зависимости уровня образования в РБ факторов – среднедушевые денежные доходы населения, расходы на обучение единицы населения, проводится корреляционно-регрессионный анализ, для этого в динамике изучаются факторы, связь которых с уровнем образования в РБ носит корреляционный характер. Для исследования взяты данные от отдельных районов Республики Башкортостан, которые отличаются максимальными значениями исследуемых показателей.

Таблица 5. Зависимость уровня образования в

РБ от различных факторов

Наименование региона Число выпускников ВУЗов в год, чел. Среднедушевые месячные доходы населения, руб. Расходы на обучение единицы населения, руб.
  Y X1 X2
Абзелиловский район      
Бакалинский район      
Белебеевский район      
Буздякский район      
Давлекановский район      
Дуванский район      
Дюртюлинский район      
Ишимбайский район      
Кушнаренковский район      
Мелеузовский район      
Стерлитамакский район      
Салаватский район      
Уфимский район      
Янаульский район      

Выполним корреляционно-регрессионного анализа с использованием ПП EXCEL. Для удобства анализа разобьем результаты статистической обработки на отдельные фрагменты.

Таблица 6. Корреляционная матрица

  Y X1 X2
Y      
X1 -0,41237    
X2 -0,37489 0,973702  

 

Корреляционная матрица (таблица 6) содержит частные коэффициенты корреляции. Коэффициенты второго столбца матрицы характеризуют степень тесноты связи между результативным (У) и факторными признаками (Х1, Х2). Связь между исследуемыми показателями является прямой и сильной.

Таблица 7. Регрессионная статистика

Множественный R 0,428628
R-квадрат 0,183722
Нормированный R-квадрат 0,035308
Стандартная ошибка 25435,71
Наблюдения  

 

Множественный коэффициент корреляции R = 0,42 показал, что связь между признаками не тесная. Множественный коэффициент детерминации (R- квадрат) D = 0,18, т.е. 18% вариации уровня образования населения объясняется вариацией изучаемых факторов.

Таблица 8. Дисперсионный анализ

  df SS MS F Значимость F
Регрессия       800890664,2 1,237899
Остаток       646975573,9  
Итого          

 

 

Проверим значимость коэффициента множественной корреляции, для этого воспользуемся F -критерием, для чего сравним фактическое значение F с табличным значением Fтабл. При вероятности ошибки α = 0,05 и степенях свободы v1=k-1=2-1=1, v2=n-k=18-2=16, где k – число факторов в модели, n – число наблюдений, Fтабл = 3,63. Так как Fфакт меньше Fтабл = 3,63, то коэффициент корреляции статистически не значим.

Таблица 9. Коэффициенты регрессии

  Коэффициенты Стандартная ошибка t-статистика P-Значение
Y-пересечение 130453,8 26494,6776 4,923775507 0,000454
Переменная X 1 -8,93269 11,71007005 -0,762821376 0,461616
Переменная X 2 6,250858 14,56297744 0,42922937 0,676042
  Нижние 95% Верхние 95% Нижние 95,0% Верхние 95,0%
Y-пересечение 72139,45 188768,2 72139,45 188768,2
Переменная X 1 -34,7064 16,841 -34,7064 16,841
Переменная X 2 -25,802 38,30375 -25,802 38,30375
           

 

Используя таблицу 9 составим уравнение регрессии:

У = 130453,8 – 8,93*Х1 + 6,25*Х2

Интерпретация полученных параметров следующая:

а0 = 130453,8 – свободный член уравнения регрессии, содержательной интерпретации не подлежит;

а1 =- 8,93 – коэффициент чистой регрессии при первом факторе свидетельствует о том, что при увеличении среднемесячного дохода на душу населения уровень образования населения возрастет, при условии, что другие факторы остаются постоянными;

а2 = 6,25 – коэффициент чистой регрессии при втором факторе свидетельствует о том, что при увеличении расходов на получение образование единицы населения также вырастет уровень образования населения, при условии, что другие факторы остаются постоянными;

Проверку значимости коэффициентов регрессии осуществим с помощью t-критерия Стьюдента; для этого сравним фактические значения t-критерия с табличным значением t-критерия.

При вероятности ошибки α = 0,05 и степени свободы v= n-k-1=18-2-1 =15, где k – число факторов в модели, n – число наблюдений, tтабл = 2,131.

Получим:

t1факт = -0,76 <tтабл = 2,131

t2факт = 0,42 < tтабл = 2,131,

Значит, факторы являются статистически не значимыми. В этом случае модель пригодна для принятия решений, но не для прогнозов.

Таблица 10. Описательная статистика

  Y X1 X2
Среднее 9035,36 8929,571 6346,429
Стандартная ошибка 6921,265 706,7187 568,2716
Медиана      
Мода #Н/Д #Н/Д #Н/Д
Стандартное отклонение   2644,299 2126,277
Дисперсия выборки 6,71E+08    
Эксцесс -1,51889 -0,51944 -0,53161
Асимметричность 0,410828 0,886915 0,842619
Интервал      
Минимум      
Максимум      
Сумма      
Счет      
Наибольший(1) 14952,48 1526,773 1227,676
Наименьший(1) 90359,36 8929,571 6346,429
Уровень надежности(95,0%) 6921,265 706,7187 568,2716

Средние значения признаков, включенных в модель:

У =9035,36 чел.;

Х1 = 8929,57 руб.;

Х2 = 6346,43руб.

Стандартные ошибки коэффициентов регрессии:

Sа0 =6921,3;

Sа1 = 706,7;

Sа2 = 568,3.

Средние квадратические (стандартное) отклонения признаков:

σУ = 2589 чел.;

σХ1 = 2644,3 руб.;

σХ2 = 2126,3 руб.

Зная средние значения и средние квадратические отклонения признаков, рассчитаем коэффициенты вариации для оценки однородности исходных данных

= 2589/656,6*100 = 39,42%

Вариация факторов, включенных в модель не превышает допустимых значений. В данном случае необходимо проверить исходную информацию и исключить те значения, которые значительно отличаются от средних значений.

Таблица 11. Остатки

Наблюдение Предсказанное Y Остатки
  87489,99 12633,01365
  103490,6 22330,43928
  99809,55 -37223,55089
  80441,15 -22602,14909
  92188,44 27847,55961
  99275,72 -26888,71954
  65027,27 663,7273055
  96490,73 23373,26723
  85378,9 -14223,90331
  92599,61 13135,39234
  94735,6 -17191,60182
  72647,4 9106,596337
  97772,12 33867,88194
  97683,95 -24827,95304

В таблице 11 приведены расчетные значения уровня образования населения и отклонения фактических значений от расчетных. Расчетные значения получены путем подстановки значений факторов в уравнение регрессии. Если расчетное значение уровня образования населения превышает фактическое значение (остатки отрицательные), то в данном регионе есть резервы повышения уровня образования за счет факторов включенных в модель, в противном случае (остатки положительные) у региона отсутствуют резервы повышения уровня образования за счет факторов, включенных в модель. Так регионы № 3, 4, 6, 9, 11, 14 имеют резервы повышения уровня образования.

Полученную модель используем для расчета резервов роста уровня высшего образования населения. Разделим регионы на две группы: первая –регионы, где уровень высшего образования населения ниже, чем в среднем по совокупности, а вторая –регионы, где уровень образования населения выше, чем в среднем по совокупности. Заполним таблицу 12.

Таблица 12. Расчет резервов повышения уровня образования

Фактор Среднее значение фактора Разность между группами Коэф-фициент регресс-сии Влияние факторов на уровень анализируемого показателя
    по сов-ти        
А       4=3-1 5=3-2   7=6*4 8=6*5
Расходы на образование единицы населения,руб     4936,1 64,1 -2649,9 6,25 400,625 -16561,8
Среднедушевой доход в месяц, руб.     6945,2 156,2 -1300,8 -8,93 -1394,8 11616,14
Уровень населения с высшим образованием в год, чел.       1356,5 -33968 Х    

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Статистика образования - отрасль статистики, изучающая деятельность учреждений: дошкольных; общеобразовательных; начального среднего и высшего профессионального образования; дополнительного образования.

Система показателей, характеризующая количественные и качественные изменения, происходящие в сфере образования, позволяет получить по каждому уровню образования информацию о числе учебных заведений, контингенте обучающихся, характеристики внутренней эффективности процесса обучения, данные о приеме в учебные заведения, выпуске специалистов, количественные и качественные характеристики преподавательского персонала, состояние материально-технической базы учебных заведений.

В курсовой работе рассмотрен порядок учета и анализа деятельности учреждений дошкольного воспитания, школьного, профессионально - технического, среднего специального и высшего образования. На уровне субъектов Российской Федерации возникает необходимость не только проведения мониторинга развития образования, но и изучения соотношений и преемственности различных видов, стадий, ступеней и форм образования в целях достижения высокой социальной эффективности и качества услуг в области обучения.

Россия по рассматриваемому кругу показателей находится на уровне высокоразвитых стран. Вместе с тем в начале XXI, при сложившихся в России тенденциях следует ожидать сокращения показателя охвата молодежи образованием.

Основным источником информации об уровне образования населения является перепись. Программа переписи предусматривает получение сведений об уровне образования каждого человека, а также о типах учебных заведений, в которых он учится или закончил.

Значительное внимание уделяется изучению подготовки и повышению квалификации занятого населения. Такое изучение осуществлялось по данным единовременных учетов, как рабочих, так и специалистов со средним специальным и высшим образованием. Сведения об уровне, профиле обучения и профессиональной подготовке включены в программы периодических выборочных опросов незанятого населения, проводимых службами государственной статистики с 1992 г.

Главным источником информации о государственных учреждениях образования остается государственная статистическая отчетность, представляемая раз в год. Программа отчетности содержит: сведения о численности, составе и движении обучающихся, профессиональной подготовке педагогов и продолжительности педагогической работы; данные о материальной обеспеченности и финансовые показатели деятельности учебных заведений. Разнообразные данные собираются в выборочных обследованиях обучающихся, проводимых не только статистическими службами, но и педагогами, медиками, социологами и другими специалистами. Менее распространены исследования уровня жизни учителей школ, мастеров и педагогов профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Гусаров, В. М. Статистика [Текст]: учебник / В. М. Гусаров - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

2. Елисеева, И. И. Общая теория статистики [Текст]: учебник / И. И. Елисеева, М. М. Юзбашев - М.: Финансы и статистика, 2009.

3. Курс социально-экономической статистики [Текст]: учебник для вузов / под ред. проф. М.Г. Назарова. - М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

4. Образование в Российской Федерации: Статистический сборник. [Текст]: - М.: Госкомстат России, 2007.

5. Октябрьский, П. Я. Статистика [Текст]: учебник / П. Я. Октябрьский - М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2008.

6. Общая теория статистики [Текст]: учебник / под ред. А.А. Спирина, О.Э. Башиной. - М.: Финансы и статистика, 2009.

7. Переяслова, И. Г. Статистика [Текст]: учеб. пособие / И. Г. Переяслова, Е. Б. Колбачев, О. Г. Переяслова.- 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

8. Практикум по теории статистики [Текст]: учеб. пособие / под ред. проф.Р.А. Шмойловой.. - М.: Финансы и статистика, 2009.

9. Статистика [Текст]: учеб. пособие / под ред. С.С. Герасименко. - К.: КНЕУ, 2008.

10. Официальный Сайт ГосКомСтата РФ [Электронный ресурс]: - Режим доступа: www.gks. - 27.11.2013.

11. Социально-экономическая статистика [Текст]: / под ред. проф. Башкатова Б.И. - М.: Юнити, 2008.

12. Социальная статистика [Текст]: учебник / под ред. чл. - кор. РАН И.И. Елисеевой.. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009.

13. Социальное положение регионов Российской Федерации [Текст]: Статистический сборник - М.: Госкомстат России, 2007.

14. Харченко, Л. П. Статистика [Текст]: учебник / Л. П. Харченко - М.: ИНФРА - М, 2007.

15. Чернова, Т. В. Экономическая статистика [Текст]: учеб. пособие / Т. В. Чернова - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2009.

 


[1] Елисеева И.И. [Электронный ресурс] Социальная статистика. – РГИУ, 2001 // Библиотека РГИУ. – Режим доступа http://www.i-u.ru/biblio/archive/noname_socstat/ec11.aspx

[2] Феоктистов,Д.В. Методология оценки уровня и качества жизни населения // Налоги. Инвестиции. Капитал, 2002. - №3-4.

[3] Карпенко О.М. и др. Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики // Социология образования, 2008. - №6. - С. 4-20.

[4] Российское образование в контексте международных показателей. 2004. Сопоставительный доклад. /М.Л. Агранович, А.В.Полетаев, А.В.Фатеева – М.: Аспект Пресс, 2005. с. 38.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 8220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.169 сек.