Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распределение населения по возрастным. Группам(тысяч человек) все население трудоспособное нетрудоспособное

ГРУППАМ(тысяч человек)

   
Все население  
трудоспособное  
нетрудоспособное  

Коэффициент демографической нагрузки К=n1/n2

К=52638/89266=0,589676 этот коэффициент показывает, что количество населения в трудоспособном возрасте почти вдвое больше, по отношению к населению в нетрудоспособном возрасте.

 

 

4 Индекс развития человеческого потенциала

4.1 Понятие и сущность индекса развития человеческого потенциала

Понятие ИРЧП как метода измерения человеческого развития был введен Программой развития ООН (ПРООН) в 1990 г. в Докладе о развитии человека. В отличие от предшествующих теорий, концепция человеческого развития сфокусирована на человеке и провозглашает благосостояние человека основной и единственной целью развития.

Индекс развития человеческого потенциала – расчетный статистический показатель, в котором учитываются не только объемы потребления материальных благ, но и возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования.

Оценка качества жизни с использованием индекса развития человеческого потенциала строится на минимальном наборе базовых показателей. Каждый из базовых показателей количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни.

Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. Базовый показатель долголетия – средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР). Этот показатель, исчисляемый отдельно для мужского и женского населения, рассчитывается на основе условного поколения, которое составляется из совокупности людей различных возрастов, умерших в данном году. СППЖР единым числом выражает интенсивность смертности населения данной страны (региона и т.п.) в данный календарный год, т.е. характеризует долголетие гипотетического новорожденного, который проживет всю жизнь в условиях данной интенсивности смертности. В условиях совершенствования системы здравоохранения и повышения качества жизни реальному новорожденному, появившемуся на свет в данном году, в среднем удастся прожить дольше, чем гипотетическому.

Образованность рассматривается как способность к получению и накоплению знаний, к общению, обмену информацией. Характеристиками образованности являются грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением. Под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения – доля грамотных в возрасте 15 лет и старше – служит важнейшим базовым показателем данного направления человеческого развития. Уровень грамотности относится к реальному населению и является показателем состояния образования, в значительной степени зависящим от грамотности в течение предыдущих 10–20 лет. Для индустриальных стран с рыночной экономикой уровень грамотности априори устанавливается равным 99%. Учитывая тенденции повышения образовательного уровня и необходимость более адекватного отражения различий между индустриальными странами, образованность стала оцениваться комбинацией двух базовых показателей: уровнем грамотности взрослого населения и совокупной долей учащихся. Последний показатель рассчитывается как отношение общего числа учащихся (зачисленных) на всех ступенях обучения (начальной, средней (средней специальной) высшей, послеуниверситетской) вне зависимости от их возраста к общей численности населения в возрасте от 6 до 24 лет.

Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования, включая «ведение здорового образа жизни, обеспечение территориальной и социальной мобильности, обмен информацией и участие в жизни общества». Уровень жизни, в отличие от долголетия и образованности, только открывает возможности, имеющиеся у человека, но не определяет их использование. Иными словами, это средство, расширяющее возможность выбора, но не собственно выбор.

Для оценки уровня жизни используется косвенный базовый показатель – валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. Для межстранового сравнения используется реальной ВВП на душу населения, рассчитанный в соответствии с паритетом покупательной способности (ППС) валюты. Для межрегионального сравнения субъектов одной страны, в том числе и Российской Федерации, уровень жизни должен оцениваться аналогичным макроэкономическим показателем – реальным валовым региональным продуктом (ВРП) на душу населения.

Таким образом, величина ИРЧП служит критерием разделения стран на группы с различным уровнем человеческого развития. Вне зависимости от уровня экономического развития (будь это индустриальные или развивающиеся страны) к странам с высоким уровнем человеческого развития относятся те, в которых ИРЧП > 0,8; к странам со средним уровнем человеческого развития – те, в которых 0,5 < ИРЧП < 0,8; к странам с низким уровнем человеческого развития – те, в которых ИРЧП < 0,5.

4.2 Метод, используемый для вычисления ИРЧП

При подсчёте индекса учитываются 3 вида показателей:

Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении – оценивает долголетие.

Уровень образования (грамотности), определяется комбинацией двух показателей – грамотности взрослого населения и охвата населения тремя ступенями образования (начальным, средним и высшим);

Материальный уровень жизни, оценивается величиной реального ВВП на душу населения, т.е. величиной, переведенной в доллары с помощью паритета покупательной способности.

Индекс отражает достижения каждой данной страны в обеспечении этих трех важнейших аспектов человеческого благополучия.

Достижения в каждой из этих трех областей сначала оцениваются в процентах от некой идеальной, ни в одной стране еще не достигнутой ситуации:

1. Ожидаемой продолжительности жизни, равной 85 годам;

2. Грамотности и охвата населения образованием всех трех ступеней на уровне 100%;

3. Реального ВВП на душу населения на уровне 40000 долл.

Затем вычисляется простое среднее из этих трех индексов.

1. Индекс ожидаемой продолжительности жизни– фиксированные значения (определенные Программой развития ООН):

максимальное – 85 лет

минимальное – 25 лет

Индекс продолжительности жизни , где LE – Средняя продолжительность жизни.

2. Индекс грамотности (15 лет и старше)

максимальное – 100%

минимальное – 0%

Индекс грамотности взрослого населения (ALI)= , где ALR – Уровень грамотности взрослого населения в процентах.

3. Индекс совокупной доли учащихся в численности населения соответствующей возрастной группы населения (6–24 года), охват % образованием:

максимальное – 100%

минимальное – 0%

Индекс совокупной доли учащихся (GEI) = , где CGER – Совокупная доля учащихся.

4. Совокупный индекс достигнутого уровня образования:

Индекс образования =

5. Индекс реального ВВП на душу населения (по ППС в долл. США):

максимальное – 40000 долл. по ППС

минимальное – 100 долл. по ППС

Индекс реального ВВП на душу населения = , где GDPpc – ВВП на душу населения при ППС в долларах США.

6. Индекс развития человеческого потенциала:

Максимально возможное значение ИРЧП – 1, минимальное – 0.

Индекс развития человеческого потенциала равный 1, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 85 годам (это фиксированный верхний порог для всех стран), ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40000 долларам США (это также фиксированный верхний предел для всех стран), в которой 100% населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают начальную или среднюю школу, учатся в высшем или среднем учебном заведении (это также изначально неизменный индикатор для всех стран). Ближе всего сегодня к этому показателю находится Норвегия, ИРЧП которой равен 0,944.

Индекс развития человеческого потенциала равный 0, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 25 годам (это фиксированный нижний уровень), ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 100 долларам США (это также фиксированный нижний предел для всех стран), в которой 100% населения неграмотны и никто не получает никакого образования. Ближе всего к этой крайности находится сегодня Нигерия, ИРЧП которой равен 0,275.

4.3 Доклады о развитии человека

Отчёт 2011

Официальная публикация доклада состоялась 2 ноября 2011 года. Россия заняла 66 место вместо прежнего 65-го, но при этом впереди неё оказались две страны (Сейшельские Острова и Антигуа и Барбуда), поэтому место России по ИРЧП осталось фактически прежним, хотя номинально ИРЧП страны вырос с 0,751 до 0,755.

 

 

Отчёт 2010

Официальная публикация доклада состоялась 4 ноября 2010. В связи с изменением методологии расчёта индекса, положение многих стран в рейтинге развития претерпело серьёзное изменение. По данным отчёта Россия поднялась в рейтинге развития с 71 на 65 место, расположившись между Албанией и Казахстаном.

Отчёт 2009

5 октября 2009 года Программа Развития ООН опубликовала очередной отчет о развитии человеческого потенциала в 182 странах – членах ООН под заголовком «Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие».

Отчёт 2009 показывает, что ИРЧП во всех странах мира растёт, за исключением некоторых стран постсоветского пространства и Африки. В первой группе индекс падает из-за ухудшения образования, экономики и высокой смертности. Во второй группе – из-за СПИДа и сопутствующей ему смертности.

По данным отчёта, 22 из 24 стран с низким ИРЧП расположены в Африке, ещё две страны – Восточный Тимор и Афганистан.

 

5 ИРЧП в России

Россия на 2013 год занимает 55 место в списке из 187 стран с показателем 0,788, таким образом, входя в группу стран с высоким ИРЧП. Россия входит в регион — Восточная Европа и Центральная Азия, в котором находится 31 страна.

Из стран бывшего СССР, Россию опережают Эстония — 0,835 (4 место в группе/34 место в мире), Литва — 0,810 (9/40), Латвия — 0,805 (10/43) и Белоруссия — 0,756 (16/65). Главным образом это связано с относительным низким уровнем доступности образования и уровнем здоровья, однако Литву и Латвию кризис затронул сильнее, чем Россию. Немного уступают России — Казахстан — 0,745 (18/68), Грузия — 0,733 (21/75) Украина — 0,729 (22/76),Армения — 0,716 (24/86), Азербайджан — 0,700 (25/91). Страны со средним уровнем развития — Туркмения — 0,686 (27/102), Молдавия — 0,649 (28/111), Узбекистан — 0,641 (29/115), Киргизия — 0,615 (30/126) и Таджикистан — 0,607 (31/127) замыкают группу.

Динамика изменения индекса развития человеческого потенциала и отдельных его показателей: образование, здоровье, экономическое благополучие в России за 1980—2011 годы по сравнению с другими странам

Заключение

Данная тема очень интересна и актуальна. В процессе работы, были детально изучены и применены на практике статистические методы демографического анализа. Для понимания этой темы был переработан большой материал связанный с этой темой.

В заключении хотелось бы сказать, что можно выявить отрицательную динамику демографической ситуации в стране, только в рассмотренном мной двухгодичном периоде. Для более полного анализа, нужно рассматривать демографическую ситуацию не за 2 года и не за 5, а как минимум за 10. Только такое изучение позволит сделать правильные выводы и, следовательно, применить правильные меры. Этому необходимо уделить больше внимания.

Было отмечено, что прирост населения стал отрицательным, в Россию приезжают люди из других стран, что «скрывает» настоящую демографическую картину.
Статистка позволяет только показать объективную картину происходящего. Хотелось бы отметить, что в настоящее время в России действуют программы направленные на стабилизацию численности населения и улучшение условий жизни населения.

По поводу ИРЧП можно сказать, что недостатком показателя является невозможность судить по его величине об относительной важности составляющих его элементов, о том, например, по какой именно причине та или иная страна изменила свое положение в общем списке – по причине изменения уровня душевого дохода или, например, уровня грамотности населения.

Что касается России в оценке регионов по ИРЧП, то используемая методика имеет ряд дефектов. Самый очевидный – относительная достоверность показателя ВРП. Еще одна проблема не имеет решения в принципе, поскольку регионы – более открытые экономические системы по сравнению со странами. На уровне стран основная часть дохода потребляется там же, где производится, а в регионах производство и потребление сильно различаются, так как значительная часть произведенного ВРП (и при этом разная по регионам) перераспределяется государством. Возможная альтернатива для измерения – показатели фактического конечного потребления домашних хозяйств системы национальных счетов, но они также имеют свои региональные искажения, поэтому их использование не решает проблемы. Кроме того, необходимо сохранить при измерениях единую методику, применяемую в международных сопоставлениях. Еще одно трудно устранимое искажение – формально заниженные показатели образования пристоличных областей (Московской и Ленинградской), поскольку значительная часть молодежи этих регионов получает профессиональное образование в Москве и Санкт-Петербурге. Все это необходимо учитывать при анализе результатов рейтинга.

 

Библиографический список:

1. Борисов, В. А. Демография, М., 2010.- 66 с.

2. Валентей, Д. И., Кваша А. Я. Основы демографии. - М.: Мысль, 2010.-68 с.

3. Годин, А. М. Статистика: учебник / А. М. Годин. – Москва: Дашков и К°, 2012. – 451 с.

4. Елисеева, И. И. Статистика: [углубленный курс]: учебник для бакалавров / И. И. Елисеева и др.]. – Москва: Юрайт: ИД Юрайт, 2011. – 565 с.

5. Кильдишев, Г. С. Статистика населения с основами демографии, М., 2009-318 с.

6. Назаров, М. Г. Статистика: учебно-практическое пособие-Москва: КноРус, 2010.-479 с.

7. Ниворожкина, Л. И. Статистика: учебник для бакалавров: учебник /. – Москва: Дашков и Кº: Наука–Спектр, 2011. – 415 с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Реферат. Список использованных источников | Категории статистики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.