КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 14. Отзыв члена Совета Республики
Отзыв члена Совета Республики Примечание. При наличии указанных оснований член Совета Республики, избранный от области, города Минска, может быть отозван в порядке, установленном Избирательным кодексом Республики Беларусь (раздел IX). Порядок отзыва члена Совета Республики, назначенного Президентом Республики Беларусь, устанавливается Президентом Республики Беларусь. Материалы по инициированию возбуждения вопроса об отзыве члена Совета Республики направляются в Президиум облсовета и облисполком (в Президиум Мингорсовета и Мин- горисполком), которые после утверждения Центризбиркомом заключения о соблюдении требований законодательства при инициировании вопроса об отзыве принимают решение о назначении по нему голосования. Член Совета Республики считается отозванным, если за это проголосовало более половины от числа депутатов местных Советов базового уровня, принявших участие в голосовании, при условии, что голосование было признано состоявшимся и действительным. ПАРЛАМЕНТ - НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Родиной Парламента является Англия. Его происхождение связывают с событиями, происходившими там в XIII-XIV вв., когда власть короля была ограничена собранием крупных феодалов, высшего духовенства, представителей городов и сельской местности (общин). По сути это был компромисс между зарождавшейся буржуазией и дворянством, поскольку Парламент сглаживал противоречия, возникавшие между этими сословиями. Парламент на первых порах выступал в виде совещательного органа, который вносил королю те или иные предложения по вопросам внутренней и внешней политики государства. Однако со временем Парламент становился все более самостоятельным и почитаемым органом, который занял ведущее положение в системе государственной власти. Позднее аналогичные представительные органы появились во Франции, Испании, Польше и других странах, из которых в дальнейшем сформировались Парламенты современного типа. Современный Парламент — это общенациональный (общегосударственный) представительный орган, важнейшая функция которого состоит в осуществлении верховной законодательной власти. Общегосударственный, представительный характер этого органа означает, что, во-первых, именно Парламент, в отличие от органов исполнительной и судебной власти, является непосредственным представителем и выразителем интересов и воли народа, его суверенитета, и, во-вторых, Парламент в отличие от других (региональных, местных) представительных органов власти представляет и выражает интересы и волю не части, а всего населения страны. Не случайно во многих конституциях речь идет о том, что именно Парламент и его депутаты представляют народ, нацию соответствующей страны. Марксистско-ленинская концепция конституционного права традиционно отвергает значение Парламента и парламентаризм как систему управления государством, заменяя их на практике системой Советов. Ее сторонники считают, что только исполнительная власть способна монопольно управлять государством, лишь она выполняет «настоящую работу», а Парламент занимается одной «говорильней». Он является органом только капитала, эксплуататорских классов. Что касается роли исполнительной власти в управлении современным обществом, то она действительно усиливается. Данное обстоятельство обусловливается усложнением современной жизни, повышением требовательности к процессам управления, оперативностью принимаемых решений. В связи с этим в западной науке появилась концепция рационализированного капитализма, которая в ряде стран имеет практическое применение. Однако и в этих государствах за Парламентом остается решающее слово в решении ключевых проблем жизнедеятельности общества. В определенных ситуациях Парламент может оказывать решающее воздействие даже на саму исполнительную власть, являющуюся конституционно независимой. Подобное, например, имело место во время отставки Президента Р. Никсона в США в 1974 г. и в период процедуры импичмента Президента США Б. Клинтона в 1999 г. Следует отметить, что значение Парламента принижается и даже отвергается (хотя и с других позиций) в мусульманских государствах, где господствуют идеи халифата. Здесь взамен Парламента создается совещательный орган при правителе (светском или (и) религиозном Главе государства). Парламенты в разных странах имеют различные названия: в США — Конгресс, в Польше — Сейм, в России — Федеральное собрание, в Израиле — Кнессет, в Швеции — Риксдаг, в Испании — Кортесы, в Сингапуре — Законодательная ассамблея и т.д. В большинстве государств (а в федеративных во всех) Парламенты двухпалатные (США, Великобритания, Франция, ФРГ, Италия, Индия и др.). В некоторых странах они однопалатные (Китай, Египет, Греция, Швеция, Вьетнам, Турция, Португалия и др.). Палаты Парламента имеют разные названия, их принято называть нижней и верхней. Верхняя Палата представляет интересы субъектов федерации либо административно-территориальных единиц (в унитарном государстве). Нижняя Палата выполняет роль общенационального представительства. Важная роль Парламента в механизме государственной власти не ограничивается только главной его функцией — принятием законодательных актов. Ярко выделяются и другие его функции, имеющие важное значение для жизнедеятельности государства: полномочия по формированию других высших органов государства (целиком или частично), осуществление контроля за деятельностью органов исполнительной власти и других высших госорганов, ратификация и денонсация международных договоров, полномочия в области обороны и безопасности страны (объявлять войну, перемирие, заключать мир и др.), назначение (или инициатива проведения) референдума, судебные или квазисудебные полномочия, осуществление процедуры импичмента в отношении высших должностных лиц, создание следственных комитетов и комиссий, объявление амнистии и др.). См.: Чудаков, М.Ф. Указ. соч. С. 453. Верхняя Палата может быть либо «слабой», когда она вправе отсрочить принятие решения Парламентом (Нижней Палатой), но ее вето — отказ согласиться с решением Нижней Палаты — может быть преодолено последней (Польша, Великобритания и др.), либо «сильной», когда без ее согласия закон не может быть принят (США, Италия, Швейцария и др.). Примечание. Истории известны случаи, когда Парламент состоял более чем из двух Палат. К примеру, но Конституции Югославии 1963 г. (в ред. 1968 г.) число палат равнялось шести. В ЮАР был трехпалатный Парламент, формировавшийся но расовому принципу1. Деление Палат Парламентов на нижние и верхние является чисто условным подходом, сложившимся в мировой практике. Это делается с целью облегчения изучения роли, сущности решаемых задач как каждой из Палат, так и Парламента в целом. На самом деле палаты имеют иные названия, в каждой стране — разные. Порядок образования (формирования) палат Парламента Республики Беларусь
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |