Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса и предложения. Анализ спроса и предложения показывает тесную зависимость между объемом спроса и предложения и ценой товара




Анализ спроса и предложения показывает тесную зависимость между объемом спроса и предложения и ценой товара. В экономических исследованиях, в хозяйственной практике возникает вопрос: какова степень зависимости (мера реакции) предложения и спроса на изменение цены.

Рассмотрим спрос. Насколько чутки потребители к изменению цены? Чтобы измерять реакцию спроса на изменение цены используют показатель эластичности.

 

Эластичность спроса по цене (ED) показывает, на сколько процентов увеличится спрос, если цена снизится на 1 процент.

 

процентное изменение объема спроса

ED = ------------------------------------------------------

процентное изменение цены

В математической записи мы получаем при этом следующую формулу для исчисления эластичности:

ED=(DQ/Q): (DP/P) = (DQ/DP) * (P/Q), где

Р, Q - первоначальные значения спроса и цены;

DQ - прирост объема спроса;

DР - прирост цены.

Это - основная формула для исчисления так называемой точечной эластичности. Однако, при значительных колебаниях цены и спроса используют более сложную формулу для вычисления эластичности:

ED= (DQ/DP) * ((P1 + P2)/ (Q1 + Q2)), где

Q1(P1) - первоначальный объем (цена);

Q2(P2) - измененный объем (цена);

Это - формула дуговой эластичности.

Заметим, что обычно цена и спрос изменяются в противоположном направлении, поэтому эластичность, как правило, - отрицательная величина. Мы для простоты будем пренебрегать знаком при определении коэффициента эластичности.

Рассмотрим зависимость изменения величины дохода (общей выручки) от изменения цены товара.

Пусть TR - валовой доход (общая выручка, совокупные расходы потребителей). По определению, она равна TR= P * Q.

Пусть имеются некоторые сведения о величине спроса на товар. Вычислим для каждой точки кривой спроса величину дуговой эластичности и валовой выручки (дохода).

Таблица 6.4. Эластичность спроса по цене

  Цена Объем спроса Эластичность спроса Величина дохода
А        
B        
C     1,4  
D     0,71  
E     0,43  

 

Рисунок 6.6. Валовой доход и эластичность спроса

Из примера видно, что эластичность связана с изменением валового дохода. Понижение цены на одну и туже величину - одну единицу- обусловливает различные изменения в величине спроса. Причем, при коэффициенте эластичности, большем единицы, снижение цены приводит к росту валового дохода, а при эластичности, меньшей единицы, спрос изменяется в относительно меньшей степени, что и обусловливает снижение общей выручки.

Выделяют три основные типа эластичности:

1. Эластичный спрос: ED > 1. Увеличение цены обусловливает снижение выручки и снижение цены обусловливает увеличение расходов покупателей на данный товар.

2. Неэластичный спрос: ED < 1. Увеличение цены обусловливает увеличение выручки и наоборот.

3. Единичная эластичность: ED = 1. Изменение цены в ту или иную сторону вызывает пропорциональное изменение спроса, так что выручка остается неизменной.

 

Факторы эластичности спроса:

· Количество заменителей товара. Чем больше заменителей, тем эластичнее спрос.

· Доля расходов на данный товар в бюджете потребителя. Чем выше доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, тем более эластичен спрос на него

· Категория товара. На товары первой необходимости спрос неэластичен. На предметы роскоши спрос эластичен.

· Фактор времени. Спрос тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решения о покупке.

 

В качестве факторов, которые, наряду с ценой, в наибольшей степени влияют на спрос, можно выделить также доходы потребителей и цены других товаров. В этой связи выделяют показатель эластичности спроса по доходу:

ED= (DQ/DI) * (I/Q),

где I - доход потребителей.

Довольно часто используют показатель перекрестной эластичности спроса. Он замеряет влияние изменения спроса на данный товар (допустим, i) в зависимости от изменения цены другого товара (допустим, j). Формула для исчисления перекрестной эластичности спроса следующая:

ED = (DQi/DPj) * (Pj/Qi)

Концепция эластичности спроса находит широкое применение в хозяйственной практике:

· в маркетинговой стратегии фирм, особенно в ценовой политике;

· в антимонопольной политике государства;

· в налоговой политика;

· в государственной политике ценообразования.

 

Рассмотрим проблему эластичности предложения. Она состоит в определении того, насколько чутки производители к изменению цены.

 

Эластичность предложения по цене (Es) показывает, на сколько процентов увеличится спрос, если цена снизится на 1 процент.

процентное изменение объема предложения

Es = -----------------------------------------------------------------

процентное изменение цены

 

Формула для исчисления эластичности предложения:

 

Es=(DQs/Qs): (DP/P) = (DQs/DP) * (P/Qs).

 

В отличие от эластичности спроса, самым важным фактором эластичности предложения является фактор времени. Предложение не может измениться мгновенно в ответ на ценовые сигналы. Ни увеличение, ни снижение цены в результате действия факторов, вызывающих изменение спроса, не может заставить производителей резко изменить предложение в короткие временные промежутки. Лишь по прошествии времени производство постепенно приспосабливается к рыночным сигналам. Следующие графики иллюстрируют зависимость предложения от увеличения спроса.

Рисунок 6.7.Эластичность предложения в мгновенном периоде равна 0 (Es=0).

Увеличение рыночного спроса в мгновенном (кратчайшем) периоде обусловливает повышение рыночной цены, однако поставщики не могут мгновенно увеличить предложение. Эластичность предложения при этом равна 0 (Es=0).

Рисунок 6.8. Эластичность предложения в коротком периоде принимает положительные значения.

Рост рыночного спроса в коротком периоде времени, когда можнодополнительно произвести и поставить на рынок товар, обусловливает одновременное повышение рыночной цены и увеличение предложения. Эластичность предложения при этом принимает положительное значения.

 

 

Рисунок 6.9. Эластичность предложения в длительном периоде стремится к бесконечности (Es=¥).

 

В длительном периоде времени можно существенно увеличить предложение за счет расширения производственных мощностей, создания новых производств. Рост спроса приводит, в конечном счете к соответствующему расширению предложения, но не вызывает повышения цены. Эластичность предложения при этом стремится к бесконечности (Es).

С помощью кривой спроса можно определить выигрыш (излишек) потребителя – это разность между максимальной ценой, которую может заплатить потребитель за товар (цена спроса), и реальной (рыночной) ценой данного товара.

Цена спроса на товар (РD) определяется предельной полезностью каждой единицы товара, а рыночная цена товара – взаимодействием спроса (D) и предложения (S). В результате этого взаимодействия товар продается по рыночной цене (Рe) (рис. 6.2).

Рис 6.10. Излишек потребителя и производителя

Поэтому потребитель выигрывает, покупая товар дешевле, чем он мог за него заплатить. Этот выигрыш равен площади заштрихованного треугольника РDЕРe (рис. 6.10).

Знание предельных издержек (МС) позволяет определить выигрыш производителя. Дело в том, что минимальная цена, по которой фирма может без потерь продавать единицу продукции, не должна быть ниже предельных издержек (МС) (прирост затрат, связанный с производством каждой последующей единицы продукции) (рис. 6.10). Любое превышение рыночной цены единицы продукции над ее МС будет означать рост прибыли фирмы. Таким образом, выигрыш производителя – это величина превышения цены реализации (рыночная цена) над предельными издержками производства. Такой излишек фирма получает от каждой продаваемой единицы товара по рыночной цене (Рe), превышающей предельные издержки (МС) производства данной единицы. Таким образом, продавая объем товара (Qe) (при разных МС на каждую единицу продукции от 0 до QЕ) по РЕ, фирма получит выигрыш, равный заштрихованной площади РeЕРS.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.