Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таким образом, явный рост свободы в обществе вызвал резкое возрождение и развитие школьной профориентации




  • На смену горбачевской "перестройке" пришла эпоха "демократических преобразований", начавшаяся "революцией с лицом Ростроповича" в августе 1991 года. За этот "замечательный" период также было сделано немало:
    • в 1992 г. вышел "Закон об образовании РФ" и сразу же резко сократилось финансирование школы и особенно профориентации (к этому времени многие "умные и образованные" люди уже "поняли", что есть вещи, более важные, чем образование и какая-то там профориентация, связанная со свободой выбора и самоопределением…);
    • в 1991 г. вышел "Закон о занятости населения", где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы фактически переводилась в службы занятости (заметим, что в США для работы в бюро по трудоустройству требования к подготовке специалистов заметно ниже, чем для специалистов, оказывающих помощь школьникам при планировании ими своей карьеры);
    • к сожалению, школьная профориентация была почти разрушена, что усугублялось неясностью с ее подчинением: Минобразования РФ от профориентации фактически отказалось (денег хватало только на загранкомандировки для начальства), а в Минтруде РФ и в подчиненных ему службах занятости населения "работа с молодежью" обозначалась как "дополнительная услуга" (по принципу: "школа не в нашем ведении");
    • к счастью, отдельные местные начальники (власть) иногда поддерживали руководителей оставшихся Центров профориентации молодежи, т.е. не дали им "погибнуть" в условиях социально-экономического абсурда;
    • к счастью, некоторые руководители Центров занятости населения все-таки делегировали своих профконсультантов в близлежащие школы, где они работали со старшеклассниками, получая зарплату в Минтруда (за это таких руководителей не раз наказывали, но видимо, профессиональная совесть у кого-то все-таки осталась…);
    • один из примеров невнимания к школьной профориентации - Второй съезд школьных психологов в г. Перми в 1995 г., в программных материалах которого не было ни одного упоминания о профориентации и профессиональном самоопределении, но много места и времени было уделено психокоррекции, психодиагностике, психотерапии и модному тогда "экономическому образованию" (это в условиях развала производства и всеобщего воровства!); Хотя понятно, что и психодиагностика, и психокоррекция, и психотерапия имеют смысл лишь тогда, когда они помогают человеку самоопределиться;
    • как это ни удивительно, но профориентация частично перекочевала и в коммерческие структуры в виде "профотбора персонала". К сожалению, это также свидетельство некоторой примитивизации профориентационной работы. Еще в 20-е гг. Г. Мюнстенберг говорил, что со временем профотбор должен постепенно заменяться профконсультацией. В варианте же коммерческого профотбора в большинстве случаев используются явно неадекватные тесты (идет банальное "охмурение" клиентов-претендентов и собственного руководства), но самое печальное, что такой профотбор практически исключает выход на серьезный уровень профессионального и личностного самоопределения (претендент - это лишь "обследуемый с помощью тестов"). Таким образом, сейчас у профориентации не самые лучшие времена, но ее все-таки не запрещают…

Вместе с окончанием "эпохи Ельцина" появились новые надежды на возрождение отечественной профориентации. К 2000 г. в некоторых городах стали активнее проводиться конференции по проблемам развития школьной профориентационной службы и подготовке молодежи к самоопределению в условиях переходного периода. Правда, появились и первые признаки нового беспокойства, например, разговоры о сокращении финансирования мучительно создававшихся до этого (часто на обломках Центров профориентации молодежи) служб занятости населения. Но ведь в условиях "стабильного" развала производства и свобода самоопределения реально сокращается.
В итоге получается, что в 30-е гг. профориентацию запрещали политическими способами, в 70-80-е гг. - бюрократическими, а сейчас (в эпоху "расцвета демократии") - экономическими (почти не финансируют). Все это позволяет нам убедиться, что существует определенная зависимость периодов расцвета профессионального самоопределения от уровня реальной свободы выбора для большинства населения данного общества. А это означает, что сама профориентация (и конкретные методы профориентационной помощи) должны планироваться и осуществляться с учетом этого обстоятельства. Например, если уровень реальной свободы самоопределения в обществе невысок, то это отражается и на позиции многих клиентов, и на позиции самих профконсультантов, порождая особые проблемы, связанные с осознанием себя как субъекта (или не-субъекта) самоопределения, с желанием (или нежеланием) понять то, что происходит вокруг, т.е. понять, в "пространстве" каких смыслов приходится самоопределяться…

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.