Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О взаимодействии




Несмотря на огромное теоретическое и практическое значение причинной связи явлений, она не исчерпывает всего многообразия отношений объективного мира. Ленин писал, что «каузальность... есть лишь малая частичка всемирной связи...» 4, что «человеческое понятие причины и следствия всегда несколько упрощает объективную связь явлений природы, лишь приблизительно отражая ее, искусственно изолируя те или иные стороны одного единого мирового процесса» 5.

Это значит, что взаимосвязь явлений в природе и в обществе богаче и сложнее, чем та, которая выражается отноше-

 

 

нием причины к следствию. В частности, причина и следствие подчинены более широкому отношению взаимодействия.

Природа представляет собою единое целое, все части которого так или иначе связаны между собой. В этой универсальной взаимосвязи любое явление, будучи следствием какой-либо причины, само выступает в другой связи как причина, порождающая новые следствия. Так, происходящее под воздействием солнечных лучей испарение воды в морях и реках приводит к образованию облаков, которые в свою очередь становятся источником дождей, увлажняющих почву и питающих ручьи и реки.

Взаимодействие проявляется и в том, что причина и следствие оказывают влияние друг на друга в рамках одного процесса и в этом смысле меняются местами: причина становится следствием и наоборот. Примером взаимодействия такого рода может служить происходящая на Солнце непрерывная термоядерная реакция, при которой процесс превращения атомов водорода в атомы гелия создает высокую температуру (порядка миллионов градусов), которая в свою очередь необходимо вызывает синтез атомов гелия из атомов водорода.

С взаимодействием мы часто встречаемся и при изучении общественной жизни. Так, например, рост спроса населения на какие-либо товары вызывает рост производства этих товаров. Рост производства в свою очередь порождает рост спроса. Причина и следствие здесь меняются местами. Спрос воздействует на производство, производство воздействует на спрос.

Таким образом, причину и следствие надо понимать не метафизически, как застывшие, разорванные, абсолютные противоположности, а диалектически, как взаимосвязанные, переходящие друг в друга, «текучие» понятия.

Однако недостаточно раскрыть взаимодействие разных факторов или разных явлений между собою. Необходимо еще выяснить, что является определяющей стороной в этом взаимодействии. Только тогда, когда мы раскрываем ее, мы бываем в состоянии правильно понять источники развития процесса, оценить участвующие в нем силы и представить себе основную линию, направление развития.

И в приведенном выше примере, чтобы дать правильную картину взаимодействия роста спроса на товары и роста производства этих товаров, следует подчеркнуть, что определяющей стороной этого взаимодействия является рост производства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.