Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование закрепленных источников государственного финансирования




Прямое и косвенное финансирование

Организация государственного финансирования сферы культуры

 

Как и в других социальных отраслях, государство практикует прямое и косвенное финансирование деятельности, осуществляемой в сфере культуры.

Прямое финансирование осуществляется посредством:

■ выделения бюджетных ассигнований и льготных кредитов на поддержку определенных видов деятельности в сфере культуры, на содержание государственных организаций культуры и реализацию культурных проектов;

■ формирования внебюджетных государственных фондов с закрепленными источниками доходов и использования средств, аккумулируемых в этих фондах, для финансирования культурной деятельности.

Косвенное финансирование осуществляется путем предоставления:

■ налоговых льгот:

организациям, занимающимся определенными видами культурной деятельности,

лицам творческих профессий,

организациям и лицам, осуществляющим пожертвования в пользу организаций и деятелей культуры,

льгот по оплате коммунальных услуг, арендной плате, предоставляемых организациям и работникам культуры,

гарантий по кредитам для организаций культуры.

Организация прямого финансирования сферы культуры отличается некоторыми особенностями в сравнении с системами государственного финансирования других социальных отраслей:

1) применяются разнообразные формы закрепления налоговых поступлений и иных видов государственных доходов в качестве источников финансирования сферы культуры;

2) часто практикуется финансирование организаций культуры и культурных проектов одновременно из бюджетов разных уровней, что реже встречатся по отношению к организациям здравоохранения, образования, социальной защиты;

3) распределение государственных средств нередко проводится не органами государственной власти, а специально созданными для этих целей квазигосударственными организациями.

Установление минимальной доли расходов на культуру в государственном бюджете. В ряде стран, в том числе и в России, существуют законы, требующие, чтобы ассигнования на поддержку культуры и искусства составляли не менее определенного процента общих расходов государственного и/или территориальных бюджетов.

Формирование систем перекрестного финансирования на основе маркированных налогов. В ряде стран определенные виды налоговых поступлений закреплены в качестве источников финансирования культурной деятельности (маркированные налоги). Как правило, такие поступления аккумулируются в специальных внебюджетных фондах, которые затем распределяют полученные средства. Следует отметить, что и маркированные налоги, и специальные государственные внебюджетные фонды применяются и в других социальных отраслях. Особенностью государственного финансирования сферы культуры является использование маркированных налоговых поступлений от определенных видов деятельности, осуществляемых в самой этой сфере или в сопряженных сферах. То есть имеет место перекрестное финансирование – перераспределение государством доходов в рамках самой сферы культуры.

Такие маркированные налоги могут устанавливаться в виде фиксированных процентов отчислений от:

■ доходов кинотеатров;

■ оборота телевизионных компаний;

■ объема продаж CD, аудио- и видеокассет;

■ доходов казино;

■ доходов от предоставления туристических услуг;

■ доходов от продаж товаров и услуг на территории объектов и организаций культуры, историко-культурных памятников и др.

Приведем несколько примеров создания систем перекрестного финансирования культурной деятельности. Во Франции применяется несколько маркированных налогов для финансирования национального кинематографа:

налог, взимаемый с каждого билета в кинотеатр, который действует с 1960 г.; сумма уплачиваемого налога составляет примерно 11% кассовой выручки кинотеатров;

налог с оборота телевизионных компаний, установленный с 1984 г.; сумма налога достигает примерно 5,5% с оборота;

налог на выручку от продажи видеокассет, который введен в 1993 г.; ставка налога равна 2% выручки.

Указанные налоговые поступления перечисляются в Национальный киноцентр, который использует их для поддержки национальных производителей кинофильмов, прокатчиков, кинотеатров, а также для поддержки создания телепрограмм. Доходы, получаемые от реализации всей кино- и видеопродукции, направляются на цели селективной поддержки создания новых национальных кинофильмов и их проката.

Аналогичный механизм применяется в Чехии. Там создан фонд поддержки кинематографа, который имеет два источника финансирования: 1) поступления от налога за каждое место в кинотеатре; 2) отчисления на авторские права на фильмы, созданные за государственные средства в период 1965–1990 гг. Фонд финансирует съемки 15–20 полнометражных кинофильмов в год, покрывая до 50% затрат их создателей.

В Эстонии 1% доходов казино, а также доходов от реализации алкогольной и табачной продукции направляется на финансирование сохранения культурного наследия.

Целевое использование определенных неналоговых видов государственных доходов. В качестве источников средств для финансирования культурной деятельности могут выступать и иные закрепленные государством виды доходов. Например, доходы от проведения лотерей или от букмекерской деятельности.

В Финляндии финансирование культуры осуществляется за счет доходов государственной компании "Вейккаус" от проведения лотерей и заключения футбольных пари. Направления расходования прибыли, получаемой компанией, определены законом: это поддержка искусства, работы с молодежью, спорта, науки. Пропорции распределения прибыли ежегодно устанавливаются законом. На финансирование искусства было направлено, например, в 1993 г. 45% полученной прибыли, что составило 38% расходов центрального правительства на поддержку искусства.

В Великобритании с 1994 г. действует национальная лотерея и создана организация с одноименным названием, обеспечивающая проведение лотереи и распределение получаемых от нее доходов. Аккумулируя доходы от лотереи и распределяя их, эта организация выполняет, по сути, функции государственного внебюджетного фонда. Доходы направляются на предоставление грантов для сохранения культурного наследия, поддержки проектов в области искусства, а также и в других областях: спорта, социальной помощи и т.д. В 1996 г. аналогичная система была создана в Италии для финансирования работ по реставрации объектов культурного наследия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 2432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.