Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 19




ПЛАН

1. Понятие и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

2. Преступления против безопасности движения транспортных средств (ст. ст. 311, 312, 314-3171, 321 УК).

3. Преступления против безопасного состояния транспортных средств и транспортных коммуникаций (ст. ст. 309, 310, 313, 318-320 УК).

4. Отграничение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта от преступлений против человека и преступлений против общественной безопасности, совершаемых в сфере производства работ.

 

Основные нормативные источники

О борьбе с незаконным захватом воздушных судов: Конвенция ООН, 16 декабря 1970 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

Воздушный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 3 апреля 2006 г.: одобр. Советом Респ. 24 апреля 2006 г.: с изм. и доп.: текст Кодекса по состоянию на 02.07.2009 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

О железнодорожном транспорте: Закон Респ. Беларусь, 06 янв.1999 г.: с изм. и доп.: текст по состоянию на 20.06.2008 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

О дорожном движении: Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2008 г., № 313-3 226: в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.05.2009 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

Об автомобильных дорогах: Закон Респ. Беларусь, 2 дек. 1994 г.: с изм. и доп.: текст по состоянию на 28.12.2009 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

Правила дорожного движения: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 28.11.2005 г., № 551: с изм. и доп.: текст по сотоянию на 17.12.2009 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

 

Дополнительная литература

Калмыков, В. Т. Уголовная ответсвенность за нарушение правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: учеб. пособие / В. Т. Калмыков. – Гродно: ГрГУ, 1997. – 70 с.

Кичигина, Е. В. Ответственность за нарушение безопасности движения городского транспорта / Е. В. Кичигина. – М.: Юрид. лит., 1966. – 124 с.

Листратенко, П. Особенности ответственности за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств (ст. 317 УК). Отдельные вопросы / П. Листратенко // Судовы веснiк. – 2004. - № 4. – С. 30 – 37.

Саркисова, Э. А. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств / Э. А. Саркисова // Право Беларуси. – 2004. - № 35. – С. 68-69.

Сахарчук, А. И. Деяния, связанные с управлением транспортным средством лицом в состоянии опьянения (ст. 3171 УК) / А. И. Сахарчук // Судовы веснiк. – 2007. – № 1. – С. 61–63.

Сахарчук, А. И. Проблемные аспекты законодательной характеристики субъекта преступления в ст. 3171 Уголовного кодекса Республики Беларусь / А. И. Сахарчук // Юстицыя Беларусi. - 2008. - № 7. - С. 34-37.

Сахарчук, А. И. Выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства либо незаконный допуск к управлению им: совершенствование уголовно-правового запрета / А. И. Сахарчук // Законность и правопорядок. - 2008. - № 7. - С. 60-64.

Хомич, В. М. Уголовная ответственность за угон транспортных средств / В. М. Хомич. – Минск.: Изд-во БГУ, 1972. – 94 с.

 

Некоторые источники зарубежной уголовно-правовой доктрины

Blane, Н. Т. Drinking and driving / Howard T. Blane, Thomas R. Kosten. The Guilford Press, New York, London, 1990. – 289 p.

Коробеев, А. И. Транспортные преступления / А. И. Коробеев. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. – 404 с.

Тяжкова, И. М. Неосторожные преступления с использованием источников повышенной опасности / И. М. Тяжкова. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. – 278 с. (См. с. 76-212.)

 

Судебные постановления и практика

О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств (ст. ст. 317-318, 321 УК): постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 1 окт. 2008 г. № 7 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

Калинкович, В. Отдельные вопросы судебной практики по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств (ст.ст. 317-318, 321 УК) / В. Калинкович, Л. Дулько // Судовы веснiк. – 2008. – № 4. – С. 11–14.

Дулько, Л. О. практике применения судами законодательства об ответственности за транспортные преступления (по материалам обзопа судебной практики) / Л. Дулько, Т. Лашук. - Судовы веснiк. – 1999. – № 1. – С. 33–37.

 

ЗАДАЧИ

 

№ 1

Машинист Кузнецов и его помощник Ивочкин вели тепловоз с превышением скорости, установленной на данном перегоне. Приближаясь к железнодорожному переезду со шлагбаумом, они не подали звукового сигнала. Кузнецов, увидев на переезде внезапно появившийся автобус, применил экстренное торможение, но предотвратить столкновение уже не смог. Автобус был разбит, три пассажира погибли, остальные получили телесные повреждения различной степени тяжести.

При проведении расследования водитель автобуса Марюткин пояснил, что на переезд он выехал при открытом шлагбауме, световая и звуковая сигнализация на переезде в этот момент не работала. Увидев движущийся тепловоз, он резко нажал на акселератор и двигатель автобуса заглох.

Выяснено, что дежурная по переезду Богданова за 10 минут до катастрофы позвонила по телефону бригадиру монтеров пути Кашиной и, обсуждая с приятельницей размер полученной накануне заработной платы, забыла закрыть шлагбаум.

Дайте оценку содеянному.

 

№ 2

Каданов, Пянихин и Ровиков вдоль железнодорожного полотна возвращались с неудачной охоты домой. Желая разрядить ружье, Ровиков произвел прицельный выстрел в дверцу релейного шкафа. Пуля, пробив дверцу, повредила реле путевой автоблокировки (размер ущерба 340 000 рублей), в результате чего на светофоре вместо красного загорелся зеленый свет.

Через 15 минут по перегону на зеленый свет светофора проследовал скорый пассажирский поезд. Аварию удалось предотвратить благодаря своевременным действиям машиниста.

Пока неисправность была выявлена и устранена, произошла задержка в графике движения поездов на 4 часа.

Подлежит ли Ровиков уголовной ответственности?

 

№ 3

Тимофеев, работавший авиамехаником аэроклуба, находясь в нетрезвом состоянии, самовольно взлетел на самолете ЯК-18 П и, пробыв в воздухе 33 минуты, благополучно совершил посадку на том же аэродроме.

Есть ли признаки состава преступления в поведении Тимофеева.

 

№ 4

Индивидуальный предприниматель Борин, оказывавший транспортные услуги по перевозке грузов, доставляя на рынок мешки с картофелем, позволил трем владельцам груза ехать в закрытом автофургоне. В результате два владельца груза смертельно отравились выхлопными газами, просочившимися через днище кузова. Третий пассажир в тяжелом состоянии был доставлен в больницу.

Квалифицируйте содеянное Бориным.

 

№ 5

Водитель Оводков во время движения задним ходом на грузовом автомобиле не предпринял мер предосторожности и совершил наезд на Матюшевскую, причинив ей легкое телесное повреждение. С места происшествия Оводков скрылся.

Через неделю у Матюшевской возникло воспаление, некроз тканей правого бедра, поврежденного в результате наезда, и сепсис, от которого Матюшевская умерла, находясь в больнице.

Есть ли основания для уголовной ответственности Оводкова?

 

№ 6

Председатель сельскохозяйственного производственного кооператива Макорецкий ехал на служебном автомобиле с установленной скоростью - 60 км/ч. На заднем сидении в машине сидел пьяный пастух Жевник, которого Макорецкий вез для медицинского освидетельствования. Жевник ругался, высказывал угрозы, утверждал, что он не пьян.

Вдруг Макорецкий в зеркале заднего вида увидел, что Жевник замахивается на него ножом. Резко затормозив, Макорецкий бросил руль и схватил Жевника за руку. Неуправляемый автомобиль выкатился на полосу встречного движения и столкнулся с ехавшим мотоциклистом, который получил тяжкое телесное повреждение.

Решите вопрос об уголовной ответственности.

 

№ 7

Водитель автобуса Демич во время движения внезапно обнаружил, что ножной тормоз у него не работает. В целях остановки автобуса Демич взял вправо и направил автобус в кустарник, росший вдоль дороги. Автобус, наскочив в кустарнике на неприметный валун, был значительно поврежден. Два пассажира получили менее тяжкие телесные повреждения.

Установлено, что дефект тормозной системы должен был обнаружить механик автопарка во время технического осмотра автобуса.

Есть ли основания для уголовной ответственности водителя и механика?

 

№ 8

Водитель автомашины МАЗ Сакович временно, чтобы отдохнуть, передал управление автомобилем экспедитору Ракову, сопровождавшему груз. Раков был водителем-любителем и хорошо водил свой личный легковой автомобиль. Впервые сев за руль грузового автомобиля, Раков не справился с управлением и съехал в кювет. Автомобиль перевернулся. Сакович и Раков получили тяжкие телесные повреждения.

Квалифицируйте деяния Саковича и Ракова.

 

№ 9

Подъезжая на автомобиле к перекрестку, водитель Грамович увидел, что велосипедист, двигавшийся навстречу, внезапно стал совершать левый поворот, пересекая путь следования автомобиля. Чтобы избежать наезда на велосипедиста, Грамович резко повернул вправо, автомобиль занесло, и он врезался в столб дорожного ограждения. Грамович ударился головой о лобовое стекло и получил менее тяжкое телесное повреждение.

В суде адвокат Петровский, защищая интересы Мироненко (велосипедиста), заявил о том, что Грамович нарушил правила дорожного движения: во время движения он не был пристегнут ремнем безопасности, что могло предотвратить получение травмы головы.

Обоснованы ли доводы адвоката Петровского?

Дайте оценку содеянному.

 

№ 10

Бригада рабочих под руководством дорожного мастера Сажина выполняла работы по текущему ремонту дороги. Сажин перед местом работ выставил предупреждающий знак «Дорожные работы», но не обозначил фронт работ ограждающими устройствами. Работник ЖЭУ Никитенко, проверявший систему городского водопровода, открыл люк на ремонтируемом участке дороги и спустился в шахту. Ехавший по данному участку дороги на своем автомобиле пенсионер Шубин не заметил открытый люк, правое колесо автомобиля провалилось, и произошла авария, в результате которой Шубин получил менее тяжкое телесное повреждение.

Есть ли основание уголовной ответственности в данном случае?

 

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое транспортная безопасность?

2. Какие виды транспорта Вы знаете?

3. Как соотносятся понятия «транспорт» и «транспортное средство»?

4. Назовите виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

5. Определите вид состава умышленного приведения в негодность транспортного средства или путей сообщения (ч. 1 ст. 309 УК) по законодательному описанию его объективной стороны.

6. Чем авария отличается от крушения?

7. Как соотносятся понятия «захват» и «угон» транспортного средства.

8. Если угон воздушного судна осуществляется в полете лицом, управляющим воздушным судном, то с какого момента преступление следует признавать юридически оконченным?

9. Охарактеризуйте субъективные признаки нарушения правил международных полетов (ст. 315 УК).

10. Имеет ли уголовно-правовое значение деление автодорожных транспортных средств на механические и немеханические?

11. Относится ли мопед к транспортному средству?

12. Как должен решаться вопрос об ответственности в отношении лиц, совершивших нарушение правил дорожного движения в возрасте от 14 до 16 лет?

13. Может ли собственник автомобиля быть субъектом преступления, предусмотренного ст. 318 УК?

14. В чем выражается объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 317¹ УК?

15. Если при привлечении к ответственности по ст. 317 УК нарушение правил дорожного движения выразилось в управлении транспортным средством в состоянии опьянения, то требует ли содеянное дополнительной квалификации по ст. 3171 УК?

16. В чем может быть выражено нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 321 УК)?

17. Разграничьте преступления, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 317 и 317 ¹ УК.

18. Есть ли отличие передачи управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст. 3171 УК) от допуска к управлению транспортным средством лица, находящегося в состоянии опьянения (ст. 318 УК)?

19. Проведите отграничение транспортных преступлений от преступлений против человека?

20. Разграничьте преступление, ответственность за которое предусмотрена ст. 317 УК, от нарушения правил безопасности горных или строительных работ (ст. 303 УК) и от нарушения правил охраны труда предусмотренными (ст. 306 УК).

 

Тесты

1. К предметам преступлений против транспортной безопасности относятся:

A) транспортные средства.

B) транспортные пути.

C) системы и средства электроснабжения, сигнализации, связи и управления движением.

D) относятся все указанные предметы.

 

2. В контексте ст. 317 УК не относятся к транспортным средствам:

A) мотоцикл, с рабочим объемом двигателя менее 50 см3.

B) трамвай.

C) локомотив.

D) мокики.

E) шасси транспортного вредства.

F) грейдер.

 

3. Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта является преступлением, если эти действия:

A) повлекли по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения.

B) повлекли по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере.

C) заведомо создали угрозу крушения, авария или наступления иных тяжких последствий.

D) верны варианты А и В.

E) верны все варианты.

 

4. Субъективная сторона нарушения правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта характеризуется:

A) только легкомыслием.

B) неосторожной виной.

C) умышленной виной.

D) сложной виной.

 

5. Угон железнодорожного подвижного состава, воздушного или водного судна – это:

A) несанкционированное завладение транспортным средством с целью осуществления поездки или полета либо отплытия.

B) несанкционированное завладение транспортным средством без цели хищения.

C) несанкционированное завладение транспортным средством и приведение его в движение при помощи имеющегося на нем двигателя с целью осуществления поездки.

D) противоправное завладение транспортным средством либо установление контроля над ним с целью угона.

 

6. Если угон транспортного средства сопряжен с незаконным пересечением Государственной границы, то ответственность наступает:

A) по совокупности преступлений: угон и незаконное пересечение Государственной границы.

B) по совокупности преступлений: угон и контрабанду транспортного средства.

C) только за угон.

D) только за незаконное пересечение Государственной границы.

 

7. К нарушению правил международных полетов относится несоблюдение указанных в разрешении:

A) маршрутов.

B) мест посадки.

C) воздушных ворот.

D) высоты полета.

E) любых из указанных нарушений.

 

8. Субъектом нарушения правил безопасности движения и эксплуатации маломерных судов является:

A) должностное лицо.

B) лицо, управляющее судном.

C) лицо, ответственное за безопасность движения водного транспорта.

D) любое лицо.

 

9. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств влечет уголовную ответственность, если оно повлекло по неосторожности причинение:

A) менее тяжкого телесного повреждения.

B) тяжкого телесного повреждения.

C) смерти человеку.

D) ущерба в крупном размере.

E) верны варианты А, В и С.

F) верны все варианты.

 

10. Субъектом нарушения правил дорожного движения или эксплуатации автодорожных транспортных средств является:

A) должностное лицо.

B) лицо, управляющее транспортным средством.

C) лицо, ответственное за безопасность движения автодорожных транспортных средств.

D) любое лицо.

 

11. Причинение менее тяжкого телесного повреждения при разгрузке самосвала путем механического подъема кузова квалифицируется:

A) как нарушение правил эксплуатации транспортных средств.

B) как преступление против здоровья, совершенное по неосторожности.

C) как нарушение правил охраны труда.

D) по совокупности преступлений: нарушение правил эксплуатации транспортных средств и преступление против здоровья, совершенное по неосторожности.

 

12. Субъектом нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, может быть:

A) лицо, управляющее транспортным средством.

B) лицо, обязанное соблюдать эти правила в силу выполняемой работы или занимаемой должности.

C) пешеход.

D) должностное лицо.

 

13. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, выражается в:

A) нарушении соответствующим участником движения правил безопасности движения или эксплуатации всех видов транспорта.

B) нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.

C) нарушении правил безопасности движения и эксплуатации маломерных судов.

D) самовольной без необходимости остановке поезда.

E) нарушении правил международных полетов.

F) любом из указанных нарушений.

 

14. Предметом умышленного приведения в негодность транспортного средства или путей сообщения являются:

A) средства железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

B) средства автодорожного транспорта.

C) средства магистрального трубопроводного транспорта.

D) любые из указанных средств.

 

15. Умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения является преступлением, если эти действия:

A) повлекли по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения.

B) повлекли по неосторожности смерть человека.

C) повлекли по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере.

D) заведомо для виновного могли повлечь смерть человека, крушение, аварию либо иные тяжкие последствия.

E) верны варианты В и С.

F) верны все варианты.

 

16. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций является преступлением, если эти действия:

A) повлекли по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения.

B) повлекли причинение ущерба в особо крупном размере.

C) заведомо для виновного могли повлечь смерть человека, крушение, аварию либо иные тяжкие последствия.

D) верны варианты А и В.

E) верны все варианты.

 

17. Недоброкачественный ремонт транспортного средства или путей сообщения определяется как недоброкачественный ремонт:

A) транспортного средства.

B) путей сообщения.

C) средств сигнализации.

D) средств связи или другого транспортного оборудования.

E) верны все указанные варианты.

 

18. Не является незаконным допуском к управлению автодорожным транспортным средством допуск к управлению транспортным средством:

A) лица, заведомо болеющего хронической болезнью.

B) лица, заведомо не имеющего или лишенного права на управление транспортным средством.

C) лица, заведомо находящегося в состоянии наркотического, психотропного, токсического или алкогольного опьянения.

D) во всех указанных случаях.

 

19. Субъектом выпуска в эксплуатацию технически неисправного автодорожного транспортного средства либо незаконного допуска к управлению им является:

A) должностное лицо.

B) лицо, ответственное за техническое состояние или эксплуатацию транспортного средства.

C) лицо, обязанное соблюдать правила безопасности движения в силу выполняемой работы или занимаемой должности.

D) любое лицо.

 

20. Нарушение правил содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений как преступление выражается в:

A) нарушении правил содержания дорог, улиц, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии.

B) непринятии мер к своевременному запрещению или ограничению движения лицом, ответственным за безопасность дороги.

C) выполнении ремонтных работ без надлежаще оформленного наряда-допуска.

D) верны варианты А и В.

E) верны все варианты.

.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.