Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Капитал




Производство и время. Капитал и его производство. Неделимые затраты ресурсов и необходимость их осуществления ДО начала производства. Капитальное благо. Первоначальное накопление. Осуществление затрат без получения благ. Воспроизводство. Срок службы. Необходимость текущих затрат для воспроизводства капитала. Виды капитальных благ. Производственные капитальные блага. Орудия труда. Сырье "в обработке". Знания и умения (человеческий капитал). Потребительские "капитальные" блага. Богатство.

В предыдущем параграфе мы говорили о том, что в каждом виде производства существуют различные неделимые затраты и поэтому использование производительных орудий труда позволяет снизить средние затраты при большом выпуске продукции.

При этом мы совершенно не учитывали, как процесс производства протекает во времени. Мы просто сравнивали затраты как бы уже после того, как весь процесс производства закончился (произведены и круг, и все горшки). Все происходило как бы мгновенно.

Но в действительности процесс производства проходит во времени. И если мы рассмотрим то, как осуществляется последовательно производство любого блага, мы обнаружим еще одну важную особенность устройства хозяйства.

 

Капитал и его производство

Эта особенность заключается в том, что практически все неделимые затраты должны быть осуществлены в полном объеме ДО того, как будет получена первая единица блага, которую можно потребить. А это означает, что в течение периода времени, требуемого для осуществления этих затрат, человек не будет получать от них никакого полезного результата.

Рассмотрим человека, который сам вынужден каждый день обеспечивать себя необходимыми благами (и в том числе орудиями для производства этих благ). У него есть возможность производить несколько различных благ, одним из которых является рыба.

Предположим, что у человека есть удочка, с помощью которой он может ловить рыбу. Но производительность труда при этом чрезвычайно низка = он может поймать всего одну рыбу за три часа.

Существует также альтернативный способ производства блага "рыба". Человек может сплести сеть, позволяющую ловить рыбу в довольно большом количестве за относительно небольшой промежуток времени = например, 10 килограммов за полчаса.

Давайте рассмотрим, как будет проходить во времени процесс введения в использование нового средства производства. На рис. 1.6.1 изображен график, на горизонтальной оси которого отложено время (в днях), а на вертикальных осях = затраты труда (ось, направленная вниз) и улов рыбы (ось, направленная вверх) в течение каждого дня.

Производство сети требует затрат труда и природных ресурсов. Все эти затраты являются неделимыми и должны быть осуществлены в полном объеме до того, как сетью будет поймана первая рыба. Предположим, что если работать целый день, то сеть можно будет связать за месяц (то есть в течение тридцати дней он будет тратить по 8 часов на производство сети). Все эти тридцать дней человек ничего не будет получать в вознаграждение за эти затраты. Улов рыбы в эти дни равен нулю.

Затраты, связанные с созданием первой сети, называются первоначальным накоплением.

Нужно заметить, что в данном случае человек теряет не сами затраты труда, а другие блага, которые он мог бы произвести с=помощью этого количества труда. Все те блага, которые человек мог бы произвести в это время и потребить, составляют альтернативные затраты производства сети.

После того как человек произведет сеть, он сможет за час ловить целых 10 килограммов. Поскольку на добычу рыбы он может тратить меньше времени, часть его рабочего дня будет сэкономлена и он сможет заняться в это время производством других благ. Таким образом, уровень потребления вырастет = человек сможет потреблять больше рыбы и всех остальных благ.

Но ведь сеть не будет служить вечно! Предположим, что через 4 месяца она износится и придет в негодность. Конечно же, человеку не нужно ждать этого момента, чтобы начать производство новой сети, = ведь тогда ему придется опять некоторое время обходиться без рыбы и других благ (опять жертвовать потреблением). Человек может начать сразу производство новой сети, расходуя на это по 2 часа в день с таким расчетом, чтобы к концу четырех месяцев сеть была готова (2 30 4===30 8). Эти затраты называются затратами на воспроизводство.

Сумма текущих затрат по воспроизводству сети (2 часа) и затрат на ловлю рыбы (1 час) составляет общие текущие затраты по обеспечению благом "рыба". Теперь человеку достаточно каждый день тратить 3 часа и он будет получать взамен по 10=килограммов рыбы до скончания веков. Причиной этого выигрыша является сеть, которая позволила увеличить производство с 1 рыбы до 10 килограммов.

Теперь мы можем дать определение этого нового понятия.

Капитальным благом называются то, что должно быть создано до начала производства и используется в течение длительного промежутка времени.

Слово капитал происходит от латинского слова capitalis, которое означает "главный".

Приобретая капитальное благо, человек жертвует текущим потреблением, но эта жертва будет приносить дополнительные блага в будущем. Человек как бы сберегает свой труд и другие ресурсы, для того чтобы в будущем получать гораздо больше благ. Причем ему нужно жертвовать текущим потреблением один раз, чтобы пользоваться потом более высоким уровнем потребления сколь угодно долго.

Для обозначения всех капитальных благ (станков, машин и т.=д.), которыми может обладать человек, используют также термин капитал. Иногда говорят, что капитал = это сбереженные (накопленные) в прошлом затраты труда и природных ресурсов, которые были израсходованы на создание капитальных благ.

Чем большим количеством капитала обладает человек, тем более высокий уровень текущего потребления может быть достигнут. Например, если у человека будет сеть, множество расставленных силков на птиц или зайцев, возделанные поля и т.=д., то он сможет производить значительно большее количество различных продуктов, чем без этих капитальных благ.

 

Виды капитальных благ

Наиболее распространенным видом капитальных благ являются орудия производства (в рассмотренном нами примере это была сеть). Именно орудия производства составляют наиболее существенную часть неделимых затрат, которые необходимо осуществить при производстве большинства благ. Капитальным благом является любой инструмент, станок, здание или дорога.

Капитальные блага можно различать по сроку службы, по истечении которого капитальное благо необходимо заменять новым. Этот срок службы определяет величину текущих затрат по подготовке нового блага. Чем больше срок службы любого капитального блага, тем меньше размер текущих затрат, которые необходимо осуществлять на его воспроизводство.

Некоторые виды орудий производства имеют относительно небольшой срок службы = например, станки или инструменты, которые приходят в негодность за 2=3 года эксплуатации.

Некоторые виды капитальных благ = здания и сооружения== имеют очень длительный срок службы и поэтому могут воспроизводиться раз в 50, 100 или больше лет.

А есть еще капитальные блага, которые вообще не имеют срока службы. Например, снесенный холм, который находился в месте прохождения дороги. "Ровное пространство" в данном случае является специально произведенным капитальным благом, которое при этом не изнашивается при использовании и может прийти в негодность только в результате стихийного бедствия.

Нужно заметить, что почва, используемая для производства сельскохозяйственной продукции, практически всегда представляет собой специально подготовленное орудие производства. Ведь обычно, для того чтобы почву можно было использовать в производстве, ее нужно подготовить для этого (например, вырубить лес, который на ней растет, выкорчевать пни, удобрить, осушить и т. д.). Поэтому на самом деле почву, используемую в производстве, нужно считать не природным ресурсом, а капитальным благом (специально созданным орудием производства).

Кроме этого, капитальным благом могут являться запасы сырья, которые необходимы для осуществления производственного процесса.

Давайте рассмотрим производство древесины. Предположим, что дерево вырастает до состояния, при котором его можно срубить для получения необходимого сырья, за шесть лет (рис. 1.6.2). Если вы хотите каждый год срубать по 20 деревьев, то для этого вы должны сначала в течение шести лет сажать по 20 саженцев, ничего не получая в качестве немедленного вознаграждения за эти затраты труда.

Через шесть лет саженцы, посаженные первыми, превратятся в деревья и их можно будет срубить = вы получите первую отдачу на свои затраты труда в прошлом. В дальнейшем вам все равно нужно будет продолжать сажать по 20 новых деревьев каждый год, но при этом вы сможете каждый год срубать 20="созревших" деревьев.

Затраты по посадке саженцев в течение первых шести лет не приносили текущей отдачи и являлись первоначальным накоплением. Они были направлены на создание капитального блага, которым в данном случае является роща, состоящая из 120 подрастающих деревьев разного возраста и дающая каждый год по 20 "созревших" деревьев.

Необходимость создания запаса сырья существует практически в любом виде производства (см. "окно" "Капитал как запас"). Во многих случаях создание эти запасов сырья не требует значительных затрат (например, куча глины рядом с гончаром на рис. 1.4.1, строго говоря, тоже является капитальным благом, хотя затратами ее создания можно пренебречь).

Капитал как запас

Чтобы вам лучше представить себе природу капитала, можно прибегнуть к следующему примеру. Представьте себе пустой бассейн, имеющий объем 500 литров, к которому приставлены труба и кран (см. рисунок). Наша задача = добиться такого состояния, чтобы из трубы выливалась вода. Для этого мы можем открыть кран.

Нетрудно заметить, что для выполнения этой задачи нам необходимо будет наполнить бассейн до уровня, на котором находится первая труба. Как только в бассейне накопится 500 литров воды, из трубы начнет выливаться вода и наша цель будет достигнута. В дальнейшем, если не закрывать кран, вода будет выливаться из трубы постоянно, но возможность этого обеспечивают 500 литров воды, уже набранной в бассейн.

Схема существования капитальных благ аналогична этой модели с бассейном. Чтобы начать производство, человек вынужден сначала наполнить некоторый "объем" ресурсами, и этот "объем" ресурсов будет постоянно существовать при дальнейшем производстве. Человек должен постоянно воспроизводить капитальные блага.

Это относится и к созданию орудий производства, и к запасам сырья. Представьте себе какое-либо современное производство = например, фабрику, производящую табуретки. На фабрику постоянно подвозят древесину и постоянно забирают табуретки, но определенная часть сырья ("недоделанных" табуреток) всегда находится в=обработке и обеспечивает постоянный поток готовой продукции "на выходе". Этот объем сырья и является капитальным благом.

Наглядным примером запаса сырья является содержимое трубопровода, по которому транспортируется какая-нибудь жидкость или газ. В случае с нефтепроводом, например, в буквальном смысле нужно наполнить весь его объем нефтью, чтобы обеспечить передачу этого продукта с одного конца нефтепровода на другой. Пока используется нефтепровод, в нем постоянно присутствует этот объем нефти, который, таким образом, является капитальным благом, созданным для обеспечения работы нефтепровода.

Во многих случаях производителю необходимо в буквальном смысле "запасаться" = создавать страховой запас материалов, который в случае непредвиденного сбоя в получении сырья позволит некоторое время не останавливать производство и тоже является капитальным благом. Например, если вы хотите гарантированно иметь по 20 деревьев каждый год, вам придется каждый год сажать, скажем, по 22 дерева с учетом того, что 1=2 дерева могут засохнуть и не дожить до 6-летнего "возраста".

 

Еще одним важным видом капитального блага, которое чрезвычайно полезно в любом производстве, является квалификация производителя = его знания, умения и опыт, приобретение которых тоже требует затрат.

В некоторых случаях вообще невозможно начать производство без некоторого минимального обладания этим капитальным благом. Например, если вы не знаете, как выделывается кожа, вам никогда не произвести пары сапог.

В остальных случаях знания и умения позволяют увеличить (и иногда достаточно сильно) производительность рабочего или качество продукта. Зная, например, как построить ножной гончарный круг, вы сможете производить в несколько раз больше горшков, чем с помощью ручного круга.

Капитальное благо "знания и умения" характерно тем, что не имеет никакого материального воплощения (хотя в некоторых случаях им можно считать мускулатуру грузчика или мозоли моряка). Приобретение навыков гончарного ремесла не выражается в создании какого-либо материального предмета. Это "капитальное благо" не изнашивается, и его не нужно воспроизводить. Конечно, в определенных условиях квалификацию можно потерять (например, если ею долго не пользоваться). Но если человек каждый день использует свои знания и умения для производства очередного количества блага, это умение автоматически "воспроизводится".

Этот вид капитала называют человеческим капиталом. С==развитием хозяйства он приобретает все большее значение по причине усложнения производства (см. "окно" "Школа = мастерская по созданию человеческого капитала").

Школа - мастерская по созданию человеческого капитала

В современном хозяйстве рабочий, который не обладает определенными знаниями, навыками и опытом, просто не в состоянии что-либо произвести. И поэтому человеческий капитал является важнейшим видом капитала в хозяйстве любой развитой страны.

В частности, все одиннадцать лет вашего обучения в средней школе представляют собой не что иное, как вложение затрат вашего труда в ваш человеческий капитал (знания и умения, которыми вы будете обладать после окончания школы).

Конечно, эти знания нужны будут вам не только для того, чтобы участвовать в производстве, но и для того, чтобы просто жить в современном обществе. Но это означает, что ваш человеческий капитал универсален = он может использоваться в качестве как производственного, так и потребительского блага. Ведь нужно научиться потреблять многие блага. Чтобы получать удовольствие от чтения литературы, сначала нужно научиться читать; чтобы получать удовольствие от музыки, сначала нужно научиться ее слушать; чтобы водить машину, нужно сдать экзамен на права и т. д.

Другими "мастерскими" по созданию человеческого капитала являются средние профессионально-технические и высшие учебные заведения, в которых приобретаются специальные знания, необходимые в той или иной области производственной деятельности.

 

Капитальные потребительские блага

Все эти формы капитала = орудия производства, запасы сырья и человеческий капитал = существуют в производстве любого блага. Но если мы обратим внимание на то, как происходит потребление благ, то обнаружим, что здесь тоже существует капитал, причем практически в тех же самых формах, что и на производстве.

Во-первых, он существует в виде тех предметов потребления, которые можно потреблять в течение множества дней. Например, дом, для создания которого одному человеку нужно несколько месяцев, а жить в нем он сможет несколько лет или десятилетий. Или кровать, которую нужно делать 3 дня, а потом спать на ней всю жизнь. Вообще, всю мебель, жилище, транспортные средства и "орудия потребления" можно отнести к капитальным потребительским благам. Именно совокупный запас этих благ представляет для человека полезность.

Во-вторых, человеку тоже нужно поддерживать определенный запас продуктов питания (см. "окно" "Капитал как запас"), которые всегда существуют в его доме и обеспечивают непрерывность потребления в условиях "прерывности" поступления этих благ в=кладовые домашнего хозяйства.

Чем больше запас различных благ у человека, тем больше удовольствия он сможет получать от их потребления. Поэтому запас потребительских благ называют богатством. Соответственно, богатым человеком считают того, у кого накоплен большой запас потребительских благ, а бедным того, у кого этот запас относительно мал.

Капитальные блага (производственные и потребительские) играют огромную роль в хозяйстве любой страны (см. "окно" "Хозяйство и капитал"). С развитием хозяйства использование капитала приобретает любопытную форму = появляется рынок капитала, на котором его берут и дают в долг, но это мы рассмотрим в главе 5 "Деньги и капитал".

Хозяйство и капитал

Капитальные блага требовались человеку всегда. Представьте себе первобытного человека = простейший каменный топор или палка для ковыряния земли были первыми производственными капитальными благами. Простейшая хижина или шалаш уже представляли собой потребительское капитальное благо. Вместе каменный топор и шалаш являлись богатством первобытного человека.

Для земледельческих народов капитальными благами являлись подготовленная для выращивания чего-либо земля, орудия производства, тягловый скот и запас семян. Для скотоводов главным капитальным благом были стада. Для купца капитальным благом являлись запас товара и средство передвижения. Любопытно, что транспортные средства часто были самыми "затратными" капитальными благами в хозяйстве (например, морское судно).

По мере развития хозяйство "обрастает" капитальными благами, которые позволяют делать производство все более эффективным. Если мы сравним внимательно современное хозяйство любой развитой страны (например, США, Франции или России) с хозяйством этой же страны 200=300 лет назад, то мы обнаружим удивительную вещь. Одно из главных отличий состоит в огромном количестве капитальных благ, которыми обладает современное хозяйство. Запас производственных капитальных благ делает возможным детальное разделение труда и резко увеличивает производительность всего хозяйства. Запас потребительских капитальных благ (домов, автомобилей и т. д.) делает возможным необычайно высокий уровень потребления по сравнению с XVIII или даже с XIX в.

Чтобы понять, насколько важную роль играет этот запас капитальных благ, можно провести мысленный эксперимент и посмотреть, что будет, если внезапно лишить хозяйство любой развитой страны всего накопленного капитала (оборудования, зданий, дорог, сооружений). В результате люди снова окажутся как бы "наедине" с природными ресурсами. Они будут вынуждены все производить заново и очень не скоро выйдут на тот же уровень потребления, которым пользовались до того, как их лишили всего капитала. Даже если люди начнут трудиться по 24 часа в сутки, они не достигнут сразу и десятой доли того уровня потребления, когда у них были все эти капитальные блага и они трудились только 8 часов в сутки.

Причем, если лишить хозяйство не только физического капитала, но и человеческого = знания технологий и накопленного опыта, ситуация будет весьма щекотливая. Люди окажутся практически в состоянии, близком к первобытной дикости (снова наступит "палеолит"). Все технологии придется выдумывать заново, и неизвестно, какое количество времени понадобится для достижения современного уровня производства и потребления. Может, это будет несколько тысячелетий, а может быть, и больше.

Можно ли как-то оценить затраты хозяйства по воспроизводству всего запаса капитальных благ "заново"? В принципе, можно сравнить стоимость всех капитальных благ со стоимостью годового продукта хозяйства.

Любопытно, что первая величина практически всегда превышает вторую в 3=4 раза. Например, по оценкам Грегори Кинга, в 1690 г. стоимость годового продукта Англии составляла около 40 млн ф. ст., а все богатство этой страны = около 140 млн ф. ст. (соотношение 1=:=3,5). В 1956 г. в США стоимость всех продуктов, произведенных за год, составляла 419 млрд долларов, а стоимость всех капитальных благ = 1450 млрд долларов (1=:=3,4).

Но это соотношение вовсе не означает, что страна может произвести все имеющиеся блага за 3=4 года. Даже если люди переключатся на производство только капитальных благ (не будут пить, есть и приобретать другие потребительские блага), хозяйство не сможет произвести весь этот капитал за такой короткий срок. Ведь к производству капитальных благ приспособлено только 20=30 процентов оборудования любого хозяйства, а остальное окажется бесполезным (какое капитальное благо можно произвести на кондитерской фабрике, на ферме или в кинотеатре?). Для воспроизводства всех капитальных благ любому хозяйству понадобится как минимум несколько десятилетий.

 

Вопросы для размышления

1. Назовите примеры капитальных благ, которые не требуют воспроизводства (являются вечными)?

2. Есть ли срок службы у капитального блага "запас сырья"?

3. Может ли информация быть капитальным благом?

4. Какие черты человеческого характера могут определять скорость накопления капитала в хозяйстве? От чего еще зависит скорость накопления капитала?

5. Оцените стоимость всех вещей в вашем домашнем хозяйстве и общий месячный доход всех членов семьи. Сколько времени вам может понадобиться для того, чтобы купить все капитальные блага заново?

 

 

§ 7. Разделение труда

Выгодность производства в большом количестве. Принцип организации работы одного человека. Последовательная концентрация на производстве отдельных благ. Почему останавливается увеличение масштаба производства? Быстропортящиеся блага, необходимость постоянного питания, размер потребностей. Принцип организации работы нескольких людей. Концентрация отдельных людей на производстве отдельных благ. Разделение труда. Появление профессий. Ограничение разделения труда. Структура занятий. Степень разделения труда.

Количество благ, которые сможет производить и потреблять население нашей воображаемой страны, ограничено, так как ограничено количество ресурсов, которое может быть израсходовано на производство различных благ. В зависимости от того, находятся люди в более или менее благоприятных условиях, им придется довольствоваться некоторым количеством некоторых благ, а от потребления всех остальных вообще отказаться.

Каким образом люди должны организовать свое хозяйство, чтобы по возможности увеличить количество благ, производимых из имеющихся ресурсов?

 

Принцип организации труда одного человека

Предположим сначала, что наше хозяйство состоит из одного человека. Вы уже знаете, что в каждом виде производства человек сталкивается с неделимыми затратами труда и других ресурсов. Эти неделимые затраты являются причиной действия экономии от масштаба производства: чем больше мы производим любого потребительского блага, тем меньшие средние затраты ресурсов на его производство могут быть достигнуты.

Может ли этот человек использовать принцип экономии от масштаба для увеличения количества всех благ, которые он может произвести?

Если человек знает о существовании этого эффекта экономии от масштаба производства, то он может организовать свою деятельность (распределить свое время между производством различных продуктов) следующим образом: поочередно концентрироваться на производстве какого-то одного блага и стараться за один раз производить этого блага больше, чем нужно для непосредственного текущего потребления, чтобы использовать действие экономии от масштаба.

Например, в первый день он может отправиться в лес за орехами и набрать их не только для потребления в этот же день, а на много дней вперед. После этого он сможет потреблять орехи в течение многих дней и ему не придется каждый день снова бегать за ними в лес. Таким образом он сэкономит затраты на перемещение и поиск. Средние затраты на "производство" одного ореха будут значительно снижены.

Во второй день он может отправиться за дровами для костра и тоже запастись ими сразу на несколько дней, чтобы не бегать в лес каждый раз, когда понадобится разжечь костер.

В третий день он может постараться за один раз налепить горшков на год вперед, а не искать глину и не возиться с обжигом каждый раз, когда понадобится дополнительный горшок или разобьется старый.

В четвертый день он может заняться плетением корзин, чтобы за один раз найти необходимый материал и произвести сразу несколько корзин для различных целей.

Конечно, ему не обязательно придется тратить ровно по одному дню на производство каждого блага. Производство отдельных благ может занять несколько дней (например, вспашка огорода), а некоторые блага можно произвести на год вперед и за часть дня (например, вырезанная за два часа ложка может затем служить несколько лет).

Иными словами, он может попытаться производить любое благо за один раз в максимальном количестве, чтобы сэкономить на неделимых затратах. Сэкономленную часть своего рабочего времени он может потратить на производство дополнительного количества тех или иных благ.

Но отдельный человек обладает ограниченными возможностями использования выгоды производства в большом количестве (экономии от масштаба) по следующим причинам.

Во-первых, он не может производить за один раз в большом количестве те блага, которые являются быстропортящимися. Он не может наловить на неделю рыбы, так как (если, конечно, он не живет на Крайнем Севере) она испортится уже на следующее утро. Если он хочет есть рыбу каждый день, ему придется ее ловить каждый день и заново осуществлять многие неделимые затраты, связанные с этим. Он может смягчить это ограничение, если научится вялить или солить рыбу (как это и делают в действительности). Но это уже будет производство другого блага = "соленая рыба", а благо "свежая рыба" по-прежнему будет требовать ежедневного производства. Точно так же человек ограничен в производстве многих других быстропортящихся благ. Он не может собрать землянику или малину на месяц вперед, сварить себе суп на неделю вперед и т. д.

Во-вторых, человек не может надолго посвящать себя целиком производству одного блага, так как постоянно вынужден заниматься обеспечением пропитания. Если он сможет запастись едой на неделю и приступить к изготовлению стрел, ему удастся в максимальной степени использовать эффект экономии от масштаба. А если ему нужно каждый день ловить себе рыбу или собирать малину? Ему придется каждый день "отвлекаться" на добычу пропитания, и он не сможет сконцентрироваться на производстве одного блага.

В-третьих, человеку придется иметь орудия производства для каждого блага, то есть долго осуществлять первоначальное накопление. Конечно, он может создавать универсальные орудия производства, которые можно использовать в производстве различных благ (например, тележку, на которой можно привозить орехи, дрова и вообще все, что угодно). Именно поэтому универсальные орудия действительно были очень распространены в прошлом (см. окно "Универсальные орудия = экономия от масштаба"). Но при этом более производительные орудия труда останутся недоступными ему по причине невозможности сберегать слишком много труда, а также в связи со следующим (самым серьезным) ограничением.

В-четвертых, возможность производства в большом масштабе и использования эффекта от масштаба производства ограничена размером потребностей человека. В тех случаях, когда он может наладить производство какого-либо блага в=большом масштабе, этого блага оказывается столько, что человеку не потребить его за всю свою жизнь. Чтобы произвести благо с низкими затратами, его нужно произвести много = но этого "много" человеку просто не нужно.

Действие всех этих причин, и особенно последней, не дает отдельному человеку в значительной степени воспользоваться экономией от масштаба производства. И поэтому, хотя человек и может применять принцип поочередной концентрации на отдельных занятиях, он остается сильно ограничен в своих производственных возможностях и большая часть самого редкого для него ресурса = рабочего времени = будет "съедаться" неделимыми затратами.

Универсальные орудия = экономия от масштаба

 

В далеком прошлом, когда люди жили небольшими коллективами и производить блага в большом количестве не было смысла, эффект экономии от масштаба было невозможно использовать "напрямую". Но люди стихийно обнаружили уникальный способ использования этого эффекта в несколько модифицированном виде. Они изготовляли такие орудия труда, которые могли использоваться в нескольких видах производства одновременно, достигая экономии на неделимых затратах, которые совершались один раз для производства нескольких благ.

Они использовали несколько простых и универсальных орудий, каждое из которых вы прекрасно знаете: 1) нож, которым можно было выстругать небольшое деревянное изделие (стрелу, лук, рогатину и т.=д.), снять шкуру, почистить рыбу и т.=д.; 2) топор, которым можно было обработать большую "деревяшку" (табуретку, стол, дом и т.=д.); 3) тележку, на которой можно было перевозить сырье в производстве любого блага (от глины и дров до рыбы и земляники); 4) лопату, которой можно копать ямы для производства различных благ; 5) печь, на которой можно было готовить множество блюд, и т.=д.

В экономической теории снижение затрат за счет производства различных благ с помощью одного и того же орудия производства называется экономией от совмещения. Даже в развитом хозяйстве многие производители используют этот эффект для снижения себестоимости продукции (например, когда выпускают на одном и том же станке разные детали).

 

Принцип организации труда нескольких человек

А что можно предпринять для более полного использования эффекта от масштаба производства в хозяйстве из нескольких человек? Предположим, что население нашей воображаемой страны представляет собой небольшое племя из N человек (например, 20 или 40).

На первый взгляд они также ограничены в использовании эффекта экономии от масштаба действием всех трех вышеуказанных причин, мешающих использовать этот эффект одному человеку. Они тоже имеют дело со скоропортящимися благами и с постоянной необходимостью обеспечения себя едой, а потребности любого из них точно так же ограничены.

Но будьте внимательны: вместе они могут потреблять каждого блага в несколько (почти в N) раз больше, чем один человек. А это позволяет им преодолеть самое главное ограничение, накладываемое фиксированным размером потребностей отдельного человека.

Предположим, что один человек ловит рыбу для всех остальных. Теперь он не ограничен только своими потребностями и может наловить много рыбы = на всех. При этом он может воспользоваться экономией на неделимых затратах и наловить рыбы с еще меньшими средними затратами, чем в случае если бы он ловил только для себя.

Второй человек делает для всех горшки. Он тоже может изготовить в несколько раз больше горшков, чем нужно было бы только ему. Поэтому он может построить более удобный гончарный круг и произвести эту уйму горшков с гораздо меньшими средними затратами.

Третий человек собирает для всех лесные ягоды. Он соорудил большую тачку и отправляется в различные "ягодные" места каждый день.

Четвертый занимается производством одежды. Ему доставляются шкуры убитых животных, которые он, имея под рукой все необходимые инструменты и большой опыт, быстро превращает в теплые и удобные вещи. При этом всем остальным членам общества не нужно учиться шить одежду и обзаводиться необходимыми инструментами.

Пятый и шестой члены этого хозяйства занимаются изготовлением стрел для всех остальных, седьмой и восьмой делают копья. Девятый лечит заболевших членов племени. Десятый производит обувь, получая для этого самые толстые и прочные шкуры. Несколько человек ходят на охоту и обеспечивают своих собратьев достаточным количеством разнообразной пищи, а изготовителя обуви = шкурами.

Разделением труда (или специализацией) называется принцип организации производства в хозяйстве, согласно которому отдельный человек занимается производством отдельного блага. Благодаря действию этого принципа при ограниченном количестве ресурсов люди могут получить гораздо больше благ, чем в том случае, если каждый обеспечивал бы себя сам всем необходимым.

Вследствие того, что члены общества стали специализироваться на производстве отдельных благ, в обществе появились профессии = отдельные виды деятельности, связанные с производством какого-либо блага, и у каждой из профессий появилось свое название. Тех, кто делал горшки, стали называть гончарами; тех, кто шьет одежду, = портными; тех, кто делает обувь, = сапожниками; тех, кто ловит рыбу, = рыбаками; тех, кто готовит еду, = поварами и т.=д.

Муравьи и разделение труда

 

Среди представителей animalia producenta существует несколько видов, которые не просто занимаются производством необходимых благ, а широко используют при этом принцип разделения труда.

Наиболее сильно это выражено у муравьев. В муравьином "обществе" существует до 10 профессий, причем природа наделила представителей каждой из них необходимыми для исполнения обязанностей свойствами.

Среди муравьев есть строители, обладающие знанием технологии построения муравейника; воины, задача которых = охранять "общество" от недругов с помощью подаренных природой челюстей; рабочие, задача в которых состоит в сборе необходимой провизии; кладовщики, которые занимаются наведением порядка в кладовых; матка, которая производит личинок, и няньки, которые ухаживают за ней и ее потомством.

В некоторых муравьиных "народах" есть скотоводы, которые занимаются уходом за тлей (муравьиной "коровой"). А в некоторых = садоводы, которые притаскивают в муравейник кусочки листьев и выращивают на них специальный грибок.

 

Степень разделения труда

Но разделение труда вовсе не означает, что в нашем воображаемом обществе один человек будет заниматься одним видом производства. Может оказаться так, что нескольким людям придется заняться отдельным видом производства, или так, что один человек будет заниматься производством нескольких благ.

Почему? Все дело в соотношении размера потребности населения в том или ином благе и производительности труда отдельной профессии. Если один рыбак может наловить за день как раз столько рыбы, чтобы хватило всем членам общества, то в этом хозяйстве и будет как раз один рыбак. Но если один охотник из упомянутого племени не может настрелять перепелок для всех и его труда будет недостаточно, чтобы удовлетворить потребности всех членов хозяйства в перепелках, то охотиться отправятся сразу несколько человек. Или, например, если один гончар может произвести столько горшков, которое общество не сможет потребить, то у него останется дополнительное время, которое он может использовать для производства какого-либо другого блага, например ложек или тарелок.

Таким образом, степень "разделенности" труда зависит от размера общества. Для определенной численности населения (то есть для определенного состава и размера потребностей) существует своя оптимальная структура занятий, при которой продукта, производимого разными производителями, будет как раз хватать для всех членов и все продукты будут производиться с==минимально возможными затратами. С увеличением численности населения эта оптимальная структура занятий будет меняться = количество производителей тех благ, которые уже производились отдельным человеком, будет увеличиваться, а те виды производства, которые раньше поручались одному человеку, будут поручаться разным людям.

В истории хозяйства процесс разделения труда прошел несколько стадий, различавшихся степенью специализации отдельных членов общества на производстве того или иного блага (см. окно "Из истории разделения труда").

А мы переходим к рассмотрению важнейшего вопроса, который в этом параграфе оставался незамеченным: вопроса о необходимости существования механизма перераспределения благ, произведенных разными производителями одного хозяйства.

Из истории разделения труда

 

Строго говоря, разделение труда в человеческих обществах можно было обнаружить всегда. Ведь люди никогда не существовали по одиночке, и случаи появления общества и хозяйства, состоящего из одного человека (типа хозяйства Робинзона Крузо), являлись достаточно редким исключением. Люди всегда жили как минимум семьей или племенем.

Но развитие разделения труда в хозяйстве любого общества проходит несколько последовательных стадий = от примитивного состояния до чрезвычайно сложной схемы распределения обязанностей. Схематически можно представить эту эволюцию следующим образом.

Первая стадия. Это естественное разделение труда внутри первобытного общества. В таком обществе всегда наблюдалось некоторое распределение обязанностей, определявшееся отчасти природой каждого человека, отчасти обычаями, а отчасти известной вам экономией от масштаба. Как правило, мужчины занимались охотой и войной, а женщины следили за очагом и нянчили детей. Кроме этого, практически в любом племени можно было обнаружить такие "профессии", как вождь и жрец (шаман, колдун и т. д.).

Вторая стадия. По мере роста численности членов общества, потребность в каждом благе увеличивается и появляется возможность концентрации отдельных людей на производстве отдельных благ. Поэтому в обществах появляются различные профессии (рмесленники, земледельцы, скотоводы и т. д.).

Начинается процесс выделения профессий, конечно же, с производства орудий труда. Даже в каменном веке (!) существовали мастера, занимавшиеся обтесыванием и шлифовкой каменных орудий. С открытием железа появляется одна из самых распространенных в прошлом профессий = кузнец.

Характерной особенностью этого этапа является то, что производитель изготовляет все (или почти все) возможные изделия, связанные с его профессией (как правило, это обработка какого-то вида сырья). Например, кузнец делает все от гвоздей и подков до плугов и мечей, столяр делает все от табуреток до шкафов и т.=д.

На этой стадии разделения труда часть членов семьи ремесленника или даже вся семья помогает ему в производстве, выполняя те или иные операции. Например, кузнецу или столяру могут помогать сыновья и братья, а ткачу или булочнику = жена и дочери.

Третья стадия. С увеличением численности населения и соответственно размера спроса на отдельные продукты ремесленники начинают концентрироваться на производстве какого-либо одного блага. Одни кузнецы делают подковы, другие = только ножи и ножницы, третьи = только гвозди разных размеров, четвертые = только оружие и т.=д.

В Древней Руси, например, существовали следующие названия мастеров по дереву: древоделы, кораблетворящие, мостники, древяные здатели, городники (укрепление городов), порочные (производство стенобитных орудий), лучницы, крестечные, бочкари, санники, колесники и т.=д. На этом развитие разделения труда не останавливается = можно обнаружить еще две стадии этого процесса. Но о них мы поговорим в следующих параграфах (глава 1, § 10 и глава 3, § 3).

 

Вопросы для размышления

1. Можно ли сказать, что в хозяйстве из N человек всех благ потребляется в N раз больше, чем в хозяйстве из одного человека? Как от ответа на этот вопрос зависит возможность существования разделения труда?

2. В средневековой деревне из 50 производителей всего один мог заниматься кузнечным делом и один мог содержать мельницу, а остальные занимались земледелием. Означает ли это, что они "недоиспользовали" эффект разделения труда?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.