Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Древней Греции 20 страница




 

 

но рассматривать как систему. Поэтому всякий процесс развития в природе и обществе предполагает развитие систем и должен рассматриваться с системной точки зрения. Только при таком подходе можно понять характер тех необратимых изменений, которые происходят в процессе развития как неорганических, так и органических систем, как систем природы, так и систем общества.

 

Долгое время существовало мнение, что системы неорганической природы в корне противоположны живым системам, ибо они якобы неспособны к какой-либо эволюции, а в состоянии только разрушаться. Такое мнение как будто подтверждалось классической термодинамикой, второй закон которой постулировал, что закрытые системы - а ими она только и ограничивалась - могут эволюционировать лишь в сторону увеличения их энтропии, т.е. усиления их беспорядка, хаоса и дезорганизации. Это представление резко противоречило эволюционной теории Дарвина, которая убедительно доказала, что в живой природе, в мире растений и животных происходит постоянное совершенствование порядка, организации и самое главное - возникновение новых видов растений и пород животных. То же самое относится к социально-экономическим системам, где развитие происходит значительно быстрее, чем в живой природе.

 

Такое противоречие между классической термодинамикой, с одной стороны, и эволюционной биологией и социально-экономическими теориями, с другой - по сути дела, оставалось неразрешенным до середины XX в.

 

Первым шагом к разрешению этого противоречия было введение понятия "открытой системы", которая в отличие от закрытой системы учитывает взаимодействие системы с окружающей средой. Развернутое определение такой открытой системы, как организм, дал один из создателей квантовой механики Э. Шрёдингер: "Средство, при помощи которого организм поддерживает себя на достаточно высоком уровне упорядоченности (равно на достаточно низком уровне энтропии), в действительности состоит в непрерывном извлечении упорядоченности из окружающей среды " [1].

 

1 Шрёдингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физика. М., 1972.

 

 

По отношению ко всем самоорганизующимся системам аналогичное определение дал немецкий кибернетик Г. Фёрстер: "Термин "самоорганизующаяся система", - писал он, - становится бессмысленным, если система не находится в контакте

 

 

 

с окружением, которое обладает доступными для нее энергией и порядком и с которым наша система находится в состоянии постоянного взаимодействия, так что она умудряется как-то "жить" за счет этого окружения" [1].

 

В кибернетике как общей теории управления самоорганизация направлена на достижение устойчивого динамического равновесия между системой и средой. Начиная от регулятора паровой машины Д. Уатта и кончая современными автоматами, все системы конструируются так, чтобы поддерживать заданный режим функционирования. Иначе говоря, самоорганизация в них заранее предусмотрена человеком. Поэтому такая самоорганизация представляет, по существу, динамическое регулирование, которое опирается на принцип отрицательной обратной связи. Согласно этому принципу, всякое отклонение системы от заданной программы корректируется управляющим устройством, приводящим систему в заданное, устойчивое состояние.

 

Совершенно иной характер имеет самоорганизация в природных системах, где благодаря ей возникают системы с новыми свойствами, структурами и режимами функционирования и поведения. Здесь действует принцип положительной обратной связи, согласно которому изменения, происходящие в системе, не устраняются, а, наоборот, накапливаются и усиливаются, что и приводит в конечном итоге к переходу от старой системы к новой системе. Исследованием таких сложноорганизованных систем занялось новое направление междисциплинарных исследований, которое было названо синергетикой.

 

Автор этого термина немецкий физик Г. Хакен образовал его из древнегреческого слова "синергия", означающего совокупное, согласованное действие. Разрабатывая теорию твердотельных лазеров, он выяснил, что если в самом начале движения образующих его молекул происходят беспорядочно, то под воздействием "накачки" внешней оптической энергией их движения становятся все более упорядоченными. При достижении некоторого критического значения "накачки" все молекулы начинают колебаться в одной фазе и вследствие этого лазер начинает излучать мощный поток световой энергии. Подобное согласованное взаимодействие элементов системы, приводящее к их "коллективному" поведению, Хакен назвал кооперативным, или синергетическим [2].

 

1 Фёрстер Г. О самоорганизующихся системах и их окружении // Самоорганизующиеся системы. М., 1964. С. 116.

2 См.: Хакен Г. Синергетика. М., 1980. С. 20-21.

 

 

Другие исследования были направлены на изучение самоорганизующихся химических реакций, которые впервые экспериментально открыли наши отечественные ученые - сначала Б. Белоусов, затем группа исследователей во главе с А. Жаботинским [1]. Их опыты послужили основой для построения соответствующей теоретической модели ("брюсселятора [2]") бельгийскими учеными под руководством И. Пригожина (русского по происхождению). Было установлено, что в ходе специфических химических реакций возникают определенные пространственные структуры. В других реакциях периодически меняется во времени цвет раствора ("химические часы"). Пригожин объяснил эти реакции взаимодействием системы со средой, из которой в нее поступают свежие реагенты, а выводятся использованные. Поскольку все подобные процессы сопровождаются диссипацией, или рассеянием, энергии, то самоорганизующиеся структуры такого рода он назвал диссипативными.

 

1 См.: Жаботинский A.M. Концентрационные автоколебания. М., 1974.

2 Она названа так по названию г. Брюсселя.

 

 

В отличие от классической термодинамики, которая имела дело фактически с закрытыми и равновесными системами, новая теория самоорганизации опирается на неклассическую термодинамику, оперирующую открытыми и неравновесными системами. Согласно этой теории началом процесса самоорганизации служат случайные отклонения системы от точки равновесия, которые называют флуктуациями. Они происходят постоянно, но в первое время эти флуктуации подавляются системой. Поскольку, однако, система взаимодействует с окружающей средой и является неравновесной, то постепенно такие флуктуации не только не ослабляются, но, наоборот, усиливаются. В результате их усиления прежняя динамическая структура, или режим функционирования, "расшатывается", т.е. старые взаимосвязи между элементами системы подвергаются изменениям, и как следствие такого процесса возникают новый динамический режим, структура, или спонтанный порядок.

 

Все перечисленные термины характеризуют тот же самый общий процесс изменения характера взаимодействия между компонентами, или элементами, системы, хотя называются они по-разному в конкретных исследованиях. В теории систем и ее приложениях предпочитают говорить об изменении структуры систем. В динамическом регулировании - об изменении режима функционирования, в экономике и социальных науках - о воз-

 

 

никновении нового спонтанного порядка, причем эпитет "спонтанный" подчеркивает, что речь в данном случае идет о порядке, возникающем самопроизвольно в силу внутренне присущих системе причин и факторов.

 

Следует отметить, что понятие порядка раньше применялось лишь по отношению к фиксированным структурам, начиная от взаимосвязи частей в устойчивых системах и кончая расположением атомов в кристаллической решетке. Никакого представления о динамическом порядке, возникающем спонтанно, в классической науке не существовало. Между тем макроскопический динамический порядок играет важную роль не только в биологии и социальной жизни, где структура систем не остается неизменной на протяжении их существования. Даже в неорганической природе многие процессы сопровождаются возникновением динамического порядка, о чем свидетельствуют бесчисленные примеры образования разнообразных форм, начиная от появления водяных вихрей и песчаных дюн и кончая космическими процессами, примером чего могут служить образование колец вокруг Сатурна.

 

Хотя понятие стабильного порядка является весьма важным для технологии и практической деятельности, оно оказывается весьма ограниченным и даже неудовлетворительным, когда приходится анализировать процессы эволюции и развития систем. Поэтому синергетический подход к определению порядка является необходимым дополнением для дальнейшего исследования развития и систем.

 

 

3. Экспликация категории развития

 

Ознакомившись в общих чертах с принципами самоорганизации, мы можем теперь ближе рассмотреть, как они могут быть использованы для более точной экспликации категории развития. Чисто формально, по традиционному способу определения через ближайший род и видовое отличие мы могли бы представить развитие как особый вид необратимого движения, характеризующийся появлением нового. В свою очередь, движение можно определить как изменение вообще, и тем самым в качестве исходной категории рассматривать изменение. Такое разграничение не лишено интереса хотя бы потому, что оно позволяет проводить классификацию форм движения материи и соответственно наук, которые их изучают. Экспликация (лат. explication - истолковывать, объяснять) в отличие от формаль-

 

 

ного определения раскрывает содержание процессов, характеризуемых соответствующим понятием. Именно для этой цели мы и обращаемся к таким общетеоретическим дисциплинам, как синергетика и теория систем. С помощью их понятий и теорий можно лучше понять и объяснить философскую категорию развития. С точки зрения современных результатов, полученных в этих теориях, можно сформулировать несколько тезисов, которые характеризуют некоторые особенности процесса развития.

 

# Любой процесс развития может совершаться лишь в открытых системах, т.е. системах, которые взаимодействуют с окружающей средой. Закрытые системы, согласно второму закону термодинамики, могут изменяться лишь в направлении увеличения их энтропии, а следовательно, усиления их беспорядка, хаоса и дезорганизации.

 

# Условие открытости системы необходимо, но далеко не достаточно, чтобы считать ее самоорганизующейся. Кроме него, важнейшим является требование, чтобы система была достаточно удалена от точки термодинамического равновесия, ибо в противном случае она будет стремиться к состоянию равновесия, закрытости и, следовательно, максимального беспорядка. Необходимо также множество других условий, которые определяются природой соответствующих систем и которые детально анализируются в конкретных науках. Чем выше на эволюционной лестнице находится система, тем больше требований предъявляется к ней, и тем более сложный характер приобретают происходящие в ней процессы самоорганизации.

 

# Поскольку всякое развитие всегда предполагает возникновение нового, то источником и исходным его пунктом служит появление случайностей. В строго детерминированном мире, где возникновение будущих событий однозначно определено прошлым и настоящим их состоянием, появление случайностей совершенно исключается, и поэтому в таком мире не может появиться что-либо новое, а следовательно, немыслимо и развитие. В этом тезисе находит свое подтверждение гениальная догадка античных философов Эмпедокла и Лукреция Кара о необходимости допущения случайности для развития мира.

 

# Флуктуации, или случайные отклонения системы, которые рассматриваются в синергетике, по сути дела, являются тем пусковым механизмом, который направляет дальнейшее развитие системы. В принципе флуктуации существуют всегда, но только в открытых неравновесных системах они начинают постепенно накапливаться и усиливаться и в конце концов приводят к раз-

 

 

рушению прежнего порядка и структуры и тем самым способствуют самоорганизации элементов или составных частей системы. Результатом этого процесса служит возникновение новой системы с качественно иной структурой. По этому поводу известный немецкий ученый М. Эйген, автор новой синергетической концепции происхождения жизни, заявляет, что "самоорганизация материи, которую мы связываем с "возникновением жизни", должна была начаться со случайных событий" [1].

 

1 Эйген М. Самоорганизация материи и эволюция биологических макромолекул. М., 1973. С. 13.

 

 

# Признание существования случайностей в мире дает возможность принципиально по-новому подойти и к решению проблемы времени. Действительно, и в классической, и квантовой механике время выступает как простой геометрический параметр, знак которого в уравнениях движения можно менять на обратный. Это означает, что никакие действительные изменения в таком времени не происходят, так как рассматриваемые процессы считаются обратимыми. Хотя классическая термодинамика впервые ясно показала, что тепловые процессы являются необратимыми, тем не менее она связала понятие времени, а точнее, "стрелу времени", или его вектор, с ростом энтропии, или беспорядка, в системе. А это не согласуется ни с интуитивным представлением о времени, ни с эволюционными процессами в биологических и социальных системах.

 

Новое понятие о "стреле времени" учитывает роль случайностей, ибо только тогда, когда система ведет себя случайным образом, в ее описании можно различать прошлое и будущее состояния, а следовательно, говорить о необратимости времени. Но сама необратимость может быть направлена в сторону либо развития системы, либо ее разрушения. Классическая термодинамика, хотя и вскрыла несостоятельность принципа необратимости, выдвинутого механикой, но не вывела из него принцип развития, поскольку ориентировалась на термодинамические системы, полностью или частично закрытые.

 

# Необратимость, неустойчивость и неравновесность системы являются более фундаментальными свойствами для эволюционирующих систем Вселенной, чем их устойчивость и равновесность, которые характеризуют лишь временные, преходящие состояния и моменты их развития. Именно указанные фундаментальные свойства предопределяют возможность появления нового спонтанного порядка и структуры во вновь возникающих

 

 

 

системах, а следовательно, их самоорганизацию и развитие в мире. Это, конечно, не исключает существования в ней диалектических противоположных процессов организации и дезорганизации, возникновения и разрушения.

 

# Важнейшая заслуга синергетики состоит в том, что она впервые экспериментально доказала и теоретически обосновала возможность возникновения самоорганизации при наличии определенных условий в простейших физических и химических системах, т.е. в самом "фундаменте здания" материи. Именно к ним относятся рассмотренные выше процессы самоорганизации в лазере и химических реакциях. Благодаря таким новым результатам синергетики постепенно исчезает прежнее резкое противопоставление неживой материи живой, а само возникновение жизни больше не рассматривается как результат крайне редкой и чисто случайной комбинации необходимых для этого условий и факторов.

 

4. Процессы самоорганизации и эволюции систем

 

Идея о том, что развитие всегда ведет к становлению порядка и организованности в системах, интуитивно сознавалась очень давно. Доказательством тому могут служить космогонические мифы древних народов, а также первые космологические гипотезы античных ученых. Для обозначения порядка древние греки употребляли слово "космос", которое они понимали совсем в другом смысле, чем тот, к которому привыкли мы. Если для нас Космос чаще всего ассоциируется с представлением о ближней области Вселенной, то античные греки под ним подразумевали любой порядок и гармонию, в том числе упорядоченность окружающего мира. Противоположным по смыслу к термину "космос" было для них понятие "хаос", которое обозначало беспорядок и дезорганизацию.

 

Особенность древних мифов о происхождении Вселенной и первых космогонических гипотез состоит в том, что в них Космос, олицетворяющий упорядоченную Вселенную, возникал из первобытного хаоса, который представлялся в виде бесформенной, неорганизованной и нерасчлененной материи. Сам процесс перехода от хаоса к Космосу в различных мифах и гипотезах интерпретировался по-разному. В первых мифах речь шла о разделении единого океана на небо и землю. В последующих мифах - о выделении слитых в первобытном хаосе таких первоначал или стихий, как вода, земля и огонь. Из этих стихий впоследствии образовались Солнце, звезды, а уже из них - минералы, растения и животные.

 

 

"Переход от неорганизованного хаоса к упорядоченному Космосу, - читаем мы в "Мифах народов мира", - составляет основной внутренний смысл мифологии, содержащийся уже в архаических мифах творения" [1].

 

Во многом аналогичные взгляды мы находим в первых космологических гипотезах, выдвинутых античными философами. Пожалуй, наиболее развернутую гипотезу подобного рода предложил Платон в диалоге "Тимей", в котором он признает, что начало процесса сотворения мира остается невыясненным, о нем можно лишь догадываться. В то же время он, как и его предшественники, считал, что до начала этого процесса материя находилась в беспорядочном, хаотическом и пассивном состоянии. Необходима была поэтому активная организующая сила Демиурга, который привел ее в движение, придал ей упорядоченность и организацию.

 

Эта основная идея о "косной" материи и деятельной, организующей форме получила дальнейшее развитие в космогонии его ученика Аристотеля, который также признавал, что началом построения мироздания было выделение из хаоса и обособление четырех основных стихий: воздуха, воды, земли и огня. Примечательно, что античная гипотеза о возникновении упорядоченного, организованного мира из неупорядоченного хаоса была воспринята, хотя, конечно, и в сильно видоизмененной форме, новейшей космологией. Речь здесь идет не о деталях и подробностях, а именно об основной идее возникновения порядка из хаоса, которая перекликается с современными идеями синергетики, о чем свидетельствует заглавие книги И. Пригожи-на и И. Стенгерс "Порядок из хаоса" [2].

 

1 Топоров А. Космогонические мифы // Мифы народов мира. Т. 2 М 1982. С. 6.

2 Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

 

 

По современным представлениям, космологическая эволюция дает начало всем процессам и формам развития материальных систем во Вселенной. Хотя в настоящее время выдвигаются различные гипотезы ее происхождения и эволюции, но в качестве стандартной модели принимается гипотеза "Большого взрыва", которая впервые была выдвинута Г. Гамовым для объяснения открытий, сделанных во внегалактической астрономии. В 1929 г. американский астроном Э. Хаббл обнаружил, что свет, идущий от далеких галактик, в спектроскопе смещается в красную сторону. Это явление, названное впоследствии "красным смещением", стали интерпретировать как "разбегание галактик".

 

 

По стандартной модели материя, сосредоточенная в сингулярной области и находившаяся под огромным давлением, испытала "Большой взрыв". После этого взрыва Вселенная начала расширяться и постепенно охлаждаться. Что собой представляла Вселенная до взрыва, никаких надежных данных не существует, высказываются лишь предположения и гипотезы. Относительно более надежными являются представления об эволюции Вселенной после взрыва и начавшегося ее расширения. Предполагают, что после 0,01 секунды после взрыва материя представляла своеобразную смесь вещества и излучения, состоящую в основном из электронов, позитронов и фотонов, которые непрерывно взаимодействовали между собой: электроны и позитроны превращались в фотоны, а последние, сталкиваясь друг с другом, образовывали пару электрон и позитрон. Следовательно, на этой стадии происходило непрерывное превращение вещества в излучение и, наоборот, излучения в вещество. После дальнейшего расширения Вселенной и соответственно понижения ее температуры возникли более тяжелые ядерные частицы - протоны и нейтроны. Самым главным результатом этой стадии микроэволюции Вселенной было образование крайне незначительного перевеса вещества над излучением. Но именно из этого излишка в результате дальнейшей эволюции возникло все богатство и разнообразие материальных образований и форм, начиная от атомов, молекул, кристаллов, минералов и кончая галактиками.

 

Таким образом, современная космология утверждает, что эволюция Вселенной сопровождалась непрерывным упорядочением и самоорганизацией возникающих в процессе ее расширения материальных систем. Из микросистем возникли макросистемы, а от них в ходе космологической эволюции и действия гравитационных сил появились звезды и планетные системы. В дальнейшем появились галактики, которые образовали грандиозное их скопление, названное Метагалактикой. Таким образом, космологическая эволюция вполне соответствует представлениям о возникновении и развитии самоорганизующихся систем все увеличивающейся сложности.

 

 

Подобное же упорядочение и совершенствование систем можно ясно проследить в ходе эволюции живых организмов на Земле. Идеи и принципы эволюции, сформулированные в фундаментальном труде Ч. Дарвина "Происхождение новых видов" (1859), стали основой эволюционной парадигмы в биологии. Впоследствии первоначальная теория Дарвина подверглась значительным дополнениям, исправлениям и изменениям в синтетической теории эволюции. Наряду с последней появились также некоторые альтернативные теории эволюции. Тем не менее такие основные идеи дарвиновской теории, как идея изменчивости, наследственности и естественного отбора составляют содержание всех новейших концепций эволюционной биологии. В свою очередь эти идеи опираются на существование в живой природе открытых неравновесных систем, которые для адаптации к окружающей среде должны были вступить во взаимодействие с ней, а тем самым, с одной стороны, подвергнуться самоорганизации, а с другой - оказывать воздействие на среду, так или иначе изменяя ее. Во всех биологических теориях эволюции обычно подчеркивается именно воздействие среды на организмы и их системы, заставляющее их приспособиться к существующим или изменяющимся условиям. Однако часто остается в тени обратное влияние живых систем на среду их обитания. Это явление, получившее название коэволюции, имеет существенное значение для экологических исследований.

 

 

5. Самоорганизация и организация в развитии социальных систем

 

Хотя принципы синергетики сформировались в рамках естествознания, идеи самоорганизации и эволюции оказались достаточно адекватными и плодотворными также для понимания и объяснения процессов становления и развития экономических, социальных и гуманитарных систем. На интуитивном уровне еще в XVIII в. они высказывались шотландскими экономистами, моралистами и философами. Тот факт, что спонтанный порядок возникает в ходе рыночного регулирования, был отчетливо осознан основоположником классической политической экономии Адамом Смитом: "Каждый отдельный человек старается употребить свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он и не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько содействует ей. Он имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует лишь собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им" [1].

 

 

Хотя у самого Смита мы не находим ответа на вопрос, на какие принципы опирается "невидимая рука", устанавливая цены на рынке, ни некоторые энтузиасты кибернетики объявили таким регулятором принцип отрицательной обратной связи. "На свободном рынке, - считает Хардин, - цены в конечном счете регулируются с помощью принципа отрицательной обратной связи" [2]. Однако этот принцип обеспечивает порядок и устойчивость такой системы, как рыночный механизм, но не объясняет, каким образом возникает такой порядок и как происходит переход от одного порядка к другому.

 

Самоорганизация в социально-экономических системах также предполагает наличие определенного взаимодействия, или синергии, между участвующими в общественных процессах людьми, группами и классами. По мнению теоретиков "маржинального анализа", или теории предельной полезности, в экономике, возникновение равновесной цены на рынке происходит в результате согласования субъективных шкал полезностей или ценностей, которыми руководствуются индивидуальные его участники. Такое согласование происходит за их спиной и поэтому на рынке возникает никем заранее не предусмотренная равновесная цена. Поэтому австрийский экономист Е. Бем-Баверк определяет, например, равновесную цену как равнодействующую сталкивающихся на рынке субъективных оценок товаров [3]. Известный современный экономист Ф. фон Хайек считает такой учет субъективной оценки полезности товаров чуть ли не революцией в экономической теории [4].

 

1 Смит А. О происхождении и причинах богатства народов. М., 1962. С. 332.

2 Hardin G. Nature and Man's Fate. N.Y., 1959. P. 52.

3 См.: Бём-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ. М., 1929. С. 147.

4 См.: Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. М., 1992. С. 169.

 

 

Понятие субъективной ценности товара, характеризующее его полезность для покупателя, бесспорно, является необходимым дополнением его объективной стоимости, определяемой общественно необходимым трудом, который затрачен для его производства, и выявляемой в ходе рыночного обмена. Согласование целей, интересов и мотиваций составляет важную, но не единственную особенность самоорганизации экономических, социальных, культурных и гуманитарных систем.

 

 

 

 

Самым главным условием их самоорганизации является постепенное формирование спонтанного порядка и новых структур в процессе исторического развития. Такое формирование происходило путем многократных и неустанных проб и ошибок, где каждый успех подкреплялся достижением лучших условий для жизнедеятельности людей. Приобретаемый таким путем социальный, экономический, культурный и нравственный опыт закреплялся в традициях и обычаях и путем воспитания и обучения передавался от поколения к поколению. Именно на основе этого исторического опыта и традиций возникли такие феномены и институты общества, как мораль, право, рынок, деньги, наука, язык, культура в целом.

 

Если в живой природе эволюция происходит путем передачи наследственной информации от родителей к потомкам, то в обществе на смену ей приходит передача социального опыта, в котором аккумулированы навыки, умения, практика и духовная культура всех предшествующих поколений. Хотя биологическая эволюция рода Homo sapiens уже давно прекратилась, но социальное и культурное развитие общества продолжается и происходит несравненно более высокими темпами именно благодаря "социальному наследованию". Однако такое наследование принципиально отличается от природного, биологического и по своей сущности, и по механизмам передачи наследственной информации. В отличие от этого в обществе происходит рациональное освоение и передача социального опыта всего общества.

 

Фундаментальное различие между развитием природных и общественных систем заключается в том, что самоорганизация в последних дополняется сознательной организацией. Поскольку в обществе действуют люди, одаренные волей и сознанием, преследующие те или иные интересы и ставящие себе определенные цели, они могут влиять на стихийные процессы, совершающиеся в обществе, корректировать и предупреждать их негативные последствия. Искусство управления социально-экономическими и гуманитарными системами во многом зависит именно от умения учитывать не столько различие, сколько взаимодействие между процессами самоорганизации и организации в этих системах.

 

Необходимость такого взаимодействия особенно наглядно видна на примере развития рыночной экономической системы. До Великой депрессии 1929-1933 гг. в США среди западных экономистов существовало убеждение, что самоорганизация рынка путем механизма цен является единственным инструмен-

 

 

том его регулирования. Даже сейчас М. Фридман и сторонники монетаризма заявляют, что такая сложноорганизованная система, как рынок, "может эволюционировать и процветать без всякого центрального управления" [1]. Поэтому они решительно выступают за то, "чтобы ограничить правительственную власть в экономике и социальной сфере, дополнить и усилить первоначальный билль о правах - экономическим биллем" [2].

 

В противоположность этому выдающийся английский экономист Д. Кейнс, анализируя результаты Великой депрессии в работе "Общая теория занятости, процента и денег" (1936), убедительно доказал, что рынок не является полностью саморегулирующейся системой. Поэтому в своей новой теории он указывает "на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном предоставлены частной инициативе" [3].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.