Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественные и религиозные организации (объединения)




Текущее руководство деятельностью некоммерческого юридического лица осуществляется исполнительным органом - единоличным или коллегиальным, который формируется (назначается) высшим органом в порядке, предусмотренном учредительными документами организации.

 

5. Права и обязанности учредителей (участников, членов). На этапе создания некоммерческого юридического лица обязанностью учредителей является формирование необходимого для осуществления планируемой деятельности имущества, избрание (назначение) исполнительного органа, государственная регистрация организации. Личное участие в деятельности организации требуется лишь в некоторых некоммерческих организациях, в других со стороны членов обязательна лишь имущественная поддержка (например, участники благотворительной деятельности, учредители фонда).

Особые обязанности ст. 27 Закона о некоммерческих организациях возлагает на определенный узкий круг лиц, занимающих определенные должности в системе управления некоммерческой организацией и имеющих больше возможностей влиять на дела организации по сравнению с ее рядовыми участниками. Эти лица могут быть заинтересованы в совершении некоммерческим юридическим лицом юридически значимых действий, в том числе сделок с другими организациями и гражданами. Заинтересованными лицами признаются: 1) руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, 2) лицо, входящее в состав органов управления или органов надзора за деятельностью организации. Для того чтобы лиц второй группы можно было признать заинтересованными, необходимо наличие одного из четырех условий - наличие трудовых отношений с организацией или гражданином-предпринимателем, которые являются контрагентами некоммерческой организации; вхождение в состав организации, которая может стать партнером некоммерческой организации в каком-либо правоотношении (речь идет, например, о членстве в акционерном обществе, в потребительском кооперативе); существование договорных отношений с организацией или гражданином, свидетельствующих о том, что данный субъект является кредитором организации, которая может стать контрагентом данной некоммерческой организации; близкие родственные отношения с индивидуальными предпринимателями, которые могут стать контрагентами некоммерческой организации.

Присутствие признака заинтересованности предполагается, если вышеназванные организации и граждане являются поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации; крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией; владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией; могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации. Собственный имущественный интерес лиц, перечисленных в ст. 27 Закона, выступающих от имени некоммерческой организации или органа, осуществляющего надзор за нею, может побудить их к совершению поступков, противоречащих интересам представляемой ими организации. В этом состоит "конфликт интересов", о котором говорится в Законе.

На заинтересованное лицо возлагается обязанность сообщить органу управления или органу надзора о своей заинтересованности в сделке, которую заключает или собирается заключить некоммерческая организация, до момента принятия решения о заключении сделки. Такая сделка может быть заключена лишь после ее одобрения органом управления организации или органом надзора.

Если сделка, в совершении которой заинтересован, например, руководитель некоммерческой организации, заключена без предварительного согласия органа управления организацией, такая сделка может быть признана недействительной на основании ст. 174 ГК, как совершенная с превышением полномочий органа юридического лица.

 

6. Реорганизация и ликвидация некоммерческих юридических лиц. Формы реорганизации некоммерческих юридических лиц те же, что и для других юридических лиц, - слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование (ст. 16 Закона о некоммерческих организациях). Реорганизация завершается государственной регистрацией вновь возникшего юридического лица, кроме случаев присоединения, когда в реестровую запись организации, к которой происходит присоединение, вносится соответствующее изменение.

Использование любой из форм реорганизации не должно привести к невыгодным последствиям для кредиторов некоммерческой организации. Но законодательство о некоммерческих организациях не дает ответа на вопрос о том, как избежать таких последствий. Здесь следует руководствоваться общей нормой ст. 60 ГК, а в соответствии со ст. 6 ГК допустимо применение по аналогии соответствующих правил Закона об акционерных обществах.

Реорганизация в форме преобразования возможна в соответствии со ст. 17 Закона о некоммерческих организациях, не допускающей произвольного выбора новой организационно-правовой формы для преобразуемого некоммерческого юридического лица. Некоммерческое партнерство может быть преобразовано в общественную или религиозную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию; учреждение - в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество; автономная некоммерческая организация - в общественную или религиозную организацию (объединение) либо в фонд; ассоциация или союз - в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество или товарищество. Приведенные ограничения в выборе вариантов преобразования объясняются особенностями различных форм некоммерческих организаций, целями, которые они ставят перед собой. Так, например, ассоциация или союз осуществляют функции организации и координации деятельности входящих в их состав коммерческих или некоммерческих организаций. Если ассоциация координировала предпринимательскую деятельность своих участников, то для нее целесообразнее будет преобразование в хозяйственное общество или товарищество.

Решение о реорганизации некоммерческого юридического лица принимают его участники (учредители). Закон о некоммерческих организациях общих правил по этому вопросу не содержит. Лишь применительно к отдельным видам организаций указано, кто именно принимает решение о преобразовании: в отношении учреждения оно принимается его собственником, некоммерческого партнерства - учредителями единогласно и т.д.

Ликвидация некоммерческой организации осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК. В соответствии с п. 2 ст. 119 ГК и п. 2 ст. 18 Закона фонд может быть ликвидирован только по решению суда, принятому по заявлению заинтересованных лиц.

Виды юридических лиц: некоммерческие организации

Общественные и религиозные организации, объединения –добровольные объединения граждан для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Для создания общественной организации требуется не менее трех учредителей, для религиозной - не менее десяти. Законами об отдельных видах общественных объединений может быть предусмотрено иное число учредителей. Высшим руководящим органом организации является съезд (конференция) или общее собрание ее членов, которые создают исполнительный орган. Он должен быть коллегиальным (президиум, правление и т.п.), а его руководитель является единоличным исполнительным органом, например председатель политической партии.
Потребительский кооператив -добровольные объединения граждан или юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Например, жилищно-строительные, дачные, гаражные. Создается как гражданами, так и юридическими лицами. Количество членов не ограничено. Учредительный документ – устав (предмет и цель деятельности, размер паевых взносов, ответственность за нарушение обязательств по внесению паевого взноса, состав и компетенция органов управления). Участники не обязаны принимать участия в трудовой деятельности кооператива. Основа имущественного фонда кооператива – паевой фонд. Размер взносов определяется уставом. При необходимости каждый член кооператива должен вносить дополнительные взносы в случае возникновения убытков кооператива. Управляет деятельностью кооператива собрание кооператива. Кооператив имеет право заниматься предпринимательской деятельностью. Важно: доходы можно делить между участниками кооператива. Члены кооператива несут неограниченную ответственность по долгам. Пример, члены кооператива, полностью внесшие свой паевой взнос, приобретаю право собственности на имущество (квартиру, гараж и т.д.).
Некоммерческое партнерство –основанная на членстве организация, учрежденная гражданами или юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей. Партнерство вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Партнерство является собственником своего имущества. При ликвидации партнерства имущество делится между его членами.
Фонд –не имеющая членства (учредители не имеют ни каких прав по отношению к фонду) организация, учрежденная физическими или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в общественно полезных целях. Фонд является собственником переданного ему имущества и обязан использовать его в соответствии с уставными целями. Чтобы контролировать деятельность фонда создается попечительский совет. Фонд ежегодно публикует отчеты об использовании своего имущества. Учредители не отвечают по долгам фонда, а фонд не несет ответственности по обязательствам учредителей. В случае ликвидации фонда имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, не распределяется между учредителями. Фонд вправе использовать имущество только для целей, определенных в уставе. Предпринимательская деятельность может осуществляться фондом лишь при условии, что она соответствует целям фонда и необходима для достижения предусмотренных уставом общественно полезных целей. Фонд может быть ликвидирован только решением суда, вынесенным по заявлению заинтересованных лиц. Ликвидация фонда по решению его органов не допускается. Решение об этом может принять только суд. Основания для ликвидации фонда: отсутствие у фонда имущества, необходимого для осуществления его деятельности, невозможность достижения целей, ради которых он создан, уклонение в деятельности фонда от целей, предусмотренных уставом. Фонд может быть признан несостоятельным и в отношении него может быть возбуждена процедура банкротства.
Учреждение –организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая этим собственником полностью или частично. Учреждение может быть создано любым собственником: государством, муниципальным образованием, хозяйственным товариществом или обществом, физическим лицом и т.д. Как правило, большая часть учреждений является государственными (их учредителями выступают государственные органы). Учреждениями являются организации культуры и образования, здравоохранения и спорта, органы социальной защиты и многие другие. Собственник предоставляет имущество для определенной цели и вправе контролировать его использование. Учреждения не являются собственниками имущества. Они им обладают на праве оперативного управления. Это значит, что они распоряжаются имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, указаниями собственника и назначением имущества. К учредительным документам учреждений нет единых требований. Некоторые учреждения действуют на основании устава, другие – типового положения или в соответствии с положениями, утвержденными собственником (учредителем). Учреждения с разрешения собственника могут заниматься предпринимательской деятельностью. За неисполнение своих обязательств учреждение несет ограниченную ответственность (только имеющимися в его распоряжении денежными средствами). Собственник учреждения несет дополнительную ответственность.
Ассоциации и союзы –объединение некоммерческих организаций. Цель создания – координация деятельности объединившихся организаций, защита их интересов. Участниками объединений могут быть юридические лица. Члены союза сохраняют свою самостоятельность, имущественную обособленность и права юридического лица. Состав участников может меняться. Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов. Ассоциация (союз) является некоммерческой организацией, основанной на членстве. Закон предоставляет членам объединения право безвозмездно пользоваться услугами ассоциации (союза). Содержание предоставляемых услуг определяется целями и задачами, поставленными перед объединением создавшими его юридическими лицами. Это главным образом услуги управленческого, консультативного, научно-организационного характера. Учредительный документ – учредительный договор и устав. Объединения не могут заниматься предпринимательской деятельностью. Для этого им надо создать хозяйственное общество. Полученная прибыль должна направляться на уставные цели.
Автономная некоммерческая организация –не имеющая членства организация, учрежденная гражданами или юридическими лицами на основе добровольных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права. Учредители этой организации не являются собственниками ее имущества.

 

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном порядке на основе общности интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей (абз. 1 п. 1 ст. 117 ГК). Общими признаками общественных и религиозных организаций (объединений) являются: а) это объединения граждан, б) цель создания объединения - удовлетворение духовных или иных нематериальных потребностей, в) общность интересов объединяющихся граждан в сфере духовных или иных нематериальных потребностей. Правовое регулирование организации и деятельности общественных и религиозных объединений осуществляется нормами ГК, федеральных законов: Закона об общественных объединениях, Закона о свободе совести, Закона о профессиональных союзах и т.д.

Понятие "духовные потребности" охватывает широкий круг явлений, исчерпывающий перечень которых дать невозможно. Довольно часто этим термином обозначают религиозные потребности граждан, что является неоправданным сужением содержания данного понятия. В широком смысле "духовное" противопоставляется "телесному". Духовные потребности - это потребности из мира идей, знаний, представлений, художественных ценностей. Насколько разнообразны духовные потребности, настолько разнообразны и общественные и религиозные организации (объединения), создаваемые для их удовлетворения. Причем следует учесть, что довольно часто удовлетворение духовных потребностей в той или иной степени сочетается с удовлетворением потребностей материальных, например, в деятельности таких общественных организаций, как Союз писателей, Союз композиторов или профессиональные союзы. Религиозные организации (объединения) через совершение соответствующих обрядов призваны удовлетворять потребности граждан в вере, в приобщении к иррациональным представлениям о сущем, в эмоциональном отрешении от действительности. В создании и функционировании религиозных организаций реализуется ст. 18 Всеобщей декларации прав человека ООН и ст. 28 Конституции РФ.

Духовные и иные нематериальные потребности граждан настолько многообразны, что законодательное регулирование специальными актами объединений, создаваемых для их удовлетворения, осуществляется лишь по наиболее важным направлениям. При этом Закон об общественных объединениях является общим законом по отношению к специальным законам, касающимся отдельных видов организаций - политических партий, профсоюзов, союзов лиц творческих профессий и т.п.

Статья 7 названного Закона содержит закрытый перечень организационно-правовых форм общественных объединений: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. Однако некоторые формы остались за рамками этого перечня. Общественным объединением граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, названа национально-культурная автономия в Федеральном законе от 22 мая 1996 г. "О национально-культурной автономии"*(170).

Учредителями общественных организаций (объединений) могут быть граждане и юридические лица, но только такие юридические лица, которые также являются общественными объединениями. Учредителей должно быть не менее трех. Учредители - и граждане, и юридические лица - имеют равные права и равные обязанности.

В составе общественного объединения следует различать членов объединения и его участников. Членство имеет формальный характер - оно оформляется индивидуальными заявлениями или иными документами, позволяющими учитывать количество членов в целях обеспечения их равноправия и реализации прав и обязанностей, предусмотренных уставом. Участники связаны с объединением тем, что они выразили свою поддержку целям объединения, его конкретным акциям, они не обязаны формально подтверждать свое участие в объединении, если это прямо не предусмотрено уставом.

Согласно ст. 31 Закона об общественных объединениях, источниками формирования имущества объединения являются вступительные и членские взносы, если это предусмотрено уставом (например, для политической партии или профсоюза); добровольные взносы и пожертвования, поступления от проводимых в соответствии с уставом лекций, аукционов, лотерей, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности, внешнеэкономической деятельности; любых других не запрещенных законом мероприятий.

Общественная организация представляет собой добровольное общественное объединение граждан, основанное на членстве в целях защиты общих интересов и достижения уставных целей. Добровольность объединения предполагает свободное сознательное волеизъявление. Поэтому речь может идти лишь о дееспособных гражданах, осознающих общность своих интересов в удовлетворении духовных или иных нематериальных потребностей. В связи с этим предусмотренное ст. 6 и 7 Закона о свободе совести право религиозных объединений, в том числе религиозных групп "...осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей" касается именно последователей, т.е. лиц, которые сознательно избрали для себя ту или иную религию. Представляется сомнительным предоставление родителям права воспитывать своих детей в религиозном духе, хотя бы и с учетом "права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания" (п. 2 ст. 5 указанного Закона).

Для создания общественной организации требуется не менее трех учредителей, для религиозной - не менее десяти. Законами об отдельных видах общественных объединений может быть предусмотрено иное число учредителей.

Высшим руководящим органом организации является съезд (конференция) или общее собрание ее членов, которые создают исполнительный орган. Он должен быть коллегиальным (президиум, правление и т.п.), а его руководитель является единоличным исполнительным органом, например председатель политической партии.

Общественная организация является собственником имущества, создаваемого прежде всего за счет членских взносов граждан и юридических лиц, а также за счет иного имущества, которое участники передают в собственность организации. Относительно общественных и религиозных организаций закон подчеркивает, что члены этих организаций не отвечают по их обязательствам, а сами организации не несут ответственности по обязательствам своих членов. Имущественные отношения между общественной или религиозной организацией и ее членами складываются на началах полной добровольности. Даже уплата членских взносов не основывается на гражданско-правовом обязательстве, и, следовательно, невозможен иск об их взыскании. Единственным последствием для неплательщика может быть исключение из организации. Сточки зрения ГК, членские взносы могут рассматриваться как пожертвования, которые делаются с определенной целью (ст. 582). Цель эта состоит в обеспечении нормального функционирования организации соответственно задачам, одобряемым участником, уплачивающим членские взносы.

Пополнение имущества возможно и в связи с предпринимательской деятельностью общественной организации. Предпринимательская деятельность должна быть дополнительным источником средств для обеспечения основной деятельности, но не должна выходить за рамки целей и задач, предусмотренных учредительными документами организации. Кроме непосредственной организации предпринимательской деятельности под своим именем, общественные и религиозные организации, будучи юридическими лицами, вправе быть учредителями хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере - коммандитных товариществах (п. 4 ст. 66 ГК). Закон не требует, чтобы цели хозяйственных обществ и товариществ на вере, участниками которых являются общественные и религиозные организации, соответствовали целям, провозглашенным этими организациями.

Закон исходит из того, что участники общественных и религиозных организаций связаны между собой не только единой целью, но также организационно, хотя формальное членство в ряде случаев не требуется (например, в религиозной организации). В то же время, Закон об общественных объединениях указывает на ряд общественных объединений, в которых организованное членство не существует. Это - общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. Каждое из перечисленных общественных объединений может приобрести права юридического лица, если пройдет государственную регистрацию, но может существовать, не приобретая свойств юридического лица. В абз. 3 ст. 9 этого Закона, например, указано: "В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом". Не имеет членства и такое общественное объединение, как национально-культурная автономия.

Участники общественного движения на своем съезде (конференции) или общем собрании создают постоянно действующий руководящий коллегиальный орган, который "осуществляет права юридического лица от имени движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом" (ст. 9 Закона). Приведенная формулировка означает, что общественное движение является некоммерческим юридическим лицом, а руководящий коллегиальный орган следует рассматривать как орган юридического лица. Общественное движение создается для достижения социальных, политических или иных общественно полезных целей. Имущество общественного движения может быть создано за счет добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также за счет предпринимательской деятельности, которой движение может заниматься на тех же основаниях, что и любая другая некоммерческая организация.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.