КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 4
Вопросы для самоподготовки
Основная литература: 1. Виханский, О. С., Наумов, А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник. / М.: Изд-во МГУ, 2010. – 528 c. 2. Веснин В.Г. Основы менеджмента. - М.: Проспект, 2011. 3. Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э.М. Коротков – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. – 640 с. – Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
Дополнительная литература: 4. Основы менеджмента / Под ред. И.Ю. Солдатовой. – М.: Дашков и К, 2006. – 256 с. 5. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. – 816 с.: ил. 6. Огарков А.А. Управление организацией: учебник. – М.: Эксмо, 2008. 7. Поршнев А.Г. Управление организацией: учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008. Тема 1.3 История развития управленческой мысли в России. План 1. Движение НОТ в Советском государстве. 2. «Тектология» А. А. Богданова 3. Советская управленческая мысль в 1930-1990 гг. 1. Движение НОТ в Советском государстве Революция 1917 г. в России привела к уничтожению одной системы управления и утверждению новой, так называемой социалистической системы управления производством. Это потребовало от руководителей молодой социалистической республики оперативной организации прежде всего прикладных исследований в области адаптации старых, но полезных средств управления и разработки новых эффективных средств управления. Так, наряду с западным центром управления, находившимся в США и обслуживавшим капиталистическое хозяйство, появился второй центр в СССР, обслуживавший управление социалистическим хозяйством. В поисках новых форм управления национализированным имуществом в конце 1917 г. было принято решение о создании Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Этот орган государственного управления экономикой должен был решать все задачи организации функционирования народного хозяйства и государственных финансов. В губерниях управление перешло к местным органам экономического управления, в функции которых входила координация экономической деятельности всех организаций, действующих на подведомственной территории. Для каждого крупного города, губернии или промышленного района из доверенных выборных представителей создавался Совет рабочего контроля. Большой вклад в разработку и организацию исследований проблем управления социалистическим производством был сделан руководителем Советского государства В. И. Лениным (Ульяновым) (1870 –1924 гг.). Он был знаком со многими работами по эффективности управления и публикациями Ф. Тэйлора, внимательно следил за всеми мировыми достижениями в области управленческой мысли. Его учение стало своеобразной концепцией практической реализации национализации промышленности и создания единого народного хозяйства. Много внимания в своих работах Ленин уделял кадрам управления. Он неоднократно подчеркивал, что «всякая работа управления требует особых свойств». Сформулированные им требования к руководителям и принципы работы с кадрами легли в основу кадровой системы. Ленин обосновал идею о совершенствовании как особой функции управления, о создании особого органа совершенствования управления, об особом типе работника по совершенствованию управления. Многие исследователи признают, что решение Ленина приспособить тэйлоровскую систему эффективности в условиях обобществленного производства было обоснованным и прогрессивным. В послереволюционной России развитие научного менеджмента началось со слова НОТ – научная организация труда. Началом процесса становления научной организации труда и отечественного научного менеджмента стала Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства, начавшая свою работу 20 января 1921 г. В докладах уже известных ученых А. А. Богданова, В. М. Бехтерева, О. А. Ерманского, С. Г. Струмилина и других поднимались теоретические проблемы организации труда в масштабах общества, народно-хозяйственного планирования, физиологии и психологии труда. Обсуждались сложные многоаспектные проблемы из разных областей знаний. Работа проводилась в пяти секциях: организация работ в механическом производстве, в частности в железнодорожных мастерских; организация работ в железнодорожном транспорте; организация управления и его частей; рефлексология труда; мероприятия по объединению работ по научной организации труда и практическому их осуществлению. В работе конференции принимали участие представители самых различных специальностей: техники, инженеры, экономисты, психологи, физиологи, врачи. Возможно, именно это позволило определить все расхождения в общетеоретических трактовках НОТ и понимании сущности научного управления. В целом ее участники достаточно глубоко осознавали сложность и многозначность самого понятия научной организации труда и управления. Были выделены несколько сторон этой деятельности: хозяйственно-техническая (что было характерно для Ф. Тэйлора), общественно-экономическая и психофизиологическая. Это позволило утвердить существование и обоснованность комплексного подхода к анализу вопросов менеджмента. В резолюции конференции была дана формулировка НОТ: «Под научной организацией труда надлежит понимать организацию, основанную на тщательном изучении производственного процесса со всеми сопровождающими его условиями и факторами. Основным методом при этом является измерение с натуры затрат времени, материалов и механической работы, анализ всех полученных данных и синтез, дающий стройный, наиболее выгодный план производства». Важным итогом конференции было признание необходимости введения в программы учебных заведений предметов по научной организации труда и управления производством, а также создания специальных органов по проведению НОТ в жизнь. Процесс становления и развития отечественного научного менеджмента происходил в сложных политических условиях и при острой нехватке ресурсов для науки. В этой связи все исследовательские разработки должны были иметь практический характер. Для получения быстрых результатов в первую очередь и разрабатывались чисто практические вопросы, например: как следует планировать производство, стимулировать труд, работать с наименьшими затратами времени, материальных и денежных средств. Уже после первой конференции под знаменем НОТ стали проводиться исследования по организационно-управленческим проблемам. В этот период вокруг таких ученых, как А. А. Гастев, Ф. Р. Дунаевский, П. М. Есманский, Е. Ф. Розмирович, начали концентрироваться первые направления исследований. Внимание ученых сосредоточивалось на таких проблемах, как рациональная организация рабочего места, совершенствование структуры управленческого аппарата, упрощение делопроизводства, создание простых и дешевых форм учета и отчетности, постановка контроля над выполнением заданий, исследование эффективности отдельных функций и методов экономического управления. Проводились дискуссии по таким основополагающим вопросам, как понятийный аппарат теории управления, возможность и необходимость выделения особой науки об управлении, ее предмет, метод и пути развития. К мнению российских ученых прислушивались зарубежные исследователи. Научное управление производством было признано самостоятельной наукой, областью точно сформулированных научных посылок и выводов, закономерностей и принципов управления. Эта наука мыслилась российскими учеными межотраслевой, которая могла бы использоваться в одинаковой степени во всех сферах жизни. Такой подход был присущ только нашим ученым и впоследствии был высоко оценен мировым научным сообществом. Вторая конференция НОТ начала работу 10 марта 1924 г. в Москве. Работало семь секций, причем наиболее многочисленной была секция общих вопросов управления, составляющих методологию науки. Но наибольшее внимание было уделено методам рационализации государственного аппарата, делопроизводству, отчетности, канцелярской технике. Все дискуссии проходили под лозунгом «В связи с жизнью, для жизни, не отрываясь от жизни». Так, например, в докладе № 33 «Оргприспособления в административной технике», сделанном на секции управления, главной ценностью оргтехники считалась способность принудительно стандартизовать операции управления. Приводилась в докладе и классификация средств оргтехники, разделившая ее на семь классов: кондукторы операций – указатели, плакаты; регуляторы операций – часы, сигналы; распределители операций – графики, расписания; анализаторы операций – диаграммы, сводки, учет, средства учета; аккумуляторы операций – картотеки, журналы; упростители операций – вычислительная техника, копировально-множительная техника; средства связи – телефон, внутренний транспорт. В свою очередь, в докладе № 21 под названием «Психология управления» рассматривались другие две задачи: подбор сотрудников к функции и друг другу по их характеристикам (характерология) и задача воздействия на психику работников различными стимуляторами для достижения оптимальной производительности. В целом, на заседании секции управления было сделано свыше 30 докладов по изучению движений, профессиональному отбору, утомляемости, физической пригодности к труду, влиянию среды на организм. Конференция выявила недостатки общей культуры управления, помогла определить направления работ в области НОТ на ближайшие годы. Для пропаганды идей была принята единая позиция, которая по существу сводилась к следующему: «Необходимо категорически отвергнуть попытки трактования НОТ как целостной системы организации труда. НОТ нужно понимать как процесс внесения в существующую организацию труда добытых наукой и практикой усовершенствований, повышающих общую продуктивность труда». Такой вывод снижал значимость теоретико-методологических разработок, их назвали «умозрительными» и «немарксистскими», и дальнейшая разработка вопросов методологии и теории становилась опасной. Была и другая сторона сложности в разработке фундаментальных основ теории управления. Первоочередное решение практических проблем восстановления народного хозяйства требовало огромных средств, которые можно было изыскать только внутри страны. Именно в связи с этим в центре внимания исследователей оказывались конкретные вопросы снижения себестоимости продукции. Для такого жесткого режима экономии основным способом поддержания могла быть лишь непрерывная рационализация труда, производства и управления. Вторая Всесоюзная конференция НОТ, используя тезис «поменьше теоретизирования, оторванного от жизни», выработала следующие исследовательские задачи: 1. Переработка достижений западных теоретиков и практиков и обмен опытом с ними. 2. Увязка научно-исследовательской работы с потребностями производства. 3. Установление тесной связи между институтами и лабораториями НОТ и их специализация. 4. Опытное изучение труда в производстве и управлении, а также отдельных трудовых процессов, организация школ для подготовки инструкторов, способных к внедрению лучших методов работы. 5. Введение в труд и изучение на всех ступенях и во всех типах учебных заведений принципов НОТ. После конференции прикладные исследования начинают доминировать над теоретико-методологическими, нотовское движение все чаще именуется рационализаторским[1]. 2. «Тектология» А. А. Богданова Существенный вклад в общую теорию организации, которая явилась предшественницей кибернетики и общей теории систем, внес своими научными открытиями врач, организатор и директор Института переливания крови, философ-экономист А. А. Богданов (Малиновский) (1873 –1928 гг.). Он был ярким представителем организационно-технологического подхода к управлению и заявлял: «Всякая задача может и должна рассматриваться как организационная». «Всеобщую организационную науку» Богданов предложил называть «тектологией», что в переводе с греческого означает «учение о строительстве». «Строительство» является синонимом современного понятия «организация». Тектология Богданова – это общая теория организации и дезорганизации, наука об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем. Основная идея тектологии состоит в тождественности организации систем разных уровней – от микромира до биологических и социальных систем. Так в своей основной работе «Тектология. Всеобщая организационная наука» (1913 – 1922 гг.) Богданов предвосхитил многие идеи кибернетики, теории систем и других наук. Он стал одним из пионеров использования математических методов при анализе организации и управлении организацией. В частности, им был разработан закон наименьших сил («скорость эскадры определяется скоростью движения самого медленно плывущего корабля»), составивший основу так называемого сетевого метода планирования и управления. Для описания важных закономерностей функционирования организаций Богданов ввел и определил ряд новых научных терминов: динамическое равновесие, прогрессивный и консервативный отбор, регулятор и бирегулятор. Прогрессивный отбор, являющийся основой возникновения, роста и развития системы, включает механизмы положительного и отрицательного отбора. В случае положительного отбора в системе увеличивается неоднородность компонентов и количество внутренних связей и, таким образом, повышается ее сложность и степень автономии частей. Тезис А. А. Богданова о положительном отборе как средстве повышения автономности и функциональной целостности организации предвосхищает современные идеи многоплановой и многофункциональной работы на базе многоцелевых технологий. Эти принципы лежат в основе концепции автономной междисциплинарной рабочей группы, ставшей системной единицы предприятия нового типа. Положительный отбор обычно повышает не только эффективность организации (например, среднюю производительность труда), но и ее неустойчивость. Поэтому необходимы меры, которые ослабят его действие, они называются отрицательным отбором. При нем повышаются порядок и однородность, возрастает уровень централизации и координации отдельных действий. Отрицательный отбор усиливает структурную целостность и устойчивость системы, но в то же время снижает ее функциональную эффективность. Направленность отбора, от которого зависит возникновение форм организации, относительно стабильна в неизменной среде; в быстро изменяющейся среде отбор идет то в одном, то в другом направлении. Современными примерами положительного отбора являются стандартизация и кооперирование отдельных предприятий. Примерами отрицательного отбора являются уменьшение количества деталей, упрощение их соединений и процедур сборки. Очевидно, что механизмы структурной селекции тесно связаны с определением рациональной меры децентрализации/централизации системы. Централизация ускоряет адаптацию и облегчает специализацию элементов системы. Но по мере развития централизации все труднее совершенствовать технологии и внедрять инновации. Поэтому надо установить некоторый уровень децентрализации, обеспечивающий большую защищенность системы (автономия способствует выживанию) и возможность продуктивного развития инициативы отдельных звеньев. При этом следует инициировать и поддерживать противоположные тенденции по отношению к классическому принципу специализации – идеи многофункциональности, процессы реинтеграции, ротации отдельных функций на предприятиях. Эти идеи А. А. Богданова об эффективном соотношении децентрализации и централизации, специализации и реинтеграции в организациях на 70—80 лет опередили свое время. С именем А. А. Богданова связана также целенаправленная разработка организационных структур на основе предсказания будущих направлений их развития, в первую очередь развития в кризисных ситуациях. Его концепция «коллективной структуры», способствующая стиранию граней между управляющими и работниками, можно считать предшественницей посттейлоровских организаций. Чем сложнее организация, тем больше шансов у нее столкнуться в ходе развития с кризисной ситуацией, необходимостью структурной перестройки. В своих трудах Богданов четко сформулировал принципы автономного поведения и близко подошел к идеям современной теории автопоэзиса и замкнутой круговой организации процессов. Так, понятие автономии тесно связано у него с круговоротом, рекурсией и регенерацией. Автономная система операционно замкнута, если ее организация характеризуется процессами, которые рекурсивно зависят друг от друга и образуют устойчивую структурную единицу в области гомеостазиса. Сохранение и развитие целостности, индивидуальности системы обеспечиваются в процессах самообновления, когда гомеостатическая система при внешних возмущениях постоянно заменяет собственные составляющие. Иными словами, такая организация означает образование сети самовоспроизводящихся и саморегулирующихся процессов. Любые разнородные явления могут быть объединены общими структурными связями на основе единства и объективности законов организации объектов. Всякую человеческую деятельность Богданов считал организующей или дезорганизующей, предлагая рассматривать ее как некоторый материал организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения. В результате непрерывного взаимодействия формируется три вида комплекса (системы), которые Богданов различал по степени их организованности: организованные, неорганизованные, нейтральные[2]. Богданов полагал, что дезорганизация является частным случаем организации (причем верхнего предела организации и нижнего предела дезорганизации не существует). Во всем мире происходит борьба организационных форм, и в этой борьбе побеждают более организованные формы (не важно, идет речь об экономике, политике, культуре или идеологии). Это происходит потому, что организационная система всегда больше, чем сумма ее составляющих элементов, а дезорганизационная система – всегда меньше суммы своих частей. Поэтому основная задача тектологии состоит в лучшей организации вещей (техники), людей (экономики) и идей. Богдановым была разработана идея о структурной устойчивости системы и ее условиях. В самой системе он выделял два вида закономерностей: а) формирующие, т. е. закономерности развития, приводящие к переходу системы в другое качество; б) регулирующие, т. е. закономерности функционирования, способствующие стабилизации нынешнего качества системы. Богданов ввел ряд новых понятий, характеризующих этапы развития различных систем. Так, термин «комплексия» употреблялся им для обозначения ситуации, когда система представляет собой чисто механическое объединение элементов, между которыми еще не начались процессы взаимодействия. Это характерно для случая, когда, скажем, предприниматель начинает создавать организацию (набрал кадры, закупил технику, помещение и т. д.), но сама организация еще не функционирует. Конъюгация (по Богданову) означает уже такой этап развития системы, когда начинается сотрудничество между отдельными элементами системы (например, работники установили между собой формальные и неформальные отношения). Термин «ингрессия» выражает этап перехода системы к новому качеству (например, рост сплоченности, взаимопонимание, сработанность коллектива), а понятие «дезингрессия» – наоборот, процесс деградации системы, ее распада как целостного объединения. Основные идеи тектологии как науки о системах А. А. Богданов сводил к нескольким положениям: 1. Между стихийной организующей работой природы и сознательно-планомерной – людей нет принципиального, непреодолимого различия. 2. Действительное единство организационных методов – в психических и физических комплексах, в живой и мертвой природе, в работе стихийных сил и сознательной деятельности людей. 3. Организующей основой являются элементы, их сочетания, комплексы. Элементами являются активности-сопротивления всякого рода. Успех в деле зависит от активности, способной преодолеть сопротивления. Сочетания элементов приводят к образованию комплексов. В зависимости от количества элементов в комплексе они подразделяются на организационные, дезорганизационные и нейтральные. 4. Комплексы (системы) обладают свойствами: целостности, нецелостности, небытийности, целостно-нецелостности. 5. Отношения двух комплексов, находящихся во взаимодействии, позволяют их элементам создавать комбинации, переходить из одного комплекса в другой. 6. Взаимодействие комплекса (системы) со средой изменяется во времени, появляются регуляторы динамического равновесия. 7. Развитие комплекса (системы) управляется тектологическим подбором. Прогрессивный подбор связан с увеличением или уменьшением суммы активностей комплекса. При этом при положительном прогрессивном отборе сумма активностей комплекса возрастает, при отрицательном – уменьшается[3]. Богданову принадлежит заслуга в разработке личной тектологии – науки об организации жизнедеятельности человека. Исходным пунктом такой организации Богданов считал сознание и самосознание, желательное тождество сознания и бытия, действия и бытия. Самосознание – исходный пункт, первоначало, основной принцип менеджмента, с реализацией которого связаны самопознание, самовоспитание, саморегуляция. Каждый человек, по мнению Богданова, – это своя маленькая и несовершенная, стихийно построенная тектология. В практике и мышлении человек оперирует тектологическими понятиями, сам того не подозревая, подобно тому как обыватель, взглянув на часы, устанавливает астрономическую величину помимо своего ведома и намерения. Но и эту обыденную тектологию Богданов не рассматривал как просто индивидуальную. Человек получает ее из социальной среды через общение с другими людьми. Из этого общения, считал Богданов, он формирует наибольшую долю своего опыта, особенно методов его организации, долю настолько большую, что его личный вклад по сравнению с этим представляет величину неизмеримо малую и к тому же величину зависимую. 3. Развитие управленческой мысли в СССР в 1930 – 1990 гг. Взлет отечественной науки управления в 20-х гг. XX века сменился падением в 30 – 50-х гг. XX в. Изучение литературы данного периода позволяет констатировать бесспорный факт: прежнее разнообразие методологических подходов к анализу организационно-управленческой проблематики стремительно исчезало. Все рассмотренные выше течения и научные школы были разгромлены, а лучшие отечественные ученые обвинены во «вредительстве» и репрессированы. С отходом от принципов новой экономической политики и упрочением административно-командной системы научная организация управления утратила свою актуальность и вскоре была отторгнута административной системой как «буржуазная выдумка». Начиная с 30-х гг. XX в. упраздняются все научно-рационализаторские органы при ведомствах и предприятиях, закрываются опытные станции, институты и лаборатории, имеющие достижения мирового уровня в области НОТ и управления, прекращаются дискуссии и научные споры, поскольку во всем этом административной системой усматривалась опасность для самого своего существования. Ставка делается на «сильного» руководителя, единолично управляющего вверенным ему участком, неукоснительно, порой слепо выполняющего все директивы центральной власти. Научные изыскания в организационно-управленческой сфере в это время приобрели строго отраслевой характер. Кроме того, резко усилился прикладной аспект исследований и почти исчез общетеоретический. Обращает на себя внимание появление новой терминологии. На смену таким терминам, как «НОТ», «управление», «рационализация» пришло понятие «организация производства», которое, по мнению новых исследователей, успешно заменяло все другие. Вероятно, вытеснение «старых» категорий объясняется прежде всего тем, что научные концепции 20-х гг. XX века в глазах представителей нового поколения были необратимо дискредитированы. В трудные годы Великой Отечественной войны и первых послевоенных пятилеток происходило дальнейшее укрепление позиций планово-административного централизма. Управленческая мысль в этот непростой период жизни страны продолжала работу в области оперативного управления, планирования и учета производства. Событием этого времени явилось опубликование первого учебника по организации и планированию промышленного предприятия, написанного известным экономистом-управленцем С. Е. Каменицером. К концу 50-х – началу 60-х гг. XX в. ситуация в области организационно-управленческих исследований меняется к лучшему. Кризис научного управления 30 – 50-х гг. XX в. сменился оживлением, а затем и подъемом в 60-х гг. XX века. Причины резкого возрастания внимания к вопросам управления связаны, прежде всего, со сменой политического режима, с количественным и качественным усложнением народного хозяйства, основу которого составляла многоотраслевая индустрия. Высокой планки достигла отечественная наука, чьи достижения были признаны во всем мире. В «хрущевскую оттепель» стали активно проводить курс на реорганизацию системы управления экономикой. Предпринимались практические попытки ликвидации недостатков управления на микро- и макроуровнях. Нельзя не учитывать и всевозрастающее влияние на сферу управления научно-технической революции, принесшей с собой новые теоретические и технические средства для решения организационных задач. С появлением электронно-вычислительной техники и развитием экономико-математических методов начала создаваться принципиально новая материальная база для выработки оптимальных хозяйственных решений и создания автоматизированных систем управления. В это время оживляются и быстро совершенствуются подходы, предложенные в 20 – 30-х гг. XX века. Возникает кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации. Основной объект исследования – кибернетические системы. Кибернетика разрабатывает общие принципы создания систем управления и систем для автоматизации умственного труда. Каждая кибернетическая система представляет собой множество взаимосвязанных объектов (элементов системы), способных воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться ею. Основные технические средства для решения задач кибернетики – ЭВМ. Возникновение кибернетики как самостоятельной науки связано с созданием в 40-х гг. XX в. электронной вычислительной техники. Кибернетика рассматривает управляемые системы в динамике, в развитии и во взаимодействии с другими внешними системами. Эта наука широко использует методы моделирования, т.е. исследует эмпирические или физические модели реально существующих технологических процессов с помощью математического аппарата. Универсальный метод кибернетики – метод исследования операций – позволяет выполнять количественный анализ любой целенаправленной деятельности человека в сфере управления. Такие предметные области кибернетики, как обратная связь, системность, целенаправленность, управляющий параметр, внесли неоценимый вклад в формирование науки управления народным хозяйством. На базе кибернетики развиваются новые науки (теория систем, теория операций и другие), обогащающие знания об управлении. Широкое проникновение в науку математических методов привело к появлению принципиально новой теории – оптимального планирования народного хозяйства, большой вклад в становление которой внесли Л. Канторович, Л. Лурье, В. Новожилов, В. Немчинов, А. Берг. Важной теоретико-методологической проблемой, решение которой напряженно искала отечественная управленческая мысль 60-х гг., была необходимость формирования самостоятельной науки управления. Учеными выдвигались различные трактовки содержания теории управления, а именно: организационно-кибернетическая, правовая, социально-психологическая, экономическая. Наличие разнообразных концепций свидетельствовало о сложности обсуждаемого объекта. В теории второй половины 60-х – начала 70-х гг. XX в. появилась тенденция к интеграции различных подходов. Комплексная трактовка – крупное теоретико-методологическое достижение управленческой мысли этого периода. Ученые объединились во мнении, что науку управления интересуют вопросы соотношения экономических, правовых и психологических методов управленческих воздействий, создания рациональных структур и распределения функций управления и многие другие проблемы, учитывающие синтез различных аспектов. Дискуссии экономистов и управленцев этого периода ознаменовали собой начало концептуальной подготовки знаменитой, так называемой «косыгинской» реформы. В ходе развернувшейся полемики рядом экономистов (В. Немчиновым, Л. Канторовичем, Е. Либерманом, А. Бирманом, Н. Петраковым, Я. Кронродом, Б. Ракитским и др.) были высказаны соображения, связанные с целесообразностью широкого использования рыночных отношений и последовательного перехода к экономическим методам управления, которые создадут возможность так называемого саморегулирования, совершенствования хозяйства. Сторонники активного использования рыночных отношений ратовали за дальнейшее расширение самостоятельности предприятий, за необходимость конкуренции, за более полный учет в хозяйствовании коллективных и личных интересов, за перестройку форм оплаты труда в направлении децентрализации регулирования фонда оплаты, за максимальное сокращение утверждаемых показателей плана. Общепризнанно, что реформа 1960 гг. заметно оживила темпы экономического роста, однако эффект проводимых мероприятий оказался весьма кратковременным. Этот период в нашей стране отмечен признанием значения человеческого фактора в управлении, осознанием необходимости развития социальных аспектов управленческой деятельности, что подтверждают труды В. Афанасьева, А. Омарова, Д. Гвишиани и других ученых. В 60 – 80 гг. XX в. появились крупные исследования в сфере социологии труда и социологии управления, написанные ведущими теоретиками социологии Ю. Давыдовым, А. Здравомысловым, Г. Осиповым, В. Ядовым. В этот период в советской социологии активно исследуются проблемы социальных систем, выявления специфики управленческих отношений, субъект-объектной логики управления (В. Афанасьев, Г. Попов, П. Лебедев, Ю. Тихомиров, В. Подмарков, Г. Яковлев, Ц. Ямпольская и др). Важное место в разработках специалистов занимала проблематика развития трудового коллектива, его самоуправления и самоорганизации (В. Шепель, В. Подмарков, Н. Алексеев, Ю. Волков, Н. Куртиков, Н. Лапин, Ю. Неймер, И. Попова, А. Пригожин, Ю. Тихомиров). Были изучены вопросы кадровой политики предприятий: профессиональная мобильность и текучесть кадров, социальное планирование, мотивация и стимулирование труда, профессиональный отбор, подготовка и расстановка кадров, совершенствование условий труда, улучшение социально-психологического климата в коллективе (Н. Лапин, А. Пригожий, В. Подмарков, О. Шкаратан, Р. Григас, Б. Мильнер, Н. Наумова, Л. Евенко, Д. Гвишиани, А. Зайцев, А. Кравченко, А. А. Сейтов, И. Тясина, А. Мешков, С. Филонович, В. Щербина и др). С конца 80 – начала 90 гг. XX в. стали широко изучаться такие вопросы, как организационная культура, организационное поведение, механизмы функционирования и развития организаций, инновационный подход к управлению. Объектом внимания советских философов и социологов стала проблема профессионализации управленческой деятельности. Достаточно широкое развитие получили управленческое консультирование с применением инновационных игр. Появились социолого-психологические и бизнес-курсы, стали повсеместным явлением ролевые и коммуникативные тренинги[4]. Таким образом, в России XX – начала XXI в. можно выделить два этапа, в течение которых развивалась наука об управлении. Первый период – период социализма (с 1917 года до начала 90 гг. XX в.), второй период – период транзитивный: от экономики социализма к рыночной экономике (датируется началом 90-х гг. XX в. по настоящее время). Идеи, высказанные советскими учеными во многом схожи с идеями зарубежных исследователей по этим вопросам. Однако, применив принципиально иной подход к оценке самого рабочего, рассматривая его не только как объект управления, но и как творящий субъект, мироощущение которого во многом предопределяет возможности повышения производительности труда, ими был сделан огромный шаг вперед по сравнению с представителями школы научной организации труда и административного управления. В 1920-е гг. в СССР происходил процесс активного поиска оптимальных методов управления, появлялись передовые идеи кадровой политики. Формировалось искусство воздействия на коллектив и личность. Намного обогнал свое время и главный труд А. А. Богданова «Тектология», в которой высказывались такие важные идеи, как сходство строения различных организационных структур, принцип обратной связи, прогрессивный подбор, динамическое равновесие. Но главной заслугой Богданова является именно то, что на основе этих идей, тектологических законов он проанализировал экономические отношения и организационные механизмы общества, природу экономического роста и спада. Создав стройную универсальную теорию, объединяющую организационные методы других наук, Богданов предложил новые организационные механизмы, принципы устройства не монолитного и централизованно управляемого предприятия, а основанного на самоорганизации, позволяющей быстро адаптироваться к меняющимся требованиям рынка. После периода застоя оживление научных исследований вСССР в 60-х гг. XX в. ознаменовалось признанием значения человеческого фактора в управлении, осознанием необходимости развития социальных аспектов управленческой деятельности, крупными исследованиями в социологии труда. В 1980 – 1990 гг. советские ученые активно занимались проблемами управления производством, персоналом, кадровой политики, организационной культуры, управленческим консультированием.
Контрольные вопросы 1. Какие проблемы управления производством возникли в связи с национализацией собственности в Советской России? 2. Какую роль в становлении отечественного управления сыграли две всероссийские конференции НОТ? 3. Оцените вклад в развитие управленческой мысли А. А. Богданова? 4. Перечислите достижения советской управленческой мысли 1950-1990-х гг. Что из советского опыта, на Ваш взгляд, можно и нужно использовать в современной практике управления? Кейс 1. Состояние российских предприятий в конце 1980-х – начале 1990-х гг. [5] Рассмотрим конкретную ситуацию, которая сложилась в российской экономике к началу переходного периода, т. е. в конце 1980-х – начале 1990-х годов, с точки зрения ее структуры и роли предприятий. В годы социалистического строительства государственное предприятие рассматривалось как основное звено народнохозяйственного комплекса, и это нашло отражение в законе о государственном предприятии, введенном в действие в 1987 году. Отмечалось, что предприятию принадлежит главная роль в развитии экономического потенциала страны и достижении высшей цели общественного производства при социализме – наиболее полном удовлетворении растущих материальных и духовных потребностей людей. Закон предусматривал работу предприятий в условиях полной хозяйственной самостоятельности и самофинансирования. Он внес много принципиально нового в отношения предприятия с органами управления. Отношения предприятия и вышестоящего органа (министерства, государственного комитета, ведомства или другого вышестоящего звена) впервые начали строиться на основе планового управления, принципов полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоуправления. Были также определены те направления, по которым должны осуществляться контакты между ними (их перечень представлен в таблице), и это была первая попытка ввести экономическую заинтересованность в отношения государственного предприятия с органами командно-административной централизованной системы. В 1987 году на условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования работали 2,5 тыс. объединений и предприятий промышленности, выпускавшие свыше 20% общего объема товарной продукции. На них было занято 16% численности промышленно-производственного персонала отрасли. И только в 1989 году наметился перевод на эти условия остальных промышленных предприятий, сельского хозяйства, геологии, мелиорации и водного хозяйства, энергетики. В июне 1990 года был принят закон «О предприятиях в СССР», в котором были выделены основные виды предприятий – равноправные субъекты хозяйствования в рыночной экономике. Взаимоотношения между предприятием, министерством и местными органами управления по закону о государственном предприятии (1987 год)
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |