КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Под редакцией В. И. Купцова
Философия и методология науки ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебник Компьютерная верстка: А.С. Щукин Корректоры: Т.Л. Тимакова, М.И. Евсеева Литературно-издательское агентство «Академический Проект» Изд. лиц. № 065723 от 10. 03. 98. 111399, Москва, ул. Мартеновская, 3, стр. 4 Гигиенический сертификат № 77.99.6.953.П.4044.7.99 от 05.07.99 По вопросам приобретения книги просим обращаться в ЗАО «Академия—Центр»: 111399, Москва, ул. Мартеновская, 3, стр. 4 Тел.: (095 f 176 9338; 176 9523; факс: 305 6092 E-mail: aprogect@mtu-net.ru Подписано в печать с готовых диапозитивов 12.02.01. Формат 84х108/32. Гарнитура Балтика. Бумага тип. № 2. Печать офсетная. Усл. печ. л. 25,1. Тираж 5000 экз. Заказ № 106. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-005-093, том 2; 953000— книги, брошюры. Отпечатано с готовых диапозитивов на ГИПП «Уральский рабочий», 620219, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 13.
Рекомендовано Государственным комитетом РФ
АСПЕКТ ПРЕСС Москва
(2)
Содержание
РАЗДЕЛ I................................................................................................................................... 5 I. Образ науки........................................................................................................................... 6 1. Что такое наука?..................................................................................................................................................... 6 2. Цель науки................................................................................................................................................................. 6 3. Что производит наука?.......................................................................................................................................... 7 4. Наука как процесс познания............................................................................................................................. 11 5. Знание о чем?......................................................................................................................................................... 17 6. Наука как социальный институт...................................................................................................................... 18 7. Перспективы развития науки............................................................................................................................. 22 II. Проблема возникновения науки..................................................................................... 27 1. Дата и место рождения науки........................................................................................................................... 28 2. Миф. Технология. Наука.................................................................................................................................... 30 3. Проблема «европоцентризма».......................................................................................................................... 33 4. На гребне «социальной волны»........................................................................................................................ 35 5. Из плена времени.................................................................................................................................................. 38 III. «Большая наука»............................................................................................................. 40 1. Особенности современной науки..................................................................................................................... 40 2. НАУКА И ОБЩЕСТВО....................................................................................................................................... 42 IV. ОБЩЕСТВО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС......................................... 46 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА................................................ 46 2. ТРИ ТИПА ОБЩЕСТВА...................................................................................................................................... 47 3. КОРЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В «ПЕРВОЙ ПРИРОДЕ»................................................................................. 48 4. РАДИКАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВО «ВТОРОЙ ПРИРОДЕ»........................................................ 49 5. ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ НА ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ....................................... 51 V. ВЛИЯНИЕ НАУКИ НА РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА............................ 54 1. ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ В ВЕК НТП........................................................................................................ 54 2. ПОТРЕБНОСТЬ В ДИАЛОГЕ............................................................................................................................ 58 3. ТРУДНОСТИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ................................................................................................ 58 4. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ И ИЗМЕНЕНИЕ «МОДЕЛЕЙ» БОГА................................ 60 5. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МИРА И РОЛИ БОГА В НЕМ 62 6. ВЕРОЯТНОСТНЫЙ МИР И НОВЫЕ «МОДЕЛИ» БОГА.......................................................................... 64 7. ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ.................................................................................................................... 67 РАЗДЕЛ II................................................................................................................................ 70 VI. НАУКА И ФИЛОСОФИЯ.............................................................................................. 71 1. ПОЗИЦИЯ МЕХАНИСТОВ................................................................................................................................ 73 2. ВЗГЛЯДЫ ПОЗИТИВИСТОВ............................................................................................................................ 74 3. «КОПЕРНИКАНСКИЙ ПОВОРОТ» В ФИЛОСОФИИ................................................................................. 78 4. ФИЛОСОФИЯ КАК АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.................................................................... 81 5. ПРОТИВОСТОЯНИЕ ПОЗИТИВИЗМУ.......................................................................................................... 83 VII. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.......................................................................... 85 1. ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ ЗНАНИЯ................................................................. 86 2. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ...................................................................................................... 88 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ ЗНАНИЯ................................................................................ 92 4. СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..................................................................................................... 93 5. ХАРАКТЕР НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ЕГО ФУНКЦИИ.............................................................................. 97 VIII. ФУНКЦИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.......................................................... 98 1. «ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ПРЕДВИДЕТЬ».................................................................................................................... 98 2. Э. МАХ О СТАТУСЕ ОПИСАНИЯ В НАУКЕ............................................................................................... 99 3. «ОСНОВНАЯ МОДЕЛЬ НАУЧНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ».......................................................................... 101 4. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПРОЦЕСС ОБЪЯСНЕНИЯ ДЕДУКТИВНЫМ?.......................................................... 103 5. КАКОЙ ВИД ОБЪЯСНЕНИЯ ГЛАВНЕЕ?.................................................................................................. 105 6. ПОЧЕМУ КОЛОКОЛА ЗВОНЯТ НА ПАСХУ?........................................................................................... 107 7. ОБЪЯСНЕНИЕ БЕЗ ПОНИМАНИЯ. ПОНИМАНИЕ БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЯ........................................ 108 8. И ВСЕ-ТАКИ ПОНИМАНИЕ!......................................................................................................................... 109 9. «ОСНОВНАЯ МОДЕЛЬ НАУЧНОГО ПРЕДВИДЕНИЯ»........................................................................ 113 10. СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ПРЕДВИДЕНИЯ............................................................................................. 114 11. ХАРАКТЕР ПРОГНОЗА.................................................................................................................................. 115 12. ОСНОВАНИЯ ПРЕДВИДЕНИЯ................................................................................................................... 116 IX. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ..................................... 118 1. В ПОИСКАХ ЛОГИКИ ОТКРЫТИЯ.............................................................................................................. 118 2. КРИТИЧЕСКИЕ АРГУМЕНТЫ...................................................................................................................... 123 3. ОТ ЛОГИКИ ОТКРЫТИЯ К ЛОГИКЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ................................................................... 126 4. ФАЛЬСИФИЦИРУЕМОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ НАУЧНОСТИ............................................................... 128 5. КОНЦЕПЦИЯ «ТРЕТЬЕГО МИРА» К. ПОППЕРА..................................................................................... 129 6. НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ, ПАРАДИГМЫ И НАУЧНЫЕ СООБЩЕСТВА........................................ 132 7. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ..................................................................... 134 X. ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В РАЗВИТИИ НАУКИ.................................................... 138 1. ТРАДИЦИОННОСТЬ НАУКИ И ВИДЫ НАУЧНЫХ ТРАДИЦИЙ........................................................ 139 2. ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ................................................................................................................................ 148 3. НОВАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИЙ...................................................................................... 153 XI. НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.......................................................................................... 161 1. НОВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ................................................................................................. 162 2. НОВЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ......................................................................................................... 164 3. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ «МИРОВ»..................................................................................................................... 166 4. РЕВОЛЮЦИИ И ТРАДИЦИИ.......................................................................................................................... 169 XII. ПРИРОДА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ............................ 171 1. ДВА РОДА ОТКРЫТИЙ.................................................................................................................................... 171 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ОТКРЫТИЙ.......................... 173 3. ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОПЕРНИКА............................................................................... 175 4. ГЕОМЕТРИЯ ЛОБАЧЕВСКОГО.................................................................................................................... 177 5. ОТКРЫТИЕ Г. МЕНДЕЛЯ............................................................................................................................... 182 XIII. РЕДУКЦИОНИЗМ: ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ................................. 187 1. СТРЕМЛЕНИЕ К СИНТЕЗУ........................................................................................................................... 187 2. УСПЕХИ РЕДУКЦИОНИЗМА........................................................................................................................ 188 3. КАК ОБОСНОВЫВАЕТСЯ РЕДУКЦИОНИЗМ?....................................................................................... 190 4. АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ РЕДУКЦИОНИЗМА............................................................................................. 190 5. КОНТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА....................................................................................... 197 6. ЕДИНСТВО НАУКИ И ЕЕ МНОГООБРАЗИЕ........................................................................................... 199 XIV. ИДЕАЛЫ НАУЧНОСТИ............................................................................................ 200 1. ЧТО ТАКОЕ ИДЕАЛ НАУЧНОСТИ?............................................................................................................ 200 2. ОСНОВАНИЯ КЛАССИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАУКЕ...................................................... 201 3. ФОРМЫ КЛАССИЧЕСКОГО ИДЕАЛА........................................................................................................ 205 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КРИТИКИ.................................................................................................. 212 5. В ПОИСКАХ АЛЬТЕРНАТИВ........................................................................................................................ 221 РАЗДЕЛ III............................................................................................................................ 227 XV. СТАТУС И ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ НАУКИ......................................................... 228 1. ЗАЧЕМ НУЖНА ИСТОРИЯ НАУКИ?.......................................................................................................... 228 2. ИСТОРИЯ НАУКИ ТОЖЕ ИМЕЕТ СВОЮ ИСТОРИЮ........................................................................... 229 3. «КАК ЭТО БЫЛО?»............................................................................................................................................ 231 4. «ПРЕЗЕНТИЗМ» И «АНТИКВАРИЗМ» - МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ДИЛЕММА ИСТОРИКО-НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ............................................................................................................................................................................ 233 5. ОТКРЫЛ ЛИ КОЛУМБ АМЕРИКУ?............................................................................................................. 234 6. «КИММЕРИЙСКИЕ ТЕНИ» В ИСТОРИИ ПОЗНАНИЯ.......................................................................... 238 7. ТОЧКА ЗРЕНИЯ КОЛЛИНГВУДА................................................................................................................ 239 8. ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ В ИСТОРИКО-НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИИ.................... 241 9. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ИСТОРИЯ НАУКИ............................................................................................ 243 XVI. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ НАУКИ.................................................. 247 1. ДИСКУССИИ ИНТЕРНАЛИСТОВ И ЭКСТЕРНАЛИСТОВ.................................................................. 247 2. ОБЩЕЕ ОСНОВАНИЕ В ПОЗИЦИЯХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОППОНЕНТОВ.......................... 249 3. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЕ И ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОСТИ............... 251 4. МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА............................................................................. 253 5. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИИ НАУЧНЫХ ИДЕЙ......................................................................................... 254 6. РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ НАУКИ............................. 257 7. МИКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.................................................................................. 259 8. НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО............................................................................................................................. 261 XVII. ОБЩИЕ МОДЕЛИ ИСТОРИИ НАУКИ................................................................. 265 1. КУМУЛЯТИВИСТСКАЯ МОДЕЛЬ.............................................................................................................. 265 2. НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ НАУКИ...................................................................................... 271 3. «КЕЙС СТАДИС» КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ................................................................................ 283 РАЗДЕЛ IV............................................................................................................................ 292 XVIII. НОРМЫ И ЦЕННОСТИ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА.................................... 293 1. НОРМЫ И ЦЕННОСТИ НАУКИ.................................................................................................................... 293 2. НАУКА И ЦЕННОСТИ ОБЩЕСТВА............................................................................................................ 295 3. НОРМАТИВНО-ЦЕННОСТНАЯ СИСТЕМА НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА..................................... 298 4. УЧЕНЫЙ И НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО...................................................................................................... 301 5. АВТОНОМИЯ НАУКИ..................................................................................................................................... 303 XIX. ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ НАУКИ В ЦЕННОСТНОМ ИЗМЕРЕНИИ................... 306 1. СТАНОВЛЕНИЕ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА.......................................................... 306 2. НАУКА И ИДЕОЛОГИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ................................................................................................. 309 3. НАУКА, ТЕХНИКА, ПРОИЗВОДСТВО....................................................................................................... 310 4. ПРЕВРАЩЕНИЕ НАУКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........................ 313 5. БРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ....................................................................................... 316 XX. ЭТИКА НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО........................................... 319 1. ЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА.................................................................................................. 319 2. НОРМЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....................................................................................................... 320 3. ЭТОС НАУКИ...................................................................................................................................................... 323 4. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО.................................................................................. 324 5. ОБЪЕКТИВНАЯ ЛОГИКА РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО................. 329 6. СОЦИАЛЬНЫЕ СИЛЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО................................................................ 331 7. ДОЛЖНА ЛИ ОГРАНИЧИВАТЬСЯ СВОБОДА ИССЛЕДОВАНИЙ?................................................. 333 ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ................................................................................................... 337 ПЕРСОНАЛИИ.................................................................................................................... 348 ЛИТЕРАТУРА...................................................................................................................... 389
РАЗДЕЛ I
(5) (6)
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |