Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Под редакцией В. И. Купцова




Философия и методология науки

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебник

Компьютерная верстка:

А.С. Щукин

Корректоры:

Т.Л. Тимакова, М.И. Евсеева

Литературно-издательское агентство «Академический Проект» Изд. лиц. № 065723 от 10. 03. 98. 111399, Москва, ул. Мартеновская, 3, стр. 4 Гигиенический сертификат № 77.99.6.953.П.4044.7.99 от 05.07.99

По вопросам приобретения книги просим обращаться в ЗАО «Академия—Центр»:

111399, Москва, ул. Мартеновская, 3, стр. 4 Тел.: (095 f 176 9338; 176 9523; факс: 305 6092 E-mail: aprogect@mtu-net.ru

Подписано в печать с готовых диапозитивов 12.02.01. Формат 84х108/32. Гарнитура Балтика. Бумага тип. № 2. Печать офсетная. Усл. печ. л. 25,1. Тираж 5000 экз. Заказ № 106.

Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-005-093, том 2; 953000— книги, брошюры.

Отпечатано с готовых диапозитивов на ГИПП «Уральский рабочий», 620219, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 13.

 

 

 

Рекомендовано Государственным комитетом РФ
по высшему образованию в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений

 

АСПЕКТ ПРЕСС

Москва

 

(2)


 

Содержание

 

РАЗДЕЛ I................................................................................................................................... 5

I. Образ науки........................................................................................................................... 6

1. Что такое наука?..................................................................................................................................................... 6

2. Цель науки................................................................................................................................................................. 6

3. Что производит наука?.......................................................................................................................................... 7

4. Наука как процесс познания............................................................................................................................. 11

5. Знание о чем?......................................................................................................................................................... 17

6. Наука как социальный институт...................................................................................................................... 18

7. Перспективы развития науки............................................................................................................................. 22

II. Проблема возникновения науки..................................................................................... 27

1. Дата и место рождения науки........................................................................................................................... 28

2. Миф. Технология. Наука.................................................................................................................................... 30

3. Проблема «европоцентризма».......................................................................................................................... 33

4. На гребне «социальной волны»........................................................................................................................ 35

5. Из плена времени.................................................................................................................................................. 38

III. «Большая наука»............................................................................................................. 40

1. Особенности современной науки..................................................................................................................... 40

2. НАУКА И ОБЩЕСТВО....................................................................................................................................... 42

IV. ОБЩЕСТВО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС......................................... 46

1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА................................................ 46

2. ТРИ ТИПА ОБЩЕСТВА...................................................................................................................................... 47

3. КОРЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В «ПЕРВОЙ ПРИРОДЕ»................................................................................. 48

4. РАДИКАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВО «ВТОРОЙ ПРИРОДЕ»........................................................ 49

5. ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ НА ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ....................................... 51

V. ВЛИЯНИЕ НАУКИ НА РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА............................ 54

1. ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ В ВЕК НТП........................................................................................................ 54

2. ПОТРЕБНОСТЬ В ДИАЛОГЕ............................................................................................................................ 58

3. ТРУДНОСТИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ................................................................................................ 58

4. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ И ИЗМЕНЕНИЕ «МОДЕЛЕЙ» БОГА................................ 60

5. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МИРА И РОЛИ БОГА В НЕМ 62

6. ВЕРОЯТНОСТНЫЙ МИР И НОВЫЕ «МОДЕЛИ» БОГА.......................................................................... 64

7. ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ.................................................................................................................... 67

РАЗДЕЛ II................................................................................................................................ 70

VI. НАУКА И ФИЛОСОФИЯ.............................................................................................. 71

1. ПОЗИЦИЯ МЕХАНИСТОВ................................................................................................................................ 73

2. ВЗГЛЯДЫ ПОЗИТИВИСТОВ............................................................................................................................ 74

3. «КОПЕРНИКАНСКИЙ ПОВОРОТ» В ФИЛОСОФИИ................................................................................. 78

4. ФИЛОСОФИЯ КАК АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.................................................................... 81

5. ПРОТИВОСТОЯНИЕ ПОЗИТИВИЗМУ.......................................................................................................... 83

VII. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.......................................................................... 85

1. ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ ЗНАНИЯ................................................................. 86

2. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ...................................................................................................... 88

3. ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ ЗНАНИЯ................................................................................ 92

4. СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..................................................................................................... 93

5. ХАРАКТЕР НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ЕГО ФУНКЦИИ.............................................................................. 97

VIII. ФУНКЦИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.......................................................... 98

1. «ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ПРЕДВИДЕТЬ».................................................................................................................... 98

2. Э. МАХ О СТАТУСЕ ОПИСАНИЯ В НАУКЕ............................................................................................... 99

3. «ОСНОВНАЯ МОДЕЛЬ НАУЧНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ».......................................................................... 101

4. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПРОЦЕСС ОБЪЯСНЕНИЯ ДЕДУКТИВНЫМ?.......................................................... 103

5. КАКОЙ ВИД ОБЪЯСНЕНИЯ ГЛАВНЕЕ?.................................................................................................. 105

6. ПОЧЕМУ КОЛОКОЛА ЗВОНЯТ НА ПАСХУ?........................................................................................... 107

7. ОБЪЯСНЕНИЕ БЕЗ ПОНИМАНИЯ. ПОНИМАНИЕ БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЯ........................................ 108

8. И ВСЕ-ТАКИ ПОНИМАНИЕ!......................................................................................................................... 109

9. «ОСНОВНАЯ МОДЕЛЬ НАУЧНОГО ПРЕДВИДЕНИЯ»........................................................................ 113

10. СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ПРЕДВИДЕНИЯ............................................................................................. 114

11. ХАРАКТЕР ПРОГНОЗА.................................................................................................................................. 115

12. ОСНОВАНИЯ ПРЕДВИДЕНИЯ................................................................................................................... 116

IX. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ..................................... 118

1. В ПОИСКАХ ЛОГИКИ ОТКРЫТИЯ.............................................................................................................. 118

2. КРИТИЧЕСКИЕ АРГУМЕНТЫ...................................................................................................................... 123

3. ОТ ЛОГИКИ ОТКРЫТИЯ К ЛОГИКЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ................................................................... 126

4. ФАЛЬСИФИЦИРУЕМОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ НАУЧНОСТИ............................................................... 128

5. КОНЦЕПЦИЯ «ТРЕТЬЕГО МИРА» К. ПОППЕРА..................................................................................... 129

6. НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ, ПАРАДИГМЫ И НАУЧНЫЕ СООБЩЕСТВА........................................ 132

7. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ..................................................................... 134

X. ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В РАЗВИТИИ НАУКИ.................................................... 138

1. ТРАДИЦИОННОСТЬ НАУКИ И ВИДЫ НАУЧНЫХ ТРАДИЦИЙ........................................................ 139

2. ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ................................................................................................................................ 148

3. НОВАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИЙ...................................................................................... 153

XI. НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.......................................................................................... 161

1. НОВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ................................................................................................. 162

2. НОВЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ......................................................................................................... 164

3. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ «МИРОВ»..................................................................................................................... 166

4. РЕВОЛЮЦИИ И ТРАДИЦИИ.......................................................................................................................... 169

XII. ПРИРОДА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ............................ 171

1. ДВА РОДА ОТКРЫТИЙ.................................................................................................................................... 171

2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ОТКРЫТИЙ.......................... 173

3. ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОПЕРНИКА............................................................................... 175

4. ГЕОМЕТРИЯ ЛОБАЧЕВСКОГО.................................................................................................................... 177

5. ОТКРЫТИЕ Г. МЕНДЕЛЯ............................................................................................................................... 182

XIII. РЕДУКЦИОНИЗМ: ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ................................. 187

1. СТРЕМЛЕНИЕ К СИНТЕЗУ........................................................................................................................... 187

2. УСПЕХИ РЕДУКЦИОНИЗМА........................................................................................................................ 188

3. КАК ОБОСНОВЫВАЕТСЯ РЕДУКЦИОНИЗМ?....................................................................................... 190

4. АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ РЕДУКЦИОНИЗМА............................................................................................. 190

5. КОНТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА....................................................................................... 197

6. ЕДИНСТВО НАУКИ И ЕЕ МНОГООБРАЗИЕ........................................................................................... 199

XIV. ИДЕАЛЫ НАУЧНОСТИ............................................................................................ 200

1. ЧТО ТАКОЕ ИДЕАЛ НАУЧНОСТИ?............................................................................................................ 200

2. ОСНОВАНИЯ КЛАССИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАУКЕ...................................................... 201

3. ФОРМЫ КЛАССИЧЕСКОГО ИДЕАЛА........................................................................................................ 205

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КРИТИКИ.................................................................................................. 212

5. В ПОИСКАХ АЛЬТЕРНАТИВ........................................................................................................................ 221

РАЗДЕЛ III............................................................................................................................ 227

XV. СТАТУС И ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ НАУКИ......................................................... 228

1. ЗАЧЕМ НУЖНА ИСТОРИЯ НАУКИ?.......................................................................................................... 228

2. ИСТОРИЯ НАУКИ ТОЖЕ ИМЕЕТ СВОЮ ИСТОРИЮ........................................................................... 229

3. «КАК ЭТО БЫЛО?»............................................................................................................................................ 231

4. «ПРЕЗЕНТИЗМ» И «АНТИКВАРИЗМ» - МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ДИЛЕММА ИСТОРИКО-НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ............................................................................................................................................................................ 233

5. ОТКРЫЛ ЛИ КОЛУМБ АМЕРИКУ?............................................................................................................. 234

6. «КИММЕРИЙСКИЕ ТЕНИ» В ИСТОРИИ ПОЗНАНИЯ.......................................................................... 238

7. ТОЧКА ЗРЕНИЯ КОЛЛИНГВУДА................................................................................................................ 239

8. ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ В ИСТОРИКО-НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИИ.................... 241

9. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ИСТОРИЯ НАУКИ............................................................................................ 243

XVI. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ НАУКИ.................................................. 247

1. ДИСКУССИИ ИНТЕРНАЛИСТОВ И ЭКСТЕРНАЛИСТОВ.................................................................. 247

2. ОБЩЕЕ ОСНОВАНИЕ В ПОЗИЦИЯХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОППОНЕНТОВ.......................... 249

3. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЕ И ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОСТИ............... 251

4. МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА............................................................................. 253

5. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИИ НАУЧНЫХ ИДЕЙ......................................................................................... 254

6. РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ НАУКИ............................. 257

7. МИКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.................................................................................. 259

8. НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО............................................................................................................................. 261

XVII. ОБЩИЕ МОДЕЛИ ИСТОРИИ НАУКИ................................................................. 265

1. КУМУЛЯТИВИСТСКАЯ МОДЕЛЬ.............................................................................................................. 265

2. НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ НАУКИ...................................................................................... 271

3. «КЕЙС СТАДИС» КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ................................................................................ 283

РАЗДЕЛ IV............................................................................................................................ 292

XVIII. НОРМЫ И ЦЕННОСТИ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА.................................... 293

1. НОРМЫ И ЦЕННОСТИ НАУКИ.................................................................................................................... 293

2. НАУКА И ЦЕННОСТИ ОБЩЕСТВА............................................................................................................ 295

3. НОРМАТИВНО-ЦЕННОСТНАЯ СИСТЕМА НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА..................................... 298

4. УЧЕНЫЙ И НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО...................................................................................................... 301

5. АВТОНОМИЯ НАУКИ..................................................................................................................................... 303

XIX. ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ НАУКИ В ЦЕННОСТНОМ ИЗМЕРЕНИИ................... 306

1. СТАНОВЛЕНИЕ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА.......................................................... 306

2. НАУКА И ИДЕОЛОГИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ................................................................................................. 309

3. НАУКА, ТЕХНИКА, ПРОИЗВОДСТВО....................................................................................................... 310

4. ПРЕВРАЩЕНИЕ НАУКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........................ 313

5. БРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ....................................................................................... 316

XX. ЭТИКА НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО........................................... 319

1. ЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА.................................................................................................. 319

2. НОРМЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....................................................................................................... 320

3. ЭТОС НАУКИ...................................................................................................................................................... 323

4. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО.................................................................................. 324

5. ОБЪЕКТИВНАЯ ЛОГИКА РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО................. 329

6. СОЦИАЛЬНЫЕ СИЛЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО................................................................ 331

7. ДОЛЖНА ЛИ ОГРАНИЧИВАТЬСЯ СВОБОДА ИССЛЕДОВАНИЙ?................................................. 333

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ................................................................................................... 337

ПЕРСОНАЛИИ.................................................................................................................... 348

ЛИТЕРАТУРА...................................................................................................................... 389

 


 

РАЗДЕЛ I

 

(5)

(6)


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.