Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Методическое обеспечение дисциплины

Экономическая теория

Методическое обеспечение дисциплины

Экономическая теория

Челябинск 2013

 


Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Культурологический факультет

Кафедра экономики и управления в социально-культурной сфере

 

Утверждаю

Проректор по учебной работе

_______________ С. В. Буцык

«___» ______________ 2013 г.

 

 

по направлению подготовки 040100 Социология

 

квалификация (степень) выпускника

«бакалавр»

 

 

Челябинск 2013


УДК 65.0(073)

ББК 65.290-я73

Э 40

 

Автор-составитель: О. Ю. Рявкина, ст. преподаватель кафедры экономики и управления в СКС

 

Рецензент: В. С. Осанкин, к.э.н., доцент кафедры экономики и управления в СКС

 

Методическое обеспечение дисциплины одобрено на заседании совета культурологического факультета от 16.09.2013 г., протокол № 1.

 

Э-40
Экономическая теория : метод. обеспечение дисциплины по направлению подготовки 040100 Социология, квалификация (степень) «бакалавр» / авт.-сост О. Ю. Рявкина; Челяб. гос. академия культуры и искусств. – Челябинск, 2013. – 63 с. – (ФГОС ВПО. Учеб.-метод. комплекс).

 

Издание включает: методические рекомендации (материалы) для преподавателя, методические указания для студентов и фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

 

© Челябинская государственная

академия культуры и искусств, 2013


Содержание

 

I. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя  
II. Методические указания для студентов  
III. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации    
3.1. Вопросы для подготовки к экзамену  
3.2. Методические указания по выполнению рефератов, эссе и творческих заданий по дисциплине    
3.3. Планы семинарских занятий  
3.4. Задания для практических занятий  
3.5. Темы и задания для мелкогрупповых/индивидуальных занятий    
3.6. Темы и задания контрольных работ
3.7. Задания для выполнения самостоятельной работы
  3.8. Тестовые задания (примеры из разных вариантов)    
3.9. Контрольная работа для студентов заочного отделения и методические рекомендации по ее выполнению  
3.10. Методические указания по выполнению курсовой работы  
3.11. Требования, предъявляемые к студенту для промежуточной аттестации по дисциплине    

 



 

 


 

Характер процесса обучения, способы его осуществления влияют на формирование познавательной самостоятельной творческой активности. Эти задачи решаются в процессе применения активных и интерактивных технологий в интенсификации процесса обучения с помощью различных дидактических приемов и средств, обеспечивающих перевод ученика в позицию субъекта деятельности. Сущность интерактивных технологий – в интенсификации процесса обучения через организацию взаимодействия обучающихся, стимулирующего креативный характер познавательной деятельности.

Использование традиционных образовательных технологий, ориентированных на трансляцию информации сегодня перестает быть достаточным для того, чтобы результаты образовательного процесса вуза были сопоставимы с требованиями, предъявляемыми Национальной рамкой квалификаций Российской Федерации и Федеральным государственным образовательным стандартом.

Таблица 1

Рекомендуемые образовательные технологии в соответствии с дескрипторами Европейской рамки квалификаций (приводится частичтно)

Уровень Компетенции Рекомендуемые образовательные технологии
Работа или обучение под непосредственным руководством в структурированной среде Инструктивные формы (доминируют традиционные технологии с фрагментарным включением активных)
Работа или обучение под руководством с некоторой степенью автономии Формирование базы форм решений (доминируют активные технологии с фрагментарным включением интерактивных)
Ответственность за выполнение заданий в процессе трудовой деятельности или обучения Адаптация собственного поведения к обстоятельствам, возникающим при решении задач Создание инструментария выбора лучшей формы решения из имеющихся (доминируют активные технологии с фрагментарным включением интерактивных)
Осуществление самоменеджмента в соответствии с инструкциями в условиях трудовой деятельности или обучения, которые, как правило, являются предсказуемыми, но подвержены изменениям. Руководство типовой деятельностью других людей, принятие ответственности за оценку и совершенствование трудовой деятельности или обучения Цикл от прогнозирования до контроля ситуации (доминируют интерактивные технологии с фрагментарным включением трансактивных)

 

Использование активных и интерактивных технологий в учебном процессе закреплено во всех Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). В ФГОС ВПО в пункте 7.3 раздела «Требования к условиям реализации основных образовательных программ» в частности отмечается, что реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

В преподавании курса «Экономическая теория» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040100 Социология, предполагается использование элементов авторской методики к.п.н. Е. В. Семеновой, позволяющей проектировать образовательный процесс с большим синергетическим эффектом на основе проектирования образовательных технологий.



В рамках технологии Е. В. Семеновой реализуется трансактивная методика обучения, предполагающая формальную инверсию субъектов образования. При этом образовательный эффект основан на свободном развитии (иллюзия открытия), проистекающий при условии активности студентов.

Следует различать активные (работа «в ситуации» – создание ситуации и приведение ее к запланированной цели) и интерактивные (работа «по ситуации» – создание и «ведение» ситуации, позволяющее использовать креативность и активность студента) методы обучения, ключевым различием которых, как нам видится, являются функции, реализуемые педагогом и студентами в учебном процессе. Функциональная основа активных (работа «в ситуации»), интерактивных (работа «по ситуации») и трансактивных (формируемых ситуацией) методов обучения (табл. 2).

Таблица 2

Функциональные особенности методов обучения

Методы Функции педагога Функции студента Результат
Активные 1) принимает решение; 2) определяет способы достижения целей; 3) устанавливает правила взаимодействия в группе; 4) оценивает работу группы и студента; 5) организует рефлексивное подведение итогов 1) обязан исполнять решение педагога; 2) применяет установленные способы достижения целей; 3) реализует установленные правила взаимодействия; 4) «принимает» оценку педагога; 5) реализует рефлексивное подведение итогов Алгоритмы поведения в типовых ситуациях
Интерактивные 1) принимает решение на основе ситуации; 2) ставит конечную цель; 3) не регламентирует правила взаимодействия в группе; 4) организует самооценку работу группы и студента; 5) активизирует рефлексию 1) участвует в принятии решения; 2) определяет формы и способы достижения целей; 3) устанавливает правила взаимодействия в группе; 4) проводит оценку; 5) реализует рефлексивное подведение итогов Методы формирования способов поведения в изменившейся среде
Трансактивные 1) модерирует решение на основе ситуации; 2) определяет направление цели; 3) делегирует правила взаимодействия группе; 4) создает условия для самооценки; 5) принимает рефлексивное подведение итогов группой 1) принимает решения; 2) определяет цели и способы их достижения; 3) корректирует правила взаимодействия; 4) формирует методику и проводит оценку; 5) реализует рефлексию и формирует будущие прогнозы Методы формирования способов поведения в изменившейся среде, их оценки и прогноз

 

Описанные группы методов позволяют достичь интегрированного результата: знания, умения, навыки, профессиональное мышление и поведение, ценность профессии, социального взаимодействия. По сути же, описываемая технология является эффективным способом и оперативного формирования базы для будущих занятий.

Принципиальная технология проектирования образовательных технологий Е. В. Семеновой разработана на основе междисциплинарного подхода и учитывает физиологические, психофизиологические, дидактические, психологические, социологические, акмеологические, аксиологические, креалогические, педагогические, профессиологические, управленческие, методические, квалиметрические и эвалюационные особенности взаимодействия субъектов. Рассмотрим те из них, которые особенно актуальны для курса «Экономическая теория» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040100 Социология.

Психологическим основанием образовательного процесса является устойчивость системы умственных операций, связанных со стилем и стратегией решения проблем индивида (интеллект), предполагающая учет этапизации процесса мышления: изучение условий задачи, создание общего плана действий, выбор тактики решения, сопоставление разработанного решения с исходными данными. Инициирование направленности процесса мышления сопряжено с мотивацией субъекта, предопределяя афферентность (зона поиска решения) / эфферентность (зона доказательств) процедуры синтеза. На уровне личности мотивы определяются двумя факторами:

- заинтересованностью студента в решении профессиональных (учебных, образовательных) задач;

- их способностью добиться достижение ситуации успеха.

Для поддержания учебной мотивации студентов необходимо предлагать посильные задачи, предполагающие, тем не менее, элементы творческого поиска с обязательной фиксацией достижения результата со стороны педагога (внешнее стимулирование активности) для поддержание внутренней мотивации.

Аксеологические основания образовательного процесса позволят студентам сформулировать и личностно принять значимость (ценность) профессионального труда, профессии для собственного развития, меняя направленность проектируемого тренда (стратегии) развития и конкретизации траектории (тактики) развития. Сопутствующим активизирующим фактором будет формирование более четкого образа собственного профессионального будущего и снижение его неопределенности (снижение уровня личной тревожности).

Акмеологическим направлением образовательного процесса является конкретизация целевой направленности личности (цель как выбор стратегии профессионального развития с позиций ее конкретизации – «точка», «направление», «область» и др.).

Социальное основание повышения эффективности образовательного процесса в качестве существенного ограничения выделяет характеристику референтности учебной группы для студента: референтные группы «подтягивают» личность до более высокого профессионально направленного уровня, нереферентные – снижают темпы профессионального развития личности. При этом двунаправленное влияние предполагает воздействие и личности на группу (эмоциональное и/ или инструментальное лидерство способно повысить или понизить темпы профессионального развития отдельной малой группы и / или студенческой группы в целом. В последнем случае роль малой группы определяется ее референтностью в группе в целом).

Ситуации достигнутого успеха формируют повышение уровня референтности инструментальных лидеров, что может способствовать синергетическому эффекту профессионального развития.

Креалогические (творческие) основы образовательного процесса могу быть использованы с позиций как научно-поисковой (на уровне анализа информации и синтеза перспективных прогнозов), так и творческой (создание нового знания; умозаключений, предположений и др.) деятельности. Такая организация учебного процесса способствует стабилизации и / или развитию мотивации профессионального развития личности.

Влияние преподавателя определяется его профессиональными характеристиками: реализуемыми методиками и индивидуальным стилем педагогической деятельности.

При этом методическая сторона формируется на основе базы освоенных и реализуемых методических приемов, степенью их формализации, свободой владения, комбинирования и создания новых способов, в то время, как индивидуальный стиль определяется ансамблем профессионально важных (и профессионально недопустимых) качеств личности.

Возможный ход учебного занятия по дисциплине «Экономическая культура» в соответствии с авторской методикой Е. В. Семеновой предполагает элементы различной очередности:

- ключевая проблема темы;

- связи с предыдущими темами;

- основные понятия темы;

- закономерности и механизмы содержания понятий темы;

- междисциплинарные связи.

Занятие строится в форме 4-этапного процесса, позволяющего избежать снижения работоспособности: новые идеи ® деятельность (активное усвоение) ® опыт (умения и навыки) ® осмысление.

В зависимости от ситуации, цикл можно начинать с любого звена; новые идеи могут транслироваться педагогом или студентами. Итоговый этап учебного занятия предполагает рефлексивную самооценку студентов по критериям «Вложенный труд» и «Удовлетворенность собой», по результатам которой определяется ситуативная эффективность занятия и вносятся корректировки. Этот процесс имеет важное значение для определения факторов, определяющих конструкцию учебных методов и их выбор в зависимости от выявленного уровня готовности студентов участвовать в учебном процессе, выбирается один из четырех стилей (табл. 3).

Таблица 3

Определение используемых методов в соответствии с готовностью студентов участвовать в учебном процессе и стилей ведения учебного занятия педагога

Стиль ведения учебного занятия Высокая готовность Средняя готовность Низкая готовность
Делегированный Активизирующие методы -
Соревнование   -
Поддерживающий - Алгоритмизированные методы
- Ситуация успеха  
Инструктивный - - Ситуация успеха
Директивный - - Ситуация успеха

 

Преподавание дисциплины «Экономическая теория» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040100 Социология, включает в себя чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий в соответствии с тематическим планом, проведение индивидуальных и групповых консультаций, руководство исследовательскими работами при подготовке студентами материалов для участия в учебных и научно-практических конференциях и для участия в конкурсе научных студенческих работ. Методическое пространство ведения курса создается из серии техник активного вовлечения студентов в познавательную деятельность. Перечень методов, используемых на занятиях, с краткой характеристикой приведен в таблице.

Таблица 4

Основные группы методов организации учебной деятельности студентов в ходе освоения курса «Экономическая культура»

Групповые методы Методы, основанные на коллективном решении студентами задач, заранее подготовленных преподавателем. Групповая работа может быть как самоуправляемой, так и управляемой преподавателем - управление ролями членов групп, нормами, задачами, стилями поведения и другими компонентами командной работы
Игровые методы Методы, в которых участники принимают определенные роли и ведут себя в соответствии с ними. Игра снимает внутренние барьеры к порождению смыслов, способствует постановке новых вопросов, вводит новые точки зрения на предмет, мобилизует опыт поведения в других ситуациях
Рефлексивные методы Общая схема этих методов такова: Действие ® Рефлексия ® Новое действие ® Рефлексия ... ® Рефлексия цикла. Такие занятия побуждают преподавателя и студентов создавать особенные фокусы рефлексии
Методы «слоеного пирога» Методы многослойного анализа ситуаций. «Слоеный пирог» получается тогда, когда один и тот же предмет последовательно представляется в разных видах. Понимание возникает здесь при установлении новых связей между различными представлениями одного и того же объекта. Создается «мастерская интерпретаций»
Методы «восхождения к причинам» Методы, в которых организуется восстановление или конструирование смыслов через понимание причин явлений, через поиск связанности идей в пространстве причин, через поиск смысла в дальнем пространстве
Методы на основе полярностей В таких методах, выстроенных как поиск различий и единства в свойствах предмета, происходит восстановление смысла концепций через поиск единства в противоположном. Это выглядит как создание поля из противоположных идей или условий применения идей
«Салонные» методы Методы основаны на превращении учебы в дискуссии «по поводу» и происходящие по некоторым свободным правилам. Это способствует стиранию границ между работой, учебой и досугом, облегчает внесение в обсуждение новых неожиданных смыслов, опыта, шутки, соединяет противоположные методы, легко вводит в понимание новые точки зрения, вопросы, примеры «из жизни»
Творчески-конструктивные методы Методы, при которых понимание предмета достигается через творческий поиск решений проблем, ошибки и их исправление. Примеры методов: «Мозговой штурм», «Дельфи», метод стимулирования случайностью, метод дробления и восстановления, метод «вынесения», метод «проекций» и т.д.
«Фундаменталистские» методы Фундаменталистский подход состоит в поиске научных или иных оснований исследуемой идеи. Основания выстраиваются в ходе процесса обоснования решений и действий. Уровни аргументации могут быть разными: содержательный, логический, коммуникативный. Эти методы похожи на маленькие, но настоящие научные исследования.
Системные методы Методы, основанные на разнообразном построении системных обликов исследуемого объекта, ситуаций, переходов от одних состояний к другим. При системных методах проведения занятий понимание достигается через выделение части и целого, абстрактного и конкретного, структуры и функции в понимаемом объекте
Концептуальные методы Методы представляют собой процессы развертывания концептуального (concept - понятие) пространства вокруг изучаемых явлений путем выделения их существенных признаков: родовых концептов и отношений, ограничивающих свойства отношений. При этом происходит осмысление понятий и отношений, с которыми связано явление, синтез новых конструкций и переход к понятиям более широким или узким, чем изучаемые.
Иррациональные методы Методы, в которых предпринимается попытка привлечь к пониманию интуитивные каналы, дополнить рассудок мудростью сердца. Конкретные приемы могут быть такими: «Ассоциация», «Личная аналогия», «Прямая аналогия», «Символическая аналогия», «Фантастическая аналогия», «Медитация» и т.д. Привлечение ассоциаций создает новые связи в сознании, «прибавку» содержания

 

Применение технологии предъявляет повышенные требования к педагогу: знание традиционных методов обучения, высокий уровень развития образовательного потенциала учебной ситуации.

Вместе с тем, в силу различных факторов педагог бывает вынужден ограничивать используемые образовательные технологии. В данном контексте значимыми являются внешние факторы (независимые от педагога), которые включают материально-техническое и программно-технологическое обеспечение процесса и внутренние (зависимые от педагога), которые предполагают использование ограниченного спектра компонентов в связи с имеющимися предпочтениями, определяемыми индивидуальным стилем педагогической деятельности. Конечно, названные ограничения нивелируются при условии гибкой адаптации индивидуального стиля педагогической деятельности под имеющиеся и / или изменяющиеся условия (ситуативный индивидуальный педагогический стиль).


II. Методические указания для студентов

 

Комплексное изучение студентами учебной дисциплины «Экономическая теория» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040100 Социология, предполагает: овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературы, указанными в рабочей программе дисциплины; творческую работу студентов в ходе проведения практических/семинарских занятий, а также систематическое выполнение тестовых и иных заданий для самостоятельной работы студентов.

Структурно курс «Экономическая теория» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040100 Социология, включает в себя 4 раздела.

Раздел I «Введение в экономическую теорию»

Изучение раздела начинается с уяснения места экономической теории в системе экономических наук. Экономическая теория изучает поведение человека, связанное с производством, распределением, обменом и потреблением благ и услуг в условиях ограниченности ресурсов. В отличие от прикладных экономических наук, экономическая теория не дает конкретных знаний об организации экономической деятельности. При рассмотрении разделения труда определяется его роль в становлении рыночных отношений, исследуются основные виды разделения труда. В рамках изучения понятия «собственность» выделяются его экономический и правовой аспекты, рассматриваются различные формы частной и общественной собственности. Особое внимание обращаетсяна неоинституциональную теорию собственности, связывающую эффективное поведение хозяйствующих субъектовсо спецификацией (четким определением) прав собственности. В завершение раскрывается понятие рынка как системы взаимосвязей продавцов и покупателей, потребителей и производителей материальных и нематериальных благ, товаров и услуг производственного и непроизводственного назначения.

Раздел II. «Микроэкономика»

В данном разделе рассматриваются различные экономические концепции, объясняющие природу ценообразования. Согласно теории издержек и факторов производства, издержки на приобретение факторов производства являются внутренней стоимостью товаров и главной базой продажных цен. Объективная теория издержек считает, что издержки сводятся к реальным затратам факторов производства труда, земли, капитала. Кроме того, в данном разделе изучаются различные виды издержек: альтернативные, предельные, внешние, внутренние. Общие (валовые) издержки определяются как сумма внешних (явных, бухгалтерских) издержек, и внутренних (неявных, вмененных) издержек. Деление издержек на внешние и внутренние позволяет различить бухгалтерскую прибыль и экономическую прибыль. В теориях полезности в отличие от теории факторов и издержек производства центральной фигурой выступает человек с его потребностями и оценками благ. Ценность блага рассматривается как суждение рационального потребителя и поэтому вне его сознания не существует. Непосредственно механизм рыночного ценообразования действует через взаимодействие спроса и предложения. Для его понимания рассматриваются понятия спроса, предложения, их законы, виды эластичности спроса и предложения. С помощью графических методов раскрывается взаимодействие" спроса и предложения под воздействием ценовых и неценовых факторов. В рамках данного раздела рассматриваются различные теории происхождения денег, их сущность, функции, понятия денежного обращения и денежной системы, агрегатов денежной массы. Денежный рынок является рынком краткосрочных кредитов, предложение на нем регулируется государством и является условно совершенно неэластичным, спрос на деньги состоит из двух компонентов – операционного и спекулятивного. Далее раскрываются понятие инфляции, ее сущность с точки зрения различных экономических школ, причины возникновения инфляции и измерение ее уровня. Обращается внимание на критерии, определяющие различные виды и формы инфляции, выясняются ее причины и последствия. Далее изучается структура банковской системы, которая включает два уровня - центральный банк и коммерческие банки. Центральный банк является органом, регулирующим экономику кредитно-денежными методами, его операции и роль на кредитном рынке принципиально отличаются от выполняемых коммерческими банками. В функционировании и движении кредитного рынка главную роль выполняют банки, которые выполняют следующие основные функции: посредничество в кредите, посредничество в платежах, мобилизация сбережений и выдача кредитов, создание кредитных денег. Важной составной частью раздела является изучение рыночного спроса на факторы производства. Вданном разделе изучаются рынки капитала, труда и земли. Рынок капитала подразделяется на рынки реального и фиктивного капитала. Рынок реального капитала включает в себя рынки инвестиционных товаров, сырьевые, энергетические, оборудования, технологий, информационные. Составной частью рынка фиктивного капитала является фондовый рынок – рынок ценных бумаг, которые включают в себя обыкновенные и привилегированные акции, облигации, векселя и пр. Рассматривается структура спроса на рынке ценных бумаг и факторы данного спроса: объем доходов, распределение сбережений, дивидендов и банковских процентов; виды ценных бумаг, процентных ставок и т. п., дается определение курса акций. Далее раскрывается, чем определяется спрос на труд и его предложение с точки зрения отдельного человека, фирмы, отрасли. Анализируются факторы, влияющие на уровень заработной платы, рассматриваются основные ее формы, обращается внимание на взаимосвязь рабочего и свободного времени, на эффекты дохода и замещения, возникающие при этом. Также изучается безработица, ее виды, причины и последствия. При рассмотрении рынка земли, определяется ее коренное отличие от других факторов производства, выражающееся в абсолютной неэластичности предложения. Следующие темы посвящены изучению поведения фирм в условиях различных рыночных структур – чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии. Основными критериями для их сравнения выступают число фирм, тип продукта, контроль над ценой, условия вступления в отрасль, неценовая конкуренция. Анализ поведения фирм в условиях различных рыночных структур основывается на определении таких объема производства и уровня цены, которые бы обеспечивали максимизацию прибыли или минимизацию убытков, или прекращение производства. Для этого используются методы сопоставления валового дохода и валовых издержек, а также сопоставления предельного дохода и предельных издержек, причем последний метод является основным.

Раздел III «Макроэкономика»

Развитие национальной экономики характеризуется агрегированными экономическими показателями: валовой объем производства и его разнообразные показатели, совокупный спрос и совокупное предложение, занятость, безработица, инфляция, перепроизводство и т.п. При рассмотрении показателя ВВП выделяются два принципа его расчета – по доходам и по расходам, различаются номинальный и реальный ВВП с учетом применения метода дефлятора, раскрываются достоинства и недостатки системы национальных счетов. Первая модель макроэкономического равновесия основана на соотношении совокупного спроса и совокупного предложения – в ней учитываются их ценовые и неценовые факторы, раскрываются различные варианты равновесия совокупного спроса и совокупного предложения и особенности равновесия на различных отрезках кривой совокупного предложения, иллюстрируется их взаимодействие графически. В основе кейнсианской модели макроэкономического равновесия лежит соотношение совокупных расходов (потребительские расходы домохозяйств, инвестиционные расходы фирм, расходы правительства и чистый экспорт) и чистого национального продукта, а также инвестиций и сбережений. Здесь раскрываются категории средней и предельной склонности к сбережению и потреблению. Изучение темы также предполагает анализ действия механизма мультипликатора и акселератора, метода изъятий и вливаний, парадокса бережливости, особенностей равновесия в условиях полной занятости.

В разделе выясняются сущность и структура финансовой системы, роль государственного бюджета как активного регулятора экономических отношений, освещаются структура бюджетной системы государства, состав доходной и расходной частей государственного бюджета. Определяется сущность налогов, их функции, показываются принципы и формы налогообложения, раскрывается их классификация: по характеру применяемых ставок, по способам взимания, по характеру объектов и субъектов налогообложения. При анализе фискальной политики выделяются два характерных для нее подхода дискреционный и основанный на применении метода встроенных стабилизаторов. Обращается внимание на причины появления бюджетного дефицита и государственного долга, на различные подходы к этой проблеме, на дискуссионные вопросы, связанные с оценкой функций бюджетного дефицита и государственного долга и их влияния на экономическое развитие. Далее определяются виды доходов и принципы их формирования: трудовые и нетрудовые, легальные и нелегальные, номинальные и реальные. Выясняются причины неравенства в доходах и определяются его показатели – кривая Лоренца, коэффициент Джини, децильный и квинтильный коэффициенты. Особое внимание уделяется причинам, вызывающим неравенство доходов в рыночной экономике, которые связаны с индивидуальными способностями, случайными факторами, факторами дискриминационного характера, владением собственностью. Особого анализа требует вопрос об отношении к неравенству в доходах чрезмерная их дифференциация ведет к росту социальной напряженности, а уравнительное распределение – к снижению производительности труда и эффективности производства.

Раздел IV. «Мировая экономика»

При изучении данного раздела определяются основные характеристики социально-экономических систем, критерии их классификации, изучается общее и особенное в содержании переходной экономики, ее типы, локальные и глобальные переходные состояния, характер переходных процессов, закономерности функционирования переходной экономики. На этой общетеоретической основе рассматриваются гипотетические варианты перехода от командной к смешанной экономике, особенности ее реализации в России и других странах. Раздел посвящен изучению различных, наиболее крупных аспектов теории переходных процессов, эволюции отношений собственности, социальной ориентации экономики, ее макроэкономической несбалансированности, становлению субъектов рыночных отношений, роли и функции государственного регулирования. Также рассматриваются предпосылки перехода к рыночной экономике, противоречивость теоретических оценок состояния и перспектив экономики России, концепции дальнейшего ее реформирования.

Освоение курса методически реализуется в различных формах: традиционные (лекции, семинарские занятия, индивидуальные и групповые консультации) и интерактивные (деловые игры, «круглые столы» по обсуждению актуальных проблем организационной практики, дискуссии и т.д.). Основное отличие активных и интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.

Самостоятельная работа студента состоит из нескольких отдельных блоков: анализ лекционного материала; подготовка к семинарским занятиям; чтение и реферирование специальной литературы; подготовка к экзамену.

В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Основой для подготовки студента к семинарским занятиям являются лекций и издания, рекомендуемые преподавателем (см. раздел «Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации»).

Анализ лекционного материала – важнейшая часть самостоятельной работы студента. Пройденный на лекциях материал, как правило, носящий теоретико-методологический характер, требует обязательной рефлексии студента. Для более эффективного освоения курса целесообразно анализировать лекционный материал следующим образом: повторно прочитав конспект лекции, необходимо пристальное внимание уделить ключевым понятиям темы, обратившись к справочной и рекомендованной учебной и специальной литературе. Следующий шаг – реконструкция максимального количества междисциплинарных связей пройденного материала с другими темами курса. Письменная фиксация найденных междисциплинарных связей каждой изученной темы в тетради поможет глубже понять основные методологические принципы, лежащие в основе теории организации как науки. Следующий прием – поиск подтверждающих и критических аргументов к каждой изученной теме. Указанные аргументы должны представлять, как минимум два базовых видения: обыденный, жизненный опыт студента и научные аргументы других организационно-управленческих концепций и теорий. Весьма полезно фиксировать в конспектах лекций найденные аргументы для последующего содержательного анализа и обсуждения на семинарах. Поиск студентом критических аргументов помогает развитию специфических навыков и умений, весьма актуальных в условиях мультипарадигмальности теории организации, является основой формирования у студентов научного подхода, требующего известного скептицизма. Основное требование к найденным аргументам – они должны быть тщательно обоснованы. Критика ради критики также мало продвигает к научному знанию, как и догматическое принятие всех постулатов, произносимых преподавателем.

Основной целью семинарских занятий является контроль за степенью усвоения пройденного материала и ходом выполнения студентами самостоятельной работы, обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы семинарского занятия. При обсуждении на семинарах сложных и дискуссионных вопросов и проблем используются методики интерактивных форм обучения, что позволяет погружать студентов в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки умений и владений.

Ряд вопросов дисциплины, требующих освещения вариантов авторского подхода к их рассмотрению рассматриваются на семинарских занятиях в форме подготовленных студентами сообщений (7-10 мин.) с последующим обсуждением и их оценкой и оценкой выступления всеми студентами группы. Основной целью семинарских занятий является обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы семинарского занятия. Семинарские занятия предполагают обязательную подготовку студентов по следующей схеме.

1) Реферирование материала по предлагаемым вопросам темы из списка используемой литературы.

2) Проведение аналитической работы, направленной на выявление элементов темы, требующих дополнительного пояснения преподавателя и/ или могущих стать темой для дискуссии.

3) Изучение периодических тематических изданий, освещающих фрагментарно или комплексно тему семинарского занятия.

4) Подготовка доклада с обязательным выделением:

а) роли рассматриваемой темы в общем курсе;

б) традиционное определение рассматриваемого феномена с попыткой выявления неточности в формулировке определения понятия;

в) аргументированная формулировка собственной позиции по прогнозированию развития анализируемого управленческого явления.

5) Семинарские занятия предполагают также активность студентов при обсуждении докладов согруппников.

Поскольку активность студента на семинарских занятиях является предметом контроля его продвижения в освоении курса, подготовка к семинарским занятиям требует ответственного отношения. Не допускается выступление по первоисточнику – необходимо иметь подготовленный письменный доклад, оцениваемый преподавателем наряду с устным выступлением. В связи с указанным требованием целесообразно иметь отдельную тетрадь для докладов на семинарах. Не допускается также и распределение вопросов к семинару среди студентов группы, в результате которого отдельный студент является не готовым к конструктивному обсуждению «не своего» вопроса. Все вопросы к семинару должны быть письменно проработаны каждым студентом. Для более эффективной подготовки к семинарским занятиям целесообразно активно использовать ресурсы сети Интернет, однако в любом случае необходимо выдерживать единое требование – исчерпывающая ссылка, обеспечивающая возможность проверки источника информации, обязательна. Всегда выступавшее основным средством подготовки к семинарским занятиям, и, несмотря на развитие Интернета, сохранившее свою значимость и в рамках данного курса, является чтение и реферирование учебной и специальной научной литературы.

Целесообразно иллюстрировать свое выступление мультимедийным сопровождением (презентацией Power Point).

Мультимедийное сопровождение предполагает вынесение на слайды основных определений, таблиц, схем в трех формах: собственно учебный материал; задание для формирования явления (например, набор соответствующих элементов); интерактивно заполняемые формы. Эффективнее использовать следующие форматы последовательности слайдов:

1) задание для формирования явления ® собственно учебный материал;

2) интерактивно заполняемые формы ® собственно учебный материал.

В некоторых случаях целесообразно использовать интернет-ресурсы для получения уточняющей информации (например, при реализации активизирующих методов, связанных с поиском дополнительной информации).

Логика ведения собственно образовательного процесса предполагает системное освоение комплекса вопросов, представленных на рис. 1.

 
 

 

 


Рис. 1. Элементы мультимедийного сопровождения

Для успешной подготовки к семинарским занятиям студенты в обязательном порядке, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и интернет-ресурсов, должны использовать публикации по изучаемой теме в журналах: «Вопросы экономики», «Известия Уральского государственного экономического университета», «Мировая экономика и международные отношения», «Общество и экономика», «Проблемы региональной экономики», «Российский экономический журнал», «Финансы и бизнес», «Финансы. Деньги. Инвестиции», «Человек и труд», «Экономические науки».

Основной целью практических занятий является отработка профессиональных умений и владений. В рамках курса «Экономическая теория» это происходит преимущественно в ходе решения прикладных задач. В зависимости от содержания практического занятия могут быть использованы методики интерактивных форм обучения. Основное отличие активных и интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Наибольший образовательный эффект происходит при условии, что в учебном процессе присутствует элемент свободного развития, проистекающий при условии реализуемой активности студентов.

Значительный объем учебного материала студенты изучают в ходе самостоятельной работы с учебной литературой под руководством преподавателя и занимаясь подготовкой к итоговому контролю, то есть в ходе чтения и реферирования учебной и специальной литературы. Изучение учебной и специальной литературы к курсу (как основной, так и дополнительной) является важнейшим требованием и основным индикатором освоения содержания курса. Основные методические рекомендации к чтению специальной литературы следующие.

1) Не рекомендуется пропускать чтение вступления, введения и других вспомогательных частей текста, выступающих в качестве инструментов, организующих навигацию по тексту и позволяющих более глубоко понять авторский замысел.

2) Весьма продуктивным является чтение текста с параллельным выписыванием основных теоретических постулатов, авторской аргументации, интересных примеров и других фрагментов текста в виде цитат. Цитаты должны быть точными, с указанием автора текста, страницы и полного описания источника. Цитаты можно выписывать обычным способом, но в этом случае целесообразно завести специальную толстую тетрадь. Самый продуктивный способ – ввод цитат сразу в текстовый редактор компьютера и создание отдельного файла, например, в Microsoft Word, с названием «Цитаты». Удобство электронной версии заключается в возможностях оперативного поиска необходимой цитаты по ключевым словам, автору и т.д., а также в простоте последующего создания собственных текстов, как правило, набираемых на компьютере. Собственный «банк цитат» в дальнейшем крайне облегчит написание различных письменных работ, таких как контрольная, курсовая или дипломная работа.

3) Эффективно чтение с записью так называемых «мемосов», т.е. собственных мыслей или комментариев, возникающих по ходу чтения текста. Человеческая память ненадежна, и в дальнейшем есть риск забыть эвристичную идею, возникшую гипотезу, которые могут дать интересные результаты. Технически это также удобнее делать на компьютере по аналогии с «банком цитат».

4) Особое внимание необходимо уделять анализу библиографии, т.к. читая текст по интересующей вас теме, можно сэкономить немало времени на поиск других важных источников, воспользовавшись проделанной автором текста работой по составлению списка важнейших текстов, затрагивающих или развивающих данную тему.

Итоговый контроль освоения курса проводится в форме экзамена. Вопросы к экзамену составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, носят характер зондирования как теоретико-методологических, так и методико-процедурных знаний студента. Особое внимание рекомендуется уделить работе с понятийным аппаратом, базовыми теориями и концепциями. Основными материалами для подготовки к экзамену являются: конспекты лекций, материалы к семинарам, учебная и справочная литература.

Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) со студентами в ходе изучения материала данной дисциплины.

 

III.Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1653; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.