Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О структуре сознания




Игровой деятельностью занимаются не только дети, но и взрослые. Они развивают в процессе игры свои способности и наклонности, интересы и чувства, волю, ум. Так, в спортивных играх формируются сообразительность, воля, настойчивость, мастерство и каждый участник психологически формируется как личность.

В онтогенезе человек проходит ряд ступеней своего развития, каждой из которых соответствует определенный вид деятельности. В детском возрасте основным видом деятельности является игра, в которой человек развивается и духовно и физически, готовясь к самостоятельной жизни в обществе. В детской игре всегда отражены конкретные социальные условия жизни взрослых людей. Чем содержательнее игра детей, чем лучше она организована с точки зрения использования психологических закономерностей, тем активнее и эффективнее в процессе ее развивается личность.

У людей все это обстоит принципиально иначе. Уже первобытный человек на самой начальной стадии своего развития не только использовал, но и сохранял впрок камень, палку и другие орудия, при помощи которых он добывал пищу. Больше того, человек постепенно научился изготовлять сложные орудия и этим начал подчинять себе природу.

Изготовление орудий труда является связующим звеном между человеком и природой. Там, где отсутствует это звено, нет трудовой деятельности. Однако производство орудий труда (средств воздействия на природу) представляет собой совершенно новый, качественно своеобразный, специфически человеческий этап развития жизни на Земле. Известно, что и в животном мире наблюдаются случаи использования, например, человекообразной обезьяной камня для того, чтобы разбить твердый орех, или палки, с помощью которой она достает пишу. Особенно успешно это происходит в экспериментальной обстановке под влиянием человека. Но камень и палка в данном случае не являются орудиями. Они сами по себе не удовлетворяют биологических потребностей и поэтому не сохраняются животными впрок, на будущее. Это обусловлено тем, что используемые животными камень и палка непосредственно не способствуют поддержанию их жизни.

Безусловно, следует отметить, что изготовить орудие, пусть для начала самое примитивное, — значит по-человечески познать определенные закономерности объективно существующей материальной действительности; и не только познать, но и посредством одних сил природы сознательно воздействовать на другие силы. Психологически это представляет сознательную постановку на достижение целей и учет всех свойств как орудий, так и той части природы, на которую направлено их воздействие. Чрезвычайно существенным в сознании человека является то, что у него есть возможность предвидеть результат своей деятельности и на основе этого управлять своими действиями.

Ясно, что для осуществления сознательной трудовой деятельности недостаточно обладать только врожденными механизмами поведения, как это свойственно животным; особо необходим и индивидуально приобретенный опыт.

Известно, что в процессе труда формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Так появился язык — средство общения людей между собой, способ передачи мыслей друг другу и сообщения о своих чувствах, действиях и поступках. Язык возник вместе с сознанием человека. Он так же древен, как и сознание. Именно язык как порождение труда привел к образованию понятий и мышления в психике и к образованию второй сигнальной системы в высшей нервной деятельности человека. А это в свою очередь привело к образованию новых форм психического отражения. На основе комплексных ощущений возникли восприятия, на основе эмоций — чувства, на основе механической памяти — смысловая, появилась специфическая человеческая форма отражения — воля и, наконец, как их интеграл — сознание человека — наивысшая в эволюционном ряду форма отражения, для которой характерно выделение объективных устойчивых свойств предметной действительности и осуществляемое на этой основе преобразование окружающей реальности. Так было в истории возникновения - антропогенезе. Аналогичное происходит и в индивидуальном развитии каждого человека. Формирование сознания и личности непосредственно связно с общением. Труд, игра и учение человека происходят не сами по себе, а в общении с другими людьми, во взаимодействии с ними. Человек, как правило, является членом ряда общностей (семья, производственный, спортивный, профсоюзный коллективы и т.д.). В каждом из них он играет определенные заранее заданные роли: хозяина семьи, опытного мастера, заслуженного спортсмена и т.п., с определенных позиций относится к себе и другим людям. С течением определенною времени личность овладевает соответствующим образом общения, то есть система социальных ролей и отношений личности преломляется в ее сознании.

Следует отметить, что, удовлетворяя потребность в познании других людей и взаимодействуя с ними, человек получает возможность тем самым осознать себя и свое положение среди себе подобных и свое отношение к ним, самооценить себя и утвердить среди других. Благодаря всему этому возникает сознание своего «Я» — самосознание и сознание. В деятельности человека проявляется весь механизм общения — подражание и соперничество, антипатии и сочувствие, взаимное внушение и требования, складывается определенный уровень притязаний и другие механизмы развития психики человека. Общение и деятельность человека выступают в качестве основных исходных условий взаимодействия с обществом и формирования сознания и личности. В общении, взаимодействии проявляются и формируются особенности личности. Человек обретает социальные качества и становится личностью в деятельности и общении, в которых удовлетворяются потребности и осуществляются действия и поступки. Они, как правило, связаны с оценкой и самооценкой индивида как личности, которые развивают волю человека, оттачивают его ум и моторную сферу, формируют характер, развивают способности. В деятельности и общении проявляются все стороны личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.