Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процедура контент-анализа требует много времени и определенных условий, поэтому она оправдывает себя лишь при проведении научных исследований




Отбор в тексте единиц анализа. Процедура отбора заключается в отыскании в тексте всех выражений, отражающих смысл единицы анализа, В тексте это могут быть термины, имена собственные, устойчивые словосочетания.

Анализ документов. Информацию об изучаемом человеке получают при анализе документов (письма, деловые отчеты, дневники, доклады, записки, конспекты, литературные произведения и т.п.).

Существует несколько различных классификаций документов, которые можно классифицировать по трем основаниям: 1) по способу фиксации информации (рукописные и печатные документы, кинопленки, маг­нитофонные ленты); 2) по статусу документа (личные документы: письма, дневники; произведения творчества: книги, брошюры, статьи); 3) по характеру документа. В каждом конкретном случае тот или иной документ имеет различный информативный вес.

При оценке личности по документам важно учитывать не столько то, о чем в них говорится, сколько то, как это говорится. Необходимо иметь ввиду, что, оценивая личность, мы интересуемся не событийной инфор­мацией, а психологическим аспектом информации.

Все методы анализа документов делят на традиционные и формализованные. К первым относится анализ смысла текста, ко вторым — анализ, выделение и обработка единиц информации. Довольно эффективным здесь считается контент-анализ. Сущность его состоят в выделении в тексте некоторых ключевых единиц содержания (понятий, суждений, слов), подсчете частоты их употребления, определении их сочетаемости друг с другом, а также с общим содержанием текста*. Техника контент-анализа сводится к ряду операций, главными из которых являются 1) выделение единиц анализа; 2) отбор единиц анализа в тексте; 3) статистическая обработка.

________________________________________________________________________

*См.: Методы социальной психологии. Л. 1977, с. 43—60; Лекции по методике конкретных социальных исследований. М., 1972.

Наиболее ответственная часть процедуры — выделение единиц анализа. От нее зависит успех всей дальнейшей оценочной работы. Начинается работа с определения категорий, то есть ключевых понятий, ко­торые соответствуют задачам конкретной оценки. Так, если необходимо по имеющимся высказываниям выявить ценностные ориентации изучаемого лица, то рабочими категориями здесь могут быть социальные нормы, лояльность, политические и экономические взгляды, мировоззрение. Этим категориям необходимо найти адекватные выражения в языке исследуемого текста, они и будут единицами анализа. В практике контент-анализа употребляют стандартные единицы: слово, термин, символ, суждение. Наиболее употребительными единицами являются слово и символ.

Статистическая обработка. В настоящее время разработаны многочисленные методики обработки данных контент-анализа. Широко используются частотные и процентные распределения, разнообразные корреляции и индексы, таблицы, графики и т. д.* В юридической практике при обработке информации на первых порах можно ограничиться более общим подходом. Весьма полезная информация может быть получена на основе данных о частоте употребления единиц анализа, установления пропорций между их отдельными группировками, их взаимной встречаемости и зависимости.

_____________________________________________________________________________

*См.: Методологические и методические проблемы контент-анализа. М.-Л., 1973.

Биографический метод. Изучение объекта юридического интереса является исследованием процесса формирования личности в условиях определенной эпохи, нации, класса, социального слоя. Смысл биографического метода в юридической психологии состоит в изучении жизненного пути личности. Это, с одной стороны, история жизни человека, а с другой — социальная форма его индивидуального развития*. Жиз­ненный путь человека пролегает в условиях микросреды, которая является сферой межличностных отношений. Из комплекса взаимодействующих в микросреде обстоятельств складывается образ жизни непосредственного окружения, который отражается в индивидуальном опыте изучаемой личности.

_____________________________________________________________________________

*Логинова Н.А. Биографический метод в психологии и смежных дисциплинах. Автореф. канд. диссертации. Л., 1975.

Структура жизненного пути имеет свои фазы и генетические переходы между ними. Именно на стыках фаз и переходах происходят важнейшие жизненные перемены. Установление времени переходов от фазы и фазе в жизни изучаемого лица и наложение этих периодов на события жизни нации (группы) могут дать ключ к пониманию особенностей психологии этого лица, к объяснению его поведения*.

_____________________________________________________________________________

*См.: Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия. М., 1989, с. 24.

Теория и практика позабывают, что изучение жизненного пути человека целесообразно начинать с трехлетнего возраста. Личность человека, как известно, формируется в основном на протяжении трех—пяти лет жизни. Трехлетний возраст связан с наиболее ранними переживаниями детства, с началом осознания своего «Я». В этот период человек впервые встречается с самим собой, у него начинает складываться отношение к себе.

Здесь большую роль играют родители, которые, находясь в условиях не зависимой от ребенка социальной ситуации, закладывают в него определенные идеальные программы, являющиеся для ребенка "мостом" от прошлого к будущему. Эти программы, преломляясь через эмоциональный мир детей, оказывают большее влияние на восприятие личностью мира в детском саду, школе, вузе, в повседневной жизни.

Метод тестов. Психология в своем прикладном значении широко использует различные тесты для оценки внимания, сенсомоторных реакций, памяти, мышления, речи. Эти тесты дают возможность в системе профессионального отбора оценить развитие психических функций личности и определить кандидатов для обучения по определенной специальности. С помощью тестов каждый индивидуально может оценить свои способности и наметить систему упражнений для развития нужного ему качества характера. Тесты позволяют также оценить и некоторые параметры личности.

В последние годы появилось много различных тестов, направленных на оценку личности. Обилие тестов, справедливо отмечает В.М. Блейхер, объясняется различием подхода к самому изучению личности, свое­образием интереса исследователей и направленностью на различные личностные проявления*.

_____________________________________________________________________________

*См.: Блейхер В.М. Клиническая патопсихологии. Ташкент, 1976, с. 134.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.