КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процедура контент-анализа требует много времени и определенных условий, поэтому она оправдывает себя лишь при проведении научных исследованийОтбор в тексте единиц анализа. Процедура отбора заключается в отыскании в тексте всех выражений, отражающих смысл единицы анализа, В тексте это могут быть термины, имена собственные, устойчивые словосочетания. Анализ документов. Информацию об изучаемом человеке получают при анализе документов (письма, деловые отчеты, дневники, доклады, записки, конспекты, литературные произведения и т.п.). Существует несколько различных классификаций документов, которые можно классифицировать по трем основаниям: 1) по способу фиксации информации (рукописные и печатные документы, кинопленки, магнитофонные ленты); 2) по статусу документа (личные документы: письма, дневники; произведения творчества: книги, брошюры, статьи); 3) по характеру документа. В каждом конкретном случае тот или иной документ имеет различный информативный вес. При оценке личности по документам важно учитывать не столько то, о чем в них говорится, сколько то, как это говорится. Необходимо иметь ввиду, что, оценивая личность, мы интересуемся не событийной информацией, а психологическим аспектом информации. Все методы анализа документов делят на традиционные и формализованные. К первым относится анализ смысла текста, ко вторым — анализ, выделение и обработка единиц информации. Довольно эффективным здесь считается контент-анализ. Сущность его состоят в выделении в тексте некоторых ключевых единиц содержания (понятий, суждений, слов), подсчете частоты их употребления, определении их сочетаемости друг с другом, а также с общим содержанием текста*. Техника контент-анализа сводится к ряду операций, главными из которых являются 1) выделение единиц анализа; 2) отбор единиц анализа в тексте; 3) статистическая обработка. ________________________________________________________________________ *См.: Методы социальной психологии. Л. 1977, с. 43—60; Лекции по методике конкретных социальных исследований. М., 1972. Наиболее ответственная часть процедуры — выделение единиц анализа. От нее зависит успех всей дальнейшей оценочной работы. Начинается работа с определения категорий, то есть ключевых понятий, которые соответствуют задачам конкретной оценки. Так, если необходимо по имеющимся высказываниям выявить ценностные ориентации изучаемого лица, то рабочими категориями здесь могут быть социальные нормы, лояльность, политические и экономические взгляды, мировоззрение. Этим категориям необходимо найти адекватные выражения в языке исследуемого текста, они и будут единицами анализа. В практике контент-анализа употребляют стандартные единицы: слово, термин, символ, суждение. Наиболее употребительными единицами являются слово и символ. Статистическая обработка. В настоящее время разработаны многочисленные методики обработки данных контент-анализа. Широко используются частотные и процентные распределения, разнообразные корреляции и индексы, таблицы, графики и т. д.* В юридической практике при обработке информации на первых порах можно ограничиться более общим подходом. Весьма полезная информация может быть получена на основе данных о частоте употребления единиц анализа, установления пропорций между их отдельными группировками, их взаимной встречаемости и зависимости. _____________________________________________________________________________ *См.: Методологические и методические проблемы контент-анализа. М.-Л., 1973. Биографический метод. Изучение объекта юридического интереса является исследованием процесса формирования личности в условиях определенной эпохи, нации, класса, социального слоя. Смысл биографического метода в юридической психологии состоит в изучении жизненного пути личности. Это, с одной стороны, история жизни человека, а с другой — социальная форма его индивидуального развития*. Жизненный путь человека пролегает в условиях микросреды, которая является сферой межличностных отношений. Из комплекса взаимодействующих в микросреде обстоятельств складывается образ жизни непосредственного окружения, который отражается в индивидуальном опыте изучаемой личности. _____________________________________________________________________________ *Логинова Н.А. Биографический метод в психологии и смежных дисциплинах. Автореф. канд. диссертации. Л., 1975. Структура жизненного пути имеет свои фазы и генетические переходы между ними. Именно на стыках фаз и переходах происходят важнейшие жизненные перемены. Установление времени переходов от фазы и фазе в жизни изучаемого лица и наложение этих периодов на события жизни нации (группы) могут дать ключ к пониманию особенностей психологии этого лица, к объяснению его поведения*. _____________________________________________________________________________ *См.: Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия. М., 1989, с. 24. Теория и практика позабывают, что изучение жизненного пути человека целесообразно начинать с трехлетнего возраста. Личность человека, как известно, формируется в основном на протяжении трех—пяти лет жизни. Трехлетний возраст связан с наиболее ранними переживаниями детства, с началом осознания своего «Я». В этот период человек впервые встречается с самим собой, у него начинает складываться отношение к себе. Здесь большую роль играют родители, которые, находясь в условиях не зависимой от ребенка социальной ситуации, закладывают в него определенные идеальные программы, являющиеся для ребенка "мостом" от прошлого к будущему. Эти программы, преломляясь через эмоциональный мир детей, оказывают большее влияние на восприятие личностью мира в детском саду, школе, вузе, в повседневной жизни. Метод тестов. Психология в своем прикладном значении широко использует различные тесты для оценки внимания, сенсомоторных реакций, памяти, мышления, речи. Эти тесты дают возможность в системе профессионального отбора оценить развитие психических функций личности и определить кандидатов для обучения по определенной специальности. С помощью тестов каждый индивидуально может оценить свои способности и наметить систему упражнений для развития нужного ему качества характера. Тесты позволяют также оценить и некоторые параметры личности. В последние годы появилось много различных тестов, направленных на оценку личности. Обилие тестов, справедливо отмечает В.М. Блейхер, объясняется различием подхода к самому изучению личности, своеобразием интереса исследователей и направленностью на различные личностные проявления*. _____________________________________________________________________________ *См.: Блейхер В.М. Клиническая патопсихологии. Ташкент, 1976, с. 134.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |