Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование личности правоведа в вузе




В профессиограмме работника этой профессии выделяются социальная, коммуникативная, поисковая, организационная и удостоверительная стороны деятельности, в которых реализуются личностные качества, умения и навыки, обеспечивающие успех в его сложной работе. Главное для инспектора ОБХСС — умение разбираться в людях, находить пути к их сердцам, отличить честного человека от стяжателя, ориентироваться в сложной иерархии группы расхитителей и безошибочно выделить в ней слабое звено, через которое можно было бы раскрыть сложное, замаскированное хищение. Важно при расследовании этой категории дел выявить мотивы и условия, которые способствовали совершению конкретных хищений в различных областях промышленности, городского и сельского хозяйства, в торговле и т. д.

Сотрудники по борьбе с экономическими преступлениями для успешной борьбы с преступниками должны превосходить их в общей культуре и профессиональной квалификации. Они должны хорошо знать бухгалтерский учет, товароведение, технологию изготовления продукции, особенности переработки, транспортировки и хранения потребительских товаров с тем, чтобы использовать эти знания для раскрытия сложных, замаскированных хищений. Немало хищений совершается скрыто от окружающих, с использованием ошибок и недостатков в учете и охране материальных ценностей.

На практике часто сложные ситуации возникают в момент задержания. Здесь инспектору следует четко определить способ задержания в данной ситуации, учитывать при этом личность человека, которого необходимо задержать. Взгляд, специфический оборот речи, малейшее движение не должны остаться незамеченными. Любая мелочь может характеризовать человека.

Остановимся и на социальной стороне деятельности инспектора уголовного розыска. В первую очередь он должен стремиться предупредить преступления, создать на своем участке обстановку, которая препятствовала бы осуществлению преступных намерений со стороны подучетного контингента лиц. Для этого инспектору необходимо легко вступать в контакт с людьми, уметь учитывать быстроменяющуюся обстановку, проявлять находчивость и выдержку, сочетать убеждение и принуждение в условиях соблюдения правовых предписаний.

Реконструктивная сторона деятельности инспектора заключается в мысленном воссоздании картины события преступления, разработке основных версий по делу и подготовке плана, направленного на успешное раскрытие преступления.

Сущность удостоверительной стороны деятельности инспектора заключается в фиксации добытой информации в специальной письменной форме.

Важна для инспектора уголовного розыска организационная сторона его деятельности. Ему неоднократно в течение рабочего дня приходится выезжать на место происшествия, нередко встречаться с большим коли­чеством людей, посещать различные учреждения и организации и всюду надо успевать. Для этого инспектор должен обладать высоким уровнем самодисциплины, умением планировать время, организовать труд добро­вольных помощников и общественности, активно используя их помощь.

Качество ума инспектора, практическое мышление в процессе его трудовой деятельности именуется «оперативным». Анализ и синтез в его мышлении имеют равное значение и требуют гармонического сочетания.

Деятельность сотрудников по борьбе с экономическими преступлениями кропотливая, внешне неэффективная. Однако никто другой не возвращает народу и государству такого большого количества матери­альных ценностей, как работники этого отдела. Преступники, с которыми им приходится иметь дело, как правило, грамотные, квалифицированные и изворотливые люди. Результаты своей преступной деятельности они хорошо умеют скрывать.

Работа сотрудника по борьбе с экономическими преступлениями отличается от работы уголовного розыска задачами и методами и самим подходом их постановке. В уголовном розыске в основном работу ведут «от преступления» (убийства, изнасилования, кражи и т. д.), а в этих подразделениях инспекторам приходится "идти к преступлению", отыскивая его по малозаметным признакам. Сотрудникам этой службы приходится проверять заявления и жалобы граждан о нарушениях и злоупотреблениях в системе торговли, об обмане покупателей, пересортице, завышении цен, о жизни отдельных должностных материально ответственных лиц «не по средствам» и т. п. Эти разрозненные факты представляют в большинстве своем фрагменты целой картины, и необходимо обладать большим запасом разносторонних знаний, опытом и терпением, чтобы из перечисленных признаков была воссоздана картина замаскированного хищения собственности.

В.Л. Васильев в своей работе дал психологические описания всех основных юридических профессий под углом зрения задач, которые возложены на те или иные органы, обслуживающие правовую систему*, поэтому мы в работе на других кратких юридических профессиограммах останавливаться не будем.

_____________________________________________________________________________

*См. подробнее: Васильев В.Л. Юридическая психология. С. 166—183.

С усложнением различных сторон юридической деятельности постоянно растут требования, предъявляемые к личности человека, который избрал профессию юриста в качестве своей основной жизненной цели. Все большее значение при этом приобретают психологические факторы: наличие у абитуриентов соответствующих личностных качеств и задатков, которые в ходе обучения в юридическом вузе должны быть приведены в системы навыков, умений и знаний, обеспечивающих их успех в практической работе.

Процесс подготовки человека к юридической деятельности состоит из следующих последовательных этапов: профориентации, профотбора, профессионального воспитания, обучения и усовершенствования. Кратко остановимся на характеристике этих этапов.

Профориентация — это знание особенностей профессии юриста, а также профессионально необходимых и противопоказанных для нее качеств и свойств личности специалиста. Умело поставленная работа по профессиональной ориентации школьников приводит к тому, что молодежь начинает свое обучение в вузе с интересом к своему будущему труду, с пониманием его общественной значимости, что является важной предпосылкой к будущей высокой активности специалиста. В профориентационной работе с молодежью должны использоваться все формы: лекции, беседы, экскурсии, встречи с ведущими юристами и т. п. Существенную роль может сыграть профессиональная консультация абитуриента прокурором, следователем, судьей,

Профессиональный отбор предполагает целенаправленную деятельность вузов, органов прокуратуры и МВД по отбору абитуриентов и распределению студентов по специализации на основе и с учетом необходимых и противопоказанных для определенной юридической профессии качеств и свойств личности. На завершающем этапе профотбора с абитуриентами рекомендуется проводить собеседование, в процессе которого анализируются и оцениваются различные стороны личности абитуриента и оказывается помощь в правильном выборе специальности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.